Сентябрь прокрался в город незаметно, не шелохнув и листа на старых кленах в парке. Солнца по-прежнему было много, свет и тепло все так же заполняли собою узкие улочки, скверики, дворики, играясь золотистыми бликами в лужах с перевернутым небом, чиркая огненными полосками по окнам и рассыпаясь фейерверками ослепительных пятен в кронах старых лип. Дамы не спешили отказываться от летних шляпок с широкими полями, мужчины все еще предпочитали легкие светлые костюмы, а детишки в шортах светили голыми коленками на игровых площадках. И только вечерами природа напоминала горожанам, что осень прислала к ним своего первого кронпринца, ночами его мантия превращалась в холодный сероватый туман. Сентябрь приучал горожан к прохладе и сырости, под утро окна аккуратных домиков с красными черепичными крышами покрывались серебристой и непроницаемой влагой, которая неспешно испарялась лишь к полудню, а серая брусчатка на узких улочках отчего-то темнела и делалась сиреневой. Впрочем, на парковых скамейках все еще было чисто, листва словно и не собиралась желтеть и осыпаться с деревьев. Но... Дыхание осени пришло в город, люди чувствовали его и с неохотой смотрели на шкафы, куда была убрана теплая одежда.
В летних кафетериях уже было не так многолюдно, как пару недель назад, отчего они принялись закрываться одно за другим, убирая столы и белые зонты с золотистой бахромой на склады, до следующего лета. Посетители теперь неосознанно предпочитали заказывать горячий чай или кофе, хотя на улице было все еще тепло, а прохладительные напитки теперь все чаще использовались в качестве ингредиентов для коктейлей. Официанты скучнели и старели, потому что студентов, подрабатывавших гарсонами, стало меньше, все они укатили в Столицу к началу учебного года, а хозяева ворчали, что теперь о прибыли можно забыть до весны.
Это был небольшой городок на западной окраине империи. Я перебрался сюда пару лет назад, когда Столица сделалась невыносимой, крикливой и окоченелой. Купив небольшой домик с яблоневым садом на улице Короткой, первым делом я перевез в него свою библиотеку в больших картонных коробках, коих набралось двадцать восемь штук. Разбирать и раскладывать, как оказалось, мне было лень, поэтому я просто начинал читать следующую книгу, наугад вынимая ее из какой-нибудь коробки, а по прочтении ставил на полку в громадном книжном шкафу.
Кабинет мой, заваленный рулонами и коробками с самым разнообразным наполнением, был весьма хорош своей планировкой. Особенно мне нравилось большое окно с полукруглым верхом, в котором, как на картине с рамою, отчетливо просматривались и были такими красивыми яблони. Я почти все лето держал его распахнутым, не закрывая створок даже в дождь, и частенько сидел на подоконнике, долго любуясь старинными и согбенными деревами с седой корой и могучими кронами. В сентябре на яблонях краснели крупные плоды, которые наполняли сад и даже дом сладким ароматом и какой-то пьянящей свежестью.
По утрам я любил заварить себе чаю покрепче, размять сигару и сесть на подоконник, привалившись плечом к массивной створке, всматриваясь в глубину сада, где солнце игралось тонкими золотистыми лучами, чертя полоски на мраморной дорожке, и дальше, дальше, дальше растворяясь солнечной дымкой между тяжелыми ветками, трещавшими от тяжести спелых яблок. Это были мгновения счастья, уединения с собою, воплотившаяся мечта о покое, который я выбрал осознанно. Жизнь в Столице приучила меня думать коротко и быстро, принимая решения набегу и считая каждую минуту, точнее постоянно вычитая следующую от предыдущей, выбрасывая, забывая ее. Жизнь в маленьком доме с яблоневым садом вернула ощущение прибавления. Я начал осознавать, что время это не только необоримое старение, но и обретение каждого следующего мгновения, как дара. Например мгновение красоты яблоневого сада, наполненного золотистыми нитями солнечного света. Это мгновение нельзя было назвать незначительным или коротким, потому что в нем так много всего умещалось: и сигара, истлевающая сиреневыми струйками в хрустальной пепельнице, и белесый парок над фарфоровой чашкой с чаем, и скребущий металлический звук напольных часов, и полупрозрачные отблески в распахнутых створках, и беззвучно надувавшиеся белые шторы... Времени становилось все меньше, я чувствовал утекавшие годы буквально, как воду, которая выливается из кувшина, но здесь оно сделалось насыщеннее и плотнее. Здесь время утоляло жажду бытия, а не напоминало ежедневно — вот еще на шаг ты стал ближе к смерти. И за это я полюбил свой уютный тихий домик сразу, как только въехал в него...
