Спиваковская Светлана Александровна : другие произведения.

Музей Фрейда Љ3

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Когда была написана статья, о музее знали лишь избранные. Теперь, кажется, уже некомильфо, если ты ни разу его не посетил. Расписание же почти не изменилось. Приемные часы уточняйте, господа!

  До недавнего времени в мире существовали два музея З.Фрейда.
  
  Когда основатели будущего музея сновидений в Санкт-Петербурге обратились к куратору венского музея Фрейда Лидии Маринелли, она удивлилась...Ведь музей Фрейда в Лондоне и музей Фрейда в Вене неразрывно связаны с местами жизни Фрейда, и в этом смысле являются классическими мемориалами буржуазной культуры воспоминания. А музей Фрейда в Санкт-Петербурге указывает на отсутствие прямой связи между местом и интересующим нас событием, что превращает музей в психоаналитическое пространство.
  
  Итак, 4 ноября 1999 г в ознаменование 100-летия выхода в свет книги З.Фрейда "Толкование сновидений" в Восточно-Европейском институте психоанализа был торжественно открыт Музей сновидений Зигмунда Фрейда. Таким образом, в ассоциацию двух действующих музеев З.Фрейда достойно вошел необычный Санкт-Петербургский музей. Он создан по проекту куратора и директора музея В.Мазина, конструкция разработана художником В.Кустовым.
  
  В чем же необычность петербургского музея сновидений, и случайно ли он появился?..
  Несмотря на то, что Фрейд не был в нашем городе даже проездом, Санкт-Петербургу не чужд психоанализ. Город Достоевского и Гоголя, с призраками и двойниками, белыми ночами и обостренным чувством одиночества, - это пациент, остро нуждающийся в психоаналитическом сеансе. Кстати, Достоевский некогда был объектом пристального изучения читателя З.Фрейда.
  Если следовать данной логике, то начинает казаться, что очень даже неслучайно появился в Петербурге музей сновидений.
  
  К тому же "музей, открытие которого приурочено к 100-летию "Толкования..." не может быть привязан к месту, поскольку у сновидения места нет". В пользу "акцидентального" расположения говорит еще одна, сугубо психоаналитическая тонкость, на которую обратила внимание куратор Венского музея Фрейда Лидия Маринелли. Она остроумно заметила, что "отсутствие прямой связи между местом и событием превращает музей в психоаналитическое пространство. ...Правду в рамках психоанализа следует искать только в самых неподходящих местах".
  
  Санкт-Петербургский Музей сновидений совершенно не собирается конкурировать ни с Лондонским, ни с Венским музеями Фрейда в отношении объема исторической документации и раритетов, связанных с жизнедеятельностью ученого. "МС" позиционирует себя как "тотальную инсталляцию", связанную "не столько с местом, где жил Фрейд, не столько с материальными вещами, сколько с его идеями, сновидениями, теориями, мечтами - всем тем, что идеально, эфемерно, фантазмично, виртуально, едва уловимо". Исходя из того, что сфера психоанализа - "психическая реальность" (psychischen Realitat), Виктор Мазин решительно предпочел вещам - образы. Образы произведений искусства и предметов старины, которые Фрейд коллекционировал и изучал, которыми украшал свой кабинет, которыми буквально заполнял свой письменный стол. Образы близких Фрейду людей и книг, постоянно его окружавших. "Словесные образы" в виде цитат (перевод на русский - пример неизбежного "замещения") и "предметные образы" из "Толкования..." - шляпы и трости, цветы и грибы. Образы, "воссозданные" приглашенными художниками, среди которых Пепперштейн (сновидения Фрейда в рисунках), Бугаев-Африка (ребус), Хлобыстин (чемонданчик), Першина-Якиманская (белое платье)...
  В итоге тщательно разработанная геометрия (хитро расположенные зеркала, преломляющие пространство), изысканный интерьер (черный бархат, поглощающий свет), особая психоделическая атмосфера и общее ощущение от музея как от глубокой и реализованной идеи.
  В "МС" два небольших зала/кабинета. Экспонаты первого - скорее документального, информирующего и репрезентативного характера. Второй, вытянуто-углубленной формой целиком отдан бессознательному. Техническими средствами здесь "проиллюстрированы" три механизма бессознательного: изобразительность, смещение, сгущение. Мы видим отгороженные стеклом, недоступные, укутанные в полумрак или выступающие из него "предметные представления" - и скользящие по витринам собственные отражения.
  Экспозиция музея расположена в двух залах, в общем представляющих панораму сновидной деятельности бессознательного и ряда эпизодов жизни и деятельности З.Фрейда. Витрины, справочные тексты, разнообразные художественные и фотографические иллюстрации, световые боксы и проекционные экраны погружают посетителей в таинственный мир сновидений, посредством которых раскрываются некоторые загадки бессознательного, содержание ряда психоаналитических идей и интригующие моменты истории психоанализа.
  
  Итак, всем, кто еще не был в этом необычном даже для нашего города музее, советую ознакомиться с программой мероприятий на ближайший месяц, которая находится на сайте музея www.freud.ru
  Наряду с экскурсионным обслуживанием в музее проводятся лекции, чтения и семинары.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"