Аннотация: Данная статья является попыткой выделить, определить, обосновать и систематизировать безусловные, универсальные нравственные законы.
Владимир Старковский.
Определение нравственности.
Проповедовать мораль легко, обосновать её трудно.
А.Шопенгауэр.
Оглавление.
Глава 1. Добро и зло.
1.1 Три кодекса.
1.2 Определение нравственного закона.
1.3 Классификация нравственного закона.
Глава 2. Любовь.
2.1 Любовь - первое условие мира.
2.2 Проявления любви.
2.3 Эгоизм или бездушность.
2.4 Клановая любовь - клановый эгоизм.
2.5 Свидетельства о добродетели любви.
Глава 3. Терпимость.
3.1 Природа и виды недружественности.
3.2 Механизм конфликта.
3.3 Прощение - равновесие мира.
3.4 Условие нравственности насилия.
3.5 Свидетельства о добродетели терпимости.
Глава 4. Аскетичность.
4.1 Природа алчности.
4.2 Недостаточность богатства.
4.3 Деньги и нравственная деградация.
4.4 Лицемерность соблазна.
4.5 Потребности человека.
4.6 Разрушительность прихотливости.
4.7 Искушение эроса.
4.8 Свидетельства о добродетели аскетичности.
Глава 5. Скромность.
5.1 Предметы гордости.
5.2 Лицемерность гордости.
5.3 Зависть - обратная сторона гордости.
5.4 Равенство.
5.5 Гордость или достоинство.
5.6 Скромность и достоинство.
5.7 Тщеславие и смысл жизни.
5.8 Честь - честность или честь - честолюбие.
5.9 Синдром гордости.
5.10 Свидетельства о добродетели скромности.
Глава 6. Совесть.
6.1 Всеобщность совести.
6.2 Неприятие совести.
6.3 Совесть - школа проницательности.
6.4 Условие нравственного совершенства.
6.5 Свидетельства о добродетели совести.
Заключение.
Глава 1. Добро и зло.
1.1 Три кодекса.
Порядок в любом человеческом сообществе определяется и поддерживается тремя поведенческими кодексами...
1). Право.
Поведенческий кодекс, основанный на страхе перед наказанием, определяющий самые простые материально - практические нормы поведения.
2). Этика.
Более тонкий поведенческий кодекс основанный на страхе перед осуждением, определяющий поведение человека в соответствии со сложившимися в данное время и в данной среде обычаями, нравами, приличиями, этикетом, укладом, традициями.
3). Нравственность.
Самый тонкий, сугубо личный поведенческий кодекс, определяемый мерой самокритичности и совестливости человека, основанный на нравственной ответственности перед самим собой.
Нравственный закон не может быть общепринятой социальной нормой, потому что в соответствии с высотой его требований и каждый человек, и всё общество в целом будут выглядеть предосудительно.
Понятия добра и зла далее будут рассматриваться именно в рамках нравственного закона.
1.2 Определение нравственного закона.
Размышления о добре и зле неизбежно приводят к мысли о том, что нравственные законы универсальны, однако все попытки определить и систематизировать абсолютные нравственные нормы так успехом и не увенчались. Вполне закономерно, что эта неудача зачастую скрашивается утешительным тезисом об относительности добра и зла.
Что же не позволяет человеческой мысли выделить и классифицировать нравственные законы...
1). Смешение понятий добра и зла воли, с понятиями добра и зла обстоятельств.
К понятиям добра и зла обычно также относят такие смысловые группы как: польза, удовольствие - добро; ущерб, страдание - зло.
Но в таком понимании добра и зла, даже преступление будет злом только для жертвы, для преступника же будет являться добром.
Но это же очевидный абсурд в рамках морали.
Добро и зло обстоятельств, во избежание путаницы, вообще не следует рассматривать в нравственном контексте, тем более что ничего нравственного в удовольствии или страдании нет, но в проявлениях воли ведущих к тому или иному результату, нравственная составляющая непременно присутствует.
2). Смешение понятий добра и зла (нравственности) с этикой, то есть с общепринятыми правилами поведения (обычаями, нравами, приличиями, этикетом, укладом, традициями).
Например, для племени Мумба - Юмба "добродетелью" является ношение кольца в носу, а для проигравшего, и не погибшего при этом самурая - самоубийство.
Попытка соотнести поведенческие традиции всех времён, народов и социальных групп с нравственностью, опять таки приводит к ложному выводу об относительности добра и зла. Тогда как на самом деле, нормы поведения принятые в том или ином обществе не имеют прямого отношения к добру и злу, но лишь могут содержать их проявления.