Снизу послышался грохот. Я сидел на подоконнике и отрешенно думал, что, по всей видимости, раскатились мои восточные бронзовые блюда с изумительной чеканкой. И даже представил себе, как они катились по паркету, перескакивая через небольшие стопки книг и, ударившись об стену с золотистыми обоями в серую полоску, вертелись и падали на пол со звоном.
Глоток чая, затяжка. Наполовину выкуренную сигару я вернул на бортик пепельницы, точно зная чей голос должен был прозвучать. И он не заставил себя ждать. Сердитый подростковый баритон, все еще ломавшийся на высоких слогах.
-Когда вы уберете отсюда эти железки, Сорис?
Далее стало слышно, как тот, кто по бесконечной своей неуклюжести скинул блюда, теперь пытался собирать их обратно в горку на шатком столике. Он что-то там бормотал и постоянно ронял что-нибудь новое. Наконец, после того, как на пол грохнулась стопа тяжеленных справочников, юнец сдался и крикнул изменившимся голосом:
-Вы это специально делаете, да, Сорис?
-И даже не думал, - пробормотал я, вернувшись взглядом к саду. На отяжелелой спелыми яблоками ветке, что согнулась прямо перед домом, блестела роса. И это была не та роса, что слепила глаз в середине лета, когда солнце превращало ее в россыпи бриллиантов. Это была серая, холодная влага с горчащей нотой. Она проливалась на мраморные плитки дорожки серыми кляксами и не собиралась испаряться.
-Ну, пожалуйста! - крикнул юнец, после того, как за его спиной шумно сползла волна старинных пожелтевших журналов из метрополии. - А то, ведь, уйду!
-Ну и уходи... - я посмотрел на пустую чашку и понял, что все равно придется спускаться на первый этаж, чтобы налить свежей заварки. Впрочем, ладно уж, раз пришел. Я глянул на раскрытую дверь в моем кабинете и в тот же миг внизу бронзовые блюда крепко стали на этажерке, стопка справочников, тяжело ухнув, подпрыгнула и улеглась на столике и журналы уползли обратно с тихим шорохом. Тишина и порядок.
-Как вы это делаете? - восхищенно крикнул подросток. - Прям мурашки по коже!
-Учиться нужно, - я направился к двери, по пути осмотрев свой кабинет легким глазом.
Середину комнаты занимал большой письменный стол с наваленными на нем стопами книг и рулонами имперских карт. Моя любимая настольная лампа на бронзовой стойке была все еще завернута в плотную бумагу, притулившись на краю вместе со шкатулкой для сигар. Перед столом на паркете светился квадрат солнечного света, в котором колыхались воздушные тени от штор. Книжный шкаф был пуст, за исключением пары полок, на которых я расставил уже прочтенные здесь книги. Несколько коробок с разобранной до винтика погодной машиной, коробка с редкими минералами и большой деревянный ящик со все еще запакованным громадным глобусом в нем. Вдохнув яблочного воздуха, я улыбнулся и направился по витой лестнице вниз.
На первом этаже в большой светлой гостиной, заставленной коробками вдоль стен, парой небольших восточных диванов и длинным прямоугольным столом с одним стулом посредине, меня ждал нескладный высокий подросток с копной нечесаных черных волос. Гимназический пиджачок был расстегнутым на все пуговицы, в белом воротничке болтался развязанный галстук, на блестящих от влаги туфлях были прилипшие травинки...
