Старец Виктор: другие произведения.

Туризм в Ссср

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Конкурсы романов на Author.Today
Творчество как воздух: VK, Telegram
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О спортивном туризме в СССР.

   Туризм в СССР.
  Среди неотъемлемых достоинств советского строя было широчайшее развитие и всеобщая доступность всевозможных спортивных секций для детей и молодежи. Причем совершенно бесплатных. Секции были при средних школах, при ВУЗах, при заводах, при районных стадионах, при Дворцах пионеров и даже при ЖЭКах (местных коммунальных конторах). Можно было бесплатно заниматься любым видом спорта, было бы желание.
  Я сам занимался на 1 и 2 курсе института борьбой самбо, на 3 курсе плаванием и стрельбой из пистолета, на 4 курсе лыжами. На том же 4 курсе начал заниматься горным туризмом. И занимался им активно 15 лет, до 37-летнего возраста.
  Туризм в СССР был весьма весьма многолик. Самым массовым был экскурсионный туризм. В выходные дни, как правило, от предприятий или от районных советов по туризму и экскурсиям проводились автобусные экскурсии по всевозможным окрестным достопримечательностям на дальность до 500 километров с питанием ночевкой в гостиницах. Этим видом туризма в 70-е и 80-е годы охватывалось до 200 миллионов человек в год. Стоимость двухдневного тура с профсоюзной дотацией от предприятия составляла 5 - 10 рублей. Это при средней зарплате 150 - 200 рублей в месяц.
  Предприятиями Центрального совета по туризму и экскурсиям проводились многодневные круизы на теплоходах по рекам и на туристических поездах.
  Только эти два вида туризма и сохранились, в капиталистической России. Понятное дело, никакой дотации от профсоюза на турпоездку теперь не получить, а цены стали внушать уважение.
  Следующей по массовости разновидностью туризма были Всесоюзные туристические маршруты. Маршруты эти опирались на широчайшую сеть туристических баз, разбросанных по всему Союзу ССР. Только в одном Крыму их было с десяток. Турист покупал путевку, как правило, с профсоюзной дотацией, стоимостью 20 - 30 рублей на три недели и заезжал на турбазу. Как правило, турбазы работали в теплое время года. Туристы питались в столовой и жили в летних домиках по 2 - 4 человека в комнате. Удобства и душ - отдельно. На базе туриста с неделю кормили - поили, слегка учили премудростям туризма и слегка тренировали к походу. Затем группы туристов под руководством инструкторов выходили в пеший поход.
  Маршруты прокладывались по маркированным тропам, проходящим через живописные места. Ночевки устраивались на специально оборудованных площадках. Длительность дневных переходов устанавливалась такой, чтобы любой мало-мальски здоровый человек их проходил без затруднений. Недельный поход заканчивался на другой турбазе, как правило, на берегу озера, моря или реки, где туристы отдыхали неделю после походных трудов. Всем прошедшим поход присваивалось звание 'Турист СССР' с вручением соответствующего значка и удостоверения. Если врач турбазы не давал человеку разрешения на участие в походе по каким либо основаниям, то, таких людей на финишную турбазу отвозили автобусом и значков не выдавали. Тех, кто не хотел идти пешком в поход, тоже перевозили автобусом. Эти турпоходы ежегодно проходили 100 - 150 тысяч человек (моя оценка).
  Другой ветвью туризма был самодеятельный или спортивный туризм, которым заведовала Всесоюзная федерация туризма. На местах им руководили районные туристические клубы.
  Начинался он, как правило, с участия в самодеятельных 'походах выходного дня'. Инструктора турклубов набирали желающих поучаствовать в походе. Участие было бесплатным. Участники собирались на вокзале (автостанции) и отъезжали от города на несколько десятков километров. Затем проходили двухдневный пешеходный маршрут с ночевкой в палатках или однодневный без ночевки. Этот вид туризма тоже сохранился, но стал платным. Примерно 2 тысячи рублей за день похода.
  Те, кому такое времяпровождение нравилось, начинали заниматься в секциях туризма, которые существовали при районных турклубах или при институтах и крупных предприятиях. Занятия включали в себя общефизическую подготовку и обучение основам техники соответствующего вида спортивного туризма.