3). Представление о нравственности, как о некоем наборе конкретных действий.
Проявления (без)нравственности необычайно многообразны и могут достигать почти неуловимой психологической тонкости.
Перечень злых или благих проявлений человеческой воли может растянуться на сотни страниц, и всё равно он не охватит всего многообразия проявлений добра и зла.
Поэтому общие определения нравственности могут быть выражены только как общие направления воли.
"Не убий, не укради, не прелюбодействуй" - это конечно нравственно правильные заповеди, но и соблюдая их можно быть самым отъявленным негодяем.
4). Перфекционизм нравственного закона.
Нравственный закон не имеет каких-либо полунорм. Если человек хотя бы не пожертвовал всем, чем только может пожертвовать, ради тех кому очень плохо, то он строго говоря не может считаться нравственным человеком.
Перфекционизм нравственного закона ставит человека, или социальную группу принявшую его к исполнению в двусмысленное, нравственно уязвимое положение. Декларация соблюдения нравственных законов априори обнаруживает безнравственность того, кто принял на себя ответственность за их соблюдение. Именно поэтому любое благополучие церкви или священства воспринимается как некое фарисейство, перед лицом абсолютных нравственных норм, которые они исповедуют.
Если не ясно какова задача нравственности, то и говорить о том, что добром является, попросту бессмысленно.
Нет ничего удивительного в том, что категории нравственности находятся в одной связке с правом и этикой, все эти три кодекса преследуют одну и ту же цель, это поддержание порядка в обществе.
Но если юридические нормы обеспечивают в обществе порядок материально - практических отношений, а нормы этики - порядок поведенческого единообразия, то нравственные законы призваны поддерживать общество в состоянии совершенной дружественности, любви и согласия, а не в обычном лицемерном, шатком и безучастном равновесии, основанном на страхе перед осуждением и наказанием.
Нравственные законы являются для социума таким же универсальным и совершенным условием социальной гармонии, каким физические законы являются для материи (это можно принять за постулат).
Исходя из сказанного в этой главе, следованием нравственному закону следует считать универсальное для любого сообщества личное проявление воли направленное на сохранение и преумножение социальной гармонии (мира, любви и согласия) и прежде всего за счёт жертвы личных интересов и амбиций.
Нарушение же нравственного закона - это универсальное для любого сообщества личное проявление воли разрушающее гармонию социума, и прежде всего преследованием личных интересов и амбиций.
1.3 Классификация нравственного закона.
Кодекс нравственного закона состоит всего из пяти пунктов, но следует помнить, что за каждым из этих пунктов стоит огромное количество самых разнообразных проявлений человеческой воли.
1. Любовь - (доброта, альтруизм, благожелательность, милосердие, сострадательность и т.п.).
2. Терпимость - (прощение, великодушие, сдержанность, уступчивость, снисходительность и т.п.)
4. Скромность - (смирение, стиль поведения обусловленный безразличием к лестности мнения о высоте своих достоинств).
5. Совесть - (самокритичность, честность, добросовестность, способность к раскаяннию и т.п.).
Если сравнить эти пять пунктов даже с самым общим перечнем проявлений неправедности (алчности, бессердечия, бесстыдства, высокомерия, гордыни, двуличия, жадности, жестокости, злопамятности, зловредности, злорадства, зависти, интриганства, корыстолюбия, лживости, лукавства, льстивости, мелочности, малодушия, мстительности, наглости, нечестности, недоброжелательности, недобросовестности, нетерпимости, неблагодарности, несправедливости, пренебрежительности, притворства, равнодушия, раздражительности, самодовольства, самодурства, скупости, сварливости, тщеславия, упрямства, хамства, хвастовства, цинизма...), то можно легко заметить, что их количественное различие весьма велико.
Однако если вдуматься, то можно так же заметить и то, что всё это многообразие социально деструктивных проявлений воли (зла) порождается лишь пятью пунктами нравственного закона. То есть всё многообразие проявлений зла порождается очень ограниченным числом архетипических первопричин.
Классификация нравственного закона, как и всякой другой гуманитарной системы не может быть предметно - очевидной. Поэтому убедиться в её предметной истинности и полноте, можно только убедившись в её функциональности. А для этого рассмотрим каждый из пунктов закона повнимательней...
Глава 2. Любовь (доброта, альтруизм, благожелательность, сострадательность, милосердие, отзывчивость).
