Сотников Борис Иванович : другие произведения.

О сборнике "Ах, эта любовь-бесстыдница..."

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

О сборнике
"Ах, эта любовь-бесстыдница..."

(повести без вранья о жизни и любви)


Аннотация

Борис Сотников как художник слова давно зарекомендовал себя яркими рассказами и повестями северного пилота о военных лётчиках заполярья. Затем он неожиданно исчез из печати на 30 лет, закрытый от читателей негласным надзором КГБ и лишённый права публиковаться. Но в 1994 году он вдруг заявил о себе выдвижением его книги "Запретные повести" на соискание Государственной премии Украины. И вот новая его книга - совсем о другом, и опять с нестандартным углом зрения. На мой взгляд, она неизмеримо интереснее сверхдорогих иностранных "бестселлеров любви" в шикарных обложках, которые заполняют теперь книжные базары нашей страны и формируют базарный вкус у неискушённых читателей. "Ах, эта любовь-бесстыдница..." выгодно отличается от пошлости и банальности "суперов" не только высоким уровнем литературного мастерства, но и привлекает "отечественностью" любовных драм и трагедий - в ней всё наше: наши печали и скорби, наша действительность, наш, отечественный подход к решению "Темы" и постановка вопросов. Да и остросюжетность всех повестей настолько захватит читательское внимание, что они прочитаются сразу, без откладывания на завтра. Но самым неожиданным в этой книге является, пожалуй, то, что она, словно энциклопедия условий жизни, раскрывает и показывает на протяжении почти полувека нравы и быт ушедшей эпохи испорченного социализма. В этом её историческая ценность. Характеры и психология героев всех повестей типичны, и в этом заключается ещё одна важная ценность книги - она правдива. А лучшие из этих повестей можно смело назвать художественными шедеврами. Достоинства сборника - широта охвата исчезнувшей эпохи, глубина проникновения в проблемы жизни и высокая степень сочувствия народу. Книга наградит наслаждением читателя, который сделается мягче и доброжелательнее после её прочтения.
От автора

