. Деонтология - 1) Раздел этики,рассматривающие проблемы
Долга и должного.
2) - учение о юридических, профессиональных и моральных о обязанностях и правилах поведения медицинского работника
(Из словаря иностранных слов)
Спивак Бениамин
К вопрсу о деонтологии
( Заметки старого врача)
Завязался недавно на автобусной остановке разговор в группе ожидающих, разговор в общем будничный, о нашей израильской медицине. Как известно, в мире она приобрела хорошую репутацию. Еще , находясь в Советском Союзе наслышаны были об успехах израильских врачей. Не случайно многие известные и зажиточные люди предпочитали лечиться и лечить своих близких именно в Израиле. Впрочем, вскоре по приезде в страну, ставшей нашей, мы и сами убедились в мастерстве местных врачей. Вероятно не стоит перечислять какие блестящие операции выполняются в местных клиниках, какие новые методики , лечебные и диагностические препараты внедрены в практику в местных лечебных учреждениях. Не все они заимствованы в США и странах Европы. Хотя, как известно, определенный, пусть незначительный контингент больных, мы и сейчас вынуждены направлять в заграничные клиники.
Впрочем, разговор, о котором идет речь, не касался этих высоких и специальных тем. Собственно, он начался с того, что одна, скажем так, пожилая дама, пожаловалась на то, что сестра в ее районной поликлинике , которая берет у нее регулярно анализы крови, не здоровается с ней и даже не отвечает когда с ней здороваются.
- В общем- то вроде мелочи,- и не стоило бы, вероятно, обращать внимание, но как-то обидно. Ведь приходится поневоле часто обращаться к ней, а она ведь знает,что я почти в три раза старше ее, и в прошлом сверх полвека проработала учительницей в школе. Сколько таких девочек прошли через мои руки, да что я говорю, не руки, а душу, пока научила их грамоте. И,знаете, - вот еду к ней, а не хочется.
- Ну, это Вы напрасно так обижаетесь. Здесь с детства не приучают здороваться со старшими, - заметила другая дама, сидевшая рядом, внушают деткам, что они-де самые главные,"соль земли" этой и надежда. Вы бы послушали, как и что они говорят о своих учителях и даже о родителях.
-Это -то верно, и будь эта сестра местная, я бы внимания вероятно не обращала, сочла бы, что может моя старость и мой иврит действительно не заслуживают уважения. Но дело-то в том, что сестра Поля, о которой я говорила, родилась и училась еще в Союзе, медучилище заканчивала в Харькове, я сама когда-то преподавала в этом училище и знаю как в нем относились к вопросам деонтологии.
- А что это за "деонтология " - это что, судя по названию, наука какая-то новая?
- Да,это учение о том как, в частности, должны складываться отношения между медицинскими работниками и больными, которых они обслуживают. И, разумеется, учение это отнюдь не новое, оно складывалось с тех пор, как появилось человечество и врачевание. Основные постулаты его изложены письменно в трудах Гиппократа, а это за четыреста лет до нашей эры. Ведь именно ему принадлежит так называемая "клятва Гиппократа", которую в прошлом давали многие поколения врачей, и в которой говорится о нормах их поведения. Вообще-то само понятие "врачевание" происходит из понятия "врать",что в старину не означало лгать, а "говорить","заговаривать". Оно и сейчас в так называемой "народной медицине" лечат "заговорами".
- А не кажется ли Вам ,госпожа учительница, что Вы далеко отвлеклись от начальной темы, - вмешался в разговор моложавый господин, лет тридцати, до этого мирно уткнувшийся в многостраничную газету. Вы уж скажите как обслуживает Вас Ваша Поля, коль находите, что медики призваны именно "обслуживать" нас вроде парикмахеров или уборщиц в гостиницах.
- Что же, дело свое она знает, уколы делает умело, и в вену,как правило, попадает с первого раза. И ,тем не менее, разве не менее неприятен и менее болезнен тот же укол, когда Вы знаете, что Вам его делает приятный, доброжелательный, сочувствующий вам человек. А что касается показавшегося Вам, очевидно, обидным выражения "обслуживать", Вы напрасно. Все мы, находясь в человеческом обществе прямо или косвенно кого-то или что-то обслуживаем, если ,разумеется, не полные бездельники, как я сейчас.