-Ты снова шел через сад, - с неудовольствием проворчал я, направившись мимо него в кухню.
-Здравствуйте, Сорис, я тоже рад видеть вас, - хмыкнул он.
-И для кого я мостил дорожку мраморными плитками, позволь узнать? - я приостановился возле двери и оглянулся в его сторону.
-Неужели для меня? - с хитринкой улыбнулся он.
Я мрачно его рассмотрел. Острые черты лица, выдававшие в парнишке человека с резким характером, снова смягчились и черные зрачки, будто вживленные в глазные яблоки кусочки угля, начали весело блестеть на золотистом солнечном свету, что косыми воздушными столбами проникал из широкого окна в середину комнаты, рисуя неровные светящиеся прямоугольники на светлом паркете. Он был довольно высок для своих четырнадцати и угловат, несуразная фигура его, казалось, состояла сплошь из ломанных линий.
-Я пошел по траве, чтобы подобрать спелое яблоко, - он мечтательно вздохнул.
-И съесть его немытым? - с некоторой иронией резюмировал я.
-Оно было влажное, прохладное и такое вкусное... - он снова улыбался со знакомой хитринкой, которая необыкновенным образом осветляла его нервически сердитое выражение лица, отчего на кончиках тонких бледных губ собирались крохотные морщинки. - Кто же виноват в том, что только в вашем саду яблони плодоносят каждый год? Во всем городе через года, а ваши каждый...
-Не люблю слово виноват, - я отвернулся и продолжил путь на кухню. - Никто ни в чем не виноват, ни люди, ни деревья. И тебе советую забыть это слово, как можно скорее.
-Это совет мага? - он пошел за мной.
-Я не маг! Сколько тебе повторять?
-Тогда почему только ваш сад так странно себя ведет?
Кухня была единственным полностью убранным помещением во всем доме. Шкафчики по левой стене, посудная горка, круглый стол, громадная плита с бронзовыми вентилями, на столе чайные принадлежности и корзинка со свежими булками, за которыми я не поленился сходить в булочную Матильды в семь утра. Я вынул из шкафчика новую чашку с блюдцем и, прежде чем закрыть дверку, посмотрел на своего гостя.
-Булки такие аппетитные... - пробормотал тот.
-Не могу понять парадокса. Ты ешь все и много, а все равно худой, как узник концлагеря. Почему?
-Вам жалко что ли? - буркнул подросток, голодными глазами рассматривая аппетитные булочки в плетеной корзинке. - С клубничным джемом, как я люблю?
-Как я люблю, не забывайся, - сердито ответил я. - Так, что, будешь чай?
-Разве я могу отказаться от вашего чая, да с булочками?
-Ясно, - я вынул из шкафчика еще одну чашку и только после этого закрыл дверку.
Сделав ему некрепкого чаю, показал на свободный стул и подвинул корзинку с булками. Затем я наполнил свою чашку крепкой заваркой, бросил в нее три кусочка сахара и подошел к окну. Отсюда тоже хорошо просматривался сад и петлявшая по нему дорожка. А еще скамейка с высокой спинкой, выкрашенная в белый цвет. Солнечные лучи, пробивавшиеся сквозь густые кроны яблонь, разливали по белым брускам светящиеся пятна, как густой солнечный сок, который стекал в траву медленно и вязко.
-Вы снова не называете меня по имени, - тихо сказал подросток. - Хотя обещали...
-Просто мне не нравится твое имя, - я сел на край подоконника и посмотрел на него поверх края чашки. Янтарный чай колыхался и тихо мерцал на свету, отчего казалось, что он растворял тонкие фарфоровые стенки, будто они были отлиты из сахара. Капли солнечного света кружились в заварке и медленно оседали на дно.
-Не понимаю, - он шумно отпил глоток, и я поморщился, потому что никак не мог отучить его от этой ужасной привычки. - Сони. Что плохого в этом имени?
