Сотникова Ольга Сергеевна : другие произведения.

Элитарность, гламур, попса, башли

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    А масс-медийное пространство все расширяется и расширяется, прихватывая не только жанровую и внежанровую литературу, но и ту, которая считает себя особым слоем, в рамки жанров не укладывающимся. И вся эта литература тоже движется в масс-медийное пространство, чтобы исполнить свою роль его укрепления.

  Сердце забилось гулко, и кровь застучала, засуетилась, взяв вдруг разбег; в горле запершило, язык стал сухим и шершавым - все эти приметы волнения, тщательно скрываемого, чтобы, не дай Бог, кто-либо из близких ли, посторонних ли не заметил мои переживания, возникают, как только я открываю свою страничку на сайте.
  
  Еще даже не успеваю осознать, что ко мне заглянул новый читатель, а организм уже отзывается на его появление неистовым смятением.
  
  И опять, как в юности - экзамен!
  
  Что же ты у меня читал, мой драгоценный посетитель? Быстренько проверить, судорожно вспомнить, что же я там наваяла, под тем названием, которое привлекло моего свеженького или давно известного мне читателя.
  
  Не будет ли мне - сегодняшней - стыдно за то, что написано мной - вчерашней?
  
  Не была ли чересчур многословной?
  Не потеряла ли стержень логики, не слишком ли беден стал мой язык, сумела ли донести мысль, применила ли достаточное число приемов, чтобы найти отклик, послала ли верный знак единомышленникам, была ли последовательна и честна? А что там с искренностью?
  
  "На Башиловке дома, как терема,
  На Башиловке живет мой старый друг,
  Не приедет - позвоню ему сама,
  Или, бросив все дела, приеду вдруг"...*
  
  Много ли в обыденной, обычной, не виртуальной, жизни каждого человека таких вот друзей? Чем дольше живешь, тем труднее сходиться с людьми. Тем меньше понимаешь необходимость общения с чужим.
  А свои? Смешно, но раньше при встрече болтали о том, кто, куда поступил учиться, кто закончил и на какую работу устроился. Или о том, кто женился, кто родился, куда в отпуск поехал, кто с кем роман крутит. А теперь при встрече слышно лишь кто спился, кто умер, кого из дому дети выгнали, кто покинул страну.
  Все меньше остается надежды найти, нет, - не друга, не единомышленника, всего лишь собеседника, от которого ждешь не так уж много - всего только, чтобы он хотя бы не раздражал тебя своей узколобой косностью и нетерпимостью приговоров.
  О свободе суждений и открытости, грамотной речи, логике формулировок, веселых, доброжелательных глазах и прочих предметах роскоши человеческого общения уже и мечтать не приходится.
  Но все же, все же, все же...
  Виртуальный мир дает простор воображению и то, что так необходимо сердцу - внимание, пусть и воображаемого виртуального собеседника.
  Мой приятель как-то удивился моему стремлению к просветительству. Это не совсем так. Не к просветительству стремлюсь, нет. Не с моими убогими познаниями становится проводником знаний. Это вопит нерастраченность. Во мне еще столько есть того, что хочется отдать, просто подарить. Другое дело, что это не нужно тем, кому предлагается в реальной жизни. Но ведь в реальной жизни я не знакомлюсь с новым человеком ежеминутно, а когда знакомлюсь, то не буду же я сразу тащить его к своим "нетленкам". Реальный круг общения несравненно уже виртуального. И может быть, в виртуале найдется кто-то, кому понадобится нечто моё - пусть берет, я буду от этого счастлива.
  
  Но есть в этом виртуальном пространстве ловушка. Это очень серьезно и очень страшно. И в эту масс-медийную ловушку попало современное искусство, литература в том числе.
  
  Что же можно сказать о литературе того, что не было сказано до сих пор? Ничего. Да я к этому и не стремлюсь. Но меня настораживает во всем происходящем в последнее время в искусстве три явления: гламур, попса, деньги.
  Эти три категории прекрасно уживаются и не мыслятся один без другого и без третьего. Ну и ладно, и пускай себе занимаются любовью втроём, но при чем здесь искусство? А искусству, литературе в том числе, тоже хочется денег и славы!
  Бедное, убогое, ну куда тебе до них, до гламура и попсы! В стремлении к "красивой жизни" искусству остается лишь одно - обратиться к телевидению, кино, радио, интернету, то есть - к современным масс-медиа. А там без рекламы никуда.
  Вот и получатся, что сейчас масс-медийное пространство выступает посредником, от которого никуда не деться. Его буквально всем навязывают: и музыке, и живописи, и литературе. Поэтому с полным основанием можно говорить, что часть литературного опыта полностью поглощается масс-медийным пространством. Именно там вырабатывается образ современной литературы - прислужницы гламура и попсы.
  
  Это серьезнейшая проблема, потому что в этом есть безысходность и отчаяние. Все стягивается в это пространство со своими законами, и ничто этому не сопротивляется. А как можно сопротивляться тому, что выходит за рамки созидательных возможностей литературы? Эти механизмы не подвластны творчеству, искусству, литературе - это бизнес, реклама, деньги, слава и технологическая революция. Такова логика развития.
  
