Средин Ник : другие произведения.

Обзор Седой Легенды: история и литература

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Попытаюсь чуть подробнее рассказать про историю. Я не буду искать соответствия или несоответствия. Но, раз так получилось, что все рассказы играют вместе - попытаюсь рассказать чуть подробнее про эпоху (если, конечно, сам знаю и не ошибаюсь :)), привести источники, которые могут быть интересны автору и читателю. В рассказах события часто упомянуты вскользь, иногда я могу предположить, про что говорил автора, но могу и ошибаться, и не увидеть чего-то - или наоборот, увидеть то, чего нет. Просьба всем авторам - поправлять, добавлять (а вот убалвять не надо ;) в "исторической" части обзора.
  
  В "литературной" части попробую высказать свое мнение/впечатление о рассказе, только для типа критики М/Ж. Это, собственно, только мое мнение, с которым можно не соглашаться, можно спорить, можно просто побеседовать :)
  
  
  
  
  

Капустин В. "Брачное агентство Рогнеда"

  
  История: конец 10-го века.
  Вероятно, у каждого историка, изучавшего этот период Руси, есть своя версия, как же все произошло на самом деле.
  Рассказ летописи прост, он, в принципе, и есть в рассказе:
  
  И послал к Рогволоду в Полоцк сказать: "Хочу дочь твою взять в жены". Тот же спросил у дочери своей: "Хочешь ли за Владимира?" Она ответила: "Не хочу разуть Владимира, но хочу за Ярополка". Этот Рогволод пришел из-за моря и держал власть свою в Полоцке, а Туры держал власть в Турове, по нему и прозвались туровцы. И пришли отроки Владимира и поведали ему всю речь Рогнеды - дочери полоцкого князя Рогволода. Владимир же собрал много воинов - варягов, славян, чуди и кривичей - и пошел на Рогволода. А в это время собирались уже вести Рогнеду за Ярополка. И напал Владимир на Полоцк и убил Рогволода и двух его сыновей, а дочь его Рогнеду взял в жены..
  Первым в версии Нестора засомневался Татищев (а может и раньше, я не в курсе). Он предположил, что взятие Полоцка произошло раньше, и именно за Рогнеду обиделся Ярополк на Владимира и пошла усобица. Шахматов, если не ошибаюсь, считал легенду про взятие Полоцка вставкой - не ложится она в текст гармонично.
  Есть версия, что ничего этого вовсе не было - просто надо было объяснить, почему потомки Изяслава постоянно вооют с потомками Ярослава.
  Есть версия, что это не было - но легенда была создана, чтобы показать, каким зверем был Владимир-язычник, и как благотворно повлияло на него принятие христианства.
  Много версий есть, теперь еще одна :)
  
  Насколько я могу судить, описания взяты из современных представлний о Полоцке той эпохи, полученных на основе археологических раскопок
  
  Литература:
  Детективный рассказ - насколько я понял, есть серия таких рассказов.
  Чего не хватило вот лично мне?
  Подготовки операции - проработки, куда и когда попадает Мясоедов, возможные проблемы, пути отступления, прикрытие, внедрение... Не игра все-таки, могут и стрелой ткнуть - и ткнули по ходу. А получается - рассказали, отправили, все. Была там хоть какая-то подготовка или нет - читатель в моем лице не знает.
  Не хватило обычности и обыденности героям - Мясоедов супергерой, ему ничего не угрожает, как, собственно, и Сирину. А чего переживать за супергероя? Все слова, все действия героев направлены на рассказ - и как-то маловато показаны сами герои, но это уже может быть мое имхо - да и надо ли такая проработка в этом жанре?
  Ну и не хватило препятствий, когда ситуация выходит из-под контроля и только ценой напряжения все завершается более-менее благополучно.
  Понравилась идея - в развлекательной форме рассказывать (и показывать! :) историю, с интригами, с Патрулем Времени. В рамках такого детектива, вероятно, логичен и "совершенно случайно" подслушанный разговор, "случайный" разговор Владимира и Добрыни возле пленника, и долгая "лекция" про официальную версию событий, и очень сжатое действие - выслушал лекцию, пришел, сразу все распутал, обо всем догадался, все разузнал, выполнил задание без запинки, вернулся - все.
  Но идея хороша! :)
  Спасибо!
  
  
  
  
  

Филиппов А.Н. "Судислав"

  
  История: первая половина 11-го века.
  Версия с Ярославом, начавшим распрю, подтверждается тем, что Владимир перед смертью собирался идти на Ярослава, а также Эймундовой сагой, но, вроде бы, принята не всеми историками. Есть легенда, что когда Владимир взял ее в жены, она уже была беременна Святополком. Распря началась после смерти Владимира в Берестье.
  Мстислав Владимирович до 1024 правил в Тьмутаракани, потом пошел на Ярослава, занял Чернигов, разбил Ярослава под Лиственом и разделили они землю по Днепру. Правили достаточно дружно - в 1031м вместе ходили на Польшу. В 1033м умер сын Мстислава, а в 1036 - и сам Мстислав, после чего Ярослав стал править всей Русью.
  Про самого Судислава сохранилось всего четыре известия - что был такой сын у Ярослава, возможно, младший; что в 1036, после смерти Мстислава "посадил Ярослав брата своего Судислава в темницу во Пскове - был тот оклеветан перед ним"; в 1059 "Изяслав, Святослав и Всеволод освободили дядю своего Судислава из поруба, где сидел он двадцать четыре года, взяв с него крестное целование; и стал он чернецом", а в 1063 "Судислав преставился, брат Ярославов, и погребли его в церкви святого Георгия".
  
