Старковский Владимир Алесандрович : другие произведения.

Этическое воспитание

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 5.45*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "Нет высшего искусства, чем искусство воспитания". Св. Иоанн Златоуст.

  
  Владимир Старковский
  Этическое воспитание.
  Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания.
   Св.Иоанн Златоуст.
  
  Оглавление:
  Предварительная глава.
  Глава1. Воспитание альтруизма.
  1.1.Эгоизм.
  1.2. Способность к сопереживанию.
  1.3. Проявления эгоизма.
  1.4. Искоренение эгоизма.
  Глава2. Воспитание воли.
  2.1.Функция воли.
  2.2. Мотивации воли.
  2.3.Воспитание воли.
  Глава3. Воспитание аскетичности.
  3.1. Виды человеческих потребностей
  3.2.Эмоциональные потребности.
  3.3.Физические потребности.
  3.4. Потребность безопасности.
  Глава4. Воспитание скромности.
  4.1. Проявления гордости.
  4.2. Формирование гордости.
  4.3. Разрушительность гордости.
  4.4. Коррекция гордости.
  
  
  
  Предварительная глава.
  Необходимость единообразно - предсказуемого поведения человека в обществе, заставляет общество устанавливать нормы поведения, которые и принимаются общественным сознанием за нормы морали.
  Нормы этикета (нормы поведения) переменчивы, лицемерно - демонстративны, и противоречиво - многообразны в национальных, сословных и временных традициях, а потому они не могут служить эталоном воспитанности.
  Однако и бытовая педагогика, и учёные педагогические теории рассматривают проблемы воспитания именно в узких общественных и временных рамках показного, публичного этикета, что лишает эти педагогические взгляды права претендовать на сколько - нибудь универсальную значимость.
  Традиционная педагогическая задача заключается в воспитании человека, который бы вёл себя в обществе так, как того требуют нравы господствующие в данном обществе, и в данное время, но лицемерная, публичная мораль легко позволяет человеку быть благовоспитанным негодяем, что собственно и встречается повсеместно.
  Абсолютная же педагогическая задача заключается в воспитании нравственного человека.
  Но если воспитатель сам преисполнен самодовольства, бесстыдства, бездушности, эгоизма, зависти, корыстности, лицемерия, и тому подобного, то вряд ли он сможет привить ребёнку альтруизм, великодушие, скромность, порядочность и чистосердечность. Моральные качества - это качества в значительной мере наследственные.
  Даже если воспитатель сознаёт сущность и важность нравственных норм, он всё равно остережётся безоглядно прививать их своему ребёнку, потому что доброта, великодушие, добросовестность, чистосердечность, будь они привиты ребёнку, могут повредить его материально - практическим интересам.
  Для материально - практических же интересов, как представляется, будут полезней: бездушность, беспринципность, лицемерность, хитрость, эгоизм.
  Но с другой стороны, человеческая порядочность вызывает расположение окружающих, что несомненно, действенно служит интересам человека нравственного.
  Кроме того, нравственные достоинства формируют в человеке ум (о механизме этого процесса читайте в главе "Ум" книги "Этика как она есть"), который так же восполняет непрактичность добропорядочности.
  Порядочность движима по жизни умом и обаянием, беспринципность - хитроумием и лицемерием.
  Сколько ни учи своих детей хорошим манерам, они всё - таки ведут себя так, как отец с матерью. Неизвестный автор
  
  
  
  Глава 1. Воспитание альтруизма.
  