  Спортивный туризм разделялся по видам: пешеходный, лыжный, водный, горный, велосипедный и авто-мото туризм. Туристические походы различались по категориям сложности от первой до шестой. За прохождение походов присваивались спортивные разряды от низшего 3-го до 2-го, 1-го, до званий 'кандидата в мастера спорта' и 'мастера спорта'.
  Отзанимавшись в секции с полгода, можно было пойти в поход первой категории сложности. Все за свой счет. Дорога, снаряжение, продукты. Как правило в группу входило от 4 до 8 человек.
  Руководитель похода должен был иметь опыт участия в походе не менее второй категории сложности в туризме соответствующего вида. Сам я занимался горным туризмом, а потому буду писать о нем. Кроме того, много раз ходил в простые водные походы на байдарках.
  Третий разряд по туризму присваивался за прохождение похода 1-й категории сложности. Применительно к горному туризму такой поход должен был включать прохождение двух перевалов категории трудности 1А. Занимал такой поход, как правило, одну неделю. Поход высшей, шестой категории должен был включать в себя не менее 5 перевалов, из них два категории 3А и один перевал высшей в туризме сложности 3Б. Занимал такой поход обычно около трех недель.
  К участию в походе допускались только туристы, прошедшие поход на одну категории сложности ниже. А руководитель похода - опыт руководства походом ниже на категорию. Впрочем, одна четверть участников могла иметь опыт походов на две категории ниже.
  Для получения второго разряда требовалось участие в походе второй категории и опыт руководства походом первой категории. Мастер спорта должен был получить участие в походе шестой категории и руководство походом пятой. Таким образом, чтобы дойти до звания мастера, при условии одного похода в год, требовалось около 10 лет занятий туризмом. Это при условии, что все походы заканчивались благополучно, и группа проходила маршрут полностью. Что бывало далеко не всегда. Особенно в межсезонье.
  Помимо походов, районные турклубы устраивали школы по видам туризма. В школе нужно было отзаниматься полгода, а затем вся школа, обычно от 20 до 40 человек, выезжала в горы. Там организовывался базовый лагерь. Неделю шли занятия по технике горного туризма, а затем школа делилась на группы и шла в категорированные походы. Предусматривались школы трех видов. Начальной туристской подготовки, где готовили к участию в походах первой к.с. (категории сложности). Руководитель школы, оформив все документы, получал некоторое денежное пособие, рублей 40, насколько я помню, и звание 'инструктора по туризму'. Для этого нужно было утвердить в турклубе подробный план обучения в школе, провести необходимые занятия с участниками, принять зачеты, утвердить маршруты групп, организовать выезд школы в горы, затем защитить отчет по школе и выдать участникам справки о прохождении школы и справки о пройденных походах.
  Школы средней туристской подготовки готовили участников к походам 3 - 4 к.с. А школы высшей туристской подготовки - к походам 5 -6 к.с.
  Чтобы пойти в поход, руководитель группы должен был подобрать участников, разработать маршрут, подготовить маршрутную книжку и защитить маршрут в маршрутно-квалификационной комиссии (МКК), в которую входили три опытных туриста. Походы 1 - 2 к.с. защищались в МКК при районном турклубе, а более сложные походы в МКК Московского турклуба.
  Для подготовки маршрутной книжки руководитель читал отчеты по походам, которые руководители представляли в турклуб по завершении похода. Фотографировал и печатал карты района похода, рисовал маршрут, печатал фотографии перевалов из отчетов, опрашивал туристов, проходивших эти перевалы. В МКК ему задавали вопросы по особенностям перевалов, ну и советовали, если он чего не знал. В маршрутной книжке, помимо маршрута и графика похода по дням, приводился перечень продуктов с раскладкой по дням похода, перечень индивидуального и группового снаряжения, перечень медикаментов походной аптечки.