- А Вы пробовали подарить Вашей Оле что-либо, скажем, к какому-то празднику?- продолжил тот же мужчина.
- Вы знаете, я и сама стала об этом думать.Но боюсь ее по-настоящему обидеть. Ведь ничего стоящего я не в состоянии ей подарить из моей пенсии, да и не привыкли мы дарить за уколы и анализы.
- Эх, госпожа! Не знаю какой Вы были учительницей, но ученицей здесь Вы оказались по-видимому слабой. Ульпан-алеф ведь наверно кончали. А там уже с первых страниц об этом: " Есть работа - есть деньги, есть деньги - есть жена, есть жена - есть дети, есть дети - нет денег".Видите как все просто.А вы хотите чтоб укол был хороший, да еще с улыбкой. Вот за укол вашей Поле больничная касса платит, а за улыбку нет - не предусмотрено.
Вы ведь знаете, что в этой нашей стране продолжительное время тоже пытались внедрить социалистическое сознание, а получился провал и откат. А откат, как это часто бывает, с перебором на первых порах. Не только социалистические, но и общепринятые человеческие отношения пострадали. Вот Вы коснулись медицины. А ведь она зыждется на двух основаниях на человекознании и человеколюбии. Вот этого, второго фактора, израильской медицине малость не хватает. Я вот недавно сам вынужден был полежать в больнице и еще раз убедился в том, что эта "малость" не такая маленькая. И,главное, никому до этого дела нет. Врачи ходят по отделению как небожители, на обход в палату заходят строем и. понятно, не здороваются с больными. Разве что уборщица "из наших" еще до обхода
заходя в палату скажет по-человечески: "здравствуйте" , " Как себя чувствуете?" или "Как Вы ночь провели?" Лечащего врача,как правило, - нет, то есть и ответственного нет. Вроде ответствен за все - заведующий. А он-то как раз мало доступен и для больных и для родственников и вообще небожитель.
Я случайно присутствовал при этом разговоре, не вмешивался, но уже сидя в автобусе, продолжал размышлять об услышанном, Ведь до отъезда из Союза я много лет проработал в лечебных учреждениях , считался хорошим врачом, и тема эта была мне до боли знакома. Несмотря на то, что возраст мой к тому времени перевалил давно за пенсионный, и я знал, что буду получать пенсию как инвалид войны, я все же надеялся, что мой многолетний опыт пригодится и в Израиле. Однако вскоре меня в этом отношении ждало разочарование. Я встретил здесь врача, тоже пенсионного возраста, с которым одно время работал вместе, и он меня "просветил":
- Сюда приехало из Союза множество врачей всех специальностей, которое не может устроиться. Впрочем, на государственном уровне никто и не пытается с ними разобраться. Никого не интересует Ваша квалификация. Ведь здесь сам министр здравоохранения не врач. Для врачей? не имеющих большого практического стажа устраиваются экзамены, главная цель которых отсеять как можно больше врачей. И делают это варварски. Скажем не удалось человеку сдать экзамен, это ведь для него и позор вроде , и крушение. Так дайте ему поработать фельдшером или сестрой - в Союзе студентам после третьего курса такую работу давали. Не гоните их из профессии - ведь врачами работали! Подучите,- еще пригодятся! Сколько таких докторов стали здесь охранниками, убрщиками ит.п!. Вам не предложат сдавать экзамен, но пошлют для ознакомления в больницу,что естественно. Но там Вам главврач скажет откровенно: "Не ходите сюда. Ведь вы как-никак получаете пенсию,а отбиваете хлеб у тех кому она не положена. А должностей у меня и для них, и для вас нет,"
В общем не пошел я проситься на врачебную должность, а некоторое время, пока обживался в стране и учил иврит подрабатывал как метапелет. Между прочим, справлялся, хвалили даже.
