Знакомясь с картинами на евангелические темы я не раз перечитывал Новый завет. Меня всегда интересовали страницы посвящённые Тайной Вечере, Молению о чаше, предательству Иуды, в которых особенно остро проступают общечеловеческие поступки, идеи и проблемы. Само распятие, как следствие, уступает по накалу страстей этим эпизодам. Перечтём строчки Евангелия от Луки, где описываются последние часы жизни Христа перед его арестом и попытаемся взглянуть на эти события глазами художников разных эпох.
"И когда настал час, Он возлёг, и двенадцать апостолов с Ним, и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть её, пока она не совершится в Царствии Божием. И, взяв чашу и благодарив, сказал: примите её и разделите между собой ... И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сиё есть тело Моё, которое за вас предаётся ... сия чаша есть Новый завет в Моей крови, которая за вас проливается. И вот, рука предающего Меня со Мною за столом ..." (сообщение Иисуса о предательстве является главным эпизодом картин о Тайной Вечере)
"... Придя же на место (Гефсиманский сад), сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошёл от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! О, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю ..."
"... появился народ, а впереди его шёл один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошёл к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть. Иисус же сказал ему: Иуда! Целованием ли предаёшь Сына Человеческого?"
ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ. ИИСУС И ИУДА.
Главными действующими лицами этого казалось бы хорошо известного, а на самом деле не очень понятного религиозного события (по времени и по участникам пасха должна бы быть иудейской, но по значению и смыслу она становится христианской), являются Иисус Христос и Иуда Искариот. Остальные одинадцать апостолов просто статисты для художников, необходимые для выражения эмоций людей, обвинённых в предательстве. Иуда не обладает какими-либо внешними каноническими характеристиками - особой бородой, причёской, лысиной, поэтому уже в самых ранних иконах, фресках или картинах появился определённый набор признаков, позволяющих зрителю легко отличить его от остальных апостолов.
ANDREA DEL CASTAGNO, 1447, Sant'Apollonia, Florencе
На этой фреске художник просто посадил Иуду по другую сторону стола, отделив его от остальных апостолов, но напротив Иисуса, поддерживая таким образом смысловую связь между ними. Если взглянуть поближе, то вы увидите, как интересно взаимодействуют руки Иисуса и Иуды. Ну, а лицо Иуды никак не назовёшь благообразным, особенно в сравнении с Христом..
DUCCIO di Buoninsegna, 1308-11, Museo dell'Opera del Duomo, Siena
В Евангелие от Иоанна на вопрос Иоанна кто же предатель, Иисус ответил: "... тот кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок хлеба, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошёл в него сатана. И тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорей".
Именно этот момент отражён на картине Duccio. И только благодаря протянутой руке Иисуса с куском хлеба мы можем идентифицировать Иуду, поскольку он сидит рядом с другими апостолами, которые также как и он не имеют нимбов. Художнику пришлось отказаться от них, так как они бы перекрыли предметы на столе.
Я хочу обратить ваше внимание на приведённый выше текст Евангелия от Иоанна. Одним из главных событий Тайной Вечери является Евхаристия, причащение апостолов вином и хлебом, как кровью и телом Господнем, поэтому именно эту пасху и считают первой христианской. И получается, что с куском хлеба (телом Господнем) в Иуду вошёл сатана. Т.е. Христос направлено выбрал Иуду (хотя Иуда уже получил свои 30 сребников). Таким образом, Иисус подтвердил предназначение Иуды как предателя для окончания своей миссии на земле - искупление грехов человечества своей смертью (а точнее первородного греха Адамы и Евы, поэтому кровь из ран распятого Христа на многих картинах омывает лежащий на земле в основании креста череп Адама).
PERUGINO, Pietro, 1493-96, Convent of the Tertiary Franciscans, Foligno
Во фреске Perugino легко можно найти Иуду, поскольку художник не только усадил его отдельно и лишил нимба, но и всунул ему в руку кошель с деньгами. Обратите внимание на дополнительную сцену сверху, Моление о чаше, как следующий этап трагедии. А теперь взглянем на Иуду поближе.
Я думаю, что главным действующим лицом на этой фреске является Иуда, который развернулся и пристально смотрит на нас, как бы задаваясь вопросом: "Так ли я виновен? Или я тоже жертва обстоятельств? Или мне захотелось получить славу Герострата?" Многое можно прочитать в его взгляде и вряд ли мы найдём ответы на все вопросы. Такую попытку сделал Леонид Андреев в "Ииуда Искариот" - удалось ли ему это может решить каждый, прочитав повесть.
RUBENS, Peter Paul, 1631-32, Pinacoteca di Brera, Milan
Рубенс собрал всех апостолов в тесное незамкнутое кольцо вокруг Христа, оставив Иуду в разрыве, и усадив его почти в такую же позу что и Перуджино. Однако здесь взгляд Иуды не направлен на нас. Он с тревогой смотрит в будущее, пытаясь осознать свой поступок и его последствия. А у его ног улёгся пёс, грозными глазами смотрящий прямо на нас - сатана, уже завладевший душой Иуды?