  1.1.Эгоизм.
  Младенец плачет если ему голодно, мокро, больно, неудобно, страшно: одним словом - некомфортно. На крик к ребёнку приходит помощь и устраняет неудобства. В этой нехитрой связи с окружающим миром ребёнок и делает свой первый нравственный выбор. У ребёнка врождённого эгоцентрического склада быстро формируется убеждение, что миром правит его крик, он начинает требовать к себе неусыпного внимания и попечения, зачастую капризный ребёнок буквально тиранит родителей своим криком, (речь не идёт о детях, которых беспокоят болезни).
  Другой же ребёнок, скромного и терпеливого нрава, стойко переносит неудобства бытия, и даёт знать о своих проблемах лишь в крайних случаях.
  О том, что младенческая требовательность к окружающему миру является органичным свойством детского характера, свидетельствует её возрастная эволюция, младенческая капризность видоизменяясь, принимает сообразные возрасту формы эгоизма, такие как: бездушность, бестактность, бесцеремонность, грубость, жадность, жестокость, невежливость, несострадательность, неуважительность, чёрствость.
  С возрастом, открытые проявления эгоизма иногда изживаются под давлением болезненных обстоятельств, а иногда вынужденно скрываются под маской лицемерно - дружественного этикета.
  Важно отметить, что асоциальное поведение эгоизма обусловлено не стремлением к самоутверждению, как поведение гордыни, и не стремлением насыщать свои потребности, как поведение неумеренности, а неспособностью эгоиста отождествлять себя с другими людьми.
  Асоциальное поведение эгоизма обусловлено бездушностью, которая воспринимает окружающих как бесчувственных болванов.
  Бездушность (несострадательность, бесчувственность, чёрствость, бессердечность) эгоизма обусловлена неспособностью человека отождествлять себя с другим человеком, и только как следствие этой неспособности, эгоизму присущи проявления недружественности.
  Безнадёжность эгоизма в том, что бессердечность стала его естеством, и он её просто не замечает.
  Эгоист - тот, кто заботится о себе больше, чем обо мне. Ю.Тувим.
  
  
  1.2. Способность к сопереживанию.
  Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение. Джонатан Свифт.
  На первый взгляд эта фраза может показаться лишь остроумным, но не очень точным парадоксом, если же вдуматься, то окажется, что английский писатель уловил самую тонкую суть воспитанности, или сам принцип поведенческой дружественности.
  Человека можно научить соблюдать все нормы этикета, но тем не менее, он будет совершенно непереносим в общении, потому что узаконить в этикете тонкости дружественного общения невозможно, и человек неспособный ставить себя на место другого человека, человек неспособный сопереживать положению другого человека, то есть человек бездушный, никогда не сможет стать по настоящему воспитанным человеком.
  Поведенческие проявления бездушности: бестактность, бесцеремонность, грубость, жадность, неблагодарность, невежливость, неуважительность, недоброжелательность, жестокость порождаются вовсе не незнанием правил хорошего тона, а неспособностью отождествлять себя с окружающими (туповатой эгоистической несострадательностью).
  Именно способность к сопереживанию, чувствующая ситуационную некомфортность другого человека, как свою собственную и не позволяет человеку практиковать такое обращение с другими, какого он не желал бы испытывать на себе.
  Эгоиста можно обучить правилам хорошего тона, но это приведёт лишь к усвоению им навыков лицемерной учтивости, которой он будет пренебрегать при любом удобном случае, человека же доброго, и воспитывать не надо, ибо закон дружественного поведения является его естеством.
  Вежливость, деликатность, тактичность - это или форма вынужденного притворства, или проявление естественной благожелательности человеколюбия.
  Сострадание есть настоящий источник истинной справедливости и человеколюбия. А.Шопенгауэр.
  
  
  1.3. Проявления эгоизма.
  Обыденный педагогический процесс, как правило заключается лишь в намерении привить ребёнку "благоразумный" стиль поведения, в возникающих при этом прениях, проявления детской бесцеремонности, грубости, невежливости, становятся обыденно - незаметными, тогда как по большому счёту, детские проказы ни чего не значат в сравнении с бездушной неуважительностью детского отношения к окружающим.
  Воспитателю следует быть внимательным прежде всего к проявлениям детской грубой неуважительности к окружающим, ибо кажущаяся несущественность детской бесцеремонности обусловлена лишь временным возрастным фактором.
  Требовать от ребёнка соблюдать нормы показной, лицемерной, вежливости несложно, но педагогическая сверхзадача состоит в том, чтобы привить ребёнку истинную, органическую благожелательность основанную на сострадательности, на сочувственном, бережном, чутком, участливом отношении к людям.
  
  Следующая за невежливостью степень бездушного отношения эгоиста к окружающим, это - жестокость.
  Детская жестокость - это уже крайне тревожный симптом эгоистической обособленности души, требующий особого педагогического внимания, но что удивительно, порой даже откровенная детская жестокость оставляет наставника безучастным, что свидетельствует о нравственном состоянии самого воспитателя.
  