Вскоре встретил еще одного своего старого товарища, с которым работал вместе еще
На фронте -доктора Фонарева Герцеля. Герцель заканчивал университетский курс в Базеле и работал в Риге до и после войны терапевтом очень высокой квалификации В Израиль он приехал еще до "большой алии". Его побудило уехать в Израиль заболевание ног, угрожавшее их омертвением , а прохладный да влажный климат Прибалтики был нежелательным при этом заболевании. Здесь он прошел несколько курсов лечения, но одну ногу все же пришлось ампутировать.Тем не менее, он еще смог продолжать лет десять до моего приезда заниматься врачебной деятельностью в качестве частной практики, и приобрел в своей округе репутацию знающего и очень внимательного врача. Так что качество местной медицине он изучил не по рекламам. Делясь со мной своим опытом, он мне сказал: Здесь очень высокая техника исследований и вмешательств, несравненно лучшая обеспеченность чем в России оборудованием и лекарственными препаратами. Однако он усматривал в местном здравоохранении два серьезных недостатка, главным из которых он считал пренебрежение человеческим фактором.
- Я начинал свою врачебную практику, - рассказывал Герцель в частной клинике профессора Минца. Он учил нас - молодых: главный в клинике не сестра, не доктор , ни даже он сам - профессор, а больной. От его самочувствия, настроения - зависит процесс выздоровления. Давно известно,что даже раны быстрее заживают у тех, кто не пал духом - я это,- говаривал Минц,- еще в лазарете , в первую мировую, сам наблюдал.
Потому требовал от всего персонала исключительно уважительное и чуткое отношение к больным и даже к их родственникам. К сожалению, в некоторых израильских клиниках это не понимают даже врачи , ведущие себя, как небожители.
Вторым недостатком израильской медицины Герцель усматривал, недостаточный контроль, по его мнению за диагностикой и лечебной деятельностью клиник из-за очень редких секций ( вскрытий) при неблагоприятных исходах.Это обстоятельство, обусловлено в значительной мере традицией, и непомерным влиянием и вмешательством ортодоксальной веры, как бы застывшей на средневековом уровне. Но местной медицине оно очень мешает в развитии, и особенно в контроле за качеством лечения.
Сам я , разумеется, значительно меньше чем Герцель ознакомлен с деятельностью местной медицины. Но за семнадцать лет пребывания в стране многократно приходилось обращаться к ее помощи и как пациент обязан выразить удовлетворение и благодарность
в отношении оказываемой лично мне помощи. Но даже мои очень незначительные наблюдения, ограниченные почти кругом семьи, подтверждают, мне думается выводы моего друга Герцеля, которого, увы, уже нет. Поэтому я осмелюсь сообщить о них, как говориться " к сведению", невольно увязывая их с тем, что я услышал на автобусной остановке.
Наблюдение первое. Оно касается подруги моей дочери, молодой женщины, родильницы, которую выписали с ребенком из отделения ,как здесь принято, на третий день после родов В тот же день, к вечеру, она почувствовала недомогание, головную боль, у нее повысилась температура.С этими жалобами она на следующий день обратилась к семейному врачу.Тот нашел, что у больной
"банальный вирус" и порекомендовал ей- акамол. Но к вечеру ее состояние ухудшилось, а на следующий день, а это была суббота,стало угрожающим. В воскресение она была доставлена в стационар, где все же погибла, как установили врачи от "бактериального менингита".
Наблюдение второе. Пожилой родственник обратился к семейному врачу с жалобами на общую слабость и головокружения. Незадолго до этого он перенес операцию по поводу опухоли щитовидной железы. Сделав анализ крови, врач обнаружил малокровие - значительное падение гемоглобина крови, и направил больного в стационар для обследования. Однако в приемном покое решили,что необходимости в госпитализации нет, и проблему решили по торговому принципу: " не хватает - добавим" - перелили больному кровь и отпустили его домой. Однако через неделю семейный врач повторно направляет больного в стационар - количество гемоглобина еще более понизилось. Как Вы полагаете решили в приемном покое? Правильно,- "не хватает - добавим", кому это интересно отчего у человека падает гемоглобин, т.е., возможно, где-то течет кровь. Правда, после третьего направления больного госпитализировали, но долго не могли решить где он должен обследоваться, перемещали из хирургии в терапию и обратно. Доведя его до критического состояния , оперировали его ночью по поводу кровоточащей метастатической опухоли желудка. Он умер не приходя в сознание после операции.
