Старостин Василий Викторович : другие произведения.

Курильский конфликт

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Вы читали Тома Клэнси? (например, "Охота за Красным октябрем") В молодости я им зачитывался, но вот беда - "наши" там всегда проигрывали. Поэтому в далеком 1998 году я решил написать военно-патриотический роман, в стиле Кленси но с нашей стороны. Роман не получился, получился недописанный рассказ. Почти 10 лет он "лежал на полке", а сейчас я наконец-то решил выложить его в сеть. Рассказ для фанатов достаточно узкого жанра - вряд ли он понравится многим. Поэтому читать не предлагаю, но все же... :)


Курильский конфликт

(Рабочее название)

Часть 1 - "На границе"

  
   Пролив Лаперуза, между Охотским и Японским морями
   10 миль к северо-западу-западу от о. Хоккайдо
   6:00 по местному времени, понедельник
   Пограничный корабль "Смелый".
  
   Пограничный сторожевой корабль "Смелый" со скоростью 12 узлов шел вдоль границы российских территориальных вод. Командир корабля Виталий Иволгин стоял на мостике и в бинокль осматривал горизонт. Основной задачей его сторожевика была охрана территориальных вод, но в основном приходилось разбираться с японскими и китайскими рыбаками, задерживая тех за браконьерство. Несмотря на спад подобной активности после дополнительных мер безопасности, отдельные суда упорно продолжали ловить рыбу в российских водах. Нарушители штрафовались, улов конфисковывался а само судно арестовывалось, однако охотники до русской рыбы все еще находились. Ими и занимались капитан третьего ранга Иволгин и его сторожевик. Про последнего - чуть подробнее.
   "Смелый" - пограничный сторожевой корабль типа "Альбатрос". 71 метр длины, команда в 70 человек. На вооружении - автоматическое 76мм орудие и скорострельная 30мм пушка, зенитный комплекс "Оса", а также торпедные аппараты и глубинные бомбы для борьбы с подводными лодками. Порт приписки - Сахалин. Виталий плавал на "Смелом" уже два года и за это время хорошо изучил корабль. На протяжении этих лет сторожевик ни разу не подводил его. За все время плаваний произошло лишь несколько мелких пограничных инцидентов, в основном с японскими рыбаками, - и Иволгин даже жалел, что без серьезного противника трудно держать экипаж в постоянной готовности. Был обычный патрульный рейд.
  
   Японское море
   15 миль западнее о. Хоккайдо
   6:10 по местному времени
   Таиландская шхуна "Бангкок"
  
   Какимура, капитан шхуны, тревожно оглядывал горизонт за кормой. Где-то там находились корабли береговой охраны Японии. Сам Какимура, американец японского происхождения, хотя и имел японское гражданство, но сейчас меньше всего хотел встречи с соотечественниками. В трюме его шхуны, вместе с несколькими мешками рыбы, было спрятано более килограмма кокаина, и он рассчитывал выгодно продать его на родине. Впрочем, пусть и с меньшей выгодой, продать наркоту можно было и в России, тем более что он был знаком с местными скупщиками.
   Какимура слыл опытным наркоторговцем. Предпочитая не связываться с посредниками, он все делал сам. Этому его научил американский опыт. Родители Какимуры переехали в США вскоре после войны, в погоне за лучшими условиями жизни. В духе "поиска лучшей жизни" и был воспитан Какимура. Когда его родители умерли, ему пришлось самому зарабатывать на жизнь. Однако работать мальчик Какимура не любил, поэтому он сразу отмел предложенные ему биржей труда варианты и подался в распространители наркотиков. Как правило, он продавал их на дискотеках, куда приходило большинство его сверстников, но сам Какимура к наркотикам даже не касался - перед ним были живые примеры тех, кто сел на иглу. Со временем он понял, что роль распространителя самая мелкая в цепочке, и твердо решил продвинуться выше. Теперь Какимура сам выходил на оптовых поставщиков наркоты, минуя посредников. Но этого ему было мало. И когда он понял, сколь много получают те, кто привозит наркотики из-за моря, он решительно сменил свою работу.
  