  Ярким проявлением эгоизма является жадность.
  Жадность безоговорочно предосудительна, однако для своего ребёнка, часто делается исключение, педагогическая близорукость даже любит наблюдать, как её чадо жадно потребляет предоставленные ему блага, не предлагая поделиться, не говоря спасибо, и более того, агрессивно защищая свои единоличные права на них.
  
  Неблагодарность является нормой для эгоизма, детская неблагодарность порождается угодничеством слепой родительской любви, формирующей убеждённость ребёнка в его исключительном праве на всё.
  Человека можно приучить говорить спасибо, но научить его испытывать чувство благодарности - это совершенно иная, несравненно более сложная, педагогическая задача.
  Из всех способов сделать человека гуманным и сострадательным самый верный состоит в том, чтобы приучить его с раннего возраста отождествлять себя с несчастными и видеть себя в них. К.Гельвеций.
  
  1.4. Искоренение эгоизма.
  Существует ложная семейно - клановая любовь, которая по существу является клановым эгоизмом, её признак - это полное пренебрежение интересами и проблемами посторонних.
  Клановое единение основывается на взаимной заинтересованности, но как только клановые интересы становятся невыгодны для личных интересов, клановое единение разрушается, потому что не имеет в своём основании нравственных устоев, и родители прививающие ребёнку семейный эгоизм, строят дом на песке.
  Искоренение эгоизма и воспитание альтруизма требуют внимания к таким детским качествам, к которым и бытовая, и научная педагогика если и обращаются, то делают это формально, но без чистосердечности воспитанность ни чего не стоит.
  Искоренение эгоизма и воспитание человеколюбия, имеют лишь два рациональных педагогических метода: это воспитание сострадательности (способности отождествлять себя с теми кому плохо) и воспитание способности сорадоваться (способности радоваться с теми о ком ребёнок позаботился, оказал поддержку, или доставил радость).
  Именно на сострадательности, и на способности сорадоваться, основано благородство деликатности, доброты, благожелательности, щедрости, отзывчивости, заботливости, предупредительности, благодарности и тому подобных качеств.
  Сострадание - основа всей морали. А.Шопенгауэр.
  
  Социально - духовная обособленность ребёнка - эгоиста не так уж безобидна для его развития, ориентированность на себя, и как следствие ограниченность в практике межличностных отношений, приводит ребёнка к социальному (психопатическому) слабоумию: задержка развития, аутизм, инфантильность, социопатия, психопатия и т.п..
  
  
  
  2.Глава. Воспитание воли.
  
  2.1.Функция воли.
  Образованный человек экономически более защищён в силу своей квалифицированности, он более свободен в выборе своего пути, он имеет более высокий социальный статус, у него шире круг интересов, ему интересней жить, к тому же интеллектуальность через общение в определённой мере передаётся по наследству. Одним словом, образованность, это довольно надёжный залог человеческого благополучия, а потому не удивительно, что родители всеми силами стараются привить детям интерес к интеллектуально - творческим занятиям, и дать им максимально хорошее образование.
  Однако учёба, это довольно тяжёлый труд, и стремление родителей вырастить ребёнка образованным человеком наталкивается на вполне естественное нежелание ребёнка преодолевать дискомфортность трудовых усилий, на его лень, недисциплинированность, неусидчивость, несобранность, нерадивость, неисполнительность, склонность к праздности (комплекс безволия).
  Кроме того, насущнейшая необходимость привить ребёнку волю к труду вступает в противоречие с естественным желанием родителей ограждать ребёнка от тягот, но родители не привившие ребёнку таких волевых качеств как трудолюбие и дисциплинированность, вполне возможно обрекают его на пожизненное неблагополучие.
  Однако никогда не следует забывать, что успехи ребёнка в обучении определяются не только его волевыми качествами и педагогическими усилиями родителей, но и мерой интеллектуальности ребёнка, то есть, его органической способностью к получению, усвоению и анализу знаний, и все попытки родителей преодолеть предел интеллектуальности ребёнка, приводят только к приумножению ненужных страданий, как самих родителей, так и ребёнка.
  Чтобы ничего не делать, надо очень много учиться. А.Коротко.
  