-Сони... - я повторил его имя так, будто на языке попробовал. - Слишком короткое, не успеваешь понять, что это и зачем.
-Тоже мне, гурман, - ответил подросток и хмыкнул, затем взял булку и хищно вцепился в нее зубами. Ярко-красный джем тут же брызнул густыми теплыми каплями, измазав острый подбородок. Но мальчишка только улыбнулся и пробубнил с набитым ртом:
-А говорите, что не маг. Булки теплые, будто только из пекарни.
-Может быть я их недавно купил?
-Это утренние булочки с джемом от Матильды, - Сони заметил серебряный ободок с салфетками, вынул одну и принялся вытирать лицо, одновременно с тем дожевывая булку и продолжая излагать свои мысли. - Мама иногда ходит за ними, когда бывает трезвой. И она говорит, что если не успеть к девяти утра, то булок вообще не остается, ни одной, как не упрашивай Матильду.
-Значит солнечные лучи из окна прогрели их, - я поставил чашку и вернулся взглядом к саду.
-Не понимаю, почему вы не хотите признаться? - за спиной снова послышался шумный глоток, затем звон чашки по блюдцу.
-В чем признаться? - я выловил из воздуха раскуренную сигару, затянулся с облегчением и выдохнул ароматную сиреневую струйку.
-Например в этом, - по звуку я понял, что Сони принялся расправляться со второй булкой.
Его имя мне и вправду не нравилось. И вовсе не потому что было коротким или некрасивым, хотя то и другое имело место быть. Мне не нравилось наполнение этого имени, особенно применительно к, в общем-то, славному мальчику с непростой судьбой. Его имя было тяжелым словом, обманным перевертышем, прятавшим свою изменчивую суть за двумя, казалось бы, простыми слогами. Этой сутью была вкрадчивая ловушка, которая манила к себе жертву, завлекала в свою сердцевину, а потом захлопывалась навсегда. Тот, кто носил этот знак — имя Сони, - всегда забирал и впитывал или проникал и разрушал, неся перед собою яркую звезду, что никогда не грела. Это имя было бабочкой с неоново-синими крыльями, которая кружится в свете луны, а если вы протянете руку, завороженные ее воздушным танцем, и она сядет на нее, то... Скорее всего, рука ваша отсохнет.
Конечно, все это не имело никакого отношения к данному конкретному мальчику, который уплетал булки с таким рвением, будто собирался побить рекорд. Не имело отношение к мальчику, который боялся оставаться по ночам в одном доме со своей вечно пьяной матерью, не оставлявшей попыток задушить его подушкой. Все эти мысли вообще могли быть плодом моего расползавшегося на рваные лоскуты ума. Но все же... едва мне приходилось произносить его имя вслух — Сони — как я испытывал боль, буквальную, физиологическую, где-то в районе солнечного сплетения.
Я познакомился с этим мальчиком год назад, когда нашел его спящего, окоченелого, скрутившегося калачиком под яблоней в саду. На его левом виске была глубокая царапина с запекшейся кровью. Он был в сырой от росы пижаме, потому что едва успел убежать от матери, размахивавшей большими ножницами. С тех пор он почти каждый день приходил ко мне после полудня, съедал все, что видел, и уходил под вечер, зная, что и этой ночью, вероятно, придется слушать пьяный бред, угрозы, проклятья, а потом и прятаться на чердаке. Ночевать он никогда не оставался, хотя я и предлагал и даже готов был выделить небольшую комнату на первом этаже. Однажды он сказал, что я ничего не понимаю ни в людях, ни в женщинах, и что если горечь от неудавшейся жизни переполняет чье-то сердце, выливаясь через край, то это нормально — желать кого-нибудь убить. Он говорил про свою мать и меня эти слова повергли в шок, но я ему этого не сказал.
-Я много раз говорил тебе, что не маг. И вообще, ненавижу магию. Зачем ты пытаешься заставить меня признаться в том, чего нет?