   Наркораспространитель, без всякого сожаления оставив Америку, переехал на Таиланд, купил шхуну и сам занялся перевозкой смертельного зелья. Дела у предприимчивого дельца шли хорошо, и в каждый рейс Какимура брал все больше и больше наркотиков...
   Однако доставка срывалась. Вероятно, кто-то навел японскую полицию на его канал сбыта. По крайней мере сообщники из Японии не вышли на связь, а вместо них появился патрульный корабль. Какимура не верил в случайности, и потому сейчас полным ходом шел в сторону от японского берега. Не удалось продать в Японии - ничего, в России у него есть друзья, которые охотно перекупят эту партию. Но сейчас важнее всего оторваться от преследования. Пытаясь держаться как можно дальше от японского берега и береговой охраны Японии, он шел по самой границе российских территориальных вод.
  
   Нейтральные воды
   17 миль западнее о. Хоккайдо
   06:10 по местному времени
   Японский сторожевой фрегат "Ивате"
  
   Фрегат "Ивате" уже 6 часов находился в море, разыскивая контрабандистскую шхуну. По сведениям, переданным полицией города Саппоро, она должна была причалить еще ночью. Однако шхуна так и не появилась. По всей видимости произошла утечка информации, и кто-то предупредил наркоторговцев о засаде. Поэтому основной задачей "Ивате" было разыскать и арестовать шхуну, а также доказать ее причастность к перевозке наркотиков. Для этого на борту находились несколько полицейских с собаками, предназначенными для поиска одурманивающего зелья. Кроме того, полицией было заявлено, что на борту данной шхуны находится разыскиваемый Интерполом известный торговец наркотиками Киото Какимура. Но время шло, а шхуна все еще не была обнаружена. Капитан фрегата, Номото, в этот момент склонился над картой. Он знал, что операция по захвату была составлена только вчера вечером, и, следовательно, Какимура мог узнать о ней всего несколько часов назад. При этом он уже должен был находиться на траверзе о. Хоккайдо, тогда как "Ивате" в тот момент был в 5 милях от о. Хонсю. Идти вперед Какимуре было бесполезно, в проливе Лаперуза его встретили бы корабли береговой охраны. Поэтому у него оставался единственный выход, чтобы проскользнуть обратно в Японское море - это пройти вдоль границы российских территориальных вод. Туда и направил свой корабль Номото.
  
   Пролив Лаперуза
   6:15 по местному времени
   Пограничный корабль "Смелый"
  
   - Контакт! Товарищ командир, есть контакт, пеленг 210, дистанция 12 миль, - доложил радиометрист, оператор радара обнаружения.
   - Скорость? - голос Иволгина заметно оживился.
   - 10 узлов. Цель следует курсом 320, идет по границе наших территориальных вод. Цель малоразмерная, радарный контакт неустойчивый.
   - Лево руля, курс 270, скорость 20 узлов! - приказал Виталий.
   - Есть лево руля, курс 270, скорость 20 узлов, - монотонно отрепетовал рулевой.
   "Смелый" начал разворот. Его дизеля застучал сильнее, разгоняя 71-метровый корабль до скорости почти 40 километров в час.
   - Что надо этой шхуне в наших водах? - подумал Иволгин. - Обычно рыбаки не встречаются в этих местах. А вслух приказал:
   - 25 узлов!
   Двигатели "Смелого" дали полную мощность - корпус корабля вздрагивал, будто разделяя беспокойство своего командира.
   - Есть 25 узлов.
   - Штурман, когда цель войдет в наши территориальный воды?
   - Если не изменит курс - через 7 минут, - ответил штурман, дородный хлопец с украинским именем Даниил Пасько.
   - Хорошо, так держать, идем на перехват. Боцман, это не похоже на простых рыбаков, подготовьте десантную группу. Штурман, сколько до встречи?
   - Коли цель будет идти прежним курсом - 30 минут.
   Хотя на лице Иволгина была только строгая сосредоточенность, но внутреннее беспокойство не оставляло. Он наклонился к микрофону внутренней связи:
   - Готовность номер один!
  
