Спирин Владимир Георгиевич : другие произведения.

Партия нового типа?..

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "Партия нового типа?.. Есть такой тип, и вы его знаете!.."

  Часть II. "Можно хотеть как лучше, но получится как всегда..."
  
   "Партия нового типа?..
  Есть такой тип, и вы его знаете!.." [11]
  
  Кардинальное изменение общественных отношений в ходе каких-либо реформ позволяет сопоставлять эти реформы с революцией (даже если никакого революционного взрыва в виде "бунта" нет). По сути, такие реформы и революция - две формы одного и того же процесса; хоть и весьма различные, но обладающие и огромным сходством.
  В свое время В.И.Ленин сформулировал идею о том, что коренной вопрос всякой революции - это вопрос о власти. Весьма краткий и емкий тезис. Но чем короче тезис, тем больше вариантов его смыслового наполнения. Так в каком смысле понимать этот "коренной вопрос"?..
  Обычно на него отвечают самым простым способом (то, что называется "в лоб"): дескать, самое главное - кто именно будет стоять у власти. И следует согласиться, что от этого зависит очень многое. Особенно - в переходные периоды, периоды нестабильности общества.
  Действительно, в любой неоднородной системе неоднородно и влияние отдельных элементов и подсистем на свойства и поведение системы в целом. Какие-то элементы практически не оказывают влияния на поведение системы, а какие-то способны сильнейшим образом определять его. Говоря языком физики, разные элементы имеют и разные весовые коэффициенты влияния на поведение системы.
  Общество, как неоднородная система социума, также обладает подобным свойством: некая группа индивидов всеми доступными ей способами (которые мы называем "рычагами власти" и которые имеют как материальное, так и духовно-нематериальное содержание) осуществляет максимальное воздействие на жизнь общества в целом. И эту-то группу часто обозначают термином "властная элита".
  Данное свойство общества вызвало на свет множество вариантов "теории властной элиты", которая не только пытается сформулировать закономерности как самой этой "элиты", так и ее представителей, но и ставит поведение всего общества в прямую зависимость от свойств "властной элиты". Но мы не будем вдаваться в подробности этой теории, а зададимся вопросом: насколько вообще правомерен подобный подход?..
  Даже поверхностный взгляд на чингизхановскую систему управления способен выявить ее глобальный недостаток: она не учитывает факта возрастающей роли масс в жизни общества.
  А ведь с XIX века по нынешнее время роль масс только возрастала (хотя бы вследствие роста населения и развития средств коммуникации). И если ранее воздействие индивидов, не входящих во "властную элиту", на общество в целом, действительно, было ничтожным по сравнению с воздействием "властной элиты", то теперь эти одиночные индивиды, объединяясь в те самые массы, способны резко увеличивать (пусть пока еще лишь на некий ограниченный период времени) весовой коэффициент своего влияния.
  И здесь мы выходим на другое смысловое наполнение тезиса о "коренном вопросе революции". Именно на то, которое акцентируется не на вопросе о том, кто находится у власти, а на вопросе о самой роли власти, о ее взаимоотношении с обществом в целом и теми самыми массами, в частности.
  Но может ли вообще быть несколько различных вариантов взаимоотношений "властной элиты" и общества?..
  Действительно, вследствие сильной инерционности общественных отношений, обуславливаемой малой скоростью изменения массового сознания и культурных традиций общества, может сложиться иллюзия "инвариантности" отношений между властью и обществом. Особенно, если ограничиваться периодом с "царя Гороха", приняв буквальное значение слова "царь"... Но это будет лишь иллюзией.
  Возьмем, к примеру, нашу страну, в истории которой можно выделить несколько больших, но очень разных по своей сути периодов.
  Период первый: Докняжеская Русь. Этот период характеризуется общинной родоплеменной демократией. Власть есть. Но она направлена прежде всего на интересы всей общины, а не некоей "властной элиты", основная жизнь которой мало отличается от жизни других членов общины.