  Как же выживает при этой логике развития нынешняя литература? А она и не выживает. Литература сегодня не существует некоей концепцией, или, если хотите, парадигмой, которая была бы связана с целями, лежащими во внемедийном пространстве. Нынче цели масс-медиа - это напрямую цели и задачи литературы. Эти медийные цели явно провозглашаются и описываются самой литературой. Что особенно возмутительно! И пусть меня не упрекают в эмоциональности - эмоция, и только она, позволяет мне нести собственный заряд.
  
  Как хочется найти в литературе Нечто, мощное, цельное, талантливое, в высшей степени элитарное.
  Это элитарное необходимо литературе, чтобы не пасть окончательно в бою с масс-медиа, с попсой и гламуром. Оно должно быть настолько самобытным и острым, чтобы могло выполнить свой долг перед нами, читателями, и благородным святилищем литературы. Этот долг заключается в сопротивлении обобществлению в медийное пространство. Элитарное искусство призвано сопротивляться коммуникационному растлению. Иначе возникает угроза исчезновения каких-то важных содержаний, особенно в русской литературе. Это, безусловно, - философия, без которой невозможно представить российское литературное мышление.
  Современные писатели, напротив, не только не боятся торгашей-растлителей, чуждых искусству и культуре, скупивших журналистов по цене пучок-пятачок, но сверхактивно участвуют в розыгрыше всего масс-медийного пространства.
  И если в отношении Сорокина и Пелевина можно утверждать, что они всего лишь имитируют масс-медийную бойкость, в рамках того жанра, который ими же и был создан. То Акунин просто бесстыдно провозглашает тот вид литературы, который должен соответствовать масс-медийности, и судорожно работает над этим. Деньги не пахнут.
  Но читателя не обманешь, читатель знает, что они пахнут предательством.
  В литературе во всю звенит фальшивый колокольчик. Эту фальшь не замазать никакими красивостями, как бы талантливо это не подавалось. Во имя масс-медийного истеблишмента приносится в жертву хороший вкус, самобытность, особый взгляд на мир русского писателя, его гражданственность, высокий слог, поэзия...
  
  Да, поэзия. О поэзии в новом контексте нужно говорить, как об особом явлении. Поэзия стоит особняком. Лишь сейчас, при царстве поголовного масс-медийного оболванивания, становится ясно, что лишь поэзия удерживает свои бастионы. Потому-то её нельзя считать современной литературой.
  Поэзия - это элитарное действо словом, ускользнувшее из розовой пасти гламура.
  Поэзия перешагнула через гальванизируемый деньгами труп попсы.
  Поэзия даже не взглянула на золото, соблазнявшее её. В попсовых песнях, в гламурных сериалах, в омерзительных реалити-шоу и рекламах Поэзия даже не ночевала.
  Поэзия осталась не запятнавшей себя в пособничестве оккупанту.
  
  Поэзия - особый род экзистенциального творчества. Это некая медитация, во время которой Бог и Человек ведут диалог, как полноправные партнеры-творцы. И чем дальше, тем глубже пропасть, разделяющая литературу и поэзию.
  
  А масс-медийное пространство все расширяется и расширяется, прихватывая не только жанровую и внежанровую литературу, но и ту, которая считает себя особым слоем, в рамки жанров не укладывающимся. И вся эта литература тоже движется в масс-медийное пространство, чтобы исполнить свою роль его укрепления.
  
  В эзотерических школах знания передаются от сердца учителя к сердцу ученика. Ни книги, ни журналы, ни интернет не могут заменить живого дыхания мысли и чувства человека, передающего состояние, в котором пребывает Творец.
  Да и наличие учебных заведений обычного порядка говорит о том, что без живого человека-учителя невозможно получить полноценное Знание.
  Современные масс-медиа пытаются заменить собой живого человека-посредника. И трагедия, самая настоящая трагедия, в том, что этот самозваный посредник не только захватил все области применения знания, но масс-медиа "контролирует уже все зоны ответственности за тип знания, тип активности".
  Видимо, пришло время отказаться от устойчивого взгляда, что для налаживания коммуникаций посредник-человек не нужен. Нужен!
  Мне нужен тот, кто не будет зависеть от вкусов и потребностей денежного мешка, от фальшивого блеска глянцевых журналов, и диванной лени телевизионных сериалов.
  Мне нужен умный, чуткий и чистый, ищущий и ошибающийся, неудачливый и сомневающийся, смеющийся и плачущий, заглядывающий мне в глаза в поисках понимания. Мне нужен тот, кому я, читатель, смогу доверить свое несовершенство, не боясь быть осмеянной и поруганной.
  Элитарный литератор-творец, лишь он может интеллектуально, духовно противостоять наступлению башляющих от масс-медиа.
  
  __________________________
  
  * Извините, но не помню автора
  
  Подключение к Валерию Подороге.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"