2.1 Любовь - первое условие социальной гармонии.
"Возлюби ближнего твоего как самого себя". (Мф.22.39).
Соблюдение одной только нравственной нормы любви к ближнему как к самому себе, могло бы привести к совершенному согласию любое человеческое сообщество, хотя бы по причине всеобщего отказа от ущемления интересов окружающих в борьбе за личные интересы и амбиции.
Любовь к ближнему, и как следствие равенство или даже предпочтение его интересов - это единственно возможный способ нейтрализовать социальную деструктивность эгоизма.
Справедливость может быть осуществлена только при условии принятия равенства своих и чужих интересов, то есть социальная гармония может быть осуществлена только в любви.
Гармонизирующее действие человеколюбия, обусловлено его способностью к отождествлению себя с окружающими, способностью человека проецировать чужие радости и неудобства на самого себя, и переживать их вместе с другим человеком.
В любви чужая радость - это своя радость, и чужое страдание - свое страдание. Без любви же, чужая радость, это повод для зависти, а чужая беда - повод для радости.
Человек, не делающий различия между своими интересами и интересами ближнего имеет возможность жить, радоваться и быть счастливым за всех, с кем он уравнял свое "я". Соучастие в чужой радости и придает рациональный смысл предпочтению интересов ближнего, ибо, чем больше ты принесешь добра другим, тем больше будет радости у тебя самого.
Сострадание заставляет человека жертвовать личными интересами, не только для того, чтобы облегчить участь ближнего, но и для того, чтобы уменьшить свое (со)страдание.
Личными интересами жертвуют многие, но обычно только ради самых близких людей, при этом удовольствия, облегчения и радости близких переживаются как свои.
Свидетельство любви к ближнему заключается в готовности пожертвовать личными интересами ради другого, дабы обрести свое счастье в его радости.
Мера пожертвования личными интересами - это мера любви.
2.2 Проявления любви.
Любовь определяется и проявляется как...
1). Благожелательность: желание блага другому как самому себе, доброта.
6). Духовное влечение: (следствие симпатии) стремление к общению, единению и братству.
Телесное же влечение - эрос, следует скорее отнести к физиологическим потребностям.
Любовь мужчины и женщины основывается на притяжении эроса - сильнейшей страсти, до предела обостряющей человеческие отношения и скованной со всех сторон личными интересами, ответственностью, мнением окружающих, моралью, законами. Драматизм такой ситуации выявляет и благородные и низкие человеческие качества особенно ярко, отсюда такое напряжение и многообразие отношений между мужчиной и женщиной.
2.3 Эгоизм или бездушность.
Эгоизм - качество пассивное, его проявления обусловлены лишь отсутствием в человеке солидаризирующих начал любви - благожелательности и сострадательности.
Асоциальное поведение эгоизма обусловлено не стремлением к самоутверждению, как поведение гордыни, и не страстью к насыщению своих потребностей, как поведение невоздержанности, а неспособностью эгоиста отождествлять себя с другими людьми (бездушностью, несострадательностью, чёрствостью, бессердечностью).
И только как следствие неспособности к сочувствию, эгоизму присущи такие проявления недружественности как: бестактность, безжалостность, грубость, жестокость, наглость, нетерпимость, способность причинить зло.
Живущий для себя, ориентированный на свои интересы и представления человек, легко пренебрегает и жертвует интересами окружающих, хотя бы в силу своего эгоистичного понимания справедливости.
Любовь эгоиста - это любовь к своему удовольствию, прошло удовольствие - прошла любовь.
2.4 Клановая любовь - клановый эгоизм.
Клановый эгоизм проявляется как действия против истины, справедливости и нравственного закона в угоду близким людям, клановым интересам.
Клановые интересы связывают государства, нации, сословия, организации, коллективы, знакомых, семьи. Клановые интересы как бы частично освобождают человека от необходимости соблюдать законы добра, хотя бы потому, что отказ от личных интересов часто равнозначен пренебрежению интересами близких людей.
Клановые эгоизм, ксенофобия и гордыня еще более тягостны в силу своей массовости, и ведут к тем же нравственным преступлениям, что и личные пороки.
Клановый эгоизм легко прощает "своим" любые несправедливости, если конечно они совершены против "чужих", "чужим" же клановый эгоизм не прощает ничего.
Близкие дороги нам их близостью к нам, то есть в своих близких мы по сути любим свою близость к ним.
Разумеется, предпочтительность интересов близких людей нельзя считать клановым эгоизмом, но по крайней мере, не следует приносить чужое благополучие в жертву клановым интересам.