  Период второй: Княжеская Русь. В этот период уже "властная элита" формируется как довольно обособленная от остального общества группа. Но князья выступают пока лишь в роли "судей" и "организаторов", а не властителей (в привычном для нас понимании). Они призваны для выполнения определенных общественных функций и изгоняются обществом со своего властного положения, если не исполняют этих функций.
  Период третий, Чингизхановский: Царская Русь (Россия). Этот период характеризуется наличием сильно обособленной и ярко выраженной "властной элиты". Данная обособленность неизбежно выливается в определенное противоречие между собственными интересами "властной элиты" и интересами общества в целом.
  В подавляющем количестве исследований на тему "власть и общество" в качестве модели их взаимоотношений берется форма отношений именно третьего периода. Но недостаток "теории властной элиты" еще и в том, что она полагает неизменность отношений власти и общества и в дальнейшем. А как мы видим из нашей истории, эти отношения могут быть весьма различными. Но вернемся к периодам...
  Четвертый период, начавшийся на рубеже XIX и XX веков, в полной мере отражает появление на авансцене нашей истории нового "действующего игрока" - масс. Рядовые члены общества, объединяясь в массы, периодически пытаются повлиять на отношения в обществе, сбросив иго подчиненности жизни общества лишь интересам "властной элиты". Этот период характеризуется чередой попыток перехода к демократии с рецидивами предыдущего периода (обусловленных инерционностью общественных "привычек").
  Приверженцы "теории циклов" могут обнаружить здесь замыкание цикла развития, - "возврат" к обществу первого и второго периода. Но данный "возврат" является скорее "ходом по возрастающей спирали", нежели "бегом по кругу"...
  Любопытно отметить, что непосредственным выводом как из "теории циклов", так и "теории развития по спирали" является необходимость и неизбежность выхода общества на "функциональность" власти через и с помощью развития демократических отношений; смену роли власти с господства в обществе на обслуживание интересов общества.
  Можно получить аналогичный вывод и другим способом...
  Бурно развивающаяся сейчас биофилософия правомерно сравнивает организм социума (и его структуру - государство) с живым организмом: "мозг" - система власти и управления, "тело" - все остальное. Исходя из такого подхода следует признать, что никакой "мозг" не сможет эффективно управлять "телом" (а тем более обеспечивать "комфортность" его состояния, - конечная цель центральной нервной системы, в принципе), без широкой и разветвленной "нервной системы", не только и не столько спускающей сверху вниз некие "указующие сигналы", сколько отслеживающей потребности "клеток тела" и доводящей до "мозга" информацию об этих потребностях. Для любого физиолога очевидно: от того, насколько неискаженно будет доводиться информация снизу вверх до "мозга", и насколько адекватны будут принимаемые им решения, зависит жизнеспособность всего "организма". Отсюда неизбежно следует потребность в том, чтобы не "тело" обслуживало "мозг", а наоборот - задача "мозга" в обслуживании потребностей "тела"... (Хотя еще более корректным будет вывод о необходимости того, чтобы и "мозг" и "тело" обслуживали друг друга, т.е. весь организм в целом, находясь в гармоничном единении.)
  Однако вернемся к традиционному изложению материала.
