|
|
||
Стародуб Ольга
Дорога сквозь туман. Стокгольм.
Дневник путешественницы.
2.01.14. День первый путешествия. День второй года нового.
Подъём в шесть утра 2-го января - это есть издевательство над организмом и испытание его (организма) на прочность. Но что делать, если мужу не спится? Спорить тут бессмысленно. Пришлось собираться, кляня свою горькую долю.
До таможни доехали без приключений, если не считать скверного самочувствия на грани автопилота и столь же скверного настроения. Народа на таможне было немного. Пассажиры автобусов, как обычно, проходили досмотр в здании, остальных же направили в уличные будки. Пропустили, поставили штамп в паспорте. Зашли в дьюти-фри, затарились. Доехали до финской таможни - и тут я обнаружила, что в кармане паспорта нет! Нет его и в остальных карманах, а также в сумке и внутри машины. Делать что?
Подхожу к финским таможенникам, сообщаю о проблеме. Попросили внутренний паспорт и отправили на стоянку дожидаться, пока свяжутся с нашей таможней и поищут там. Муж, перенервничав, припомнил мне все былые погрешности. Хорошо, что не с первого класса знакомы!
Вышла из машины, подошла к таможне. Опять вышел тот же финн с сочувствием в глазах и без малейшей тени насмешки или превосходства. Сказал, что не нашли. Но мужу возможно поехать обратно и поискать самому, а мне остаётся только ждать его здесь. Подошли к окошку - идёт финн и несёт паспорт. Кто передал, где подобрали - осталось загадкой. Финны свою отметку поставили, машину даже смотреть не стали. Запомнят, видимо, навсегда.
Очень утешило терпение и доброжелательность финна, немного говорящего по-русски. Полное спокойствие и ни намёка на мою слабоумность.
Снег, зима, морозец -7. Рассвело, потом стемнело снова. Обедали в Кемиярви. Это стоит отметить особо, потому что такой вкуснейшей запечённой сёмги я не ела никогда. Вечером добрались до Кеми, до обжитой уже неоднократно гостиницы "Мерихови", выдержанной в ретро-буржуазном стиле. С широкими лестницами, покрытыми красными коврами, просторным холлом, статуями и большими номерами. Смартфон обнаружил знакомый вай-фай и радостно запищал о приёме писем.
Разместились, осмотрелись. Сходили в магазин за пропитанием на вечер. Брала с собой штатив, чтобы сфотографировать красивые уличные фонарики. Но, пока ходили, фотоаппарат решил, что он замёрз. Поэтому пришлось возвращаться в номер, менять батарейки и спускаться снова.
Красиво, спокойно и уютно. Тихая заснеженная Финляндия.
3.01. День второй.
Роскошный завтрак, где всегда, оправдывая название отеля, присутствовала великолепная самую чуточку подкопчённая сёмга, был изрядно подпорчен двумя грымзами, постарше и помоложе, внимательно и напряжённо наблюдающими за завтракающими. Дабы не унесли чего. Странное что-то случилось у них на новый год. Недоеденный бутерброд мужа, в буквальном смысле схватив его за руку, заставили положить на тарелку. Яблоки и бананы были нарезаны ломтиками - тоже, видимо, из соображений экономии.
А дальше была дорога до Хёрнёсанда. Весьма унылая дорога, под тусклым серым небом и слабо моросящим дождём.
В первые поездки поражало отсутствие границ в Евросоюзе. Мост в Торнио переехал - и ты уже в Швеции. Потом привыкли. Поэтому наличие таможенного поста летом, на границе Швеции и Норвегии, воспринялось с изумлением. Впрочем, обоюдным.
Снег постепенно исчез. Зато навалились тоскливые сумерки вечной осени с блекло-жёлтым пейзажем и почти непрерывным туманом. От этого дня осталось совершенно тусклое впечатление. Дорога, серые сумерки, словно дня и не было вовсе, смазанные туманом окрестности и дождь. Время против московского -3 часа. Уже наполовину рассвело, насколько вообще возможен рассвет при такой погоде.