  Литература:
  Не ясно, что было дальше с Любавой - по тексту можно предположить, что она подослана Ярославом, а после подписания отказной грамоты про нее - ни полслова. В духе Ярослава из рассказа, если не он подослал - убить мужа-купца, чтоб брат точно остался. И когда в темницу попал, ни разу про нее не подумал. То ли Судислав сам разлюбил, то ли вовсе у него этих девиц потом было... Она бы могла и старухой на улице мелькнуть, когда Судислава освободили - а так остается оборванная нить. Но, в принципе, это скорее придирка, сам рассказ - понравился.
  Необычный взгляд на усобицу после смерти Владимира. Не от лица главных участников, а со стороны человека, политикой в принципе не интересовавшегося, но попавшего в темницу на 24 года - не за что, просто, чтобы не мешал. Трагическая история князя, до которого дела никому не было - да и сейчас, в общем-то, историкам до него дела нет.
  Интересна композиция постепенного "погружения": город и гроза - темница - как попал в темницу - история до темницы - освобождение - город и послегрозье.
  Спасибо!
  
  
  
  
  

Виноградов П "Янь и волхов"

  
  История: вторая половина 11-го века.
  Литературная обработка рассказа летописи за 1071 год (о чем говорит и сам автор). Для желающих сравнить - текст летописи, достаточно длинный:
  Однажды во время неурожая в Ростовской области явились два волхва из Ярославля, говоря, что "мы знаем, кто урожай держит". И отправились они по Волге и куда ни придут в погост, тут же называли знатных женщин, говоря, что та жито удерживает, а та - мед, а та - рыбу, а та - меха. И приводили к ним сестер своих, матерей и жен своих. Волхвы же, мороча людей, прорезали за плечами и вынимали оттуда либо жито, либо рыбу, либо белку, и убивали многих женщин, а имущество их забирали себе. И пришли на Белоозеро, и было с ними людей триста. В это же время случилось Яню, сыну Вышатину, собирая дань, прийти от князя Святослава; поведали ему белозерцы, что два кудесника убили уже много женщин по Волге и по Шексне и пришли сюда. Янь же, расспросив, чьи они смерды, и узнав, что это смерды его князя, послал к тем людям, которые были около волхвов, и сказал им: "Выдайте мне волхвов, потому что смерды они мои и моего князя". Они же его не послушали. Янь же пошел сам без оружия, и сказали ему отроки его: "Не ходи без оружия, оскорбят тебя". Он же велел взять оружие отрокам, и с двенадцатью отроками пошел к ним к лесу. Они же изготовились против него. И вот, когда Янь пошел на них с топориком, выступили от них три мужа, подошли к Яню, говоря ему: "Видишь, что идешь на смерть, не ходи". Янь же приказал убить их и пошел к оставшимся. Они же кинулись на Яня, и один из них замахнулся на Яня топором. Янь же, оборотив топор, ударил того обухом и приказал отрокам рубить их. Они же бежали в лес и убили тут Янева попа. Янь же, войдя в город к белозерцам, сказал им: "Если не схватите этих волхвов, не уйду от вас весь год". Белозерцы же пошли, захватили их и привели к Яню. И спросил их: "Чего ради погубили столько людей?" Те же сказали, что "они удерживают урожай, и если истребим, перебьем их, будет изобилие; если же хочешь, мы перед тобою вынем жито, или рыбу, или что другое". Янь же сказал: "Поистине лжете вы: сотворил Бог человека из земли, составлен он из костей и жил кровяных, нет в нем больше ничего, и ничего он не знает, один только Бог знает". Они же сказали: "Мы двое знаем, как сотворен человек". Он же спросил: "Как?" Они же отвечали: "Бог мылся в бане и вспотел, отерся ветошкой и бросил ее с небес на землю. И заспорил сатана с Богом, кому из нее сотворить человека. И сотворил дьявол человека, а Бог душу в него вложил. Вот почему, если умрет человек, - в землю идет тело, а душа к Богу". Сказал им Янь: "Поистине прельстил вас дьявол: какому богу веруете?" Те же ответили: "Антихристу" Он же спросил их: "Где же он?" Они же сказали: "Сидит в бездне". Сказал им Янь: "Какой это Бог, коли сидит в бездне? Это бес, а Бог восседает на небесах, на престоле, славимый ангелами, которые предстоят ему со страхом и не могут на него взглянуть. Один из ангелов был свергнут - тот, кого вы называете антихристом; за высокомерие свое и низвергнут был с небес и теперь в бездне, как вы и говорите; ожидает он, когда сойдет с неба Бог и этого антихриста свяжет узами и посадит в бездну, схватив его, в огонь вечный вместе со слугами его и теми, кто в него верует. Вам же и здесь принять муку от меня, а после смерти - там". Те же сказали: "Говорят нам боги: не можешь нам сделать ничего!" Он же сказал им: "Лгут вам боги ваши". Они же ответили: "Суждено нам предстать перед Святославом, а ты не можешь ничего нам сделать". Янь же повелел бить их и повыдергивать им бороды. Когда их били и выдирали расщепом бороды, спросил их Янь: "Что же вам молвят боги?" Они же ответили: "Предстать нам перед Святославом". И повелел Янь вложить кляп в уста им и привязать их к мачте и пустил их перед собою в ладье, а сам пошел за ними. Остановились на устье Шексны, и сказал им Янь: "Что же вам теперь ваши боги молвят?" Они же сказали: "Так нам боги молвят: не быть нам живым от тебя". И сказал им Янь: "Вот это вам правду поведали боги ваши". Волхвы же ответили: "Если нас пустишь, много тебе добра будет; если же нас погубишь, много печали примешь и зла". Он же сказал им: "Если вас пущу, то возмездие мне будет от Бога, если же вас погублю, то будет мне от Бога награда". И сказал Янь гребцам: "У кого из вас кто из родни убит ими?" Они же ответили: "У меня мать, у того сестра, у иного дочь". Он же сказал им: "Мстите за своих". Они же, схватив, убили их и повесили на дубе: так отмщение получили они от Бога по справедливости! Когда же Янь отправился домой, то на другую же ночь медведь взобрался, загрыз и съел кудесников.
  