   Командир с гордостью оглядел свой корабль, наблюдая за приготовлениями команды. Он не жалел, что его направили именно на этот корабль. Тогда тот еще не был "Смелым", а был просто пограничным сторожевым кораблем "ПСКР-826". А свое имя он получил от довоенного сторожевого катера. В 1944 году этот катер, сопровождая советские суда в районе острова Харлов, обнаружил вражеский эсминец. Сторожевик завязал бой, чтобы дать возможность нашим судам укрыться в бухте. "Смелый" сражался до последней минуты: корабль ушел под воду со стреляющими орудиями. У "ПСКР-826" был такой же эпизод. В Японском море он столкнулся с тремя катерами индонезийских пиратов, когда те грабили филиппинскую шхуну. Сторожевик метким огнем своих орудий потопил один катер и повредил два оставшихся. Они были вынуждены бросить шхуну и броситься наутек, даже не подобрав своих тонущих товарищей. За этот бой командир корабля Виталий Иволгин и команда были награждены, а сторожевой корабль получил имя "Смелый". Получение этого имени Иволгин считал гораздо важнее, чем та премия за спасение торгового судна, которую они должны были получить, и которую до сих пор не выплатили экипажу корабля...
   Сейчас командир всем телом ощутил вибрацию корабля. Корпус "Смелого" заметно дрожал. Два его дизеля суммарной мощностью 20 тысяч лошадиных сил отчаянно завращали винты, бурун перед носом вырос почти втрое, и сторожевой корабль 25 узловым ходом побежал вперед, повинуясь приказу своего командира.
  
   Российские территориальные воды
   10 миль западнее о.Сахалин
   6:40 по местному времени
   Таиландская шхуна "Бангкок".
  
   Какимура грязно выругался. За кормой, слева по борту, милях в трех виднелся острый нос русского корабля. Он давно был виден на радаре, но метка на радаре всего лишь точка с параметрами, и всегда надеешься на что-то, пока не увидишь неприятность глазами. Теперь эта неприятность стала явью в виде русского сторожевика.
   - И откуда он взялся? - злился Какимура. - В такую погоду рыбаки не выходят в море, и русские предпочитают беречь свое топливо.
   Он обернулся. Прямо по носу шхуны, милях в 5 с правого курсового угла шел японский фрегат. Русский корабль находился в трех милях слева по борту. Шхуна оказалась между двух огней. На мгновение Какимура испугался. Испугался до тошноты, до ужаса. Он даже положил руку на свой пистолет, думая, что только в драке можно спасти свою шкуру. Но жажда жизни взяла свое. Он резко отдернул руку и вскочил на ноги. Это снова был прежний Какимура.
   - Впрочем, появление русских даже к лучшему, - подумал он. - Японский фрегат все равно бы догнал нас. А русские не знают, что у нас на борту наркотики, и единственное, в чем нас смогут обвинить, так это в нарушении их территориальных вод. Но это куда как менее страшно, чем контрабанда наркотиков. Кроме того, российские перекупщики утверждают, что в этом случае всегда можно, как они говорят, "dat' v lapu".
   - Рулевой, курс на русский корабль, - приказал Какимура.
   В голове он автоматически стал прокручивать, как будет оправдываться перед русским капитаном. Можно, к примеру, сослаться на навигационные ошибки - мол их аппаратура судна вышла из строя, а штурман молодой, и что они не могут доплыть до Японии. Русские всегда помогут попавшим в беду морякам, тем более что в такую нерыбную погоду их трудно заподозрить в незаконной ловле...
   Внезапно Какимуре пришла в голову гениальная мысль. От этого он даже подскочил на месте. Он знал, что русские всегда идут на помощь, невзирая на опасность. Его индонезийские друзья рассказывали, как однажды на них набросился русский сторожевой корабль, когда они грабили какую-то шхуну, причем несмотря на то, что их было больше, суда были хорошо вооружены, а сама шхуна явно не являлась российской. Поэтому Какимура уверенно приказал:
   - Радист, объявите SOS. Нас преследуют пираты!
  
