Аннотация к разделу: Примерно 1989-1990 год. Индийский океан
Близилась к окончанию очередная боевая служба. В зону эскадры пришел из Владивостока очередной БПК. Прибыла на его борту и часть офицеров эскадры для производства смены. Ура, 7 месяцев позади, дела передали, грузимся на БПК, который уже 'отбарабанил' у нас в зоне около полугода и берем курс на Владивосток. Прощай, Персидский залив!Классно на боевом корабле идти пассажиром. Экипаж трудится, несет вахты, а у офицера эскадры уже наступает подготовка к отпуску - он практически не вовлечен в корабельный распорядок (главное не проспать завтрак-обед-ужин), может спать, читать книги. Одним словом прекрасный морской круиз. Конечно, вылезти на верхнюю палубу боевого корабля и лечь позагорать - это уже будет запредельно, но в остальном - именно круиз. Однако, на сей раз наше путешествие сразу же было омрачено телеграммой - корабль задерживают на 5 суток и мы должны совершить заход в индийский порт Бомбей, где состоится встреча министров обороны и главкомов ВМФ Индии и наших.Конечно, еще никогда заход в иностранный порт не считался наказанием, но заход, приуроченный к встрече министров - это ничего хорошего. В телеграмме было указание - находящимся на борту офицерам эскадры обеспечить качественную подготовку корабля к визиту и организацию встречи.Я уже неоднократно наблюдал на флотах как происходит встреча Главкома - 'зачищается' все, чтобы на глаза командованию не попался какой-нибудь полупьяный матрос, мичман или офицер.Так сложилась моя служба, что Главкома, всех его замов, начальников всех управлений и служб ВМФ я видел ежедневно, лично прибывая на доклад срочных телеграмм. У моего первого начальника смены Василия Ивановича (а на момент моего прихода он уже 18 (!) лет был начальником смены) были четкие установки - юному лейтенанту самое главное освоить участок доклада, уметь первым и без скандалов попасть в кабинет Главкома, обойдя очередь из десятка адмиралов, находящихся в приемной.Потому первые 2 года я безвылазно был на участке доклада и уверенно мог пройти на любое адмиральское совещание, если вопрос был действительно срочным. Соответственно я знал в лицо все командование и меня знали все адмиралы ГШ ВМФ.Итак, Североморск, идут учения, мы трудимся по суткам, практически не вылезая из-за аппаратуры. Я, старший лейтенант, сменившись с дежурства, иду отсыпаться на плавбазу, пришвартованную у пирса недалеко от штаба Северного флота, чтобы следующим утром заступить на очередное бессонное дежурство.Главком должен сегодня выйти на несколько часов в море на одном из кораблей, который стоит на бочке в бухте и командирский катер с Главкомом отходит от 'зачищенного' причала.Я не спеша выхожу из штаба флота и иду по безлюдному пирсу. От группы офицеров, провожающих катер, отделяется капитан 2 ранга и быстро идет в моем направлении. Еще издалека он громко кричит: Лейтенант! БЛЯ! С какого соединения? Я оглядываюсь, не обнаруживаю никаких лейтенантов вокруг. Это Вы мне? - вежливо спрашиваю его.У капитана второго ранга аж дух от моей 'наглости' перехватывает. Он багровеет прямо на глазах.Я из ГШ ВМФ - на всякий случай уточняю я. Он несколько секунд хватает ртом воздух, а потом говорит: 'то-то я смотрю, лицо знакомое', быстро поворачивается и возвращается к своей группе. Мне его лицо абсолютно не знакомо и я как-то не привык к такому обхождению. Его я узнаю на следующий день, когда он провожает убывающих в Москву. Со мной он уже здоровается как со старым знакомым. Уточняю у 'местных' офицеров кто такой - оказывается это начальник ОУС (отдел устройства службы) штаба СФ. Тогда понятно - именно он и ответственен за все 'зачистки'.Аналогичные истории постоянно происходили и в стенах Военно-Морской академии в Питере, во время ежегодных февральских сборов командования флотов и ГШ ВМФ.На этаж Главкома лично никого не пускал начальник ОУС академии, и когда я стал уверенно проходить на этаж, он кинулся мне наперерез, однако вместе с Главкомом шел начальник оперативного управления ГШ ВМФ, который подхватил меня под руку и вместе с ним и Главкомом я прошел в кабинет мимо стоящего по струнке начальника ОУС.Весь этот рассказ к кому, что прибытие Главкома для корабельных событие, сопоставимое с прилетом марсиан. А для командования корабля оно давало шанс 'засветиться', что могло хорошо сказаться при дальнейшем продвижении по службе (или, наоборот, не сказаться!)Размеренная жизнь корабля была безжалостно перечеркнута. Четверо суток непрерывно корабль красился, подкрашивался и перекрашивался, драились до блеска все медяшки. Экипаж практически не спал.На мою долю выпало не так много. Кроме работы по специальности с корабельным специалистом, я должен был составить маршрут возможного прохождения иностранной делегации, так, чтобы он не проходил мимо спец. кают, секретного вооружения и т.д. На всех ненужных 'ответвлениях' должен был стоять матрос, задача которого не пропустить никого, направив по 'правильному' маршруту.Матросов тщательно проинструктировали, обучили их иностранному слову 'ПЛИЗ' и жесту рукой, показывающему нужное направление