Наблюдение третье. Наша внучка, в возрасте трех лет, внезапно сильно заболела, когда ее привезли погостить к нам в Ашдод. Местный педиатр заставила нас срочно перепроверить анализ крови и., получив его настояла чтобы мы срочно отвезли ее в больницу гор.Реховот, не согласившись даже с моим предложением отвезти ее в Афулу,где она постоянно живет, и где тоже есть детское отделение:"Дело срочное, - пояснила она, - диагноз неясен,но возможно очень серьезен. Везите ее в больницу Каплан, - я доверяю тамошним педиатрам". Однако в приемном детского отделения этой больницы нам пришлось ждать три часа пока внучку определили в палату,хотя дежурный врач распорядился сразу ребенка госпитализировать. Сестры сменялись, пили кофе, о чем-то не торопясь беседовали. А состояние внучки становилось очень тяжелым - она потеряла сознание. Я,признаться, думал, что в отделении нет мест. Каково же было мое удивление, когда ребенка,наконец, поместили в палату. Большая палата была почти луста - в ней лежала одна девочка с травмой ножки.! Это при том,что у нашей внучки предполагалось инфекционное заболевание
Наблюдение четвертое, Приятельницу моей дочери , доставили в больницу по поводу внезапных резких болей в животе. Диагностика в приемном покое продолжалась двенадцатьчасов.Этого оказалось достаточно чтобы значительная часть тонкого кишечника омертвела вследствие происшедшего заворота . Огромная благодарность хирургам и реаниматологам ,которым удалось спасти ей жизнь Ведь смертность при завороте и сейчас велика.
Я не стану приводить еще наблюдения.И сознательно не привожу, как правило, даты и места наблюдений. Я достаточно проработал врачом,чтобы убедиться в том, что ошибки, осложнения и непредвиденные случаи происходят и в самых квалифицированных клиниках и нередко не зависят от их руководителей, а от самого низшего звена в сложной сфере общения и лечения больных. Об этом мне еще раз напомнил случайный разговор на автобусной остановке.
. Деонтология - 1) Раздел этики,рассматривающие проблемы
Долга и должного.
2) - учение о юридических, профессиональных и моральных о обязанностях и правилах поведения медицинского работника
(Из словаря иностранных слов)
Спивак Бениамин
К вопрсу о деонтологии
( Заметки старого врача)
Завязался недавно на автобусной остановке разговор в группе ожидающих, разговор в общем будничный, о нашей израильской медицине. Как известно, в мире она приобрела хорошую репутацию. Еще , находясь в Советском Союзе наслышаны были об успехах израильских врачей. Не случайно многие известные и зажиточные люди предпочитали лечиться и лечить своих близких именно в Израиле. Впрочем, вскоре по приезде в страну, ставшей нашей, мы и сами убедились в мастерстве местных врачей. Вероятно не стоит перечислять какие блестящие операции выполняются в местных клиниках, какие новые методики , лечебные и диагностические препараты внедрены в практику в местных лечебных учреждениях. Не все они заимствованы в США и странах Европы. Хотя, как известно, определенный, пусть незначительный контингент больных, мы и сейчас вынуждены направлять в заграничные клиники.
Впрочем, разговор, о котором идет речь, не касался этих высоких и специальных тем. Собственно, он начался с того, что одна, скажем так, пожилая дама, пожаловалась на то, что сестра в ее районной поликлинике , которая берет у нее регулярно анализы крови, не здоровается с ней и даже не отвечает когда с ней здороваются.
- В общем- то вроде мелочи,- и не стоило бы, вероятно, обращать внимание, но как-то обидно. Ведь приходится поневоле часто обращаться к ней, а она ведь знает,что я почти в три раза старше ее, и в прошлом сверх полвека проработала учительницей в школе. Сколько таких девочек прошли через мои руки, да что я говорю, не руки, а душу, пока научила их грамоте. И,знаете, - вот еду к ней, а не хочется.
- Ну, это Вы напрасно так обижаетесь. Здесь с детства не приучают здороваться со старшими, - заметила другая дама, сидевшая рядом, внушают деткам, что они-де самые главные,"соль земли" этой и надежда. Вы бы послушали, как и что они говорят о своих учителях и даже о родителях.