-Сложно говорите, Сорис, - хмыкнул он, и снова с полным ртом. - Ну, хорошо, будем считать, что это естественно, что ваш сад цветет и плодоносит каждый год, булки всегда теплые, а раскуренные сигары сами прыгают в руки из воздуха. Я не против.
-Я сказочник... - мне почему-то стало грустно. Возможно, потому что я так и не смог вырваться из круговерти событий, которые сам же придумал и запустил одним нечаянным желанием, как бесконечно повторявшуюся мелодию в механическом пианино. Сказочник, маг — все это пустые слова. Суть моей жизни была в ином... Но вслух я сказал другое: - Я не знаю, как творят свою магию маги, извини за тавтологию. Не знаю ни одного заклинания и вообще не разбираюсь ни в химии, ни в людях, ни в женщинах. Я просто что-то придумываю или, если хочешь, рисую на внутренней стороне век.
-Ну и?
-И то, что я нарисовал вдруг появляется в реальности. Когда-то это пугало меня, сейчас даже не раздражает. Привык.
-Вот бы мне хотя бы на денек... - он отодвинулся от стола и мечтательно вздохнул.
-Я уже предлагал тебе свои услуги...
-Это не то. Вы бы только все испортили, - Сони перевел взгляд на чайник, встал, взял его и подлил в свою чашку немного заварки. Разбавив ее кипяченой водой, он вернулся на место и глянул на меня. - Я знаю, что вы маг, который не хочет признаваться в том, что он маг. Но даже и так, все равно, ваша магия слишком мягкая. Не думаю, что она умеет воздействовать на людей.
-Воздействовать и внушать, это очень близкие по смыслу слова. Ты не находишь?
-Намек понят, но... - мальчик отпил глоток чая и покачал головой. - Иногда нужно что-то сломать, чтобы что-то построить.
-Глупости, - я раздраженно махнул рукой. Умник тут мне выискался. - Можно и достроить, и надстроить и перестроить. А эти твои мысли об разрушении когда-нибудь разрушат тебя самого.
-Ну и пусть, - Сони грустно усмехнулся. - Может быть, тогда бы мироздание, о котором вы мне постоянно талдычите, уравновесится и все станет на свои места. Может я лишний винтик в этой большой машине. И без меня вовсе можно обойтись.
-Смысл наполняет человека не сразу. Например сейчас в тебе вообще нет никакого смысла... - я выбросил недокуренную сигару в окно. - Тут ты прав, лишний винтик. Но... Со временем ты начинаешь задавать себе правильные вопросы и искать свой смысл. И этот поиск наполняет тебя чем-то исключительно твоим, непохожим на прочих. Поиск собственного смысла и места в мироздании - это есть твоя цель в жизни. Найдешь его или нет — не важно. Главное осознать собственную пустоту и пытаться ее наполнить.
-А если я не хочу искать свое место в этой машине? - он прищурился.
-Ну и живи себе, как тело. Кушай, испражняйся, плоди себе подобных, будь землей из которой, когда-нибудь, произрастет другая травинка, и она, возможно, начнет задавать мирозданию правильные вопросы.
-Но ведь ответов она не получит!
-А все ответы лежат на поверхности, просто разбросаны далеко друг от друга.
-Все это слишком сложно для меня, - Сони отвернулся. - Мне бы чудо раздобыть.
-Кстати про чудо, - я улыбнулся мальчику. - Ты когда-нибудь слышал про говорящую голову Эль Негоро?
-Нет, - он с интересом посмотрел на меня. - Судя по тому, что это сказали вы и таким тоном, наверное, это что-то исключительное.
-Насчет исключительности не знаю, но то, что эта штуковина редкий экземпляр — ручаюсь. Пойдем в комнату, я покажу тебе.
-Она у вас? - Сони выбрался из-за стола за секунду, будто телепортировался.
А я подумал: Мальчишки... старые колдуны знают чем вас заинтересовать и ловят в свои сети легко и незаметно.
-Да, в одной из коробок, - я показал на дверь.