  Два слова про историю Руси этих лет: в 1054 умер Ярослав, в скором времени осталось три Ярославича - Изяслав Киевский, Святослав Черниговский, Всеволод Переяславский - и Всеслав Брячиславович Полоцкий. Жили сначала дружно, в 1060 вместе сходили на степняков. В 1066 Всеслав взял Новгород - который, историки спорят: то ли настоящий Великий Новгород, то ли Новогрудок в Гродненской области. Ярославичи собрались, пришли на Немигу. "И встретились противники на Немиге месяца марта в 3-й день; и было много снегу, и пошли друг на друга. И была сеча жестокая, и многие пали в ней и одолели Изяслав, Святослав и Всеволод, Всеслав же бежал. Позднее, месяца июля в 10-й день, Изяслав, Святослав и Всеволод, поцеловав крест честной, сказали Всеславу: "Приди к нам, не сотворим тебе зла". Он же, надеясь на их крестоцелование, переехал к ним в ладье через Днепр. Изяслав первым вошел в шатер. И так схватили Всеслава, на Рши у Смоленска, преступив крестоцелование. Изяслав же, приведя Всеслава в Киев, посадил его в темницу с двумя сыновьями."
  То есть, история несколько отличается от той, что в рассказе, но в конце концов, история - гвоздь, если писателю надо - может хоть шурупом стать.
  Через два года половцы пришли на Русь, разбили Ярославичей, в Киеве поднялось восстание, Изяслава свергли, посадили Всеслава. Изяслав бежал в Польшу к тестю, получил от него войска - Всеслав бежал перед битвой.
  В 1073 Святослав действительно выгнал Изяслава из Киева и стал великим князем - но через три года умер, Изяслав вернулся в Киев, но это уже к истории не относится.
  
  Литература:
  Немного тяжело было читать от обилия древнерусских слов - но это моя заморочка, такой прием создания "атмосферы" применяется часто. Не нашел концовки у рассказа. Получается, рассказ превращается в пролог к битве света и тьмы.
  Но сам рассказ прочитал с удовольствием, с интересом посмотрел на обработку сообщения летописи - имхо, стало динамичнее, да и Янь стал поблагороднее, рассказ получил размах - не просто стычка княжьего отрока с волхвом, а война старых богов и новых, тьмы и света. С интересом увидел новый, непривычный образ Всеслава аки демона - привык, что он-то как раз самый благородный из четверки.
  Спасибо!
  
  
  
  
  

Борисенков Г.В. "Последние дни"

  
  История: первая половина 13-го века.
  Насколько я знаю, история Полоцка этого периода - мало известна. Есть несколько известий про литовского князя Мингайло - то ли с бою взял город, то ли мирно пришел, то ли в 1190, то ли в первой половине 13-го века, то ли в середине века - уже после монголов. Источники говорят разное, историки спорят. Давьят - имя литовского князя из договора, князья Друцкие - ветвь Всеславичей, во второй половине 12-го века рубились с минскими Глебовичами за Полоцк, если я не ошибаюсь.
  Если я правильно понимаю, судя по "умирающему Киеву" - действие в рассказе происходит уже после битвы на Калке, а судя по половцам, живущим в степи - еще до прихода Батыя. В таком контексте последние дни не только у героя рассказа, но и у всей Руси тоже - Батый придет вот-вот, а может, уже и начал поход...
  Галич и Новгород - центры Руси после битвы на Калке и падения значения Киева и Смоленска, был еще Владимир Суздальский, но там уже пошло дробление земель, если не ошибаюсь.
  
