Сорокоумовский Иван :
другие произведения.
Теодор Роззак, Лсд, хиппи и культ свободной любви
Самиздат:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
|
Техвопросы
]
Ссылки:
Оставить комментарий
© Copyright
Сорокоумовский Иван
(
l3-msk@yandex.ru
)
Размещен: 16/06/2016, изменен: 16/06/2016. 23k.
Статистика.
Глава
:
Философия
Скачать
FB2
Ваша оценка:
не читать
очень плохо
плохо
посредственно
терпимо
не читал
нормально
хорошая книга
отличная книга
великолепно
шедевр
Теодор Роззак «ЛСД, хиппи и культ свободной любви».
Теодор Роззак «ЛСД, хиппи и культ свободной любви».
Яркое и критическое описание судеб наркоманов шестидесятых… и чуть-чуть критическая заметка о «традиционных» религиозных практиках
«трансформации сознания». Также Роззак «проезжает бульдозером» по
«сердитым» новым левым.
BY THE AUTHOR OF THE MAKING OF A COUNTER CULTURE
THEODORE ROSZAK
«Двери Восприятия»
ЛСД открывал дорогу в будущее такой же ширины, как небо, и мы дерзали!
Кислота взрывала в нас весь негативизм и удаляла страх из наших тел,
давая нам зрение, которое было зрением радуги. Мы видели, что все люди
могли бы жить вместе в гармонии и мире подобно тому, как мы начинали
жить друг с другом...
- John Sinclair, Guitar Nation
Создание общества, в котором все будут иметь право на длинную жизнь,
хорошее здоровье и безопасность требует драматических изменений нашей
этической системы. Но дело в том, что бурное развитие промышленного
общества опережает этический императив. Увлечение безграничной
производительностью, страсть к завоеванию природы, неудержимый аппетит
приобретения вступают в противоречия с моралью старого мира. Изменения
этик не возникают из рационального анализа или идеологической
дискуссии; они происходят от видения жизни по-новому, через возраст и
опыт поколений.
…Сознание было богом шестидесятых, сердцем протеста. С точки зрения
эпохи, трансформация разума осуществляла переход на более высокий
политический уровень, где старые вопросы звучали неожиданными
аккордами. Высокомерная претензия контркультуры «изменить мозг»
превосходила все прежние попытки известных реформаторов – ибо даже
большевики и коммунисты никогда не дерзали покуситься на саму биологию.
...На протяжении всего 19 века понятие сознания играло значимую, но
весьма разную роль в марксистской теории. По Марксу, классовое сознание
должно быть внушено всему пролетариату, что и составляет основную
задачу революционера. Философия книг "раннего" марксизма часто
фокусировалась на «героическом» опыте обнаружения сознания. Дескать,
после получения истинных знаний о природе эксплуатации, рабочие
становились осведомленными и чувствительными к защите своих интересов.
«Поднимать сознание», с точки зрения марксистов, следовало через
революционное просвещение и «исправленную» в нужном направлении
культуру. Это означало конец всех иерархических общественных структур и
привилегий. Разумеется, подразумевался отказ от церковного дурмана и
сверхъестественного в пользу строго материалистической философии.
Но в шестидесятых годах под философским термином «сознание» уже
понималось что-то иное. Понятие «сознание» приобретает сопутствующие
психологические значения, наконец, религиозные обертоны. Стиль эпохи
меняется.
Зачем необходимо трансформировать сознание? Существующие рациональные
проблемы не могут быть решены. То «состояние» сознания, к которому мы
адресуем вопросы, неясно и затемнено эмоциями. Спонтанно возникают
антипатии, отвержение, нас вводит в заблуждение тривиальная риторика
речи. Сознание - поле безграничного исследования, превосходящее узкие
политические категории прошлого.
К слову сказать, разница в пониманиях «сознания» становилась камнем
преткновения между новыми радикалами и оппозиционерами прежних лет.
Например, марксизму присуща слепая вера в функциональную
рациональность. В конце концов, Маркс именует собственную философию
«научным социализмом». Для учеников Маркса слово, речь остаются
главными орудиями политики. Следовательно, множатся тяжелые тома
исследований, памфлеты, манифесты. Уличный оратор способен внедрить
классовое сознание в любого: факты, риторические фигуры и страстная
ругань достаточны для пропаганды.