-Это -то верно, и будь эта сестра местная, я бы внимания вероятно не обращала, сочла бы, что может моя старость и мой иврит действительно не заслуживают уважения. Но дело-то в том, что сестра Поля, о которой я говорила, родилась и училась еще в Союзе, медучилище заканчивала в Харькове, я сама когда-то преподавала в этом училище и знаю как в нем относились к вопросам деонтологии.
- А что это за "деонтология " - это что, судя по названию, наука какая-то новая?
- Да,это учение о том как, в частности, должны складываться отношения между медицинскими работниками и больными, которых они обслуживают. И, разумеется, учение это отнюдь не новое, оно складывалось с тех пор, как появилось человечество и врачевание. Основные постулаты его изложены письменно в трудах Гиппократа, а это за четыреста лет до нашей эры. Ведь именно ему принадлежит так называемая "клятва Гиппократа", которую в прошлом давали многие поколения врачей, и в которой говорится о нормах их поведения. Вообще-то само понятие "врачевание" происходит из понятия "врать",что в старину не означало лгать, а "говорить","заговаривать". Оно и сейчас в так называемой "народной медицине" лечат "заговорами".
- А не кажется ли Вам ,госпожа учительница, что Вы далеко отвлеклись от начальной темы, - вмешался в разговор моложавый господин, лет тридцати, до этого мирно уткнувшийся в многостраничную газету. Вы уж скажите как обслуживает Вас Ваша Поля, коль находите, что медики призваны именно "обслуживать" нас вроде парикмахеров или уборщиц в гостиницах.
- Что же, дело свое она знает, уколы делает умело, и в вену,как правило, попадает с первого раза. И ,тем не менее, разве не менее неприятен и менее болезнен тот же укол, когда Вы знаете, что Вам его делает приятный, доброжелательный, сочувствующий вам человек. А что касается показавшегося Вам, очевидно, обидным выражения "обслуживать", Вы напрасно. Все мы, находясь в человеческом обществе прямо или косвенно кого-то или что-то обслуживаем, если ,разумеется, не полные бездельники, как я сейчас.
- А Вы пробовали подарить Вашей Оле что-либо, скажем, к какому-то празднику?- продолжил тот же мужчина.
- Вы знаете, я и сама стала об этом думать.Но боюсь ее по-настоящему обидеть. Ведь ничего стоящего я не в состоянии ей подарить из моей пенсии, да и не привыкли мы дарить за уколы и анализы.
- Эх, госпожа! Не знаю какой Вы были учительницей, но ученицей здесь Вы оказались по-видимому слабой. Ульпан-алеф ведь наверно кончали. А там уже с первых страниц об этом: " Есть работа - есть деньги, есть деньги - есть жена, есть жена - есть дети, есть дети - нет денег".Видите как все просто.А вы хотите чтоб укол был хороший, да еще с улыбкой. Вот за укол вашей Поле больничная касса платит, а за улыбку нет - не предусмотрено.
Вы ведь знаете, что в этой нашей стране продолжительное время тоже пытались внедрить социалистическое сознание, а получился провал и откат. А откат, как это часто бывает, с перебором на первых порах. Не только социалистические, но и общепринятые человеческие отношения пострадали. Вот Вы коснулись медицины. А ведь она зыждется на двух основаниях на человекознании и человеколюбии. Вот этого, второго фактора, израильской медицине малость не хватает. Я вот недавно сам вынужден был полежать в больнице и еще раз убедился в том, что эта "малость" не такая маленькая. И,главное, никому до этого дела нет. Врачи ходят по отделению как небожители, на обход в палату заходят строем и. понятно, не здороваются с больными. Разве что уборщица "из наших" еще до обхода
заходя в палату скажет по-человечески: "здравствуйте" , " Как себя чувствуете?" или "Как Вы ночь провели?" Лечащего врача,как правило, - нет, то есть и ответственного нет. Вроде ответствен за все - заведующий. А он-то как раз мало доступен и для больных и для родственников и вообще небожитель.