Считаю необходимым пояснить фразу в подзаголовке, что значит "без вранья"? Несколько поколений, выросших вместе со мною под руководством советской власти, так и остались в неведении, что их обманывала эта власть, привыкшая внушать народам СССР свои лживые идеологические клише, развешанные на заборах и под крышами домов: "КПСС - ум, совесть и честь нашей эпохи"; "советская семья - самая здоровая в мире"; "советский человек нравственно выше на голову граждан зарубежья", выдавая их за истины, запрещая опровергать эту ложь в печати и поощряя в литературных изданиях ханжество писателей и журналистов-подхалимов. Власть эта завралась до того, что народ стал откликаться на всё это злейшими остроумными анекдотами. Например, профессор поучает своего аспиранта: "Если хотите защитить вашу диссертацию о слонах, обязательно вставьте разделы: "Роль нашей партии в выращивании слонов" и "СССР - родина слонов".
Ложь в политике, в художественной литературе, в газетах, на радио, телевидении, в ВУЗах, в семейных отношениях, показной патриотизм, "покорение" природы", народов соцлагеря и собственных граждан - привели, наконец, к развалу и краху и Советского Союза и этого "лагеря". Потому что в первую очередь затрещала и стала разваливаться от перечисленных причин "здоровая советская семья", фундамент, на котором держится любое государство, собирающее налоги с трудового населения в пенсионный фонд, госбюджет и так далее. Нет семьи, нет прироста населения, начинаются нехватки: рабочих рук, товаров для сбыта, интереса к работе. И потому рушится, управляемое лживыми и бесполезными правителями, государство, в котором остаются лишь старики, да холостяки. Нет любви в семьях, нет любви к Родине, нет любви правительства к народу, а у народа к правительству, и наступает коллапс жизни. Потому что жизнь - это любовь, деторождение для продолжения жизни, и вообще главный стержень, на котором держится всё на этом белом свете. И когда с любовью перестают считаться правительства, ханжески разделяя её на возвышенно чистую и на голый секс, то этого не прощают им ни люди, ни природа. Разве можно расщеплять воздух, которым мы дышим, на отдельные составляющие: кислород, водород, озон и т.д.? А отделять от любви "постель", это всё равно, что очистить корни деревьев от земли и солей, необходимых им для цветущей жизни. Вот поэтому "воспитательное" враньё про любовь и жизнь не воспитывало нас, а губило. Вместо борьбы с жестокими условиями жизни, "коммунистическое" воспитание, основанное на ханжестве, лишь подталкивало людей к "ворованной" любви на стороне, к счастью, выпиваемому торопливыми глотками, к эгоистическому пониманию смысла собственной жизни и... к ответному вранью.
Цель моих повестей - убедительно показать читателям, к чему это приводило и что всё обстояло именно так. Жестокая правда о былой жизни и любовных взаимоотношениях между людьми, когда они невольно предавали не только любовь, но и самих себя, вот о чём, предлагаемый мною к чтению, настоящий сборник повестей "без, вышеописанного, вранья". Полагаю, что время для этого, наконец-то, настало, так как в свободной, вроде бы, Украине люди опять живут в невыносимых для нормальной жизни условиях, которые ведут к распаду семьи и сплошному холостячеству без брачных уз и супружеских обязанностей. Настал век мужественных женщин и безответственных женственных мужчин. А это - противоестественно природе, и потому тревожит.
Писать об эросе и любви, как о мощном и не разделимом чувстве, не просто. Если оценивать его не с облегчённых позиций лишь естественного влечения полов, а подходить к проблеме с шекспировскими задачами и мерками, когда любовь и жизнь человека рассматриваются, как величайшая трагедия его, в которой проявляются не только характеры, но и отражается эпоха. С другой стороны, всегда есть опасность перехода за тонкую грань волшебного в искусстве, где начинается не мир горячего чувства любви и эроса, а мир холодной порнографии - "картинки", толкающие человека к насилию, а не к возбуждению ответной любви. Автор надеется, что "волшебная грань" в повестях им не нарушена, ибо в каждой из них не трудно проследить глубокое уважение к читателю, а не пренебрежение к его эстетическим чувствам и нормам, как это иногда случается в коммерческих фильмах, строивших свой расчёт на "клубничке" для недозревшей юности и перезревших старичков-сластолюбцев. На почве секса автор стремился показать художественными средствами правду любовных чувств и ощущений людей, а не технологию "способов" и бездушие, что характерно для порно, а не для эроса. Да и сама "бесстыжесть" повестей - вовсе не в отсутствии стыда как такового, а, наверное, в неожиданном для нашего читателя открытии "ночного занавеса", за которым живёт нагое человечество. Живёт, любит, рождается и умирает. Но, главное, накапливает опыт для следующих поколений.
Да, говорят, повести непривычно опаляют и воспламеняют, но пробуждают при этом добрые чувства, а не звериные инстинкты. Автор тоже надеется, что они доставят читателям удовольствие, желание жить и любить, а не прибегать к насилию. Что проку, что во времена лицемерной идеологии КПСС об эротике в любви нельзя было писать и не писали. От таких установок государственные прокрусты входили только в безнаказанный раж и совершали настоящий цензурный разбой в нашей литературе. Но стал ли наш народ от этого искусственно прививаемого "целомудрия" лучше? Всё равно любовь никогда не признавала ни государственных границ, ни "железных" занавесов и кирпичных стен, ни национальных самоизоляций, а иногда, к сожалению, и принятых цивилизованным миром норм поведения. К тому же вместо того, чтобы читать отфильтрованные книги, он спивался от правительственной лжи и лицемерия. Поэтому уж лучше ему знать обо всём правду, нежели вовсе ничего не знать или знать, но превратно. Лучше принимать жизнь такой, какая она есть на самом деле, нежели жить с иллюзиями девственников, а потом прозревать от личных потрясений и смотреть в дальнейшем на любовь глазами озлобленных и завистливых евнухов. И вообще времена коллективного пуританства, кажется, заканчиваются. По крайней мере об этом свидетельствовал поразительный интерес телезрителей к передачам под рубрикой "Тема", в которых талантливый журналист Влад Листьев ставил перед обществом такие острые вопросы, как нужны или не нужны для холостых мужчин бордели в нашей стране, другие щекотливые "Темы", когда порою не верилось, что это уже можно обсуждать в открытом эфире. Это было полезно. Знание - действительно, сила. А страус, зарывающий свою голову в песок, всего лишь романтическая глупость.
Какой трагической ни была бы наша жизнь в век "сексуальной революции" и термоядерных бомб - ведь выход из этого тоннеля только в одну сторону - опыт всё равно нужен. Поэтому отпущенные человеку радости в его интимной жизни это яркий спасательный круг с корабля маленького счастья, за который он ещё держится в водовороте жизни, чтобы не пойти ко дну, и не нужно проявлять фарисейскую нетерпимость к этому последнему утешению несчастных людей. Да помогут им эти повести править парусами любви без сигнала "SOS".
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"