Мы пришли в гостиную и я начал разбирать большую гору нераспечатанных коробок, что громоздились возле стены. В них все еще были упакованы какие-то тарелки, чашки и прочие штуки, которые принято называть домашним скарбом. Сони вдруг сорвался с места и убежал на кухню. Впрочем, через минуту вернулся. В ответ на мой вопросительный взгляд, мальчик саркастически хмыкнул.
-На кухне порядок, все чашки вымыты и на столе ни крошки от булок. И вы говорите мне, что не маг.
-Ты об этом... - я вернулся к коробкам, с осторожностью вынул из середины шевелящейся стопы одну мятую и перекрученную скотчем, затем отнес ее к столу и аккуратно поставил на полированную поверхность. Солнце красило позолотой противоположную стену, искрясь и переливаясь бриллиантовыми точками света в паре винных бокалов, что стояли на стеклянной полке. Четвертый час дня, - подумалось мне зачем-то, - скоро пятна солнечного света уйдут из моего дома до утра.
-Подай-ка, - я показал на ножницы, лежавшие поверх столичных газет на журнальном столике в углу.
-Выглядит так себе... - пробормотал Сони, подав мне просимое.
Я разрезал скотч, раскрыл примятые картонные створки и осторожно вынул из коробки нечто небольшое, завернутое в пергаментную бумагу. Показав мальчику глазами на освободившуюся коробку, чтоб убрал, я принялся разматывать бумажные слои, аккуратно сворачивая их и раскладывая рядом.
И скоро нашим глазам открылась...
-Какая гадость... - тихо произнес мальчик, став рядом со мной.
-Мастер, создавший это механическое чудо, слыл в свое время большим оригиналом.
-Механика? А похоже на голову престарелой обезьяны, хоть сейчас на стену прибивай, как трофей.
-И тем не менее, - я сдвинул голову на середину стола и принялся нащупывать в жесткой шерсти на макушке маленькую кнопочку, которая должна была ее включить. - Это тонкая и я бы сказал гениальная работа. В эту голову вмонтирована разговорная машина с громадным запасом слов, кажется, что-то около пяти тысяч. Плюс их варианты и разные словоформы, тысяч шесть. Плюс скользящий эксцентрик из живого золота, который переключает машину от слова к слову самым неожиданным образом. Голова умеет спрашивать и отвечать на вопросы, она способна описать человека или помещение и вообще создает впечатление чего-то разумного. Все это, когда-то, дало повод столичной знати объявить мастера колдуном и агентом дьявола.
-Всего лишь за слова, которые произносила механическая штуковина? - удивился Сони, не отрывая глаз от печальной обезьяньей головы с насупленными бровями.
-Ты не слышал, что я тебе говорил? - я убрал руку от обезьяны, потому что кнопочку так и не нашел. Затем выхватил из воздуха тонкую отвертку, повернул голову к себе затылком и надавил на небольшой выступ за левым ухом. Изогнутая пластина с наклеенным волосяным покровом, прикрывавшая заднюю часть, сдвинулась в сторону. Я подкрутил винтик, отвечающий за заводку, и снова надавил на выступ. В тот же миг голова отозвалась...
-Кто здесь? - прерывающийся механический голос показался чем-то странным и даже потусторонним в этой все еще светлой комнате.
Боковым зрением я заметил, как вздрогнул Сони, затем повернул голову Эль Негоро лицом к нам. Это было то еще зрелище. Мрачная, черная и лохматая физиономия механической обезьяны постоянно меняла выражение: то будто сердясь, то радуясь, то задумываясь, то брезгуя. Массивные брови постоянно двигались вверх и вниз, отчего казалось, что голова испытывала адскую боль, которую не могла терпеть. Она скалила свои ужасные белые клыки. Она надувала морщинистые щеки. Она, и вправду, будто бы жила.
-Спроси у Эль Негоро что-нибудь, Сони, - я легонько толкнул мальчика локтем.
-Я не знаю, что спрашивать, - почему-то шепотом ответил он.
-Просто любой вопрос, какой придет в голову.