В шестидесятых годах изменения сознания предполагалось достигать
необычными путями. Радикальный проект социальной революции требовал
электрохимической перестройки нервной системы, чтобы люди «нового
свободного мира» смогли «подняться» до уровня просветленного понимания
непознаваемых истин. Однако цели достигались не идеологические, а
афишировались как мистический полет и средневековое духовное
откровение.
Все это вместе взятое означало повальную наркотизацию. В каждом
стереотипе шестидесятых присутствует резкий, острый запах наркотиков.
Поэтому у изображенных на революционных плакатах того периода "злых"
лидерах «политического авангарда» часто блаженные улыбки обкуренных
битников и детей цветов. Протест суть второй смысл нирваны.
Неправильные молодые "сердитые" политики в униформе левых запутались в
samsara. Как могло общество, понятое через парад иллюзий, стать
объектом революционного изменения? И допустимо ли проводить политику
посредством всеобщей наркотизации?
В шестидесятых годах наркотики внедряются в массы со скоростью пули.
LSD, кактусы, экстази, дурман, мескалин - целый словарь непонятный слов
из молодежного сленга. Люси в небе с алмазами... белый кролик...
волшебный дракон... Только для обозначения марихуаны известны 50
наименований. Жаргон позволял разграничить поколения молодое и
«занудное» старое. Готовность колоться, нюхать, курить наркотики
«выключала» вас из принудительных и бессмысленных ритуалов прежнего
мира.
...Мои студенты рассказывали фантастические истории. Кажется,
употреблялись сорняки, листья экзотических деревьев, ягоды, грибы,
какая-то почти плесень. Некий студент, уже достаточно «подгруженный»
наркотиками, пытался заинтриговать меня дешевым рецептом для
«путешествия»: хорошо сгнившие грибы тщательно отбирались из мусорных
баков супермаркета, добавлялась большая доза детского аспирина и
немного крысиного яда. Изготовитель фармацевтического «чуда» был
убежден в действенности препарата. Как вы думаете, сохранились ли
впоследствии психика и здоровье этого человека?
Но дурашливая атмосфера окружала лекарственную культуру времени,
становясь политической повесткой дня. В конце концов, ЛСД был
изобретением фармацевтической промышленности, первоначально созданным в
Швейцарии компанией «Sandoz» лекарством для лечения мигрени. В этом
суть нового – революция пропагандировалась химически, промоутеры варили
в революционных котлах наркотическое варево. Очевидно, наблюдался и
развлекательный аспект повальной наркотизации общества. Впрочем, часто
наркотики приводили к всплескам правонарушений, что делало
наркоторговцев героями дня: продажа и использование допинга были
преступлением, придавали действиям пушеров ореол смелости и полного
пренебрежения законом. И, когда власти выслеживали и репрессировали
очередного торговца наркотиками, сей деятель автоматически заносился в
списки жертв режима. Допинг идеально соответствовал подрывным запросам
времени. Увы, кажется, во всеамериканской наркотизации виновна «Federal
Drug Administration». Сама Администрация США по контролю над
лекарственными веществами создала эту опасную ситуацию.
...Что мы знаем о нашем интеллекте? Уильям Джеймс пишет о «нормальном»
сознании, рациональном. Фрейд говорит уже о нескольких типах,
взаимодействующих в нашей психике. Может быть, разум состоит из
множества форм сознания, о которых мы ничего не подозреваем?
Благодаря исследованиям влиятельных ученых-психиатров наркотики
казались таинственными, они позволяли преодолеть исконные запреты
разума. А книги типа «Дверей Восприятия» Олдоса Хаксли, «Обнаженного
ленча» Уильяма Берроуза, «Космологии» Алане Уотса рисовали картины
происходящих изменений.
Наркотики представлялись не просто вариантом политического восстания,
но как необходимое усилие, чтобы обойти «принцип действительности», на
котором основана современная прагматическая жизнь. В руках Хаксли и
Уотса, нарождающегося нового поэтического мира, звезд музыкальной сцены
допинг, особенно LSD, становился королевской дорогой в революцию.