Я случайно присутствовал при этом разговоре, не вмешивался, но уже сидя в автобусе, продолжал размышлять об услышанном, Ведь до отъезда из Союза я много лет проработал в лечебных учреждениях , считался хорошим врачом, и тема эта была мне до боли знакома. Несмотря на то, что возраст мой к тому времени перевалил давно за пенсионный, и я знал, что буду получать пенсию как инвалид войны, я все же надеялся, что мой многолетний опыт пригодится и в Израиле. Однако вскоре меня в этом отношении ждало разочарование. Я встретил здесь врача, тоже пенсионного возраста, с которым одно время работал вместе, и он меня "просветил":
- Сюда приехало из Союза множество врачей всех специальностей, которое не может устроиться. Впрочем, на государственном уровне никто и не пытается с ними разобраться. Никого не интересует Ваша квалификация. Ведь здесь сам министр здравоохранения не врач. Для врачей? не имеющих большого практического стажа устраиваются экзамены, главная цель которых отсеять как можно больше врачей. И делают это варварски. Скажем не удалось человеку сдать экзамен, это ведь для него и позор вроде , и крушение. Так дайте ему поработать фельдшером или сестрой - в Союзе студентам после третьего курса такую работу давали. Не гоните их из профессии - ведь врачами работали! Подучите,- еще пригодятся! Сколько таких докторов стали здесь охранниками, убрщиками ит.п!. Вам не предложат сдавать экзамен, но пошлют для ознакомления в больницу,что естественно. Но там Вам главврач скажет откровенно: "Не ходите сюда. Ведь вы как-никак получаете пенсию,а отбиваете хлеб у тех кому она не положена. А должностей у меня и для них, и для вас нет,"
В общем не пошел я проситься на врачебную должность, а некоторое время, пока обживался в стране и учил иврит подрабатывал как метапелет. Между прочим, справлялся, хвалили даже.
Вскоре встретил еще одного своего старого товарища, с которым работал вместе еще
На фронте -доктора Фонарева Герцеля. Герцель заканчивал университетский курс в Базеле и работал в Риге до и после войны терапевтом очень высокой квалификации В Израиль он приехал еще до "большой алии". Его побудило уехать в Израиль заболевание ног, угрожавшее их омертвением , а прохладный да влажный климат Прибалтики был нежелательным при этом заболевании. Здесь он прошел несколько курсов лечения, но одну ногу все же пришлось ампутировать.Тем не менее, он еще смог продолжать лет десять до моего приезда заниматься врачебной деятельностью в качестве частной практики, и приобрел в своей округе репутацию знающего и очень внимательного врача. Так что качество местной медицине он изучил не по рекламам. Делясь со мной своим опытом, он мне сказал: Здесь очень высокая техника исследований и вмешательств, несравненно лучшая обеспеченность чем в России оборудованием и лекарственными препаратами. Однако он усматривал в местном здравоохранении два серьезных недостатка, главным из которых он считал пренебрежение человеческим фактором.
- Я начинал свою врачебную практику, - рассказывал Герцель в частной клинике профессора Минца. Он учил нас - молодых: главный в клинике не сестра, не доктор , ни даже он сам - профессор, а больной. От его самочувствия, настроения - зависит процесс выздоровления. Давно известно,что даже раны быстрее заживают у тех, кто не пал духом - я это,- говаривал Минц,- еще в лазарете , в первую мировую, сам наблюдал.
Потому требовал от всего персонала исключительно уважительное и чуткое отношение к больным и даже к их родственникам. К сожалению, в некоторых израильских клиниках это не понимают даже врачи , ведущие себя, как небожители.
Вторым недостатком израильской медицины Герцель усматривал, недостаточный контроль, по его мнению за диагностикой и лечебной деятельностью клиник из-за очень редких секций ( вскрытий) при неблагоприятных исходах.Это обстоятельство, обусловлено в значительной мере традицией, и непомерным влиянием и вмешательством ортодоксальной веры, как бы застывшей на средневековом уровне. Но местной медицине оно очень мешает в развитии, и особенно в контроле за качеством лечения.