  Почти вся известная история (за исключением лишь самого раннего периода) характеризуется раздробленностью человеческого общества на различные социальные группы, слои, классы и нации с отличающимися друг от друга интересами и борьбой между ними за господство и доминирующее положение в обществе. Как самые грандиозные социальные эксперименты под лозунгами построения общества равенства основывались на борьбе социальных слоев и классов и на ее использовании для достижения победы одних классов над другими, так и современные "национально-освободительные" движения отражают лишь стремление одной нации господствовать над другими. МСФ снимает прелесть межнациональной грызни, предоставляя более увлекательное занятие под названием "Война миров, переходящая в симбиоз". [12]
  
  Любой социальный слой, пришедший к власти и добившийся доминирования над другими социальными слоями, стремится поддерживать именно ту структуру общественных отношений, которая обеспечивает господство этого слоя и которая неизбежно устаревает на определенной стадии развития общества, тормозя это развитие и входя в противоречие с интересами этого общества. Противостояние социальных слоев в этих условиях порождает кризисы и общественные потрясения. Маркс в своей теории классовой борьбы (грамотнее симбиоз различных клеток в социальном организме) блистательно доказал, что движущей силой истории являются рабочие (мышцы). Но, заставив мышцы бороться с мозгом и нервной системой (надстройкой), он разработал превосходные рецепты как доводить организмы до кризисов (революций), в то время как надо стараться искать гармонию клеток, чтобы сохранить гомеостаз (целостность) человечества. Ложная цель оправдывает любые средства. [13]
  Особенностью современной эпохи является чрезвычайное ускорение темпов развития общества, приводящее ко все более быстрому старению систем общественных отношений, жестко ориентированных на какую-либо конкретную расстановку социальных слоев внутри общества, к сокращению периодов стабильности в обществе и к учащению социальных потрясений. Урон, наносимый этими социальными потрясениями обществу в целом, все меньше компенсируется выигрышем от очередной перемены расстановки сил в обществе, от смены господствующего социального слоя и от соответствующего изменения общественных отношений.
  Широчайшее развитие информационных, экономических и культурных связей в современном обществе в громадной степени усиливает взаимодействие членов общества и социальных слоев друг с другом.
  Общество образует единую тесную систему, социум, с целым комплексом внутренних связей и взаимозависимостей, в которой любое противостояние, любая борьба социальных слоев, классов и наций наносит вред всему обществу. Любая "победа" одного социального слоя над другим - это проигрыш всего общества, в том числе и "победителей".
  В этих условиях гармоничное бескризисное развитие общества возможно лишь при условии перехода от противостояния социальных слоев, классов и наций, от борьбы их за доминирующее положение к конструктивному сотрудничеству на благо всего общества, на благо всех его социальных слоев; при коренном изменении подхода социальных слоев к собственному положению, к другим социальным слоям и ко всему обществу. Общественный идеал произрастает из живых человеческих личностей. Этот идеал устанавливается философией в качестве основной нравственной нормы. Личность несет элементную нравственную основу, которая прежде всего должна быть охраняема в каждом поколении и в каждую эпоху как источник и цель прогресса, через которую мир может достичь общественно-природной гармонии с целью сохранения своего гомеостаза. С другой стороны личность как клетка социального организма должна сознавать свою взаимозависимость с обществом. В этом нет противопоставления личности и общества. Наоборот, такое противопоставление будет в том случае, если исходить из произвольных представлений об "интересах общества", оказывающихся на поверку интересами стремящейся властвовать личности или группы (партии). Если исходить из рассмотрения личности во всей полноте ее нравственных аспектов то в ней обнаружится стремление и к общему и индивидуальному. Как жизнь и функционирование клетки немыслимо рассматривать вне организма, так и в жизни общества открывается возможность установить связь отдельных лиц между собой и вывести основание общественного идеала. Общество не должно невилировать личность, но эффективно реализовывать симбиоз различий. Тогда происходит системная гармония личности и общества. Поэтому, моделируя государство, прилежно изучай жизнь клеток в организме! [14]
  
  Общество - единое целое, отношения внутри которого должны регулироваться по принципам человеческого общежития, ориентированного не на подавление чьих-либо интересов в угоду другим, а на сочетание интересов всех социальных слоев ради общего блага и блага каждого. Распространение принципа человеческого общежития на все уровни общественных отношений между членами общества способно образовать основу того "общества гармонии", которое в своем развитии будет в минимальной степени подвержено социальным потрясениям и катаклизмам.