2.5 Свидетельства о добродетели любви.
Люди созданы друг для друга. Марк Аврелий.
Когда люди любят друг друга они не нуждаются в справедливости. Аристотель.
Разве эгоизм государства не такой же порок, как эгоизм отдельного человека? К.Берне.
Каждый должен предпочитать себе всех. Свт.Василий Великий.
Нельзя быть справедливым, не будучи человечным. Л.Вовенарг.
Каждый человек виновен во всем хорошем, чего он не сделал в своей жизни. Вольтер.
Лучший среди людей тот, кто больше приносит пользы другим. А.Джами.
У человека нет возможности всем делать добро, но у него всегда есть возможность всем желать добра. Ж.Гюйо.
Совершенство состоит в том, чтобы предпочитать себе ближнего. Авва Иаков.
Мы охотно прощаем нашим друзьям недостатки, которые нас не задевают. Ф.Ларошфуко.
Кость, брошенная собаке, не есть милосердие, милосердие - это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден не меньше ее. Д.Лондон.
И друзей и недругов нужно судить равной мерой. Менандр.
Змея, которая меня не жалит, пусть живет хоть тысячу лет. Армянская пословица.
Если я украл корову - это хорошо, если у меня украли корову - это плохо. Индонезийская пословица.
Чужая голова не болит. М.Сервантес.
Справедливость осуществляется не стремлением к справедливости, а любовью. Л.Толстой.
Всеобщий мир царил бы на земле, если бы не было понятий "мое" и "твое". Г.Филдинг.
Не так связывают любовь, дружба, уважение, как общая ненависть к чему-нибудь. А.Чехов.
Сострадание - основа всей морали. А.Шопенгауэр.
Глава 3. Терпимость (прощение, великодушие, сдержанность, снисходительность, уступчивость).
3.1 Природа и виды недружественности.
Недружественность бывает четырех типов:
взрывная - вспыльчивость, гнев;
вялотекущая - сварливость, злословие;
скрытая - злопамятство, обида;
и неприязнь (ксенофобия) - это недружественность по отношению к чужим, иным, другим, к отличающимся, выделяющимся и непохожим.
"Чужих" обычно отличает: клановая принадлежность, национальность, общественное положение, убеждения, род занятий, образ жизни, место жительства, уровень благосостояния и т.п.
Беспричинная на первый взгляд неприязнь к "чужим", как впрочем и любая другая форма нетерпимости, порождается уязвлённой гордыней, скрытой завистью, ущемлёнными интересами, самодовольством, субъективным пониманием чужой вины и эгоистическими представлениями о должном. Но мелочные, своекорыстные причины недружественности осознавать неприятно, а потому они всегда неосознанно подменяются высокими идеями справедливости.
Человеку свойственно всегда считать себя правым, оспаривать всех кто думает иначе, и всех, кто затрагивает его интересы. В конфликтах обе стороны всегда считают себя правыми, но по логике хотя бы одна из сторон всегда не права. И это всегда не мы!?
3.2 Механизм конфликта.
Обычно наша гордость просто надумывает себе обиду, а равно и врага. Злонамеренные, тяжкие оскорбления обычно вырастают из мелкого конфликта, в котором никто не хотел уступать.
Превосходство в конфликте чужих убеждений и прав ущемляет нашу гордость, это вызывает стремление утвердить превосходство своих интересов и своей правоты. Желание отомстить, ответить, оставить за собой последнее слово - это желание возместить ущерб, нанесенный нашей гордыне чужим превосходством в конфликте.
Чужое превосходство оскорбительно для гордости в любой форме, везде и всегда, а потому гордость неосознанно мстит чужому превосходству злословием, осмеянием, осуждением, а при удобном случае и насилием. Конфликт обостряет оскорбительность чужого превосходства, ибо делает его явственным.
Честь - честолюбие защищает в конфликте не свою правоту, а высоту своего права. Сохранение чести - честолюбия это лишь сохранение высокого мнения о себе в иерархии ценностей гордыни. Человек, хранящий обиду на превосходство силы, тем самым принимает иерархию её ценностей, и признаёт её превосходство.
Никто не в силах лишить человека чести, ибо никто не в силах заставить нас поступать бесчестно, а превосходство чужого права и силы унизительно лишь для чести - честолюбия, боящейся чужого мнения.
Истинная честь, честь - честность незаметна и невыгодна, и потому она тихо презирается вульгарной системой приличий как наивный идеализм.
