Спиваковская Светлана Александровна : другие произведения.

По ком звучит реквием?..

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Наркотики. Вы можете как угодно относиться к ним. Но, даже говоря наркотикам "нет", вы невольно становитесь зрителем кино про наркотики. Именно об отражении темы наркомании в фильмах, которые мы смотрим, и в умах режиссеров, которые эти фильмы создают, я и собираюсь поговорить.

  По ком звучит реквием?..
  
   Наркотики... Вы можете как угодно относиться к ним. Но, даже говоря наркотикам "нет", вы невольно становитесь зрителем кино про наркотики.
  
  Именно об отражении темы наркомании в фильмах, которые мы смотрим, и в умах режиссеров, которые эти фильмы создают, я и собираюсь поговорить.
   Нельзя не отметить, что тема эта хоть и не нова, но по-прежнему актуальна.
   Вообще, кинематограф в последнее время сильно изменился. Пропаганда наркотиков, в хорошем понимании этого термина, встречается в зарубежном видео все чаще и чаще. Теперь, например, стало даже модно вместо постельных сцен показывать, как герои вовсю долбят марихуану. Это уже вполне нормально и, к тому же, якобы придает фильму блеск новизны, свободы и близости к массам. А для продюсеров это самое главное - ведь все американское кино, по сути своей, попсовое.
   Безусловно, в хорошем кино суть не в том, как много травы было выкурено, сколько колес заглочено и машин заширяно. Наркотики являются своеобразным флагом, символизирующим оппозиционное восприятие реальности.
   В российском прокате возникла ситуация весьма хаотичная. Наркотическая тема разработана прямо до мелочей. "."Трэйнспоттинг",Карты, Деньги, Два Ствола" "Реквием по мечте", "Траффик","Кокаин" "В отрыв!", "Где моя тачка, чувак?", "Страх и ненависть в Лас-Вегасе"Кислотный Дом" ... Причем, одни почти яростно агитируют против наркотиков ("Реквием" и "Траффик"), другие вроде пропагандируют или, во всяком случае, очень легкомысленно к этому относятся ("В отрыв!", "Где моя тачка, чувак?"). В головах зрителей, должно быть, царит полный хаос. Но, разумеется, кино про наркотики - не намек для воодушевления мутных голов к копированию того, что происходит на экране...
   Итак, фильмов много, подход некоторых режиссеров вполне меркантилен. Режиссер "независимого" кино, Стивен Содерберг, снявший "Траффик", ненавидящий коммерческие голливудские проекты, - среди прочего, обвиняет Голливуд в том, что он отобрал у авторского кинематографа секс и насилие. Теперь к этой добыче можно добавить и наркотики.
   Давайте разберемся
   Первым (и потому культовым) для российского зрителя стал фильм "На игле". Помню, как публику шокировала ломка, продемонстрированная в "Трейнспотинге". Кстати, фильм был поставлен по сценарию известного шотландского писателя Ирвина Уэлша, который много пишет о наркотиках. По его произведениям был снят и в 98-м у нас вышел "Кислотный Дом" (Acid House) и чуть поздже "В Отрыв" (Go!"). Уэлш считается писателем так называемой "продвинутой молодежи". В своих интервью он говорит:
  - Я стараюсь использовать современную культуру, такую, как видео-музыка-"эсид хаус", различные разновидности наркотической культуры, различные переживания - все, что происходит вокруг. Вероятно, поэтому мои книги рассчитаны скорее на эмоциональное, а не на интеллектуальное восприятие. Если я захочу философии, то я обращусь к философам, а не к романистам. Мои книги - это воплощение принципа "эйсид хауса": постоянное развлечение. Постоянный джангл, сделанный из наших чувств.
   Фильмы, снятые по романам Уэлша, действительно, своеобразны.
  И если вы не увидели в них отношения автора к наркотикам, рекомендую обратиться к оригиналу.
   Существует особая категория фильмов (т.н. Cannabis Home Video), рассчитанная на публику, "расширившую свое сознание" перед просмотром... Такие фильмы обычно непонятны простым смертным и разве что не отмечены грифом: "Smoke before watching"
   К ним я бы отнесла -"Карты, Деньги, Два Ствола" и "Страх и Ненависть в Лас-Вегасе". В первом случае, это очень юморной и динамичный английский фильм с приятным саундтрэком. Кроме самих карт, денег и, соответственно, двух стволов, в фильме присутствует немало марихуаны, а также некоторые полезные советы по ее выращиванию и распространению.
   Во втором- за основу взят тройственный конфликт человека, его сознания и наркотиков. Великолепная режиссура Терри Гилльяма, потрясающая игра Джонни Деппа и Беницио Дель Торо, красочное воспроизведение выхватываемых героями глюков, - все это создает в удолбанном мозгу зрителя захватывающий эффект личного присутствия;
  