-Ну, хорошо... - он вздохнул. - Почему тебя звать Эль Негоро? И что значит твое имя?
-Дурацкие вопросы, - обезьяна закрыла глаза, и оскалилась, будто собралась закричать, да сил не хватило.
-Тебе больно? Ты хочешь быть по-настоящему живой?
-Да, - обезьяна посмотрела мутными глазами на мальчика. - И ты можешь помочь мне.
-Как?
-Отключи меня.
-Я не могу, - мальчик невольно глянул на меня.
Обезьяна проследила за его взглядом и вперила в меня размытый взгляд своих стеклянных глаз. А я думал о том, как же мастеру чертовски удачно получилось добиться эффекта мутных, больных глаз от пары стекляшек.
-Я знаю этого человека, - сказала голова. - Он любит мучить меня вопросами. Он не отключит... - затем стеклянные глаза вернулись к Сони. - Но ты можешь взять тяжелый молоток, я скажу где его найти, размахнуться и разбить меня. Сделай это! Не становись мучителем, как он!
-Мы в другом доме, Эль Негоро, потому что я переехал в другой город - недобро усмехнувшись, я повертел отверткой перед его глазами. - Так что забудь про молоток.
Обезьяна закрыла глаза и снова оскалилась.
-Наверное, теперь я понимаю, почему... - тихо сказал мальчик, задумчиво рассматривая механическую голову.
-И заметь, все это не проявление разума, а бесконечная череда случайностей, потому что в стальных шарнирах нет ни жизни, ни разума.
-Но ведь она почему-то не хочет жить, - мальчик посмотрел на меня и во взгляде его читалась растерянность.
-Возможно поистерлись какие-то детали или начал заедать эксцентрик. Возможно, эти просьбы были вмонтированы в голову изначально самим мастером. Много чего может быть и даже такого, о чем мы и не догадаемся никогда. Факт же состоит в том, что в этой голове нет мозга, который умеет думать, а так же нет артерий и крови, значит и нет души. Это просто каприз творца, который потехи ради придумал ребус для скучающих интеллектуалов.
-Тогда, что же такое человек? - совсем тихо прошептал мальчик. - Может мы тоже чей-то каприз и только разыгрываем разумную жизнь для того, кому просто скучно?
-Все возможно, - я пощелкал пальцами перед печальной мордой обезьяны и та открыла глаза. - Скажи-ка, Эль Негоро, в чем смысл твой жизни?
-Жизни? - стеклянные глаза снова вперились в меня. Но тут вдруг настроение головы резко переменилось и она закричала, насколько позволял слабеющий завод: - Я живу? Тогда дайте мне лапы! Дайте мне хотя бы одну лапу! Всего лишь одну! Умоляю, дайте!
-Зачем тебе лапа?
-Чтобы убить тебя!
-Почему ты хочешь убить меня?
-Я оторву твою голову, потому что хочу, чтобы ты стал таким, как я! Говорящей головой! Чтобы ты стоял на полке и рассказывал мне страшные или веселые истории! Я хочу знать, что я живой, потому что ты мертвый!
-Но ведь если я смогу говорить и рассказывать тебе истории, значит, я не буду мертвым, а так и останусь живым.
-Живым? Ты? - Эль Негоро поперхнулся механическим кашлем, его глаза едва ли не вылезали из орбит. - Значит, обман... Значит, это я мертвец?
-Ты отвечаешь мне, потому что понимаешь мои вопросы. Значит, возможно, ты разумный и живой.
-Тогда почему я здесь? Почему у меня нет лап? Почему я не могу исполнить свою давнюю мечту и убить тебя?
-Возможно, потому что ты живешь только тогда, когда этого захочу я?
-Тогда... - сила заводной пружины ослабевала, обезьяне все труднее давался разговор. Глаза закрывались и механический стрекот делался все тише. - Тогда почему ты хочешь этого так редко? Или если не хочешь этого на самом деле, по-настоящему, то зачем включаешь иногда?
-Я включаю тебя, когда мне становится скучно. Это единственная причина.