Аннотация: Рецензия на компакт-диск американского саксофониста Неда Ротенберга (Ned Rothenberg)
Рецензия на компакт-диск американского саксофониста Неда Ротенберга (Ned Rothenberg)
Ned Rothenberg "Ghost Stories" (Tzadik Records)
Диск саксофониста Неда Ротенберга выпущен на фирме Tzadik, которая, по замыслу нью-йоркского авангардиста Джона Зорна, создавалась как рупор "радикальной еврейской культуры". Однако на альбоме нет и намека на клезмер - он задуман как погружение в мир японской церемониальной музыки гагаку. Продюсером диска неожиданно стал сам Зорн, хотя концепция альбома являет полную противоположность его собственным устремлениям. Оппозиция Зорн - Ротенберг наметилась еще в 80-х годах, когда они штурмовали клубы манхэттенского района Lower East Side. Музыканты часто выступали вместе и даже записали дуэтный альбом. Это был странный ансамбль. Роттенберг строил хрупкие конструкции - Зорн их разрушал, Ротенберг стремился к логике - Зорн действовал вопреки ей. Судьба проекта была предрешена. Спустя 15 лет история повторилась на новом уровне. Главное для Зорна - революционный порыв: если уж прокладывать музыкальные тропы, то через нехоженую целину и бурелом. Роттенберг, напротив, никогда не идет напролом, не ищет кратчайшего расстояния, даже если кажется, что до цели рукой подать. Возможности материала для Ротенберга важнее, чем собственные амбиции. Как художник эпохи Ренессанса, он ищет в мраморе прожилки и трещинки, которые уже содержат в себе динамику будущего изваяния. Альбом "Ghost Stories" позволяет сделать вывод, что словосочетание "new age" для музыканта не только символ звукового комфорта. Это скорее способ существования в переполненном универсуме современной музыки, где шагу нельзя ступить, ничего не раздавив и не испортив. Ротенбергу важнее всего вписаться в существующий пейзаж, ничего не меняя на свой лад. Он объективен и трезв в оценке собственных возможностей; в его японских зарисовках нет ни претензий на подлинность, ни капитуляции перед традицией. Длинные неторопливые импровизации не кажутся монотонными, что и отличает Ротенберга от других манхэттенских новаторов. Зорн умудряется за две-три минуты изложить главную мысль и дальше, на протяжении всей пластинки, не добавить к ней ничего нового. Замысел Ротенберга проясняется лишь на последнем аккорде. Эту пластинку нужно слушать до конца.