   10 миль западнее о.Сахалин
   6:45 по местному времени
   Пограничный корабль "Смелый".
  
   - Товарищ командир, цель-один передает сигнал бедствия! - тревожно сообщил радист. - Их преследуют пираты.
   Иволгин резко повернулся. Неужели и здесь пираты? - подумал он. Он уже сталкивался с пиратами, но это было в Восточно-Китайском море, довольно далеко отсюда. Хотя кто их знает, по наводке они могли попытаться ограбить нужное им судно и в Японском море. Небольшая шхуна, очертания которой уже проглядывались, вполне могла быть лакомой для пиратов целью.
   - На радаре, сколько до второго судна?
   - 8 миль, товарищ командир. Скорость 20 узлов, размер средний. Похоже на большую и быстроходную моторную яхту - очень распространенное у пиратов судно. Командир, цель-один меняет курс! Идет прямо на нас. Цель-два тоже поменяет курс! Цель-два отрезает цель-один от нас. Цель-два увеличила скорость до 25-ти узлов!
   Иволгин больше не раздумывал. Кто бы это ни были, он еще ни разу не видел, чтобы суда устраивали гонки в территориальных водах чужой страны. Второе судно, более быстроходное, быстро догоняло первое. Поэтому он приказал:
   - Рулевой, самый полный вперед. Мы закроем шхуну своим корпусом!
  
   Граница российских территориальных вод
   Японский сторожевой фрегат "Ивате"
   7:20 по местному времени
  
   Цель ускользала. Фрегат быстро шел вдоль российской водной границы, но теперь это было уже бесполезно. Шхуна, за которой он охотился, была всего в четырех милях от него. Но фрегат-то не мог идти через границу! От злости Номото стиснул зубы. Ведь у него военный корабль, и вторжение в воды России может быть расценено как провокация. И это - накануне переговоров по статусу Курильских островов! Капитан еще раз посмотрел в бинокль. Полиция предупредила его, что Какимура имеет обширные связи в России, и в случае чего попытается сбыть свой товар там. Радар показывал, что к Какимуре направлялось какое-то быстроходное судно. Наверное, это русская береговая охрана, - подумал Номото. Однако он увидел, как шхуна Какимуры, вместо того чтобы избежать встречи, полным ходом направлялась к этому судну. Судно, в свою очередь, быстро шло на сближение со шхуной. - Неужели сообщники?! - удивился Номото.
   - Капитан, шхуна зашла в российские территориальные воды, - доложился штурман.
   Номото в ярости закусил губу. Контрабандисты уходили, а он ничего не мог поделать.
   - Радист, передайте в штаб: цель идет в российские территориальные воды, преследовать не могу.
   Радист склонился к аппарату. Номото с тревогой ожидал его ответа. У капитана были свои счеты с наркоторговцем. Когда Номото был в море, от передозировки наркотиков умер его сын. И тогда Номото поклялся отомстить убийце. Конечно, полиция не смогла найти того, кто конкретно продал парню наркотик. Но из доклада сыщиков Номото знал, что единственным поставщиком зелья в его родной город Саппоро был именно Какимура. И сейчас все зависело от ответа из штаба.
   - Капитан, штаб передает, что в виду особой опасности контрабандистов, нам предписывается их уничтожить, - сообщил радист.
   - Боевая тревога! - немедленно приказал Номото.
   По фрегату разнеслись громкие сигналы. Матросы бросились занимать свои места по боевому расписанию. Расчеты заняли места у орудий. Номото еще раз осмотрел свой корабль. На лице, опухшем от недосыпания - он провел на мостике всю ночь - появилось скрытое торжество. Номото ждал этой минуты 2 года.
   - Дальность до цели 4 мили, азимут 10 влево. Идет прямо от нас 10-узловым ходом. Капитан, прямо к ней идет российский корабль, скорость 28 узлов, через несколько секунд окажется рядом со шхуной, - отрапортовал оператор 76мм орудия.
   - Капитан, орудия готовы. Готовы открыть огонь по вашей команде! - ответил офицер артиллерии.
   - Господин - осторожно сказал первый помощник, - шхуна уже находится в российских территориальных водах, к ней идет корабль русских. Стреляя по шхуне в их водах, мы можем вызвать, - помощник капитана на мгновенье задумался, - недовольство русских.
   - К черту недовольство, теперь уже поздно, - резко ответил Номото. - Мы не имеет права упустить Какимуру. Это наш преступник, мы его и уничтожим.
   Он повернулся и, в последний раз взглянув на удаляющуюся шхуну с убийцей его сына, приказал:
   - Огонь!
  
