Сорокоумовский Иван : другие произведения.

Из истории фотожурналистики

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Невидимые люди. О фотожурналистике и не только: фотография в эпоху депрессий. Поэтическая и мрачная книга Герберта Осберна «Банды Нью-Йорка» начинается предисловием от Х. Л. Борхеса: «На фоне синих стен или просто синего неба два бандита, затянутые в черные плащи и обутые в сапоги с высокими каблуками, кружатся в мрачном танце, танго двух неразличимых ножей, пока вдруг из-за уха одного из них не начинает капать кровь: это нож вошел в тело человека, он падает и умирает.» Подвалы старых пивоварен, бараки негров и нищих ирландцев — это все трехэтажный старый Нью-Йорк. Люди, которые выбираются ночами из канализации, головорезы, вербующие в свои ряды 10 – 11-летних убийц; ряды домов с красными фонарями; собачьи и крысиные бои; китайские игорные притоны и опиумные курильни. Иллюстрациями к этой книге могли бы служить фотографии, например, Доротеи Ланж эпохи «Великой депрессии».

  Одетые в цветастые платья босые молодые женщины, продавщицы кукурузы, - продолжает рассказ Осберн, - самые романтические фигуры бандитских улиц. Юноши страстно добивались расположения девушек, дрались из-за них. Заработки торговок были значительными, поэтому мужчины посылали своих хорошеньких жен на улицу каждую ночь с кедровым коробом, наполненным горячей кукурузой. И ходили за женами по пятам, чтобы бросать булыжники во флиртующих молодых людей.
  Горячая кукуруза! Горячая кукуруза!
  Для вас белоснежная кукуруза!
  Все, у кого есть монеты, —
  А у меня, бедняжки, их нет, —
  Подходите и покупайте белоснежную кукурузу,
  Чтоб я смогла уйти домой...
  Книга Герберта Осберна увидела свет в 1928, автор убеждает нас — с нищетой и бандитизмом покончено навсегда еще в 1915 году. Увы, не прошло и года, как вся Америка начала медленно погружаться в Великую депрессию.
  Совсем недавно, 25 мая 2015 года умерла Мэри Эллен Марк, талантливейших «социальный» фотограф. В известном интервью, опубликованном, если память не подводит, в июне, Мэри Эллен Марк утверждает, что документальной фотографии уже не существует.
  Серьезное и продуманное заявление, точка зрения признанного фотографа-документалиста?
  Может быть, смерть документальной фотографии связана с торжеством нынешней потребительской культуры, которая, как считает Ж. Бодрийяр, не терпит визуальную или вербальную «нетолерантность», боится смерти, маскирует страдания и болезни (отсюда огромное количество современных игровых или фэнтезийных кинофильмов «на тему смерти», где страшный европейский макабр воздушен, прекрасен и сентиментален).
  Быть может, прав Гленн Гринвальд, автор книги о поразительной истории бегства из Гонконга хакера и сотрудника АНБ Э. Сноудена, борец за свободу слова: журналист и писатель часто приводит примеры выхолощенных крупными корпорациями СМИ, лишенных бунтарского духа и тяги к разоблачению сильных мира сего. Журналисты служат правительству, а свобода слова мнимая.
  Хотя пессимизм Мэри Эллен Марк должен провоцировать дискуссию, все-таки хочется написать о другом.
  Русский речевой этикет однозначно относит слова неудачник, нищий, побирушка, попрошайка, паупер или новомодное лузер к оскорбительным. (В последнее время также появилось популярное ругательство «нищеброд».)
  Однако в американском анимационном сериале «Южный парк» часто и открыто издеваются над нищетой Кенни Маккормика («мальчика, которого всегда убивают»), пусть это всего лишь беззлобный стеб мультипликаторов над замалчиванием проблемы нищеты в США.
