Сорокоумовский Иван : другие произведения.

Американская психоистория

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Непопулярный загадочный Майкл Леси и его книга «Смертельная поездка в Висконсин» («Висконсинская смертельная поездка», Wisconsin Death Trip). О прекрасном как случайной встрече на анатомическом столе зонтика и швейной машинки. Размышления о попытках создать фотографическую психоисторию. Вопросы для себя. Воспринимает ли «славянский менталитет» чуждые веяния, или пока еще мы с трудом признаем творчество некоторых журналистов-фотографов-художников-историков. Ниже, после длинного отступления, кажется понятным, почему так трудно подобрать слова. Всплески западного полисинтетического творчества не всегда нравятся нам. Вроде как трудности «культурного перевода» на русский язык чужого национального творчества. Аллегорические иконы макабр, «западная некрофилия» не вызывает в России особого восторга, известных подражаний. Также нас еще не соблазняет европейская и американская увлеченность психоисторией.

  Ипполит Тэн, французский историк литературы и искусства, в 1863 году опубликовал свой главный труд «История английской литературы».
  В этой книге Тэн утверждает, что литература не простая игра воображения или не связанный с реальностью каприз пылкой головы, но точный снимок окружающих нравов и признак известного состояния ума. Отсюда Ипполит Тэн выводит концепцию, согласно которой литература определяется тремя главными факторами: расой, средой, историческим моментом.
  Историка, философа, фотографа, журналиста Майкла Леси мы заочно знаем по обзору от Сьюзен Зонтаг, хотя влияние Леси на западную культуру ощущается даже сейчас. И творчество Майкла Леси удачно вписывается в
  концепцию Тэна. За одним исключением — Майкл Леси как редактор склонен создавать цепочку из диких ужасов, порождающих безумие и преступления.
  Пишет Уэйн Статик, лидер индастриал-метал группы Static-X.
  «Коллекция фотографий и статей, описывающих жизнь в маленьком городе штата Висконсин. В книге были фотографии младенцев в гробах, сообщения из психиатрических больниц, детали сцен убийств... это невозможно забыть. Книга произвела на меня огромное впечатление.»
  Кому интересны болезни, психические заболевания, бытовые преступления и сельские похороны?
  Майкл Леси пытается философствовать: существует искусство, порождающее искусство. Сумасбродные фантазии одного человека заставляет творить других людей. Неважно, насколько качественно «первотворчество», но возникает отклик в душах, запускается генератор идей.
  Книга Леси вдохновила несколько музыкантов; неформалов или любителей популярной музыки, конечно, вряд ли заинтересует опера или кантата, но творение британской пост-панк группы покажется по крайней мере интересным. Совсем недавно Тим Рафаэль с композитором Джеффом Берконом воспользовались сюжетами книги. На книгу ссылаются австралийский писатель Род Джонс и американец Стивен Кинг. Боб Дилан цитирует Леси. Эстетика «Смертельной поездки в Висконсин» пронизывает культовый фильм Уолтера Мёрча «Возвращение в страну Оз» (Return to Oz, 1985).
   «Портреты, которые вы видите, - это портреты людей, живших когда-то... Идеей [романа] я загорелся в 1973 году. Огонь в моем сердце и голове был вызван блестящей книгой Майкла Леси.» Выражает признательность Роберт Гулрик в книге «Верная жена».
  В 1999 году Джеймс Марш снял драму с одноименным названием.
  Картину с русскими субтитрами можно найти в интернетах.
  Наконец, «Смертельная поездка в Висконсин» переиздавалась - в мягкой обложке в 1991 г., затем ее вновь подготовили к печати в 2000 году.
  Творение Майкла Леси появилось на свет в 1973 году, в эпоху длинноволосых хиппи. Время «Беспечного ездока», развратных бандитов Чарльза Мэнсона, Ангелов ада, Тобе Хупер уже снимает кровавое кино-гротеск, «Техасскую резню бензопилой».
  На английском языке книга называется «Wisconsin Death Trip».
  В те годы «трип» (поездка) подразумевает нечто больше, чем просто перемещение из точки А в точку Б. Трип как наркотическое путешествие в загадочный, иногда жуткий мифический мир, созданный фантазией и наркотиками. Да, умопомрачительный опыт может быть плохим.
  Книга сверствана из коллажей Леси и фотографий, сделанных в Блэк Ривер Фолс между 1885 и 1900 гг. фотографом Чарльзом ван Шейком; вкрапления отрывочных газетных сообщений об убийствах и похоронах, городские сплетни, какие-то литературные цитаты.