  Ориентация "общества гармонии" на интересы всех его социальных слоев может быть обеспечена только в условиях равенства прав, свобод и возможностей по реализации способностей всех членов общества вне зависимости от социального положения или национальной принадлежности. Ограничение свобод индивидов и социальных групп должно быть минимальным и определяться лишь из условий существования единого общества и условий сосуществования индивидов в едином человеческом общежитии. Допустимо все, что не вредит окружающим и не ограничивает их собственных прав и свобод.
  В силу этого "общество гармонии" не подавляет личность и не подчиняет ее неким чуждым ей интересам, а отдает личности приоритет. Богатство "общества гармонии" - это богатство его граждан; сила общества в силе его граждан; процветание общества складывается из процветания граждан.
  В целом, "общество гармонии" представляет собой человеческое общежитие, ориентированное на процветание всех членов общества и реализующее бескризисное гармоничное развитие на основе высокопрофессионального разумного управления в интересах всех социальных слоев. Это - общество с такой структурой общественных отношений, которая обеспечивает их автоматическое саморегулирование в сторону соответствия достигнутому уровню развития общества.
  Стремление к построению "общества разума и гармонии" на основе обеспечения принципов человеческого общежития, а не на основе жестко фиксированной конкретной формы "общества будущего", позволяет избежать негативных последствий догматизма и искусственного ограничения вариантов возможного реального развития, что значительно увеличивает вероятность достижения положительного результата.
  Поскольку система общественного управления является составной частью общественных отношений, постольку "общество гармонии" возможно лишь в том случае, когда общественные структуры и институты власти и управления ориентированы на интересы всех слоев общества, а не на интересы лишь господствующего класса или социального слоя. В таком обществе нет особых "государственных" интересов, поскольку государство служит обществу, а не наоборот.
  Служение государства обществу означает, что структуры общественного управления и регулирования ориентированы строго на обеспечение нужд всех членов общества, и прежде всего: на обеспечение безопасности граждан, на решение социальных вопросов (здравоохранение, образование, забота о нетрудоспособных членах общества), на поддержку материального и духовного развития членов общества и самого общества в целом (экономика, наука, искусство).
  Это возможно реализовать лишь в том случае, если система управления общественными отношениями будет строиться в соответствии с принципом саморегулирования общества, т.е. если структуры управления всех уровней формируются самим обществом по мере их необходимости для решения конкретных задач. При этом каждый уровень структуры управления должен заниматься обеспечением нужд общества на соответствующем уровне и не вмешиваться в деятельность других структур.
  Такая система управления может быть высоко эффективна лишь при широчайшем развитии самоуправления в обществе и при условии обеспечения равных возможностей для всех членов общества по обучению науке управления и выработке соответствующих навыков.
  При этом самоуправление не должно ограничиваться лишь одним производством. Необходимо, чтобы оно пронизывало все общество на всех уровнях: производственном, бытовом, общественно-политическом, образовательном и т.д.; начиная со школы и заканчивая "большой политикой". А для этого надо не только создать саму систему общественного самоуправления (начиная практически на пустом месте), но и систему обучения самоуправлению. И эти процессы невозможно оторвать друг от друга: грамотное и эффективное самоуправление нельзя обеспечить без соответствующих навыков, а навыки самоуправления можно развивать лишь на практике.
  Задача построения "общества гармонии" не только находится в русле многовековых идей, но и отвечает современным чаяниям общества, согласуется с современным массовым идеалом благополучия. Более того, она соответствует естественным тенденциям развития общества от конфронтации и борьбы за выживание между его частями к объединению в одно целое на основе гуманизации и терпимого отношения к интересам других членов общества.
  Построение "общества гармонии" на основе правил человеческого общежития является задачей не только необходимой для выживания нашего общества и человечества в целом, но и реальной по выполнению. Многочисленные проявления норм человеческого общежития во взаимоотношениях между людьми, народами и странами встречаются в реальной действительности все чаще, хотя многие из них вырабатываются на базе нелегкого исторического опыта, в результате тяжелых поисков.