Швеция мне нравится гораздо больше Финляндии. Природа симпатичнее, люди красивее. И разгильдяйства побольше, чем у финнов, которых шведы страстно не любят. А дороги лучше. Почти везде ограничение 110 км, в Финляндии чаще 90. Финны осторожнее. В Норвегии вообще 70 км за счастье, зачастую скорость в тоннелях выше, чем под солнцем. Но такое оправданно - сплошной горный серпантин.
Приехали в отель в Хёрнёсанде. Чрезмерно доброжелательная и общительная тётушка с рецепшена выдала ключ от номера и на каком-то воистину английском суржике подробно объяснила как открывать "ночную" дверь, где искать завтрак, поскольку в Швеции шведский стол абсолютно шведский - без участия персонала. А также как пройти в центр города.
Однако же попытка сходить прогуляться была цинично прервана даже не дождём, а какой-то водяной взвесью в воздухе. До центра по такой темноте, лужам и грязи оказалось идти далековато. И мы вернулись в номер.
Швеция, да и вся Европа, согрета Гольфстримом. Еще и зима в этом году ненормальная. Та же тётушка с рецепшена объясняла, что обычно в это время снег бывает. А сегодня дождь-туман весь день. Лёд кое-где встречается по берегам речушек. В Ботническом заливе льда нет совсем. В лесу и на полях снега нет. И темно, словно бы даже темнее, чем у нас, потому что висят тучи, низкие и беспросветные. Интересно, как завтра в Стокгольме будет?
4.01. День третий.
Утром в полутёмной кухне происходил настоящий квест по добыче еды и кофе. Тишина и пустота в столовой произвели неизгладимое впечатление. Хотя для Швеции-то было совсем рано. Вообще, в Швеции самый вкусный кофе и с кофеином, от него просыпаешься. Причём кофе можно брать с собой в термос, это было уточнено накануне. Иначе сегодняшнее, вымокшее насквозь, тёмное и туманное, утро не скрасилось бы ничем.
Шведский стол самый лучший в Финляндии, а не в Швеции. Когда приходишь и гребёшь на тарелки, что выберешь из предложенного ассортимента. А когда все спят, а еду надо добывать в холодильнике и кофе варить, заряжая самим кофеварку, - это уже простота нравов, а не шведский стол.
Шведы на нас больше похожи. Мне вчера продемонстрировали ненавязчиво, какой деревяшкой дверь входную подпирать, чтоб не захлопывалась, когда курить выходишь. В Суоми это нереально. Финны слишком законопослушны.
Морось в воздухе, туман. Свет фонарей расплывается желтыми пятнами. И вне трассы редкостная и забытая уже распутица. Я такую видела только в Белоруссии поздней осенью.
Интересно рассветает в дороге. Сначала на якобы по-прежнему черном небе становятся видны кроны деревьев. Это рождение рассвета. Потом небо потихонечку светлеет. Но в сегодняшнем шведском тумане рассветает неохотно и тускло. Температура +3, однако снег опять появился в лесу. Но проплешинами, растаять, видно, не успел. К нашему полдню рассвело для этакого дня полностью. Интересно, когда стемнеет?
Дождь целый день, +5. И моросит. Приехали в Стокгольм и к отелю по-нашему в 16 часов, заселились. Оказалось, что в честь нашего приезда сломались ворота гаража. И машину надо ставить на улице за гораздо большие денежки. Пока с автоматом разобрались... Первая удачная попытка оставляла машину на стоянке на четыре часа, поэтому смысла ехать куда-нибудь в центр не было вовсе. Чтобы не терять время, устроили себе шопинг по торговому центру, в центре которого как раз и находится вход в отель. В большом торговом центре сейчас скидки. Я себе джинсы Lee купила за 500 крон, это примерно 2500 рублей. И ботинки из искусственной кожи с 70%-ной скидкой за 600 рублей. Классные, стильные, удобные. Как оказалось впоследствии, если бы не эти ботинки, прогулки по Стокгольму просто бы не состоялись.