  Литература:
  Прочитал с удовольствием.
  Что не понравилось - отсутствие героев и сюжета. Кто-то сидит в порубе, спорит, погибает, все. Рассказа, как такого, "не случается".
  С другой стороны, если идея рассказа - рассказать, как и что было на Руси и в Полоцке перед самым приходом монголов, то представлены точки зрения бояр, купцов, "интеллигенции" и крестьянства - последнее, правда, в основном безмолвствует, но это, как мне кажется, и есть его позиция. Есть и представитель князей - Давьят. Герои в меру индивидуальны, не отвлекают от основного, идейного содержания споров. Кто прав - ответа нет, и, в принципе, не может быть: каждый прав по-своему.
  История жизни героя - как мне показалось, не столько его личная история, сколько история Руси: моры, от которых обезлюдела земля перед приходом монголов, усобицы, распри...
  Если смотреть так - все гармонично и логично.
  Есть смутные отсылки к натоящему - но это, на мой взгляд, скорее достоинство рассказа, чем недостаток. Тем более, что автор мог их и не вкладывать - это уже мне "так прочиталось".
  Спасибо!
  
  
  
  
  

Неборская А. Легенда о Вильно

  
  История: первая половина 14-го века.
  Литературная обработка легенды про основание Вильно. Сама легенда в "Хронике Быховца" изложена так:
  "поехал князь великий Гедимин на охоту из Трок за четыре мили, и нашел гору красивую над рекою Вильно, на которой встретил зверя большого, тура, и убил его на той горе, которую и сейчас зовут Турова гора. И было очень поздно ехать в Троки, и стал он в долине Свинторога, где первых великих князей сжигали, и там заночевал. И приснился ему там сон, что на горе, которую звали Кривая, а сейчас Лысая, стоит большой железный волк и в нем ревет, как будто сто волков выло. И очнувшись от сна своего, он сказал волхву своему по имени Лиздейко, который был найден в орлином гнезде, и был тот Лиздейко у князя Гедимина волхвом и наивысшим языческим попом: "Видел я сон удивительный"; и сказал ему все, что во сне видел. А тот волхв Лиздейко сказал государю: "Князь великий, железный волк означает, что будет здесь столичный город, а что у него внутри ревет,- то слава о нем разнесется на весь мир". И князь великий Гедимин завтра же, не уезжая, послал за людьми и заложил замок, один на Свинтороге, Нижний, а другой - на Кривой горе, которую теперь зовут Лысой, и дал имя тем городам Вильно. И построив города, перенес свою столицу из Трок в Вильно"
  
  Литовцы, если не ошибаюсь, оставались в основной массе язысниками до конца 14-го века, когда массово крестились при Ягайле - то есть, еще полсотни лет после основания Вильно. Хотя, вполне вероятно, креститься начали и раньше.
  
  Литература:
  Прочитал с удовольствием.
  Немного ни к месту показалось полное цитирование песни - чуть не одна шестая всего рассказа.
  Начало показалось немного рваным: рывком - пейзаж, рывком - воспоминания о прошлом, рывком - диалог, последним рывком - объяснение, что и где происходит, и только после этого "поехал" основной текст рассказа, рассуждения мага, но рассуждениям, на мой взгляд, тоже не хватило вступления.
  Дальше - понравилась атмосфера вечера у костра, переплетающаяся с мыслями мага, философия готовящегося уходить язычества, бытовой вызов к князю.
  Про основателя рода Радзивиллов не знал.
  Спасибо!
  
  
  
  
  

Ковалевская А.В. Яков Полоз, хорунжий князя Полозовича

  
  История: начало 16 века.
  Литва вела постоянные войны с Московским княжеством: 1492-1494, 1500-1503, 1507-1508, 1512-1522, 1534-1537. Отделившееся от Орды Крмыское ханство заключало союз то с Литвой против Москвы, то с Москвой против Литвы. "Крымчаки" с конца 15-го века совершали постоянные набеги и на земли Литвы, и на земли Москвы. Татрские набеги доходили до Минска и Новогрудка (если кто помнит "Христос приземлился в Гродно" - это как раз те самые времена, или "Анастасия Слуцкая" - там как раз набег этих самых татар на Слуцк).
  