  2.2. Мотивации воли.
  Ни что не убедит ребёнка в необходимости исполнения тех или иных требований и обязанностей, если у ребёнка не будет личных мотиваций к волевому стилю поведения.
  "Надо" - это для ребёнка не аргумент.
  Старательное отношение ребёнка к своим обязанностям может быть обусловлено такими мотивами как страх, жадность, корысть, расчётливость, гордость, честолюбие, тщеславие, зависть, но поскольку данные побуждения нельзя считать нравственными, то и рассматривать их в качестве приемлемых педагогических инструментов не следует.
  Позитивными же мотивами волевого отношения ребёнка к труду могут служить:
  1. Забота о благе ближнего (понимание ребёнком нужности своих усилий для других), побуждения участливости и совести.
  2. Творческое, созидательное удовлетворение, удовлетворение от изменения сущего к лучшему, к более полному и совершенному.
  3. Понимание целесообразности трудовых усилий, целеустремлённость.
  Вот эти мотивации и требуют педагогического внушения при воспитании у ребёнка волевого отношения к своим обязанностям.
  Твоя жизнь будет такой, как то, что ты сейчас делаешь, а не такой, как ты думаешь. С.Мрожек.
  
  
  2.3.Воспитание воли.
  Воспитание трудолюбия и дисциплинированности следует начинать с разовых, быстровыполнимых заданий, дабы трудноисполнимость требований не привела к привычке ими пренебрегать, и всегда следует помнить, что у детской исполнительности тоже есть свой законный предел.
  Если ребёнок хотя бы в течение пяти минут исполняет вашу просьбу, то его уже можно считать идеально послушным.
  Действительно непослушный ребёнок, просто пренебрегает обращёнными к нему просьбами, и делает это или прямолинейно - грубо, или используя хитрости и отговорки.
  Впрочем, у ребёнка могут быть действительно веские причины для неисполнительности, которые он не хочет, или не может объяснить, поэтому следует быть очень внимательным к аргументам детской неисполнительности.
  Не следует упорствовать в принуждении ребёнка к тому, что он действительно не любит делать, это не относится к детям, которые вообще ни чего не любят делать.
  Следует помнить, что безволие, праздность, и как следствие недостаточность интеллектуально - практических навыков неизбежно приводит к интеллектуально - практическому недоразвитию ребёнка.
  Счастье людей заключается в том, чтобы любить делать то, что они должны делать. К.Гельвеций.
  
  
  
  3.Глава. Воспитание аскетичности.
  
  3.1. Виды человеческих потребностей
  Потребности человека бывают трех видов:
   1. Физические потребности (проявляются как пристрастность к удовольствиям и комфортности бытия).
   2. Потребность в безопасности (проявляется как озабоченность и тревога перед возможными болезнями, бедами, бедностью, болью, голодом, врагами и т. п., и как стремление предохраниться и застраховаться от всего вышеперечисленного).
   3. Эмоциональные потребности (проявляются как пристрастность к приятным и сильным эмоциям и впечатлениям, как стремление к развлечениям, играм, зрелищам, событиям, информации, к алкоголю и наркотикам).
  Эмоционально-информационная недостаточность (скука) обращает на себя внимание лишь в крайних своих проявлениях, в действительности же скука преследует человека непрестанно и является одним из основных стимулов к действию.
  Как только человек перестает чем-либо заниматься, в отсутствии внешних источников впечатлений его тут же настигает приступ эмоционально-информационного голода, который и толкает человека к действию.
  Эмоциональный голод (скука) порождается праздностью, внутренней бессодержательностью человека и его привычкой к сильным эмоциям и впечатлениям.
  Двумя обычными причинами несчастья людей являются, с одной стороны, незнание того, как мало им нужно, чтобы быть счастливыми, а с другой - мнимые потребности и безграничные желания. К.Гельвеций.
  
