жутька : другие произведения.

Отзыв на стих Алекса Трудлера "Любовь и постмодернизм"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


  
      Трудлер Алекс
      Любовь и постмодернизм
      http://zhurnal.lib.ru/t/trudler_a/lyubovipostmodernizm.shtml
     
      Никогда прежде в истории человечества литературные богатства, а также литературные отходы прошлого и настоящего не были столь многочисленны и столь же легко доступны для читателя. Во времена Пушкина достаточно было знать Гомера, Феокрита, Овидия, ну, мож еще Державина с Сумароковым. Теперь же один только пласт классики столь велик, что неизвестно, много ли найдется не специалистов, не филологов, а просто любителей поэзии, которые могут сказать: "Прочел все".
      Уж про рудники сетевой поэзии и говорить нечего.
      Спрашивается, а для чего тогда сочинять стихи? Если все уже сказано, если ничего нет нового под солнцем, а если скажут: "Вот оно, новое", то приглядевшись внимательнее, поймешь, что оно уже было в веках. И все же, и все же... Новое -к счастью ли, к сожалению - есть. И величина информационного моря - из числа этого нового, и новый темп жизни, рождающий "клиповое сознание", и новые образы, рождаемые научно-технической революцией.
      И это новое требует, чтобы его запечатлели, вплели нитью в ковер мировой литературы, пофиксили, заюзали. Оно хочет стать частью не только жизни, но и литературы, имеет право... Принято считать, что подвывание кулера менее поэтично, чем плач ветра, положено думать, что белоствольные березки - это красота, а переплетение светодиодных нитей - уже некрасиво. Но как говорится, если что-то куда-то положено, то пусть лежит. До времени. А ты возьми, не бойся и сплети, слепи, сшей, свяжи - свое. И пусть нити куплены в лавке постмодерна, и пусть узор где-то как-то что-то напоминает. Не бойся. Ибо сколько бы ни повторяли "Молчание -золото", но если молчать все время, вряд ли научишься говорить.
      Это все присказка, а сказка впереди.
      Итак, стихотворение А.Трудлера использует ряд эффектных образов классической лирики и прозы: тут и перефразированные строки Маяковского про ревность к Копернику, которые будучи в исходнике символом стремления к запредельному, здесь окрашены горькой иронией (ибо лирический герой заранее обречен и никакой порыв куда-то там ему не поможет), здесь и огниво из старых сказок, которое там было средством попасть в иной мир и получить волшебный артефакт, а теперь пригодно только для выживания на свалке... Тут и корни...ох уж эти корни...
      Группа "Корни", она тоже вписывается в постмодерн...
     
      "5 тысяч тонн света,
читаю в газетах,
даёт солнце земле.
5 тысяч тонн света
Твоя любовь - это лето
Несёт ласточку мне.
Про то и про это накрутят поэты,
Наврут они о любви.
Корабль из газеты штурмует рассветы,
Ворует чувства твои."
     
      вот, всего произвольный отрывочек из песни "Корней", а уж и в нем заюзана народная поговорка про ласточку, которая весны или лета не делает. Впрочем, надо возвращаться к стиху.
     
      "В какую даль плывет Синдбад,
      И где Суок найдет Просперо?" - любой адепт постмодернизма отыщет в упомянутых произведениях его признаки. Хотя, наверное и "Руслана и Людмилу" при некотором усилии можно счесть началом постмодерна на Руси.
     
      А "гнаться за Вольтером", сочинившим кроме всего прочего сатирическую "Орлеанскую деву", наверное, еще не поздно... Невредно иногда вспомнить, что "опустить" кумира умели давным-давно.
     
      А перечитать "Клима Самгина", оттуда явилась фраза про мальчика? Тоже неплохо. Ибо в этом романе блестяще представлена переломная эпоха со всей ее бесовщиной, популизмом и странным существованием человека на грани обывательщины и подлости. Ибо обывательщина сама по себе еще не есть подлость, а революционный порыв - еще не есть подвиг (возвращаясь к коперниковским простыням...)
     
     
      "Воображение изранив
      Изображением cвоим." - тут, кажется, автор немного перестарался, переусложнил. Потому что, если бы "изображением чужим", то было бы вполне просто - слишком часто сегодня нам навязывают чужие изображения, да хоть порнофильмы, говорят, у некоторых, нестойких граждан просмотр их рождает комплексы: как же, ведь я так не смогу, значит... или к примеру, модели разные - и девушке уже кажется, что ее никто не полюбит, потому что у нее талия толще, а грудь тоньше.
     
      Что же в итоге? Получилось вполне читаемое и даже занимательное стихотворение. Образы "мыслей, умирающих от безделья" и "терновых венков нервов" вполне оригинальны и запоминаются.
      Остается вопрос: возможно ли сегодня философское стихо без иронии? Наверное, все-таки нет. Ибо когда бежишь вместе с толпой, философствовать можно только, остановившись глотнуть пивка и куснуть биг-мак. А при таком раскладе, как не усмехнуться над великим и вечным... ну да, тем великим и вечным, которое уже давно превратилось в набор для вышивания бисером.
  
   Р.S.
   Для жутьки Поэзия начинается с внутреннего возгласа:
   - Афигеть! Я так не могу...
  
  В данном случае, при все моем хорошем расположении к автору стиха, полагаю, что... увы... так (или похоже на так) могу:  
   Сгнила веков сифоностель,
  Упала истины секвойя,
  Зря Уленшпигель ищет Нель,
  Напрасно рог Роландов воет,
  'Не верь, не бойся, не прости',
  И 'зайку бросила хозяйка'...
  Несется по пустой Руси
  Стихоплетений пустолайка.
  'Горит на кончике пера'
  Зари незримая полоска,
  Какие перья...их вчера
  В гранит отлили вместо воска.
  Раскрыв отважно декольте,
  Ассоль танцует в грязном баре,
  Ученый кот теперь - котэ,
  Кто как умеет мозг нам парит.
  Флешмобы, саммит, целлюлит,
  И непонятный аутсортинг,
  Моя башка почти болит,
  Не знаю, что б еще испортить...
  Уходят соколы в ужи,
  А великаны - в лилипуты,
  Изображением чужим
  Я словно нитью прочной спутан.
  Лежу, спеленут пустотой,
  В нарядной модной колыбели,
  А вроде, был вчера крутой...
  Но что-то яйца надоели.
  
   И не в противоречие, а просто:
  
    течет рифмушек разных лава,
  по проводам как по волнам,
  а что - так плохо - что забава?
  а что - нельзя хихикнуть, право?
  а что - лишь грустно плакать нам
  над вечной гибелью культуры,
  над той слезинкой, что спасет?
  а мне вот хочетццо в секс-туры
  и наплевать на нашефссё

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"