  Как пишут критики: в текстах создается каталог поджогов, жестокости, слабоумия, самоубийств и убийств, банкротств, инцестов, ранних смертей и эпидемий дифтерии и оспы. Женщины убивают себя от горя — у них погибли дети. Мужчины сводят счеты с жизнью из-за безработицы. Брат и две сестры сходят с ума; какая-то женщина отравляет ребенка стрихнином, а кто-то режет живот ножом мясника. Две пожилые женщины, от отчаяния облившись керосином, сгорают в ярком пламени.
  Хрупкие стеклянные негативы Чарльза ван Шейка сохранились не все. Из сохранившихся 3000 работ Майкл Леси выбрал около 140 красноречивых изображений.
  Среди них шокирующие и трогательные фотографии мертвых младенцев в гробах.
  Возмутительная встреча двух эпох — в Америке гангстеров, ирландских эмигрантов, времени драк между католиками и протестантами «визуальные запреты» были другими. Считалось допустимым фотографировать смерть детей, но обнаженное тело непристойно и преступно. Мораль в искусстве изменилась, поэтому сегодня нас шокирует прежнее благопристойное.
  Интервью Роберта Бирнбаума (2003) наиболее информативное из мне известных.
  Майкл Леси считает себя «хорошим фотографом», хотя сегодня он профессор журналистики в колледже Массачусетса.
  Сначала Леси подумывал о кинокартине. (Возможно, в стилистике монтажёра, , сценариста и режиссёра Мэри Суини, гражданской жены Д. Линча?) Однако снять кинокартину — дорогое удовольствие.
  - Проще создать фильм «в виде книги», - говорит Майкл, подразумевая семидесятые годы. - И наверное, во многом виновата скука, в то время я собирался получить степень доктора философии, но было очень скучно. Я пошел смотреть волшебную коллекцию фотографий Поля Вандербильта. Огромное количество никому не известных фотографий!
  Из-за скуки Майкл начал работать над книгой сорок с хвостиком лет назад.
  На фотографиях из коллекции Поля Вандербильта вы видите незначительные скучные события, эпизоды человеческой жизни. Люди рассказывают друг другу истории, как в работах иного известного автора этого жанра, Зандера. Коллекция Поля, можно сказать, повторяет философию немецкого фотографа Зандера. Будничная жизнь жителей небольшого города. Так начинается психоистория от Майкла. В интервью Бирнбауму Майкл Леси цитирует Карла Юнга, психиатра Роберта Лифтона, Эдгара Доктороу, Курта Воннегута. Не забывает загадочного ученого и мистификатора Великовского, Элиаде и Зигфрида Гидиона (помните, «архитектура как объем, от которого исходит радиация»?)
  Пытаются ли историки «подтянуть» посредством психоистории науку к реальности, из уважения к жизни, ведь жизнь невозможно представить линейной.
  Коллажи, говорит Майкл Леси, были вдохновлены работами Макса Эрнста и Хартфилда. Ибо все сюрреалистические события происходят во Франции, однако политическая история совершается в Германии после Первой мировой.
  Небольшая справка: создатель пролетарского антифашистского, антиимпериалистического фотомонтажного плаката Хельмут Херцфельд, лауреат Национальной премии ГДР (1957), в свое время принадлежал к «политическим дадаистам».
  Марк Фини, ранее бравший интервью у Леси, пытался понять, что такое творчество Леси. Искусство или история, документальная фотография или литературное произведение?
  Отвечает Майкл Леси: Я верю, существует истина, можно использовать все извращения фантазии, чтобы рассказать какую-то версию истины.
  Майкл Леси использует технику монтажа, чтобы усилить какие-то ключевые идеи. В книге используются гравюры: шляпы, револьвер, салфетки и корсеты, железнодорожный локомотив и т.д.
  Действительно, заметна контркультурная стилистика и чувствуется влияние викторианских коллажей Макса Эрнста.
  С точки зрения Леси, текст состоит, как и музыка, из тона и ритма. Те, кто читал книгу, не смогут сказать, что это поэзия или история, выдумка или дискурс, мистификация или откровение. В конце книги Майкл Леси также делает выводы о связи жесточайших условий капиталистического производства и обсессивно-компульсивного поведения, паранойи. Безработица, внезапная смерть родственников, люди боятся за себя и своих близких. Американская мечта как американский кошмар, замечает Уоррен Сусман в рецензии на книгу Майкла Леси.
  Фотографии см например здесь https://vk.com/album17020639_222900207
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"