  3.2.Эмоциональные потребности.
  Эмоционально-информационная недостаточность (скука), является для ребёнка, гораздо более сильным мотивом поведения, нежели для взрослого, в силу малой практической занятости ребёнка, его малой осведомлённости об устройстве окружающего мира, а так же его большей эмоциональностью.
  Детская энергичность, выглядящая со стороны как бессмысленная непоседливость, в действительности является бурным процессом эмоционально - информационного потребления, для которого ребёнку достаточно череды самых незатейливых событий и действий.
  Бытовая педагогика обычно лишь ведёт вялую, беспорядочную борьбу с сумбурной детской энергичностью, которая постоянно что - нибудь ломает, пачкает, портит, нарушает, и наказание, как правило, определяется именно материально - практическим эквивалентом причинённых убытков и неудобств, что совершенно неправомерно, ибо для простодушной детской неосмотрительности и любознательности, порвать газету и спалить дом - деяния одинаково невинные. Исключение составляют деяния совершённые злонамеренно, о чём свидетельствует злорадство, дерзость и самодовольство ребёнка, его вызывающее бесстрашие перед собственной виной и отсутствие раскаяния, только такие проступки и требуют серьёзного педагогического вмешательства.
  Чистосердечное признание своей вины, является безусловным оправданием для любого количества детских проступков, впрочем, большинство детских проступков, в силу их незлонамеренности, не требуют даже этого.
  Среди обыкновенно - энергичных детей, встречаются так называемые гиперактивные дети, если такой ребёнок отличается любознательностью, интеллектуальностью или волевым отношением к труду, то его энергия, хоть и с трудом, но может быть направлена на решение творческих задач, на трудовые или познавательные цели, но если гиперактивный ребёнок отличается безволием и низкой интеллектуальностью, то он требует особого педагогического попечения, иначе его эмоциональная неумеренность с возрастом неизбежно перерастёт в асоциальное поведение.
  По статистическим данным детской психиатрии, гиперактивные дети в несколько раз чаще становятся алкоголиками и наркоманами, и это не удивительно, если учесть, что и детская гиперактивность и "взрослое" пьянство, преследуют одну и ту же цель - эмоциональное насыщение.
  Детская энергичность не несёт в себе ничего этически негативного, но она может привести к негативным последствиям, поэтому её следует направлять к труду, творчеству и познанию, что гораздо сложней, но зато и перспективней для детского развития, нежели обычная практика ограничений и запретов
  Ранние страсти делают человека равнодушным ко всему, что его не опьяняет. Ж. Жубер.
  
  3.3.Физические потребности.
  Физические потребности, являются для ребёнка гораздо менее значительным мотивом поведения, нежели для взрослых.
  Естественную детскую аскетичность (относительное безразличие к комфортности и изобильности бытия) следует поддерживать и культивировать, ибо, чем более спартанское воспитание получит ребёнок, тем меньше будут в дальнейшем его страдания от недостаточной изобильности мира, тем удовлетворённей он будет воспринимать окружающую его действительность.
  Вполне понятное стремление родителей баловать ребёнка, ограждать его от трудностей, в конечном счёте порождает в человеке прихотливость, привередливость, хроническое страдание от несовершенства условий бытия.
  Но жизнь не мама, и с возрастом капризному ребёнку приходится вынужденно отказываться от непомерных требований к изобильности и комфортности мира, и лучше если аскетическое отношение к жизни будет привито родителями, пока оно не стало для человека неизбежной и тягостной необходимостью.
  Человек, чьи неумеренные претензии к окружающей действительности со временем ломает сама жизнь, может так и не свыкнуться с неизобильностью бытия, скорей всего, он так и будет страдать всю жизнь от нехватки и несовершенства всего, и родители не привившие ребёнку аскетичности, возможно обрекают его на вечное страдание от собственной прихотливости и жадности.
  Следует помнить, что детская аскетичность заключается не в отсутствии у ребёнка всех благ, а в том насколько легко он переносит их отсутствие.
  Самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным - это приучить его не встречать ни в чем отказа. Ж.Ж. Руссо.
  
  3.4. Потребность безопасности.
  Потребность в безопасности, является для ребёнка ещё менее значительным мотивом поведения, поскольку вся ответственность за защищённость ребёнка перед жизнью лежит на родителях.
  Робким же, неуверенным в себе детям просто надо давать почувствовать их защищённость перед жизнью.
  