  Семен Полозович - реальный исторический деятель, правда, информация о нем в основном на украинском. Упоминание можно найти у Грушевского:
  З наступникiв кн. Богдана з козачиною в нашiм матерiал звязуєть ся iмя Сенька Полозовича, управителя черкаського староства на початках XVI в. Вiн був ключником кивським в 1490-х рр., потiм намiсником овруцьким (коло 1510), державцем рiчицьким, але при тiм, як оден з корiнних кивських земян, все виступає в наших звiстках як оден з геров погранично вiйни з Татарами. Сучасник Децiй знає його як "славного руського вояка"; у пiзнйшого Бєльского вiн славить ся як "Полоз Русак славний козак" - все з нагоди побiди над татарськими загонами в 1508 р. Потiм в сучаснiй кореспонденцi маємо згадку про його побiду над Татарами в 1511 р. Але в найбiльш характеристичнiй рол, як iнцiатор ширшо орґанзацi козацько й провiдник козацького вiйська, виступає вiн перед нами в 1520-х рр., разом з иньшим кивським паном Криштофом Кмитичем, сином теж черкаського намiсника, державцем чорнобильським. Хоч правительство литовське не дало м няко пiдмоги на те, щоб зiбрати козацьке вiйсько, Полозович i Кмитич, "собравшы малый почотъ козаковъ, на низъ Днепром до Києва и далей до Тованя на службу нашу ходили", як писав в. князь до панiв-рад литовських. "И тамъ будучы послугы своєє намъ немало вчынили и тыхъ людей неприятелей всихъ Татаръ, которыє в паньстве нашомъ были, тыждень через Днепръ не пропустили, и на кождый день з ними бытву мевали и иншихъ били, а иншии сами потонули".
  http://litopys.org.ua/hrushrus/iur70204.htm
  Есть сведения в "Замках Беларуси":
  В 1529 г. после очередного татарского нашествия "державца Речицкий" Семен По-лозович попросил у короля Жыгимонта поддержки городу. В своей грамоте король отмечал заслуги державцы, который "в той волости нашой Речицкой своими немалыми наклады чы-нил и великою пильностыо и нелитованьем горла своего на пустом месте на нас господаря замок збудовал, оборонами всякими за свои властный пенязи тот замок наш вспомог". В "Уставе", данной городу, подчеркивалась необходимость держать "сторожу полную от всяких неприятелей наших, яко от москвич, так и от татар и турков". Грамотой короля все доходы с Речицкой мытницы, медовой, пивной и винной корчмы должны были идти на ремонт и строительство замка. В пользу "державца" шел каждый десятый осетр и "со всяких рыб десятая рыба", от каждого посаженного в тюрьму - "вежа" по четыре гроша "повежного".
  http://dorogiby.info/node/1090
  
  Литература:
  Моя вкусовщина, но крик, который передается "ооо!", да еще "боль!" вызывает недоверие и смех. Почему - не знаю. Обращение на "ты" - оригинально, но смотрится странно, особенно, когда "ты" оказываются разные люди, один за другим. Возможно, это после книги про Высоцкого.
  Описание брачной ночи - как на мой вкус, слишком романтично, слишком пафосно, но это может быть моя вкусовщина.
  Основное "не понравилось" - потому что отрывок из повести: героев много (только сам рассказ идет - и от князя, и от Софьи, и от Якова; еще Микола, еще Голуб...), рвано, концовки нет, из-за этого сюжет получается непонятный - то ли про казаков и татар, то ли про Софью с Миколаем и Яковым, и ни то, ни другое не раскрыто.
  Описание гуляний - понравилось, синие кафтаны - тоже.
  Спасибо!
  Будет время - надо будет всю повесть целиком прочитать :)
  
  
  
  
  

Нейсмит М.В. "Басенька моя"

  

Мудрова Т.А. "Агнец на гербовом щите"

  
  История: середина 16-го века.
  Оба рассказа - литературные обработки истории Барбары Радзивилл. Собственно, то что я сумел найти - оно и есть в "Басеньке". Отравление - не доказано, но версия такая есть.
  
  Литература:
  Басенька - мне понравилось, как написано. Печальная история "белорусских Ромео и Джульетты". Может быть, немного не хватило какой-то изюминки, нового взгляда - но, с другой стороны, заставило поискать и убедиться, что, насколько смог отыскать, факты исторические, в литературной обработке.
  Спасибо!
  
  Агнец - с одной стороны, меня долго учили, что рассказ, в котором не действуют, а разговаривают - это не лучшая форма. С другой - в "Агнце" (да и в "сабле", тут, в принципе, одно и то же) есть вступление-описание, после которого начинается диалог, в какой-то степени показывающий действие, а вопросы "поправляют", "уточняют", "направляют" это действие.
  На мой взгляд, есть некоторая проблема в том, что собеседники - одинаковые. Они оба достаточно хорошо знают рассказ, возникает ощущение, что это не диалог, а пьеса, поставленная на два голоса, в которой слушателю периодически приходится притвориться незнающим - для слушателя, а периодически он забывает, что он "неуч". Слушатель то оказывается умнее рассказчика и поправляет его (Не так вовсе он говорил; а у Кароля Радзивилла разве были потомки - при его буйном образе жизни?), то внезапно оказывается глупее и задает вопрос, который оказывается наводящим (Мастер? Я бы уж скорее думал - мастерица, ведь их ткали, эти пояса), то сомневается в рассказе (Ну как же в хорошей сказочке без Калиостро? Никак), то дополняет его, помогая рассказчику (Барбарой ее звали, значит. Как королеву).
  Но в целом - прочитал с удовольствием. Как на мой вкус, такая форма оживляет рассказ, подчеркивает неожиданные повороты сюжета, сбивает лишний пафос. Понравились описания апостолов и поясов, как я понимаю, из источников - про апостолов точно встречал раньше, их, если не путаю, еще все кладоискатели Беларуси ищут. Из рассказа про Барбару получилась легенда, как на мой вкус - красивая и печальная.
  Спасибо!
  