Н.Н. Ге, 1863, Русский музей, Санкт-Петербург
И последней будет картина Ге, который нарушает все привычные каноны, изображая только уход Иуды. Чёрная зловещая, перекрывающая источник света, тень, на которую с удивлением и непониманием смотрят апостолы, - это всё, что оставил художник от Иуды.
МОЛЕНИЕ О ЧАШЕ
Иисус Христос уходит с апостолами в Гефсиманский сад. Здесь он отбирает троих, свидетелей его Преображения, Петра, Иакова и Иоанна, и уходит чуть дальше молится. И хотя он просит их не спать и молиться с ним они тут же засыпают, символизируя тем самым полное безразличие к страданиям и близкой смерти их учителя. Вдалеке видны воины с идущим впереди Иудой. Так скомпановано большинство картин на эту тему. Сам же эпизод Нового Завета показывает одновременное присутствие в Иисусе человеческого и божественного. Он страшится мученического конца жизни и одновременно согласен с решением Бога.
Посмотрим на наиболее известные картины.
MANTEGNA, Andrea, Agony in the Garden, c. 1459, National Gallery, London
В картине вместо чаши художник помещает перед Иисусом ангелочков с атрибутами распятия. Другой символ смерти представлен вороном на ветке дерева. В речке плавают два пеликана, символы жертвоприношения (известен миф, в котором пеликан разбил клювом себе грудь, чтобы напоить птенцов своей кровью). Значение кроликов (или зайцев) бегающих по дорожке остаётся непонятным. Композиция картина кажется неуравновешенной, зыбкой и тревожной.
BELLINI, Giovanni, Agony in the Garden, c. 1465, National Gallery, London
Bellini, зять и ученик Mantegna, явно использовал картину своего учителя как прототип. Однако действие здесь менее драматично и композиция достаточно уравновешена. И появляется ангел с чашей.
В обоих картинах мы не видим лицо Христа, не видим его страданий. Главным является само событие, пересказ страницы Нового Завета с упоминанием всех действующих лиц.
Совершенно иначе трактует событие Эль Греко. В центре композиции Иисус и ангел с чашей, резко выделенные красным и жёлтым. Апостолы и Иуда с воинами уменьшены настолько, что мы их почти не замечаем. Главным остаётся моление Христа. Его глаза, устремлённые на чашу, наполнены мольбой, а жест рук подчёркивает согласие с решением Бога. Всё наполненно энергией и экспрессией. Если провести прямую линию сверху вниз через ангела и Иисуса, то она закончится на группе воинов и Иуде, подтверждая таким образом неизбежную смерть Христа.
GRECO, El, The Agony in the Garden, c. 1590, Toledo Museum of Art, Toledo, Ohio
ПОЦЕЛУЙ ИУДЫ
Лучшей работой на эту тему безусловно является фреска Джотто. Среди жестикулирующих апостолов и воинов, мятущихся факелов и оружия, в центре сцены замерли два человека, скрестив, словно в "гляделках" два взгляда: спокойный и уверенный Христа и странный, самоубийственно-решительный взгляд из глубоко посаженных глаз Иуды. Поцелуя ещё нет и никогда не будет на этой фреске, но ощущение оставшейся доли секунды до него напряжённо повисает в воздухе. Художник словно оставил Иуде эту долю секунды для того, чтобы отказаться от задуманного, от предательства. Но Иуда уже обнял Иисуса и полностью укрыл своим плащём. Мы словно чувствуем это движение, которое резко контрастирует с неподвижностью лиц, и понимаем - ничего не может быть изменено ...
GIOTTO di Bondone, No. 31 Scenes from the Life of Christ: 15. The Arrest of Christ (Kiss of Judas), 1304-06, Cappella Scrovegni (Arena Chapel), Padua
Michelangelo Merisi da Caravaggio, 1602, National Gallery of Ireland, Dublin
Через 300 лет после Джотто Караваджио создал полотно на туже тему. И хотя он смог уже использовать накопленные за 3 века новые технические средства живописи, эффекты перспективы и источника света, и свой талант живописца, он не смог достичь внутреннего эмоционального накала фрески Джотто. Картину можно условно разделить на две части: слева, почти сливаясь друг с другом, лица Иоанна, Иисуса и Иуды, а справа - трёх солдат и самого Караваджио, держащего светильник.
Я позволю себе предположить, что для портретов Иоанна и Иисуса был использован один и тот же натурщик. Разница только в ракурсе и эмоциях. Иоанн убегает в страхе, а Иисус смиренно принимает объятие Иуды и только напряжённые руки выдают его внутреннее состояние. Спокойное с оттенком сожаления лицо Иуды контрастирует с его цепкой рукой схватившей плечо учителя.
Мы познакомились с несколькими работами великих мастеров прошлого. И после Рубенса на западе, а Ге в России не было создано ничего значительного на эти эпизоды Нового Завета. Появились новые задачи, новые проблемы и новые заказчики. Религиозная тематика в живописи отходит на задний план освобождая место современным течениям и идеям, которые крайне редко обращаются к библейским историям.
Но мы продолжаем посещать музеи, которые бережно хранят картины старых мастеров, продолжаем радоваться и наслаждаться их работами. Надеюсь, что моя крошечная работа позволит вам лучше понять и полюбить живопись.