  Аскетическая недостаточность не так уж безобидна, в конечном итоге она может привести человека к психическим расстройствам истерической группы, таким как: истерия, неврозы, фобии, стресс, депрессия, дисфория, и т.п., а так же к алкоголизму и наркомании.
  
  
  
  
  4. Глава. Воспитание скромности.
  
  4.1. Проявления гордости.
  Неискушённому в теории нравственности человеку, может показаться, что скромность, качество второстепенное, а потому не заслуживающее сколько - нибудь серьёзного педагогического внимания, однако прежде чем так судить, ознакомьтесь с перечнем человеческих качеств, порождаемых гордостью, которым и противостоит такое незаметное качество как скромность.
  Краткое описание синдрома гордости:
  Комплекс скрытой гордости.
  Психологические проявления: страх перед насмешкой, осуждением, презрением; страх перед молвой, перед нелестным, неодобрительным, пренебрежительным мнением. Мнительность, настороженность, обидчивость, подозрительность, ранимость, тревожность; чувство неполноценности и ущербности. Стремление к признанию и одобрению своих благ, достоинств и достижений.
  Поведенческие проявления: лицемерность, манерность, неестественность, нарочитость, натянутость, неискренность, притворство, чопорность, щепетильность, застенчивость.
  Комплекс тщеславия.
  Психологические проявления: стремление привлекать внимание и вызывать интерес. Стремление выделяться, отличаться, производить впечатление, удивлять, оставлять о себе память, хотя бы даже негативную. Стремление, к известности и славе.
  Поведенческие проявления: демонстративность, бравада, вычурность, кураж, позерство, эпатажность.
  Комплекс честолюбия.
  Психологические проявления: стремление к лидерству, преимуществу и превосходству, неприятие чужого лидерства, преимущества и превосходства. Неприятие первенства чужих достоинств, благ, успехов, мнений - (зависть).
  Поведенческие проявления: стремление главенствовать, поучать, принуждать, распоряжаться, руководить. Неприятие замечаний, предложений, критики, и советов. Упрямство, конфликтность, завистливость, несговорчивость, важность, самодовольство, самоуверенность, надменность, хвастовство, высокомерие, амбициозность.
  Агрессивные проявления честолюбия: вызывающее поведение, воинственность, вандализм, грубость, дерзость, жестокость, нигилизм, пренебрежительность, хамство, циничность, экстремизм (провокационно - агрессивное поведение честолюбия, порождается его стремлением силой и демонстративным презрением утвердить свое превосходство над человеком, обществом и законом, в юридической практике эта мотивация именуется хулиганскими побуждениями).
  
  И всему этому противостоит совершенно неприметное человеческое качество, определяемое как скромность, или безразличие к лестному мнению о высоте своих достоинств.
  
  4.2. Формирование гордости.
  Формирование гордости у ребёнка, может в значительной мере обуславливаться его возрастной привилегированностью, но если благоразумный воспитатель старается сгладить исключительность положения ребёнка, то безрассудная родительская любовь, напротив, постоянно старается польстить ребёнку, отмечая его исключительность.
  Родители могут воспринимать своего ребёнка сколь угодно восхищённо, но педагогическая дальновидность заключается в том, чтобы ребёнок этого не замечал, ибо лестность восторженного обожания, удовольствие крайне вредное, особенно для неокрепшего детского самопонимания.
  Превозношение ребёнка, это вовсе не любовь к нему.
  Жертвенная родительская любовь не при каких обстоятельствах не повредит ребёнку лишь в том случае, если она будет равнозначна и взаимна любви детской; иначе говоря, детское самодовольство будет только крепнуть от неумеренного о нём попечения, тогда как добрый и скромный ребёнок будет воспринимать самоотверженную родительскую любовь как норму взаимных отношений.
  Ребёнок не будет замечать исключительности своего положения лишь в том случае, если родительская любовь будет равноценно - взаимна любви детской.
  И если родители не желают, чтобы их попечение о ребёнке служило причиной развития в нём эгоизма и самодовольства, то родителям следует прежде воспитать в ребёнке душевную щедрость, любовь и уважение к окружающим.
  Требовать от ребёнка уважительного отношения к окружающим можно только при условии полноценного и безоговорочного уважения к его личности, в противном случае, ребёнок почти неизбежно будет практиковать ту меру неуважительности к окружающим, которую испытывает на себе.
  Следует помнить, что уважение к ребёнку, и льстивое попустительство его самодовольству и эгоцентризму, это совершенно разные вещи.
  Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет, то потребует много жертв. П.Буаст.
  
