"И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою".
"И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его".
"И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла".
"И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь".
И это была первая заповедь Бога человеку.
Сразу же возникают несколько вопросов. Если дерево познания добра и зла действительно представляло собой смертельную опасность, или Бог по какой-то иной причине не хотел, чтобы человек отведал его плодов, то почему Он просто не сделал его недоступным, как впоследствии поступил с деревом жизни, изгнав людей из рая и поставив "у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь" к нему? Вместо этого Бог поместил запретное дерево в самом центре рая, где оно постоянно попадалось на глаза человеку и смущало его. По всей видимости, дело тут вовсе не в плодах и таящейся в них опасности, а в самом запрете. Может быть, Бог хотел испытать преданность человека? Но мог ли человек, каким мы застаем его до грехопадения, вообще быть не преданным? Все сведения о мире получены им от Бога, а тот небольшой жизненный опыт, который он успел приобрести, лишь подтверждает справедливость этих знаний. Авторитет Бога настолько велик, что любые Его слова воспринимаются как незыблемый закон, установленный раз и навсегда. Конечно, человек мог случайно, по ошибке отведать плодов с дерева познания добра и зла, но тогда его можно упрекнуть в рассеянности, но не в неверности. Только сознательное нарушение заповеди можно расценить как измену. А для этого у человека должны возникнуть сомнения в искренности Бога. Чтобы испытать его преданность, надо сначала предоставить ему возможность быть не преданным, заронить недоверие к словам Господа. Именно это и сделал змей.
Вот что говорится о нем в Библии: "Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло".
Змей, единственный среди всех сотворенных Богом животных, не только обладает наравне с людьми способностью мыслить, но даже более развит, нежели они, ибо знает то, что им еще только предстоит узнать. А ведь согласно своему предназначению, именно человек призван владычествовать "над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле". Но чтобы знать то, в чем змей старается убедить Еву, ему необходимо было самому пройти через грехопадение. Правда, тогда совершенно непонятно, кто же подтолкнул к нему змея. А может быть, грехопадения и вовсе не было? Может быть, змея сразу таким создали? Но тогда выходит, что он говорит не свои слова и не противостоит Господу. В истории грехопадения человека он сыграл роль, с самого начала отведенную ему Богом. Змей не просто обольстил Еву, он и должен был ее обольстить.
Змей впервые высказал то, о чем человек раньше никогда не думал. Бог говорит неправду. Его слова не соответствуют действительности. Уже одним тем, что можно так думать и говорить, змей поразил человека и вызвал к себе определенное уважение. Тот, кто способен противоречить Господу, в чем-то уже стоит с Ним на одном уровне. Своими словами змей показал, что такое возможно. Конечно, поступок людей был легкомысленным, ведь опасность смерти от вкушения запретных плодов по-прежнему оставалась реальностью. Мог быть не прав и змей. Но это уже было неважно. Рано или поздно нечто подобное все равно бы произошло. Главное заключалось в том, что змей помог человеку осознать запрет как таковой. Заповедь Господа предстала теперь не законом природы, о котором Тот поведал человеку, а повелением, исходящим от Бога лично к нему. Змей показал, что по отношению к человеку Бог не только испытывает отеческую любовь и заботу, но и противостоит ему. Положив запрет, Бог, тем самым, отделил от себя человека, предоставив ему возможность свободы и право различать добро и зло. А, сотворив змея и явив через него пример противостояния, Он сам подтолкнул человека к реализации этой свободы. Плоды с дерева познания добра и зла вдруг стали вожделенными, но не потому, что оказались хороши. Хорошо оказалось решать самому. Страх перед любыми последствиями нарушения заповеди Бога отступил перед желанием поступать по-своему. Слова змея упали на благодатную почву. Человек поверил ему больше, чем заповеди Господа, потому что именно этого хотел и добивался сам Бог.