  Особого рассмотрения, на мой взгляд, требуют фильмы "Траффик", "Реквием по мечте" и "Кокаин".
  Промоутеры "Траффика" решили создать фильму скандальную репутацию, местами даже с истерическим оттенком.
  "Траффик" отнюдь не выглядит ни манифестом за легализацию наркотиков, ни гимном в честь борцов с ними. Это не больше, чем просто кино, ибо вряд ли для кого-то будет открытием, что милые шестнадцатилетние подростки утром могут ходить в хорошую частную школу, а вечером забивать косяки в притоне.
   После содерберговского "Трафика" нам предлагается вторая кинопопытка объективного рассказа о наркобизнесе. Тут не глобальный наворот с идейным подтекстом, а история маленького человека, сделавшего и потерявшего большие деньги...
  ...Он выйдет на свободу в 2015, - если доживет...
   История жизни простого американского парня по имени Джордж Джанг проста, как чизбургер: родился, вырос, поехал в Калифорнию, влюбился в стюардессу, стал торговать марихуаной, заработал прилично, был взят с поличным, сел в тюрьму. Сосед по камере рассказал про колумбийский кокаин, вышел, начал торговать коксом, грузил коробками баксы, получил маслину в предплечье, продолжил дело, опять сел в тюрьму...
  Так. Стоп.
  Все кино пересказывать не буду. История эта не выдумана, а ее главный герой - реальный мистер Джанг - выйдет на свободу только в 2015. Если доживет, ибо не молод и здоровье шалит. Его фотографию вы собственными глазами увидите в конце сеанса, перед титрами. Сможете сравнить оригинальную личность бывшего компаньона Пабло Эскобара (колумбийского наркобарона, одного из создателей и бессменных лидеров Медельинского картеля, крупнейшего в прошлом поставщика кокаина в США). Кстати, в середине 80-х он был застрелен в перестрелке с правительственными агентами. Эту личность нам изображает неподражаемый Джонни Депп.
  И, наконец, пару слов о фильме "Реквием по мечте". Для меня он особенный. Взяв его в прокате я в первый раз не вернула кассету...В жизни талантливого независимого режиссера Дэррена Аранофски "Реквием по мечте" (Requiem For A Dream) это второй фильм. Его особенностью я бы назвала то, что он не потерял объективности в отражении реальности и в тоже время,- художественной ценности. Критики отмечают, что картина вполне может прогодиться для лечения начинающих, еще наивных наркоманов и перевоспитания драгдилеров. Побочным эффектом будет непереносимость музыки "Кронос квартета".
   Настраиваясь посмотреть "Реквием", готовьтесь к полуторачасовым похоронам.
   Аранофски сохранил за собой возможность вытворять с изображением все что угодно. Если сюжет до жути обыкновенен, то его экранное воплощение многих заставит содрогнуться. Аранофски отдал чудовищным мучениям героев чуть ли не треть фильма. Он хочет, чтобы вас выворачивало вместе с наркоманами. Картинка "Реквиема" физиологически непереносима. Кадр дрожит с какой-то нечеловеческой частотой, искажается неестественными цветами, чудовищно дискомфортной оптикой. Монтаж одних и тех же коротких действий - шприц, наркотик в вене, расширяющийся зрачок или банка, ладонь, таблетки в рот, пульт телевизора - навязчиво повторяется десятки раз. Режиссер хочет довести вас до головокружения, до тошноты. Ему мало просто объяснить, что колоться - это плохо, что счастье в этом деле эфемерно. Это мало кого убедит. А потому он просто потрошит ваш мозг.
   Причем он пугает не только химическими препаратами. Еще страшнее угроза массового психоза, телешоу, может быть, хуже героина. Самые душераздирающие сцены именно про это. Наглотавшуюся таблеток мать Гарри посещают такие кошмарные телефантасмагории, что домохозяйкам, невзначай попавшим на киносеанс, наверняка захочется повыкидывать все телеящики по возвращении домой. Аранофски не ограничивается только галюцинациями и непереносимыми ломками, он предельно натуралистично показывает зверские методы лечения. Визуальное мастерство, всевозможные технические трюки, искусно использованные фильтры, специальные камеры, особая оптика - все это стихия Аранофски, в ней он виртуоз. И за каскадом жутких фокусов человеческая трагедия не теряется.
  Вообще это фильм об одиночестве, сыром и промозглом как поздняя осень. Интересная линия - все начинается летом, а заканчивается зимой. Даже лето не может осуществить свою мечту быть летом круглый год...
  Подведем итог.
   Наркотическая идиллия, мечта о новых психических возможностях, о расширении сознания, да просто о кайфе умерла. Но общество еще не созрело до того, чтобы по-другому отнестись к наркотикам. И война за наши умы продолжается на телеэкранах...И будет продолжаться, пока каждый не сделает свой выбор. Цитируя А.Троицкого, миллионы не до конца лишенных мозгов молодых людей отказываются понять лежащие на поверхности истины: наркотики - это религия для самых слабых: наркотики - это самоутверждение для мудаков: наркотики - это энергия быдла. Наркотики и свобода, наркотики и достоинство - вещи взаимоисключающие. Точка.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"