Вечером купила проездные на транспорт, Travel Card, на три дня. Разбиралась долго. Спасибо, местная девушка восточной наружности помогла. Потом отстояла в очереди. Поскольку проездные, оказывается, продаются не в кассах метро, а в продуктовых магазинчиках в вестибюле станции.
Муж не пошел, отпустил меня одну. И хорошо, так спокойнее.
Потом зашла в супермаркет, взяла много воды пить, йогурты и салатики. Пока разобралась, где у них что лежит...
Дождь стихает и идет снова. Завтра с утра поедем в центр, в пару музеев и по Гамла Стану набродиться. Там такие дивные старинные улочки! Но они почему-то у меня не с Карлсоном ассоциируются, а, скорее, с Петушком на крыше или Крысоловом. Погода - какая-то глубоко позднеосенняя. Даже не верится, что январь на календаре.
По-прежнему дождь и поздняя осень. Сквер у отеля, вниз уходит улочка с деревьями в гирляндах. Покосившийся фонарь. И ощущение свободного покоя. Шведы молодцы. Если вспомнить изречение: "Личная свобода каждого кончается там, где начинается свобода другого", - так они научились жить по этому принципу. Никто на тебя не показывает пальцем, не таращит глаза и не удивляется твоему незнанию языка. Но и ты этого не делаешь.
5.01. День четвёртый.
Самое большое неудобство европейских отелей - курение на улице. Ночью идёшь через пустой и гулкий торговый центр, хорошо ещё, что манекены не видны, а то ощущение нереальности было бы полным...
Утро. Вроде выспалась. Ворота починили и даже для нас открыли настежь. Машина стоит в подземном убежище, все довольны. Сегодня со спокойной душой едем в город.
Завтрак был хороший. Селёдка пяти видов, колбасы, паштет - как всегда. И ПРАВИЛЬНАЯ кофе-машина. С приложением моих правильных ручек для получения стакана эспрессо вместо положенных 30 мл. Среди фруктов были порезанные загадочные ломтики с названием "канталупа". Где-то на задворках памяти забрезжило узнавание чего-то читанного в далёком детстве. Взяла попробовать - не очень сладкая дыня с темно-зелёной, как у цуккини, кожурой и жёлто-оранжевой, как у тыквы, мякотью.
Метро впечатлило. Оно запоминающееся и очень целесообразное. Три ветки, красная, зелёная и синяя пересекаются в одной точке, которая называется "T-Centralen". Наверху на площадь у этой станции приезжают автобусы из аэропорта, недалеко расположен железнодорожный вокзал. В Стокгольмском метро ровно сто станций, примерно половина наземных. Метро вырублено в скале и, несмотря на разнообразное оформление, всё же сохраняет общий стиль скальных тоннелей. Наша станция Солна расположена на синей ветке метро. Тем не менее, раскрашена в два цвета - красный и зелёный. Настоящий красный и настоящий зелёный. Ярко, резко, вызывающе. Особенно хороши эскалаторы - они широкие и начинают двигаться, когда к ним подходишь. Понятно, что для Москвы это не актуально, но в Стокгольмском метро народу немного. Мы на станции были вообще в тот момент одни. Табло показывает конечную станцию направления и время, остающееся до прихода поезда. Ехать нужно было как раз до конечной станции в сторону центра города. В вагонах кресла расположены, как в автобусах - по два с каждой стороны прохода, а не диванчиками, как в наших вагонах. Это гораздо удобнее. И, кажется, вагоны шире наших.
Утром в Остермальме было замечательно. И пустынно. Вышли из метро, муж примерно определил направление до музея Ваза, который был намечен для посещения в этот день, и мы отправились по пустым улицам. Через какое-то время догадались включить навигатор. Навигатор неожиданно показал направление в обратную сторону. Долго пытались доказать ему, что он заблуждается. Пригласили в качестве арбитров проходящих мимо английских туристов. Они вытащили из кармана карту, сверились по ней. Оказалось - да, Юргорден в другой стороне. Пришлось весьма неохотно признать победу технического устройства.