  "Общество гармонии" не может быть объявлено в одночасье, равно как и правила человеческого общежития не могут быть насильственно утверждены. Они должны постепенно вырабатываться самим обществом, становясь его неотъемлемой частью во всей многогранности человеческого бытия. И хотя полное достижение "общества гармонии" может быть весьма удаленным от текущего момента, задача его построения является задачей не завтрашнего, а сегодняшнего дня, выполнение которой должно осуществляться и может ощущаться современным поколением на каждом своем шагу по пути к конечной цели. Каждый шаг в направлении "общества гармонии" - это улучшение условий жизни самих тех, кто делает этот шаг.
  В настоящее время имеются реальные объективные предпосылки для построения "общества гармонии". Более того, есть предпосылки для того, чтобы построение "общества гармонии" осуществлялось на основе лидирующего движения к конечной цели именно нашего общества, которое обладает целым рядом необходимых для этого специфических предпосылок.
  Во-первых, в нашем обществе имеются экономические предпосылки для того, чтобы не только вернуться на общемировой путь развития, но и сразу сделать значительный шаг вперед. Актуальность и объективная необходимость изменения производственных, финансовых и иных экономических отношений значительно облегчает задачу построения новых отношений, в которые изначально можно закладывать элементы "общества гармонии": равноправное сосуществование разных форм собственности, переориентация налоговой политики с интересов правящего слоя на интересы всего общества, развитие самостоятельности производителя, переход к мягкому внеидеологическому регулированию экономики.
  Во-вторых, текущий момент в нашей стране характеризуется сильной динамикой общественных отношений. Направление этой динамики в русло решения задач построения "общества разума и гармонии" позволит использовать и неизбежную в этом случае инерцию преобразований, инерцию динамики для ускорения продвижения к конечной цели.
  В-третьих, наше общество все еще обладает чрезвычайно высоким потенциалом духовных сил, сильным настроем масс на преобразование общества. Это, с одной стороны, усиливает актуальную опасность социальных взрывов, а с другой стороны, способно поддерживать динамику преобразований длительное время. Направление потенциала духовных сил общества на созидание, а не на разрушение, на построение "общества гармонии" способно значительно снизить вероятность социальных катаклизмов.
  В-четвертых, наше общество до сих пор ощущает на себе влияние многовековой традиции русской общинности, передаваемой от поколения к поколению и поддерживаемой всей культурой общества. Эта традиция в значительной степени способствует закреплению вырабатываемых обществом норм и правил человеческого общежития на всех уровнях, в самых широких слоях межличностных отношений.
  В-пятых, при всех практических недостатках коммунистической идеологии, господствовавшей длительное время в нашем обществе, она оказала и огромное положительное влияние, способствуя закреплению в отношениях между людьми тех правил человеческого общежития, которые вполне могут использоваться и "обществом гармонии".
  В-шестых, основная масса нашего общества, несмотря на обилие вспышек национальной розни, провоцируемых теми или иными политическими силами, обладает весьма невысоким уровнем национальной чванливости. Малая значимость национального вопроса для большинства населения, ставшая своего рода традицией нашего общества, является хорошей базой для "общества гармонии", в котором национальность граждан никак не отражается на их правах, возможностях и свободах.
  В-седьмых, наше общество, несмотря на все катаклизмы прошедшего столетия, обладает одним из самых высоких в мире уровнем образования и культуры, который способен стать хорошим заделом и составить базу формирования общества, ориентированного на разумное управление жизнью своих граждан, т.е. общества, ориентированного на бескризисное развитие.
  Достижение конечной цели - построение "общества гармонии" - очень сильно зависит от того пути, по которому пойдет общество в решении его текущих задач. Путь к этой цели может быть значительно сокращен, если уже сейчас на каждом шагу при решении задач возврата с пути "социалистического эксперимента" на общемировой путь развития будут закладываться основы "общества гармонии"; если в выстраиваемых новых общественных отношениях будут закладываться нормы человеческого общежития.