  
  
  
  

Ковалевская А.В. Рассказы Гуды, странного парня из Речицы

  
  История: середина 17-го века
  Восстание Богдана Хмельницкого охиватило не только Украину. Источники, снова, в основном на украинском, рассказывают:
  Б. Хмельницький влiтку 1648 р. "розослав... на всi сторони: на Бiлую Русь, на Сiверщину, на Полiссє, на руську Подолiю, на Волинь з козаками, до которих навенцей хлопства вязалося". Загiн Небаби разом з iншими пiдроздiлами, очевидно, дiяв пiд загальною орудою П. Гловацького, а потiм М. Гладкого теренi Полiсся, вiд Стародуба на сходi до Пiнська на заходi. Тамтешня укранська i бiлоруська люднiсть також повстала проти шляхетського панування й допомогла козакам оволодiти Гомелем, Лоєвом, Брагином, Мозирем та iншими мiстами i мiстечками.
  Наприкiнцi квiтня (апреля) 1649 р. "з 2500 козакiв i з великим числом досвiдчено пiхоти" Небаба зайняв Гомель. Обiйшлося навiть без збройно сутички. Як засвiдчував сучасник, козакiв до Гомеля запросили тамтешнi мiщани, вiдмовившись постачати проовольство литовському вiйську. Однак невдовзi гомельську залогу довелося евакуювати, бо в травнi - червнi (мае-июне) Я. Радзивiл помiтно активiзував сво дi в Бiлорусi. Козаки I. Голоти та Гловацького зазнали вiдчутних поразок пiд Загаллям i Рiчицею.
  Наприкiнцi липня (июля) зупинив подальше просування Я. Радзивiлла, який здобув у битвi пiд Лоєвом справдi пiррову перемогу i вiдмовився вiд наступу вглиб Украни.
  http://www.haidamaka.org.ua/0065.html
  
  Литература:
  Резануло описание боев с казаками в начале. Уж очень оно, на мой взгляд, ура-патриотичное. Вроде как казаки - и не страшные совсем, не опасные, мы их одним мизинцем левой руки... Возможно, это только в начале, и дальше в повести война становится войной - но начало резануло. Повеяло плохими романами про войну - доблестные партизане ложат фрицев штабелями...
  Обрезано без концовки, уж последняя фраза в рассказе смотрится совсем странно :)
  Прочиталось легко, на одном дыхании.
  Спасибо!
  
  
  
  
  

Удонтий М. Белая всадница

  
  История: середина-вторая половина 18го века?
  Упоминается, что сын графа участвовал во многих войнах, всю жизнь провел в странствиях - имхо, это или вторая половина 17-го века, но тогда, по идее, должна продолжаться война с Турцией или начаться Северная война, или эти войны - и есть Северная война и война за Польское наследство, они закончились, если не ошибаюсь, к 1735-му, выходит, действие рассказа где-то после этой даты.
  Упомянуты "французские романы" - они, если не ошибаюсь, тоже появляются в 18-м веке, скорее, во второй его половине.
  Возможно, это легендарная Речь Посполитая, не имеющая привязка к истории :)
  
  Литература:
  Красивая и печальная легенда про молодую шляхтянку, влюбившуюся в лекаря, не сумевшую убить жену лекаря и убившую себя. Имхо - как раз в духе 18-го века, начала 19-го. Благородная шляхта, умный и благородный лекарь, колдунья-ворожея, внутрення борьба девушки - и, в каком-то смысле, победа. С другой стороны, раз легенда рассказывает, откуда появилась белая всадница - она и не могла закончиться по другому.
  Спасибо!
  
  
  

Кузнецов В.А. Дикие гуси

  
  История: 1812ый
  Собственно, оступление армии Наполеона. Русские планировали перехватить Наполеона и разгромить, но не случилось. Если не ошибаюсь, за это склоняли и Чичагова, и Виттенштейна, Крылов басню писал иносказательную.
  
  Литература:
  Интересно, мысли французов - из воспоминаний Марбо?
  Война, описанная в настоящем времени, вызывает ассоциацию на Ремарка. Дальше ассоциация усиливается - не только этот прием, но и стиль, и война как грязная и утомительная работа... Ремарка я люблю, могу и промахнуться.
  Интересен взгляд на отступление и битву на Березине со стороны французов.
  Спасибо!
  
  
  
  

Мудрова Т.А. Сарматская сабля

  
  История: первая половина 19-го века.
  Про Островского-Дубровского отыскал статью в "КП" http://kp.ru/daily/23243/135594/
  Историческая личность, к сожалению, больше, чем в статье - не нашел.
  
  Литература:
  В принципе, я уже в "Агнце" сказал общее для обоих рассказов.
  Аналогия белорусы-якуты - интересная, про белорусов в ссылке слышал, но больше про уральских, и только краем уха. Легенда получилась красивая. И последний диалог, сбивающий пафос, - понравился.
  Спасибо!
  