Сам я , разумеется, значительно меньше чем Герцель ознакомлен с деятельностью местной медицины. Но за семнадцать лет пребывания в стране многократно приходилось обращаться к ее помощи и как пациент обязан выразить удовлетворение и благодарность
в отношении оказываемой лично мне помощи. Но даже мои очень незначительные наблюдения, ограниченные почти кругом семьи, подтверждают, мне думается выводы моего друга Герцеля, которого, увы, уже нет. Поэтому я осмелюсь сообщить о них, как говориться " к сведению", невольно увязывая их с тем, что я услышал на автобусной остановке.
Наблюдение первое. Оно касается подруги моей дочери, молодой женщины, родильницы, которую выписали с ребенком из отделения ,как здесь принято, на третий день после родов В тот же день, к вечеру, она почувствовала недомогание, головную боль, у нее повысилась температура.С этими жалобами она на следующий день обратилась к семейному врачу.Тот нашел, что у больной
"банальный вирус" и порекомендовал ей- акамол. Но к вечеру ее состояние ухудшилось, а на следующий день, а это была суббота,стало угрожающим. В воскресение она была доставлена в стационар, где все же погибла, как установили врачи от "бактериального менингита".
Наблюдение второе. Пожилой родственник обратился к семейному врачу с жалобами на общую слабость и головокружения. Незадолго до этого он перенес операцию по поводу опухоли щитовидной железы. Сделав анализ крови, врач обнаружил малокровие - значительное падение гемоглобина крови, и направил больного в стационар для обследования. Однако в приемном покое решили,что необходимости в госпитализации нет, и проблему решили по торговому принципу: " не хватает - добавим" - перелили больному кровь и отпустили его домой. Однако через неделю семейный врач повторно направляет больного в стационар - количество гемоглобина еще более понизилось. Как Вы полагаете решили в приемном покое? Правильно,- "не хватает - добавим", кому это интересно отчего у человека падает гемоглобин, т.е., возможно, где-то течет кровь. Правда, после третьего направления больного госпитализировали, но долго не могли решить где он должен обследоваться, перемещали из хирургии в терапию и обратно. Доведя его до критического состояния , оперировали его ночью по поводу кровоточащей метастатической опухоли желудка. Он умер не приходя в сознание после операции.
Наблюдение третье. Наша внучка, в возрасте трех лет, внезапно сильно заболела, когда ее привезли погостить к нам в Ашдод. Местный педиатр заставила нас срочно перепроверить анализ крови и., получив его настояла чтобы мы срочно отвезли ее в больницу гор.Реховот, не согласившись даже с моим предложением отвезти ее в Афулу,где она постоянно живет, и где тоже есть детское отделение:"Дело срочное, - пояснила она, - диагноз неясен,но возможно очень серьезен. Везите ее в больницу Каплан, - я доверяю тамошним педиатрам". Однако в приемном детского отделения этой больницы нам пришлось ждать три часа пока внучку определили в палату,хотя дежурный врач распорядился сразу ребенка госпитализировать. Сестры сменялись, пили кофе, о чем-то не торопясь беседовали. А состояние внучки становилось очень тяжелым - она потеряла сознание. Я,признаться, думал, что в отделении нет мест. Каково же было мое удивление, когда ребенка,наконец, поместили в палату. Большая палата была почти луста - в ней лежала одна девочка с травмой ножки.! Это при том,что у нашей внучки предполагалось инфекционное заболевание
Наблюдение четвертое, Приятельницу моей дочери , доставили в больницу по поводу внезапных резких болей в животе. Диагностика в приемном покое продолжалась двенадцатьчасов.Этого оказалось достаточно чтобы значительная часть тонкого кишечника омертвела вследствие происшедшего заворота . Огромная благодарность хирургам и реаниматологам ,которым удалось спасти ей жизнь Ведь смертность при завороте и сейчас велика.
Я не стану приводить еще наблюдения.И сознательно не привожу, как правило, даты и места наблюдений. Я достаточно проработал врачом,чтобы убедиться в том, что ошибки, осложнения и непредвиденные случаи происходят и в самых квалифицированных клиниках и нередко не зависят от их руководителей, а от самого низшего звена в сложной сфере общения и лечения больных. Об этом мне еще раз напомнил случайный разговор на автобусной остановке.