  4.3. Разрушительность гордости.
  Много раз отмечалась взаимосвязь между образованностью человека и его интеллигентностью (воспитанностью, гуманностью, благородством, добротой).
  При этом всегда делался однозначный вывод, что гуманность является следствием образованности.
  Однако, есть все основания предполагать, что причинность здесь обратная, что это нравственные качества позитивно влияют на интеллектуальность человека, что и помогает человеку овладевать знаниями.
  К примеру, если рассмотреть круг социально - успешных, хорошо учащихся детей, то можно легко заметить, что именно эту среду отличают доброта, скромность, великодушие, добросовестность, то есть именно нравственные качества, которые ещё не могут быть следствием детской просвещённости, но как представляется, являются её предпосылкой.
  И хотя ум (способность объективно воспринимать действительность), нельзя в полной мере отождествлять с интеллектуальностью (способностью к усвоению, анализу и генерации информации), однако нет ни какого сомнения в том, что ум, оказывает благотворное влияние на человеческую интеллектуальность.
  Существует устойчивое мнение, о том, что самолюбие, честолюбие, гордость являются движущей силой человеческих достижений, однако в действительности, гордость лишь тормозит развитие деловых, интеллектуальных и творческих способностей человека. В доказательство, рассмотрим некоторые интеллектуально - деструктивные процессы обусловленные гордостью.
  Важнейшие для интеллектуально - практического развития ребёнка контакты, такие как: наставления, советы, разъяснения, воспринимаются тщеславным ребёнком, как проявление заинтересованности окружающих в его персоне, и вместо того, чтобы внимать словам другого человека, такие дети начинают привередничать, куражиться, набивать цену своему обществу, в лучшем случае, такой ребёнок стремится навязать собеседнику свои интересы, мнения и представления, с тем, чтобы самому стать объектом интереса и внимания.
  Ребёнок, чьё тщеславие оскорбляется чужим информационным первенством очень много теряет в своём развитии.
  Неприятие детским честолюбием советов и замечаний, приводит к тому, что самонадеянный ребёнок упорствует в своих ошибках и заблуждениях, таким образом, гордость препятствует быстрому переосмыслению ошибочных представлений, и накоплению опыта.
  Болезненное отношение гордости к образу своей успешности, заставляет честолюбивого ребёнка не делать ничего нового и неосвоенного, чтобы в случае неудачи не предстать в невыгодном свете, таким образом, гордость тормозит освоение ребёнком новых навыков и возможностей, особенно если ребёнок не отличается ловкостью и смекалкой.
  Если ребёнок говорит: "Я сам" вежливым тоном, то он просто не хочет утруждать взрослого своей не сложной проблемой, но если эта фраза произносится с дерзостью, то тем самым ребёнок лишь стремится попрать превосходство чужой опытности и чужого знания, совершенно очевидно, что передача знаний и опыта такому ребёнку будет затруднена.
  Самодовольством гордости определяется нежелание и неспособность ребёнка видеть и преодолевать свои слабости, недостатки и заблуждения.
  Самомнение - враг совершенствования. Бион Бористенит.
  