Через сорок минут прогулки по набережной, как и было обещано, дошли до музея Ваза. И вокруг обнаружились одни русские, причём, несмотря на автобусы с питерскими номерами, явно приехавшие из Воронежа. Нет, вели себя вполне нормально. Единственно, что всё время норовили влезть в кадр. Это китайцы замирают или обходят, когда видят, что ты фотографируешь, а остальным как-то все равно.
Музей построен вокруг позора шведского кораблестроения, утонувшего ещё до выхода из гавани. А потом, спустя триста лет, в 1961 году, аккуратно поднятого из вод Стокгольмской гавани. Корабль хорошо сохранился, из-за специфических условий Балтийского моря, в котором из-за пониженной солёности воды не водятся корабельные черви, в более солёных морях съедающие всё дерево. Красивый позор, большой.
Историческая справка.
Vasa - это единственный в мире сохранившийся до наших дней корабль XVII века, на нём уцелело более 95 процентов первоначальных элементов конструкции, а также сотни резных скульптур.
10 августа 1628 года из гавани Стокгольма отплыл большой военный корабль. Это был недавно построенный Vasa, названный так в честь правящей королевской династии. Во время торжественной церемонии был произведен салют из пушек, расположенных в отверстиях по обоим бортам корабля.
Когда могучий корабль медленно двигался по направлению ко входу в гавань, внезапно налетел порыв ветра. Vasa наклонился, но затем снова выправился. Второй порыв завалил корабль на бок. Через открытые отверстия для пушек хлынула вода. Vasa погрузился на дно.
Корабль был построен в Стокгольме под руководством голландского кораблестроителя Хенрика Хибертсона по приказу Густава Адольфа II, короля Швеции. Его строительство заняло около двух лет. Корабль имел три мачты, мог нести десять парусов, его размеры составляли 52 метра от верхушки мачты до киля и 69 метров от носа до кормы; вес составлял 1200 тонн. К моменту завершения строительства это был один из самых больших кораблей в мире.
Король желал иметь на корабле больше пушек, чем обычно устанавливалось. Таким образом, габариты, выбранные для корабля, больше не соответствовали реалиям. Vasa был построен с высокой надстройкой и с двумя дополнительными палубами для пушек. Днище корабля заполнили большими камнями, служащими балластом для удержания устойчивости на воде. Но Vasa был слишком тяжелым в верхней части, и 120 тонн имевшегося балласта оказалось недостаточно.
Vasa должен был стать одним из ведущих судов Шведского военно морского флота. Он имел 64 орудия, большинство из них 24 фунтовые. У Швеции было около двадцати военных кораблей, но ни один из них не имел так много пушек, и к тому же столь тяжелых пушек, как Vasa.
Ещё в музее обнаружилась карта с огромным сенсорным экраном, на которой я тут же отыскала Апатиты и родной дом.
А потом добрались до исторического центра Стокгольма. Посмотрели развод караула у королевского дворца, опять избегая буйных соотечественных желающих залезть внутрь объектива, причём отнюдь не лицом. Из всего караула и его развода наибольшее впечатление произвели синие штаны с лампасами, очень напоминающие спортивные. И углубились в узкие улочки Гамла Стана, заполненные, в основном, русскими туристами. Маленькое подвальное кафе в самом сердце Гамла Стана с исключительно русскими посетилями и русской же барменшей за стойкой. В кафе оказался очень приятный глинтвейн, который согрел после длительной прогулки.
Потом бродили по Гамла Стану. Тоже толпы туристов. В лавочках арабы. Один всех приветствовал словами: "Как дела?" Я в таких случаях отвечаю: "Потому что!" В Иерусалиме мне мгновенно отозвались: "С новым годом!" Здесь глубокомысленно и соглашательски покивали. И везде русские. А вот вне Гамла Стана русские туристы мгновенно сменяются местными арабами.
Арабов вообще очень много. Искали, где поесть, уже в районе вокзала, к нам подошёл сириец и на чистейшем русском все рассказал и показал. А после еды, как всегда, эти кафешки как из-под земли повылезали.