  Слова «бедняки», «нищие» вычеркнуты из английского языка де-факто - в электронную эру легко проверить, существуют ли запреты на «нетолерантную речь». Спросим всезнающий Гугль, с удивлением отметим, - все ссылки ведут куда-нибудь в Африку или Папуа — Новую Гвинею.Классово чистый Гугль не хочет знать, что существуют европейская, американская или австралийская бедняки. Нищие - это там, в других странах, в странах «третьего мира». Приходится специально указывать: я ищу нищету в «развитых» государствах.
  И достаточно быстро Гугль выведет нас на шокирующие страницы современных «социальных» фотографов, фотожурналистов.
  Судя по всему слово «социальное» нынче ценится на вес золота. Иначе откуда появились популярные «социальное такси», «социальная реклама», даже «социальная пенсия» и «социальное образование». «Социальная фотография» - это калька с английского «social photography»? Нет, на самом деле это «social documentary photography»: любительская или профессиональная фотожурналистика, фотография взаимодействий между людьми или хорошо известный нам «производственный портрет».
  Немного истории. Из ранних авторов часто вспоминают борца за права бедных фотографа Якоба Рииса (1849 — 1914) или учителя ботаники в еврейско-славянском гетто Нью-Йорка Льюиса Хайна ( 1874 — 1940), позднее штатного фотографа американского Национального Комитета Детского Труда.
  Но самый известный фотопроект в истории социальной фотографии - попытка показать жизнь обнищавших во время Великой депрессии землевладельцев.
  Фотография как искусство многим обязана социальным потрясениям и сельскохозяйственным программам: несколько фотографов по заказу чиновников и в рамках правительственной программы FSA попытались документировать жизнь малообеспеченных фермеров. Получилась великая галерея страданий и горя, навсегда вошедшая в историю фотографии.
  Безусловно, «фотопроект FSA» справедливо критикуют «с точки зрения искусства»: заказчики требовали от фотографов подчеркнутого изображения несчастных людей, «чтобы возникло желание помочь страждущим у благотворителей».
  Затем, уже после «сельскохозяйственной» серии работ Уолкера Эванса, Гордона Паркса, Доротеи Ланж и Билли Брандта, после Второй мировой Юджин Смит снимает рыбаков японской деревни, Дэнни Лайон создает «байкерскую серию», Диана Арбус фотографирует «особых людей» и т. д. Выбор имен произвольный, в России не менее известны работы иных замечательных мастеров - Роберта Франка, Вильгельма Клейна, Мэри Эллен Марк, Ли Фридлендера, Гарри Виногранда. Справедливости ради следует сказать, что социальная фотография не приносила дохода в те годы, а многие художники так или иначе симпатизировали социалистам. Поэтому исторически «social documentary photography» связана с нашим родным соцреализмом. Хотя культурные и политические предпочтения представителей оной разные. Из интересных фактов: Билл Брандт проникался методами Эзры Паунда, Юджин Смит горячо симпатизировал премьер-министру Великобритании, лейбористу, в юности члену Независимой рабочей партии Клементу Ричарду Эттли, а предисловие к книге Роберта Франка написал Джек Керуак, с которым фотограф познакомился в США.
  Взлет фотожурналистики начинается в шестидесятых.
  Проходит знаковая выставка «Toward a Social Landscape», а в 1967 году директор отдела фотографии нью-йоркского Музея современного искусства Джон Зарковский делает экспозицию работ под названием «Новые документы» («New Documents»).
  В выставке приняли участие Гарри Виногранд, Дайана Арбус и Ли Фридлендер: три фотографа, которые, по мнению Зарковского, лучше всего отражали новые тенденции документальной фотографии.
  Ниже фотографии разного времени. Дэнни Лайон, Уолкер Эванс, Гордон Паркс, Доротея Ланж, Билли Брандт и т.д.
  Эрнест Лоув (Ernest Lowe, сайт http://ernestlowe.com/) сделал свою замечательную серию «Playgrounds of the Poor» в 1965 году — в годы расцвета «социальной фотографии», да-да, перед выставкой «Toward a Social Landscape», где показали работы ныне культовых фотографов Гарри Виногранда, Ли Фридлендера, Брюса Дэвидсона, Дуэйна Майклза и Дэнни Лайона. Бренда Энн Кеннеолли фотографирует детей в 2005 г., после урагана Катрина.