  Само собой, после похода руководитель готовил отчет о пройденном походе с описанием каждого перевала, иллюстрированный фотографиями перевалов и снятыми с перевалов записками. Каждая группа, проходя перевал, снимала записку, оставленную предыдущей группой, прошедшей этот перевал. Записка заворачивалась в полиэтилен, затем упаковывалась в пустую консервную банку и зарывалась в каменную пирамидку - 'тур', который туристы устраивали на перевале. Отчет защищался руководителем похода в МКК, а затем отчет поступал в библиотеку клуба.
  МКК, утвердив поход, направляла телеграммой информацию о маршруте в контрольно-спасательную службу соответствующего горного района. Руководитель похода, прибыв в населенный пункт, в котором начинался поход, давал телеграмму в КСС: группа ? ХХХ вышла на маршрут. Телеграмма давалась и после завершения похода из первого населенного пункта: группа ?ХХХ маршрут закончила. Если такая телеграмма не приходила в КСС в заданное время, КСС организовывала спасательные мероприятия по маршруту группы.
  Так что, организация спортивного туризма в СССР была поставлена весьма серьезно. В горы допускались только подготовленные люди. Само, собой требовалась справка от спортивного врача. Точных цифр я не знаю, но, по моей оценке в категорированные горные походы по всему Союзу ходили 40 - 50 тысяч человек в год. А в категорированные походы всех видов туризма - не менее 200 тысяч человек в год. Самым популярным видом туризма был водный, поскольку реки есть везде, а в горы ехать далеко.
  Снаряжение мы брали в пункте проката при турклубе, стоило это не дорого. Штормовка, кошки, ледоруб, веревки, карабины, палатка - все вместе рублей пять на человека.
  К глубочайшему сожалению, с приходом капитализма в Россию, вся эта система рухнула. Закрылись районные турклубы, поскольку аренда помещений под них из бесплатной стала дорогущей. Исчезли наработанные в клубах библиотеки отчетов по походам. Закрылись турбазы, поскольку профкомы предприятий прекратили дотацию путевок.
  К счастью, сохранился Московский городской клуб туристов на ул. Большая Коммунистическая, д. 17 (ныне - ул. Солженицына), и его обширная библиотека. Вероятно, выжил турклуб за счет платных походов выходного дня и автобусных туров.
  Люди в горы продолжают ходить, однако количество участников сократилось раз в сто. Даже Кавказ обезлюдел. Туристская жизнь теплится в Приэльбрусье и в Домбае. В первую очередь из-за непомерной дороговизны всего. Моей студенческой стипендии в 45 рублей с лихвой хватало на дорогу до Нальчика или Орджоникидзе (ныне Владикавказ) туда и обратно и на двухнедельный поход. Думаю, теперь для этого потребуется тысяч 50 примерно. Это без стоимости горного снаряжения.
  Вследствие этого, стал развиваться коммерческий горный туризм. В частности, платные восхождения на высшую точку Европы и России гору Эльбрус на Кавказе. Местные само назначенные 'гиды' сомнительной квалификации тысяч за 50 рублей водят всех желающих от конечной станции канатной дороги (высота 3700 метров) на вершину Эльбруса.
  Между тем, вершина эта имеет высоту более 5600 метров и категорию трудности 2А по простейшему пути. В старые времена к такому восхождению могли быть допущены только туристы, прошедшие горный поход 2 к.с. или альпинисты, отзанимавшиеся месяц в альплагере и имеющие опыт восхождения на вершину 1Б к.с. То есть, имеющие определенный горный опыт. К тому же, согласно элементарным правилам горного туризма, перед восхождением на гору - пятитысячник следует совершить акклиматизационные восхождения на высоты более трех и более четырех тысяч метров с обязательным спуском в долину между восхождениями.
  Между тем, на такой высоте человек с ослабленным здоровьем, не получивший высокогорной акклиматизации, может просто умереть от кислородной недостаточности. А в случае внезапного ухудшения погоды, нередком на такой высоте (ветер до 50 м/сек, мороз до 25 градусов летом, плотный туман с видимостью до 20 метров), могут потерпеть катастрофу и целые туристские группы. В результате такого 'коммерческого туризма' с Эльбруса каждый год снимают 20 - 30 трупов. Не так давно, в сентябре 21 года, на Эльбрусе погибли сразу пятеро участников такого коммерческого восхождения.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"