На площади обнаружился небольшой блошиный рынок. Но ничего интересного не нашлось, всё купили до нас.
Под серым небом не зимы, а словно глубочайшей осени, теряется часть очарования Стокгольма. Но все равно хорошо, красиво и несуетливо.
6.01. День пятый
Сегодня в Швеции праздник - магазины работают по укороченному графику, алкогольные совсем не работают. Красный день календаря, как объяснила портье. Я начала выяснять, что за праздник такой. И оказалось - внимание! - тринадцатый день после рождества! Католического. Хитрые шведы (не зря они родственнее финнов ощущаются) празднуют ещё и православный сочельник. И эти люди удивляются нашему Старому Новому году!
Сегодняшний день решили посвятить общественному наземному транспорту Стокгольма. Вышли из отеля, дошли до автобусной остановки. Выбрали примерный маршрут, куда поехать. Доехали до конечной, там выбрали ещё один маршрут и поехали на нём до метро "Университет", любуясь по дороге шведской столицей. Парки, дома, снова парки с прудами и с гусями на воде. Серое небо и вечная осень. Небольшая площадь перед метро. В метро доехали до уже знакомой T-Centralen. Вышли на площадь, расположенную ниже уровня городских улиц, так называемую "яму". По периметру этой площади расположены магазины торгового центра. Поднялись по ступенькам и отправились искать трамвай. Искали долго, но, вобщем, никуда не торопились. Смотрели по сторонам, я фотографировала. Дошли до железнодорожного вокзала. Летом там делали ремонт, и статую у вокзала украсили или защитили строительной каской. Теперь статуя стояла уже без каски, поскольку ремонт закончился. Дошли до памятника Карлу XII в сквере, деревья которого летом были сплошь покрыты розовыми цветами, а на газонах цвел фиолетовый гусиный лук. Теперь остались только голые чёрные ветки у этих деревьев.
Наконец-то обнаружили рельсы у Королевского театра. Кроме обычных современных трамваев, по Стокгольму ходят трамвайчики исторические под номером 7Е. На трамвае проехали до его конечной остановки, мимо парка развлечений Скансен. И обратно, опять-таки до T-Centralen. Я села на переднее сиденье, чтобы иметь возможность фотографировать через лобовое стекло. Водитель оказался усат и круглолиц и чрезвычайно напомнил Допёрста из того трамвайчика, на котором сэр Макс путешествовал между мирами. Выглянуло солнце, город при его свете ожил и просветлел. Запомнилось одно украшение балкона - снаружи по привязанной лестнице взбирается Санта Клаус, практически в человеческий рост. Кукла, конечно.
Доехали, спустились в метро и наконец-то поехали в отель. Сил уже практически не осталось. Приехали, взяли в соседнем со входом в отель баре пару бутылочек роскошного итальянского тёмного пива и поднялись в номер. Я, правда, не особенный его любитель, мне вполне хватило полстакана. Но, тем не менее, пиво хорошее. Снова пошёл дождь и его капли мерно постукивали по подоконнику.
7.01. День шестой.
Не зря у меня не было чувства расставания навсегда со шведской столицей.
На рецепшене при отъезде бестолковая барышня умудрилась второй раз снять с карты оплату за номер. Пришлось на час застрять, разбираясь. Призвали русскоговорящего и весьма разумного узбека, высоченного по их, узбекским, меркам. В результате переговоров и разборок, связались с нашим Сбербанком с их телефона, деньги вернутся. Но отель в качестве извинений выписал ваучер на бесплатную ночь у них. Использовать надо ваучер до конца этого года. Есть повод еще раз навестить Стокгольм.
Даже особой нервотрепки не было, как-то все спокойно и дружелюбно прошло. Только время, конечно, потеряли.
За Стокгольмом туман и зеленая поросль на полях. Лес по всей Швеции отгорожен от дороги крупно-сетчатым забором. От оленей бестолковых. В Финляндии они так просто бродят по трассам, а шведы все-таки хоть как-то пытаются себя обезопасить.