  
  
  
  

Гусаров И.А. 14е ноября

  
  История: 1941ый
  Выписка из Еврейской электронной энциклопедии:
  25 июня 1941 г. Слоним заняли германские войска. 17 июля того же года гитлеровцы арестовали 1200 мужчин-евреев и расстреляли их на окраине города. На общину была наложена контрибуция в два миллиона рублей. В августе 1941 г. нацисты согнали евреев Слонима и близлежащих местечек в гетто. Около девяти тысяч его обитателей были уничтожены 14 ноября 1941 г., еще около десяти тысяч - с 29 июня по 15 июля 1942 г., когда гитлеровцы окружили гетто и подожгли его. Во время второй акции часть еврейской молодежи оказала сопротивление нацистам и их пособникам (литовцам и белорусам); около 500 человек сумели покинуть город и скрыться в лесах. Многие из них впоследствии присоединились к партизанам. К середине июля 1942 г. в Слониме оставалось лишь около 300 евреев; все они были уничтожены в декабре того же года.
  http://www.eleven.co.il/article/13845
  Есть воспоминания, опубликованные в "Газете Слонимской"
  http://www.gs.by/ru/73/105/2466/Я-помню....htm
  http://www.gs.by/ru/74/105/2517/Я-помню....htm
  http://www.gs.by/ru/75/105/2568/Я-помню....htm
  http://www.gs.by/ru/76/105/2617/Я-помню....htm
  По воспоминаниям - есть некоторые расхождения с рассказом:
  Примерно 12-13 июля через громкоговорители был передан приказ: "Всем мужчинам-евреям, начиная с возраста 16 лет, запрещено ночевать дома. На ночлег собираться в синагогах, клубах и в Народном доме (бывший городской театр). Кого из мужчин найдут дома - вся семья подлежит наказанию".
  Заложники были раньше: "На следующее утро все собранное золото сдали коменданту. Он вызвал юденрат в полном составе, всех одиннадцать евреев построили напротив комендатуры и публично расстреляли. Каждый получил пулю в затылок... Молниеносно эта страшная весть разнеслась по городу. Комендант объявил, что это наказание за то, что не все золото было собрано... Вызвали новых одиннадцать человек и их назначили "новым юденратом".
  14-го ноября печи не было - был расстрел за городом: Незадолго до этой акции немцы приказали юденрату выделить добровольцев на отправку для работы на армию. Тем, кто будет принят, пообещали хорошо кормить и даже сказали, что будет выделен дополнительный паек для их семей. Им даже разрешалось писать письма. Требовалось 50 человек, но охотников набралось больше трехсот. Эти полста человек кудаґто увезли, и многие завидовали, считая их "счастливчиками". А на самом деле эти люди копали могилы для гетто и сами стали первыми жертвами.
  14 ноября в три часа ночи меня разбудил плач и ужасные крики людей. Среди этого шума и воя я услышал немецкие слова: "Юден раус!" (Евреи, выходи!) И вот сидит на площади группа людей, примерно в шестьсот человек, все с семьями.
  Вдруг к нам приблизилась большая группа немцев, подошли почти вплотную. Совершенно чужой, незнакомый нам офицер поднял руку вверх: "Прошу тишину!" Все сразу замолкли, немец стал спокойно, ровным голосом объяснять: "Слушайте, евреи! Наше командование постановило перевести вас в другое место, где условия вашей жизни будут намного лучше. К сожалению, в Слониме, в военное время, нам трудно облегчить ваше тяжелое положение. Но немецкое командование решило проявить о вас заботу. Там, на новом месте, вам, конечно, придется работать, но у вас будут приемлемые условия".
  Мы прошли примерно с километр, и вдруг наша группа остановилась на месте как вкопанная. Люди спотыкались друг о друга. Перед нами, на середине улице, стояла стена из солдат. Штыки наперевес. С ужасными криками они повернули колонну еще раз направо, на улочку Жвирки и Вигуры, которая вела за город, в поле.
  А потом нас, одного за другим, погнали по утопґтанной тропинке. Выґстрелы раздавались совґсем рядом. Инстинктивґно руками прикрыл голову. Бежим гуськом вверх, и тут перед нами два рва. Мне казалось, что им нет конца. Один из них уже до края заполґнен телами... Второй, наш, почти полный. Слеґва наша могила, справа гора выброшенного песґка. Я онемел. Разрывы выстрелов глушили все. Не мог дышать, не мог кричать. Только услыґшал рядом чьи-то слова: "Шма Исраэль!" Наткнулґся на бегущего впереди. Еще шаг, и - все...
  