Название произведения Хаксли - "Двери Восприятия"... демонстрируют нам
передний план контркультуры. Однако изобретатель метафоры, творец
времени Романтизма Уильям Блейк говорил об очищающих свойствах "дверей
восприятия", он искал духовного преобразования общества. Поэтическая
борьба Блейка против материалистического и коммерческого духа эпохи
сделала из автора пророка и почти ученого. Блейк мистический поэт. Он
утверждал требования увидеть вечность в горстке песка, изъятие души из
мучительной материалистической атмосферы заводских районов города и
избавления от ужасов рынка. Кажется, Хаксли призывал вступить на ту же
дорогу: путь к вечной философии лежит через мистический союз с Богом.
Однако многосторонний ум Хаксли доверчив. Ему мнилось, что западная
прагматичная наука совместима по целям с теологией. Дескать, наука
всего лишь более быстрая дорога в рай. Поэтому духовное освобождение,
как пишет Хаксли, химически возникает в котлах лабораторий. Например,
при помощи мескалина. По слухам, именно это вещество употреблял Хаксли,
находясь при смерти.
«Двери восприятия» навсегда становятся химическим символом эпохи.
Звезда сцены Джим Моррисон заимствовал первое слово для своей
музыкальной группы. «Двери восприятия» пришли к нам от Блейка
посредством философии Хаксли, и, вместе с другими менестрелями эпохи,
Моррисон начал проповедовать в розницу и оптом наркотики для
многомиллионной молодой аудитории. В конечном счете, мы достигли той
точки, в которой сотни людей участвовали в кислотных «тестах»: даже
романист Кен Кизи, суровый критик психиатрии, занялся кампаниями
пропаганды психотропных веществ.
...Среди моих друзей были люди, ежедневно принимающие дозы LSD в
шестидесятых и семидесятых годах, наркотик стал лекарством от болезней
«ограниченного сознания». Допинг превратился в символ борьбы
«свободного духа», заключенного в тюрьму культуры. Все это теперь
красочная и известная глава той эпохи.
Существуют общества, где наркотики ритуально использовались; некоторые
из них сохранились и изучаются учеными. Кого же «трансформировали»
философии Хаксли, Уотса или Кизи? Пол Маккартни может верить, будто
наркотики остановили войну, прогнали бедность и голод, но никакой
политический лидер, ученый или представитель американской бюрократии не
рискнет сказать что-то подобное.
Тимоти Лири, главный идеолог философии «выключения», умер. Последние
годы жизни он потратил на чистейшую метафизику, превратившую его
«науку» в туманные размышления. Рам Дасс вырос в мягкого и мудрого
гуру. Вероятно, LSD в этом случае уступило более прочным восточным
традициям медитации. Все это предположения, а на практике мы наблюдали,
как психотропные революционеры строили Новый Иерусалим. И в моем родном
городе Беркли жертвы упорных поисков химического рая отчетливо видны.
Они живут на улицах, старые, безнадежно пристрастившиеся к наркотикам
бродяги, попрошайничающие на перекрестках. Они - не пример очень
развитого человечества.
В ретроспективе увлечение наркотиками выглядит смелым. Мы - воистину
одержимая лекарствами культура, зависимая от медикаментов даже в том
случае, когда мы лечимся от бессонницы. Империя лекарств – могучая
промышленность, более выгодная сегодня, нежели когда-либо. Мы узнали,
что различие между «хорошими» лекарствами и «плохими» зачастую бывает
произвольным. Если «Restoril», «Lipitor», «Ambien», или «Prozac»
запретить в продаже, у нас появится еще один криминальный черный рынок.
Вероятно, стареющие «boomers» использует сегодня фармацевтические
препараты лишь для того, чтобы поддержать активность тела и души.
Поиски химической нирваны в шестидесятых годах стало плохой и дорогой
национальной привычкой. Значительная часть населения, ради шутки,
«опыта», из подражания знаменитостям употребляющая наркотики очень
скоро «перегрузит» нашу медицинскую систему. Так сегодня утверждают
множество исследователей. Пагубные привычки отражаются на здоровье
нации.