Туман не исчезал весь день. Гуще, жиже, цепляясь за холмы, разрывая берега озёр, сделав совершенно нереальным вантовый длиннющий мост, размывая фары встречных машин. Другой мир. Где вечная осень и серый туман со всех сторон и измерений.
Ночевали в Умео. Маленький, номеров с десяток, отель. Маленький номер с какой-то совершенно убогой туалетной комнатой. Но душ и кровати есть. Кофе тоже есть - хоть залейся. А также кипяток и чай. В холодильнике в столовой какой-то съедобный припас, скудный, несмотря на Швецию и шведский стол. Опасаюсь я, что и завтра припасов не прибавится. Но завтра и будем разбираться.
8.01. День седьмой.
Еда таки какая-то нашлась. И кофе хороший. Не лучший в Швеции, но лучше, чем в Финляндии. Видимо, так в маленьких шведских отелях и принято - с утречка отыскиваешь самостоятельно всю наличную еду. Еды оказалось достаточно, чтобы наесться. Два вида колбасы, сыр, паштет, паштет рыбный соленый, маргарин, три яйца, молоко, йогурты, хлопья, сок.
Туман. Температура +3. Дождь проехали сильный, с крупными каплями. И снова туман. Рассвело, конечно, но лишь до серого молока. И тени деревьев проявляются в этом вечном тумане. В нём пятнами становятся фонари, и свет фар высвечивает муть над дорогой.
Сначала проявились кроны деревьев, чуть чернее самого неба. Потом небо стало светлеть и сереть. Туман не дал ему подняться, небо так и зависло над самым шоссе. В молоке тумана проступали силуэты деревьев.
Вообще, ощущение сегодня было гадостное. Сумерки, вечные осенние сумерки и отсутствие резкости во всех направлениях.
Постепенно на ландшафте (а как ещё назвать меняющиеся окрестности шоссе?) стал появляться снег. И то, что казалось лужами, оказалось ледяными плоскостями, прозрачными настолько, что была видна каждая замороженная травинка.
Белого вокруг стало больше. И пошёл дождь. Бывший снег превратился кое-где в кашу, а кое-где в гололёд. Пересекли невидимую границу с Финляндией - кроме времени ничего не изменилось. Ни погода, ни видимость. Скульптуры играющих лососей напротив отеля в Кеми блестят, как будто на самом деле только что выпрыгнули из воды.
В отеле лифт сломался. И у финнов случаются поломки. Сказали, завтра возможно починят. А номер на четвёртом этаже. Хоть и с ванной. Но на ванной же вниз не съедешь. Во-первых, финны не поймут, во-вторых, это возможно сделать только один раз.
Снег залит дождём. И дождь не перестаёт. А в Апатитах -7. Интересно, где переход будет с плюса на минус?
В остальном же всё хорошо. В Швеции успели купить шоколадок и вкусного шведского кофе. И поужинать удалось замечательно в соседском кафе.
9.01. День крайний.
Разумеется, к утру никто никакой лифт не починил. Зато на завтраке грымзы отсутствовали, яблоки и бананы никто резать не стал, и сёмга с калитками (открытые пирожки из ржаного теста, которые очень любимы в восточной части Финляндии и Карелии; обычно их делают с несладкими начинками - кашами, грибами, сыром и с картошкой) оказалась на высоте.
В сорока километрах от Кеми кончился надоевший туман. Температура медленно поползла вниз, хорошо, что гололёда почти не случилось - на дороге асфальт. Уже под Рованиеми градусник показывал -7. Всё вокруг оказалось в позабытом уже снегу, снега с каждым километром становилось всё больше, даже ветви деревьев согнулись под тяжестью снега. Вокруг заметно посветлело.
Вот мы и в России. Таможню прошли быстро. Паспорт я всякий раз тщательно запирала в карман на молнию. Машину финские таможеники не смотрели совсем, наши спросили про спиртное - и успокоились на этом. Почему-то появилась связь после последнего шлагбаума.
В России зима! Мороз! Снег!
И как же это замечательно!
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"