   8 миль западнее о. Сахалин
   7:23 по местному времени
   Пограничный корабль "Смелый".
  
   Иволгин наскоро надиктовал радисту:
   - Обнаружил неизвестное судно, идет в наши территориальные воды. Судно сообщает, что оно преследуется пиратами. За судном следует большой быстроходный катер. Катер пытается догнать судно, но держится в нейтральных водах. Иду на перехват. Передайте в штаб.
   Закончив диктовку, командир осмотрел экипаж. Моряки, занявшие места согласно боевому расписанию, выглядели насторожено и бодро: не каждый раз выдавалось такое преследование. Ожесточенно стучал дизель, выдавая скорость в 28 узлов - самый полный вперед. Корабль несся навстречу шхуне.
   - Ничего, мы успеем, - подумал Виталий. - Кто бы ни были эти пираты, они будут вынуждены отказаться от преследования. Когда мы окажемся между ними и шхуной, они просто не смогут подойти к ней, не встретив наш корабль. А уж мы-то им покажем! Да и вряд ли они станут вступать в конфликт с береговой охраной в 10 милях от нашего же берега.
   - Товарищ командир, до шхуны 2 кабельтовых. Мы подойдем к ней через 20 секунд. Цель-преследователь сейчас находится на границе наших вод. Если она пройдет еще хотя бы полмили, то она также нарушит границу, - сообщил радиометрист.
   В этот момент с "Ивате" раздались выстрелы. Иволгин схватил передатчик.
   - Говорит сторожевой корабль "Смелый", внимание, говорит "Смелый". Нас атакуют, повторяю, нас атакуют!
  
   Больше Иволгин сказать не успел. Несколько 76мм снарядов, перелетев низкую надстройку шхуны, попали сторожевику в рубку и мостик. Стены рубки не выдержали прямых попаданий, и два снаряда взорвались внутри нее, уничтожая пульты управления и внутреннее оборудование. Из всех, находящихся в рубке, выжил только Пасько, который этот момент был за штурманским столом, находящемся в углу. Мачта позади рубки, сбитая выстрелом, резко наклонилась и затем рухнула на палубу. Башня со скорострельной 30мм пушкой, сбитая с подшипников прямым попаданием, покатилась по палубе и упала за борт. Но на этом повреждения не окончились.
   Корабль, повинуясь последнему приказу "самый полный", проскочил шхуну, и, обогнав ее, оказался между ней и фрегатом. И в этот момент ему в борт, в районе ватерлинии, попала еще одна серия снарядов. Первый же снаряд разорвался в машинном отделении, проломив борт у ватерлинии, и вывел из строя электрогенератор. В пробоину хлынула вода. Сразу же у корабля появился дифферент на нос. Все вдруг почувствовали, что корабль как бы подпрыгнул и качнулся влево. Другой снаряд угодил в систему подачи топлива на корме. Оставшись без топлива, моментально заглох левый дизель. "Смелый" сразу сбавил ход до 15 узлов. Еще два снаряда попали в нос корабля. От носовых пробоин затопило оба кубрика для матросов: помпы корабля не успевали откачивать воду. Но и они вскоре начали останавливаться - генератор был разбит, а аккомуляторы, уже полузатопленные, не могли выдать положенный ток. Стало ясно, что корабль вот-вот затонет.
   Боцман, который после гибели командира взял на себя командование кораблем, приказал спускать шлюпки. Команде удалось спустить только одну шлюпку правого борта - вторая шлюпка была изрешечена осколками. Но большего и не потребовалось: ее с лихвой хватило на тех немногих, кто остался в живых. Последним в нее перенесли раненого в голову штурмана. Затем шлюпка отчалила от тонущего корабля. "Смелый" кренился на левый борт, продолжая при этом все глубже оседать в воду. Переворачиваясь, он обнажил свои винты, все еще продолжавшие вращаться от единственного оставшегося в работе дизеля. Прошла еще минута, и над исчезнувшим кораблем закружилась вода в стремительном водовороте.