  Основатель некоммерческого союза фотожурналистов AmericanPoverty.org Стив Лисс призывает использовать фотографию для рассказа о том, как живет «другая половина человечества». Они неудачники (лузеры), бедные, малоимущие и айдсайдеры, нищие и попрошайки. Сколько их, других? Наверное, около 50 миллионов только в США.
  - Можно дать цифры статистики бедности, но вряд ли вы заинтересуете зрителей, глаза не загорятся, - говорит Лисс в интервью CBS. - Но я рассказываю историю одной семьи, показываю борьбу за выживание и люди понимают меня.»
  Преподаватель фотографии в Колумбийском колледже в Чикаго Стив Лисс хочет сделать бедность «видимой», развеять стереотипы о бедных людей. (сайт http://www.steveliss.com/)
  У фотографа много соратников. Например, Бренда Энн Кеннеолли, Джон Левенштейн, Эли Рид, Стивен Шамес и Дэнни Уилкокс Фрейзер.
  Так, серия «Дети залива» Бренды Энн Кеннеолли посвящена детям побережья Мексиканского залива в Америке, живущим за чертой бедности; у Стивена Шамеса впечатляет цикл фотографий «Дети нищеты».
  - В богатейшей стране мира более 13 миллионов американских детей прозябает в бедности, - объясняет Стивен Шамес. - Многие из этих детей проживут меньше, чем бедняки в 1960 году.
  Немного философии. Как определить «качество» работ фотожурналистов с первого взгляда? В случае с фотографиями бедных людей не возникает затруднений: сильный фотограф любит своих героев, он не смакует фотогеничность нищеты, его не привлекают сами по себе красота морщин на спившихся лицах или грязные руки бродяг. А как иначе, если карьеры отцов и матерей фотожурналистики не всегда начинались в богатстве и радости?
  Показательные судьбы мастеров: третий ребенок в семье из пятнадцати детей Якоб Риис; всю жизнь переживавший из-за своего происхождения сын немки и англичанина Брандт, вынужденно скрывавший место рождения; бывший фабричный рабочий Льюис Хайн... Маленький Роберт Франк вместе с отцом и братом в 1935 году был как еврей лишен германского гражданства, а родители Виногранда эмигрировали в США из Будапешта и Варшавы, Гарри вырос в еврейском рабочем районе Нью-Йорка.
  Примечание. Когда несколько месяцев назад Фонд Ельцина и ангажированные Кольта.ру с Медузой попытались исправить «имидж» девяностых, создавая неприятную и скользкую кампанию хвалебных отзывов «памяти девяностых», мне сразу вспомнились ужасные от безнадежности постперестроечные фотографии Мирона Цовнира и, что удивительно, катастрофическая книга С. Алексиевич «Время сэконд хенд».
  - В 1995 году в Москве я увидел огромное количество больных, бездомных, отчаявшихся людей, - говорил Цовнир. - Сложно представить такое в Западной Европе или Америке – мертвого человека, целые сутки пролежавшего на улице, пока его заметили и убрали.
  Было что-то людоедское и глубоко безнравственное в недавних попытках Кольты, Немецкой волны и других изданий подсчитать количество жертв «проклятых девяностых». Дескать, «никто же не умер!»
  Я с трудом представляю, чтобы американские поклонники Герберта Гувера (президента США в годы Великой депрессии, кстати, человека, сделавшего для России и США много хорошего) начали кампанию в защиту имиджа исторического периода 1929-1938 гг., Великой депрессии.
  Небольшую подборку фотографий см здесь https://vk.com/album17020639_223256398 (Mary Ellen Mark, Ernest Lowe, Brenda Ann Kenneally, Jon Lowenstein, Eli Reed, Stephen Shames, Danny Wilcox Frazer, Danny Lyon & etc)
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"