  Реализация задачи построения "общества гармонии" требует использования самых разнообразных способов и методов, в том числе методов политических и идеологических, эффективность которых заметно повышается в условиях их применения отдельных организаций в лице политических партий (в идеале двух). Цель таких политических партий и идея построения общества, регулируемого нормами и правилами человеческого общежития, в значительной степени определяют не только идеологию и принципы деятельности этих партий, но и их кардинальное отличие от всех традиционных политических партий и движений.
  Поскольку целью данных политических партий является достижение не той или иной конкретной формы общественного устройства, а лишь определенной совокупности общественных отношений, постольку эти партии имеют возможность организации своей работы в соответствии не с жестко фиксированной, а с гибкой программой действий, вырабатываемой на основе и с учетом текущей конкретно-исторической ситуации в самом широчайшем диапазоне ее изменения. Это позволяет максимально повысить эффективность повседневной деятельности партий, способных в таком случае отбрасывать устаревающие формы и концентрироваться на реализации наиболее перспективных мер.
  Поскольку конечной целью данных партий является достижение и укрепление определенных принципов взаимоотношений на всех уровнях в обществе, а не только в государственной системе управления, постольку основной для этой партии оказывается идеологическая работа. Деятельность политическая является для таких партий прежде всего средством повышения результативности деятельности идеологической.
  Партии, нацеленные на построение общества, направленного на удовлетворение нужд и интересов всех его граждан, является выразителем интересов не того или иного класса или социального слоя, а интересов всего общества. Это, с одной стороны, предоставляет таким партиям возможность опираться на самые широкие слои и привлекать широкий круг союзников к реализации ее целей и задач. С другой стороны, это требует от самих партий четкой ориентации в конкретно-исторической ситуации, грамотной оценки слагающихся интересов и тенденций в обществе и умения поиска взаимоприемлемых методов и форм в самых широких сферах общества.
  Нацеленность партий на построение определенной совокупности общественных отношений, а не на достижение конкретной формы управления обществом или расстановки сил в обществе, позволяет им и требует от них ориентироваться в своей деятельности на поддержку не конкретных лиц или организаций, а только тех реальных их действий, которые способствуют реализации конечной цели этой партии, способствуют построению "общества гармонии".
  Поскольку это в равной степени относится и к лицам внутри самих партий, представляющих ее в обществе, постольку от членов таких партий и ее структур требуется строжайшее соответствие слов и дела, соответствие обещаний и реальных возможностей.
  Партии, как объединение индивидов на основе общих устремлений, являются своеобразными системами. А свойства любой системы индивидов определяются не только качеством самих индивидов, но и взаимоотношениями между ними и структурой системы. Поэтому сама структура партий и принципы ее организации ее деятельности должна соответствовать их цели, - тем самым "общим устремлениям" членов партии.
  Партии, ставящие перед собой целью построить общество на принципах человеческого общежития, не может ставить себя над или вне самого общества. Она является частью этого общества и должна изначально строиться на тех принципах, которые она стремится воплотить в реальность, базировать на них свою повседневную деятельность. Такие партии должны строго соблюдать принцип демократизма в своих внутренних отношениях, обеспечивая общность интересов всех уровней своей структуры за счет их тесной взаимосвязи и невмешательства в дела друг друга. Структура каждого уровня партий должна заниматься лишь решением текущих задач, соответствующих своему уровню. Эффективность деятельности такой структуры достигается за счет сознательной самодисциплины членов партии. "Партии должны наливаться силой только в момент оплодотворения общества (выборы, референдумы), если же они постоянно будут находиться в состоянии эрекции как это было с КПСС, то социальный организм посинеет (Советский Союз)". 17
  Только при соблюдении этих условий данные политические партии смогут стать тем, чем они должна быть: прототипом того "общества гармонии", которое они призваны строить.
  
  * * *
Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"