  4.4. Коррекция гордости.
  Методов коррекции гордости ни в педагогике, ни в психологии, ни в психиатрии не существует, все науки о человеке предлагают корректировать лишь бесчисленные негативные поведенческие последствия гордыни, не видя и не затрагивая при этом их первопричину, но если гордость не диагностируется как первопричина асоциального поведения, то и адекватная коррекция такого поведения невозможна.
  Отсутствие сколько - нибудь полного и системного представления о синдроме гордости в арсеналах гуманитарных наук, объясняется по всей видимости тем, что углублённое рассмотрение психологии гордыни является для интеллектуалов весьма болезненным самобичеванием, а кроме того гордость настолько органична для этически больного человеческого естества, что её проявления обычно не распознаются даже утончённой человеческой совестью.
  Представление о гордости раскрыто глубоко и полно лишь в христианском нравственном богословии, там, где скромность (смирение), признаётся высшим нравственным достоинством.
  Гордость так естественна для человека, что в большинстве случаев её появления невозможно ни определить, ни даже заметить из - за полного отсутствия опыта в определении проявлений гордости.
  Для лучшего понимания логики проявлений гордости, следует внимательно ознакомиться с перечнем проявлений гордости представленным в начале главы.
  Амбициозно - конфликтное поведение гордости обусловлено первичным, (как само зло,) стремлением к самоутверждению, путём демонстрации вызывающего поведения, пренебрежительности, дерзости, превосходства и т.п.
  Коррекция вызывающего детского самодовольства не должна перерастать в хроническую "диктаторскую истерику", если нет возможности адекватно реагировать на постоянные проявления, детской наглости то можно по крайней мере демонстрировать безразличие к провокационному поведению тщеславия, дабы оно не подпитывалось конфликтным вниманием окружающих.
  Педагогическое давление на детскую конфликтную амбициозность должно быть "точечным" и точным, что бы ребёнок мог совершенно определённо почувствовать, что именно в его поведении вызывает такую реакцию. Именно почувствовать, потому что объяснить словами такие ситуации зачастую бывает просто невозможно.
  Детское баловство не всегда порождается невинной эмоциональностью, зачастую баловство побуждается стремлением детского честолюбия быть в центре внимания, несмотря на то, что это будет конфликтный интерес.
  Провокационное поведенческое тщеславие не только не боится осуждения, но напротив ищет его, как признания значимости своего "я", в таких ситуациях ребёнку следует объяснять, что ему просто хочется оказаться в центре интереса и внимания, но лучше если он будет делать это посредством каких - либо добрых, разумных, созидательных проявлений.
  Если стиль поведения амбициозно - конфликтного ребёнка будет смягчаться, то ответная либерализация педагогического режима должна наступать незамедлительно, дабы ребёнок мог почувствовать психологическую комфортность взаимоуважения скромности.
  Не следует путать непослушность детской безвольности и непослушность гордости, педагогическая реакция на них должна быть совершенно разной.
  Если перенести весьма суровую православно - монашескую практику искоренения гордыни на семейное воспитание, то амбициозно - конфликтному ребёнку следует с минимального возраста находиться в безусловном починении у воспитателя, ни какой демократии в отношениях с само(до)вольным ребёнком быть не должно, разумеется такая практика педагогической диктатуры, ни в коем случае не должна распространяться на детей скромных и добрых.
  Если ребёнок стремится к обладанию каким - либо престижным в детской среде предметом, то ему следует объяснить, что эта вещь нужна ему лишь для того, чтобы гордиться ею перед теми, у кого такой вещи нет.
  Если мальчик стремится самоутвердиться агрессивным стилем поведения, то лучше всего будет пошутить, над его рвением выглядеть самым сильным и самым смелым.
  Ирония вообще очень сильное средство против гордыни, но она должна быть злой лишь на столько, чтобы объект насмешки мог и сам улыбнуться, увидев себя со стороны.
  Детское стремление к амбициозно - конфликтному самоутверждению можно также искоренять путём повышения социально - практической значимости ребёнка расширяя круг его "взрослых, серьёзных" обязанностей, в этом случае стремление к самоутверждению вступает в противоречие со стремлением к праздности, что приводит к их взаимоискоренению.
  Гордость не переносит осуждения и самоосуждения, качество же совести, как раз и определяется мирным принятием критики и самокритики. Таким образом, гордость в корне разрушает саму совесть, то есть саму способность человека к нравственному развитию.
  Пусть первым уроком вашего ребенка будет повиновение, а вторым - то, чего вы хотите. Б.Франклин.
  
  P.S. Внимательный читатель наверняка отметил, что в данной книге даже не упоминаются многие важные этические понятия, такие как например, совесть. В оправдание хочу сказать, в данной книге рассматриваются только первичные нравственные элементы, из которых как из корня и вырастает ветвистое дерево человеческих добродетелей.
  Даже такое казалось бы первопричинное этическое явление как совесть, не может существовать само по себе, без наполнения другими этическими проявлениями, воспитание которых всегда будет являться и воспитанием совести также.
  
Оценка: 5.45*5  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"