  Литература:
  Честно говоря, трудно разбирать такие рассказы.
  Стилизация под рассказ мальчика, на мой взгляд - удачная.
  "Да потому что чуть больше года назад, в апреле сорокового года" немного сбивает - если "назад", то это, скорее, настоящее время. Если прошедшее - скорее, "за год до того", но это мелочи, скорее, придирка.
  Короткими эпизодами рассказывается история Слонима и Слонимского гетто в 1940-41-м: репрессии Советов, захват города, первый массовый расстрел, создание гетто, уничтожение девяти тысяч. Нарастание ужаса: гибель двоих, бомбежка и выселение, гибель тысячи, гибель тысяч от голода за месяцы, гибель тысяч за один день. Каждый раз смерть становится мучительнее: ссылка - гибель от бомб - расстрел - гибель от голода - сожжение заживо.
  В этом ряду, на мой взгляд, немного "провисает" рассказ про гетто - читатель не знает про условия жизни в гетто, не знает про цифру около десяти тысяч умерших - умер каждый третий. Для того чтобы увидить и прочувствовать кошмар - рассказа не хватает. Воспоминания описывают гетто так:
  В квартиры, где раньше жили 6-8 человек, набилось по пятьдесят. Из комнаты выносили все вещи и мебель на улицу, чтобы люди могли разместиться на полу. Но на всех не хватало места. Бездомные, охваченные ужасом, бродили из дома в дом, просили, умоляли дать им войти, дать хоть какой-то уголок в сарае или в коридоре, хоть где-нибудь. Но все было забито под завязку. Помню, как один из таких несчастных обратился к моей бабушке с просьбой, мол, пусти к себе в дом. Она сказала: "Заходи, найдешь место - твое". Он вошел - одни головы, все переполнено. И в других домах то же самое. У многих сдавали нервы, начались крики, споры, скандалы с угрозами, драки за место: 35 тысяч евреев втиснули в самый запущенный и захудалый район города, куда с превеликим трудом можно было затолкать 8 тысяч человек.
  А потом весь район гетто обнесли колючей проволокой, евреям запретили выходить из гетто, а нееврейскому населению не разрешалось к нам заходить. Нас отрезали от любой возможности приобрести продукты питания... И начался ГОЛОД... Это самое страшное, самое жестокое из всех ужасов гетто... Медленная смерть на глазах у всех... Чувство беспомощности и апатии... Крики голодных детей... Их голодный плач, который взрослые были не в состоянии выдержать... По гетто пошла эпидемия самоубийств, матери сходили с ума...
  С середины августа и до начала ноября в гетто города Слонима от голода, холода и от спровоцированных теснотой и антисанитарией эпидемий - умерло естественной смертью свыше 10000 человек. Немцы не расстреливали их, но эти десять тысяч евреев немцы уморили насмерть голодом...
  Возможно, не хватает описания тесноты, драк, голода, эпидемий - это можно показать через смерти знакомых героя - мальчишек, с которыми он рыбачил на Щуре. Один за другим - от холода, от тесноты, от голода...
  
  Если цель рассказа - показать ужас, чтобы он не повторился, возможно, стоит усилить этот эпизод. Оставлять ли эпизод с печью - решение автора, на мой взгляд, если перегнуть палку, читатель может отказаться верить не только в окночание, но и в предыдущие эпизоды. Описать по воспоминаниям: как гнали по улице, как заставляли разделяться, раздеваться, как гнали по тропинке - ужаса не меньше, наоборот, он реалестичнее. И, что еще страшнее, правда.
  
  
  
  
  

Шруб Е.Ф. Второй шанс

  
  История: Великая Отечественная
  Один из эпизодов партизанской войны. Как мне кажется, судя по "перелому" - это эпизод "рельсовой войны" 1943-го, скорее, первой части, когда шла Курская битва.
  Если верить Википедии "Только в Беларуси железнодорожное движение было парализовано на 15-30 суток... Перевозки противника сократились на 35-40 %"
  
  Литература:
  Царапнули два момента:
  "Поезд с секретным оружием, который мог переломить ход войны на Восточном фронте" - кажется, "секретное оружие" - это, как мне кажется, миф - про сверхоружие. Может быть, уточнить, что это мысль Миколки? Тогда все ок, никаких вопросов.
  "политический кризис на европейской арене привел к началу войны. Миллионы гибли" - в Китае война началась в 1937м, если не ошибаюсь. Там потери были не меньше.
  Но, правда, и то, и другое - не относится к литературе.
  Эпизод рельсовой войны, казнь разведчика. Трагедия войны несколько оттеняется "головотяпством" суда, дан другой взгляд на войну - со стороны инопланетян. Если вдуматься - он, пожалуй, гуманнее, чем взгляд самых землян.
  Трагедия выбора, когда выбор между злом и очень большим злом, между личным - и судьбой всей страны, если в эшелоне действительно сверхоружие, и никто больше не взорвет. А если паренька обманули, и это всего лишь простой эшелон - тогда, имхо, выбор еще трагичнее.
  Спасибо!
  
  

Александров В.В. Вездесущий

  
  История: середина 20-го века, Западная Беларусь.
  А история - она, собственно, в рассказе вся. Не знаю, что тут добавить.
  
  Литература:
  Понравилось. История человека на фоне истории страны. Простая, без надрыва, без героики. Правдоподобная - судя по комментариям, потому что чуть не вся (или вся?) на основе рассказов очевидцев. И, как мне показалось, добрая история.
  Спасибо!
  
  
  
  

Анисимов К.Ю. Ундина Минского моря

  
  История: конец 20-го века.
  
  Литература:
  По моим представлениям Минское море несколько меньше - но в рамках легенды можно сделать его сколь угодно большим и суровым, только добавить реплики геров - что это невозможно, что они уже давно должны были добраться до берега, что не бывает на Минском море таких штормов и быть не может.
  Вставной эпизод со следователем, как мне кажется, не оправдан. Он разбивает рассказ от первого лица - можно перестроить весь рассказ от третьего, и отбить пробелами и звездочками, можно дать все эти сведения в разговоре следователя с героиней, тем более, что они там в принципе и есть. Как вариант - вопрос героини "я обвиняемая?" и ответ следователя, про то, что это невозможно, он и хочет уточнить, что произошло.
  Интересная легенда про ундин Минского моря. Интересные переживания героини и попытки понять, что с ней происходит.
  Спасибо!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"