Кроме того, созданные юридически различия между наркотиками и
«лекарственными» препаратами привели к ужасным последствиям.
Беспорядочное осуждение всех людей, употребляющих наркотические
вещества, привело к созданию наркопромышленности, уголовных
предприятий, «сотрудники» которых заполонили наши города, участвуют в
беспрерывных бандитских войнах.
Печально, но поколение, видевшее роль лекарств и психотропных
препаратов как шлюз в более высокую форму сознания, внесло весомый
вклад в организованную преступность. Наркомания стала опаснейшим
вирусом современного общества. Либералы и консерваторы оказались
повинными в создании этого тяжелого наследства. Напомню лишь один
эпизод: в середине семидесятых Джимми Картер, кандидат в президенты,
был вполне готов поддержать легализацию марихуаны; эти неуместные
инициативы вызвали возмущение, дали Рональду Рейгану и всем правым
республиканцам миллионы голосов. Две идиотские практики: тупая
вседозволенность и безмозглые запреты! Таким образом, в США была
создана сеть подпольных притонов и чрезвычайно богатый рынок
наркотиков. Все самое известное и неправильное из практик «сухого
закона» двадцатых годов оказалось принято на вооружение в войне с
психотропными препаратами. Запрет на торговлю алкоголем создал империю
Аль Капоне, а борьба с наркотиками лоббировалась торговцами
лекарствами, поддерживая саму систему. В результате у нас есть хорошо
организованное преступное сообщество. Может быть, единственно
реалистичное и человечное решение сегодня – это декриминализация
рынка...
*****
«Риск в сознании: эпизод второй»
Политика изменения сознания оказалась фальстартом? Нисколько.
Исследования иррациональных глубин, которые лежат в основе событий
шестидесятых, дают богатое понимание нашего времени. Мы узнали, что
политика - психопатическая форма деятельности человеческого общества,
место размножения безумцев в наиболее неприглядном виде. Никакая иная
человеческая деятельность не производила столь много грязи, крови, как
политика. Ложь, которая используется, чтобы прятать настоящие мотивы
политических лидеров ничем не лучше фантазий безумцев. Самые известные
эго-маньяки всех времен совершали преступления с призывами к соблюдению
законности и возрождения гуманизма.
Фильм 1964 года Dr. Strangelove (Доктор по прозвищу «Странная любовь»)
начинается сценой, когда два самолета соединяются в воздухе посредством
гигантской фаллической заправочной трубы. Бомбардировщик, на борту
которого находится термоядерная бомба с зарядом, достаточным для
уничтожения города, «подпитывают» топливом. А на фоне этой чудовищной
картины звучит душевная музыка. Образ впечатляющ, вряд ли Пентагон
выдумывал нечто более «мужественное» за всю свою историю.
В поисках химических способов придать психике ускорение (что наивно),
мы нашли мало примеров полезных примеров преобразований сознания, но
множество плохих и разрушительных образцов социального поведения.
Психотропные препараты могучи и жестоки, нельзя надеяться на случайный
благоприятный эффект. В итоге мы получаем еще несколько зависимостей, а
сегодня наша цивилизация подвержена лекарственным пристрастиям.
Миллионы людей ежедневно потребляют кофеин, содержащийся в кофе, чае,
шоколаде с тех пор, как еще на заре промышленной эры общество
доверилось лекарствам для стимулирования утомленного непосильной
работой пролетариата.
Каждая городская культура использует набор допустимых лекарств, чтобы
устранять напряженность, помогать пищеварению, предотвращать депрессию
и усиливать сексуальную потенцию. Существуют ли более эффективные
средства, нежели наркотики, «открывающие» границы сознания? Безусловно.
Любой мощный эмоциональный сдвиг в психике сделает вас другим
человеком. Протестантские церкви предоставляют прекрасные иллюстрации
«трансформации сознания» традиционными средствами: они предлагают
музыку, экстатические песни, крики и ревы, вращения, волнообразные
движения руками и молитвы до полуобморочных состояний.
Сильное эмоциональное волнение, сопровождающиеся ободряющей поддержкой
группы, под управлением гуру – вот достойный путь для поколения
«boomers»?
Традиционные методы сегодня, как и в прошлом, дают прочный