Часть 2 - "Фрегаты и самолеты"

  
   Граница российских территориальных вод
   Японский сторожевой фрегат "Ивате"
   7:25 по местному времени
  
   - Капитан, по-моему, мы только что уничтожили корабль русских! - запинаясь, произнес впередсмотрящий.
   - Что?!
   - Господин, они подошли слишком быстро, мы еще не окончили стрельбу. Несколько снарядов пролетели над шхуной и попали им в рубку, потом, эээ... кажется в борт. Отсюда трудно оценить повреждения но уже сейчас ясно, что катер вот-вот перевернется...
   - Этого еще не хватало. Радист, срочно свяжитесь с штабом, пусть передадут дальнейшие указания. Рулевой, полный вперед, курс на русское судно. Нам необходимо спасти уцелевших людей.
   Впервые в жизни Номото был так растерян - не откровенно знал, что ему делать. Оставалось ждать, пока не будет указаний из центра. Пока же нужно было подойти ближе.
   - Капитан, но мы же войдем в воды русских! - опасливо сообщил штурман.
   - Да, но у нас нет выхода, - твердо ответил Номото. - Мы должны спасти тонущих!
  
   База береговой охраны Японии
   7:30 по местному времени
  
   Дежурный офицер базы береговой охраны обернулся и посмотрел на бледного радиста.
   - Господин, только что получено сообщение от нашего патрульного фрегата "Ивате". Похоже, они по-ошибке уничтожили боевой корабль русских.
   - Что? Боевой корабль?!
   - Да, кажется...
   - Что значит кажется, так уничтожили или нет? Они, сами не знают, что они сделали? Что с Какимурой?
   - Сэр, сообщение было очень сбивчивым. Похоже, корабль потопили одновременно со шхуной Какимуры. Это, наверное, сторожевой корабль их береговой охраны.
   - Немедленно свяжитесь с ними еще раз и выясните все обстоятельства. Если это действительно так, то необходимо сообщить о случившемся премьер-министру. Скоро должны начаться переговоры с русскими по поводу Курильских островов, и этот инцидент может сильно осложнить их проведение. И немедленно вызовите командующего береговой охраной!
  
   Владивосток
   Штаб Тихоокеанского флота
   7:30 по местному времени
  
   - Только что получено сообщение со "Смелого". Их атаковали. Связь прервалась, пока восстановить не удается. Кроме слов об атаке в сообщении ничего не содержится. - Удивленно доложил радист Сидорчук и посмотрел на начальника.
   - Этого еще не хватало, - сказал дежурный офицер базы флота, капитан 3-го ранга Иванов, склонившийся было над картой. - Можете узнать точнее?
   - Пока не восстановят связь - не думаю. Однако я слышал взрывы! Несколько взрывов, похоже на взрывы снарядов. Это наверняка тот катер, что преследовал шхуну. Я опасаюсь, что прекращение связи означает попадание в рубку, товарищ Иванов. Катер или полностью потоплен, или очень сильно поврежден.
   - В таком случае нам необходимо начать спасательную операцию. Вертолеты высылать опасно, есть вероятность что их уничтожать так же, как и сторожик. Но все равно путь держат наготове пару. Выясните, кто сейчас находится в этом квадрате. Также надо направить в район надводную группу из Южно-Сахалинска, пусть готовят корабли к выходу. Товарищ Семенов, позаботьтесь об этом, - приказал Иванов своему помощнику. - И немедленно вызовите командующего флотом! Радист, продолжайте вызывать сторожевик.
   Иванов снова склонился над картой, но уже совершенно по другой причине.
  