3.3 Прощение - равновесие мира.
Погасить возникший конфликт, можно или сокрушив противника, или простив его, проявив терпение, сдержанность, уступчивость, великодушие.
Добродетель терпимости заключается главным образом в отказе от беспредельных претензий на воцарение своих собственных представлений о справедливости.
Терпимость - это прежде всего способность прощать. Простить, это значит принести в жертву миру раненую гордыню, обиду, право на гнев, превосходство правоты, понесенный ущерб, надежду на месть.
Прощение - это миротворчество за счет личных интересов, это нераспространение ответного зла.
Великодушие в прощении. Сильному легко прощать, слабому - трудно.
Если бы мы не прощали друг друга бессчетно, то мир давно взорвался бы от взаимной ненависти, но чтобы разладить мир одного человека, достаточно лишь одной мелочной обиды.
Терпимость без прощения - это лишь сокрытие зла. Мир затаенного недовольства - это мир на лезвии ножа.
Прощающий сокращает зло мира, злопамятный его накапливает, мстящий - преумножает.
Прощающий, утверждает законность и своего права на прощение, требующий же мести, отрицает тем самым, и свое право быть прощённым.
Каждый человек выпускает в мир меру своего зла, прощая же, "растворяет" в себе меру зла чужого, соотношение этих мер и определяет дружественность человека. Дружественность человека определяется не по его отношению к друзьям и близким, а по его отношению к посторонним, а в особенности, по его отношению к своим недругам.
3.4 Условие нравственности насилия.
Возможность поддержания социальной гармонии любовью, может вызвать по крайней мере следующие сомнения...
1). Непротивление злу неизбежно приведёт к его экспансии и воцарению.
2). При определённых условиях насилие может обеспечить гораздо более устойчивую социальную гармонию, а иногда только насилие и способно её осуществить.
Из этого можно сделать вывод, что добрая воля в принципе не способна обеспечить мир и согласие социума.
Это противоречие разрешимо.
Во-первых, серьёзные материально - практические конфликты разрешаются законом, который не имеет ни какого отношения к добру и злу (к личной воле).
Во-вторых, следует допустить, что любовь имеет моральное право на применение силы в тех редких случаях, когда её неприменение приведёт к преумножению страданий окружающих.
Право любви на применение силы обусловлено тем, что любовь даже будучи судьёй, непременно является также и адвокатом, а потому сохраняет объективность видения конфликтной ситуации.
Объективность любви в конфликтной ситуации обусловлена прежде всего тем, что она априори не преследует личные интересы.
Любовь не прибегнет к применению силы, если существуют "мирные" пути к согласию, ибо применяя силу, любовь по сути жертвует своим естеством, поступает противно своей природе ради блага других, как любящий родитель вынужденный строго вразумлять ребёнка.
"Возлюби, и делай что хочешь" - гласит христианское изречение...
Амбициозность, своекорыстие, властолюбие, самодовольство, ксенофобия, высокомерие, лукавство также могут иметь претензии на утверждение справедливости насилием, но можно ли верить в справедливость путей и целей преследуемых такими чувствами и мотивациями?
Уязвлённая гордость требует мести, но она может быть совершенно безучастна к чужим унижениям, любовь же ранится страданием других, но отказывается от личной обиды ради мира, ибо односторонняя справедливость мстительности лишь дает злу новую жизнь.
Заступничество требует от человека мужества и благородства, тогда как мстительность руководится лишь распаленной ненавистью. Справедливость заступничества в его сторонней беспристрастности, тогда как месть алчна, слепа и разрушительна.
И не следует увязывать моральность защиты отечества, или другого человека с моральностью права на личную месть.
3.5 Свидетельства о добродетели терпимости.
Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других. Ф.Вольтер.
Если желаешь, чтобы мир изменился, сам стань этим изменением. М.Ганди.
Для гнева суть не так важна, он ищет лишь предлог. И.Гёте.
Из двух ссорящихся виноват тот, кто умнее. И.Гёте.
Лучше терпеть зло, чем причинять зло. Г.Гессе.
Подлецы - самые строгие судьи. М.Горький.
Великодушие - это кротко переносить чужую погрешность. Демокрит.
Благодеяния записывай на меди, а обиды - на воде. Cв.Исидор Пелусиот.
Мнения наших врагов о нас гораздо ближе к истине, чем наши собственные мнения. Ф.Ларошфуко.
Прежде, чем осудить, всегда нужно подумать, нельзя ли найти извинение. Г.Лихтенберг.