   Пролив Лаперуза
   5 миль на северо-северо-восток от о. Хоккайдо
   7:30 по местному времени.
   Японский противолодочный фрегат "Джинцу"
  
   "Джинцу", противолодочный фрегат типа "Абукума", совершал пробное плавание после ремонта двигателей. Его радист обернулся к капитану:
   - Ямото-сан, получен сигнал SOS, пеленг 315, примерно в районе границы русских территориальных вод.
   - От русских? - переспросил Ямото.
   - Нет, господин. Это таиландская шхуна, ее преследуют пираты. В данный момент, спасаясь от них, она идет в сторону территориальных вод русских.
   - На радаре, вы засекли шхуну?
   - Да капитан, две цели цели по пеленгу 315. Одна цель явно догоняет другую. Возможно, там есть и третье судно, но мощности нашего радара не хватает. И это судно, если есть, также не очень большое.
   - Что ж, мы должны оказать им помощь. Рулевой, курс 315, скорость 27 узлов.
   - Есть курс 315 скорость 27!
  
   Владивосток
   Штаб Тихоокеанского флота
   7:55 по местному времени
  
   - Товарищ адмирал, группа кораблей из Южно-Сахалинска готова. Кроме того, у нас подготовлены два тактических бомбардировщика Су-24 с противокорабельным вооружением, - рапортовал Иванов Станиславу Петренко, адмиралу флота, командующему военно-морской базой во Владивостоке.
   - Нашим морякам нечасто приходиться действовать в боевых условиях. Мы давно не проводили серьезных учений. - Сказал адмирал. - А нынешние условия будут почти боевые. Мы можем прямо сейчас провести учения по борьбе с пиратами и контрабандистами, тем более, как я уже сказал, действовать придется в почти боевой обстановке. Какие корабли у вас готовы, товарищ Иванов?
   - У нас готовы четыре катера, два ракетных и два противолодочных. Кроме того, в Южно-Сахалинске сейчас находятся два эсминца, "Осмотрительный" и "Адмирал Виноградов". Они также приведены в полную готовность, хотя я не предполагал их задействовать.
   - Отлично! - сказал Петренко. - В соединение войдут все шесть кораблей. Прикажите им немедленно выдвинуться в район местонахождения "Смелого". Одновременно направьте в этот район самолеты. Считайте это учениями по борьбе с нарушителями границы. Действуйте, товарищ Иванов!
   - Есть, товарищ адмирал!
  
   Адмирал отошел в сторону, наблюдая за действиями молодого офицера. Иванов немедленно вызвал авиабазу:
   - База, говорит штаб флота, высылайте самолеты в указанный район. При любых обстоятельствах огонь не открывать. Только разведка.
   - Есть только разведка! - про себя продумал Петренко ответ авиабазы. Затем он услышал, как дежурный офицер вызывает военно-морскую базу Южно-Сахалинска.
  
   Через 30 минут соединение, в составе из двух кораблей и четырех катеров, вышло из порта. Флагманом соединения являлся ударный эсминец "Осмотрительный". Это был большой 156-метровый корабль, вооруженный восемью ПКР (противокорабельными ракетами) "Москит" и двумя 130мм орудиями, способными поражать цели на расстоянии до 18 километров, а также зенитным комплексом "Ураган". Второй эсминец назывался "Адмирал Виноградов". Это был БПК - большой противолодочный корабль. Он нес на себе противолодочное оружие: торпеды, торпедо-ракеты, реактивные пусковые установки глубинных бомб. Из четырех катеров соединения два катера имели тип "Молния-М" - ракетный катер, несущий четыре "Москита", две 30мм скорострельные пушки и 76мм орудие. Оставшиеся два катера были противолодочными, по проекту "Молния-2".
   Сразу после выхода из порта корабли перестроились в походный ордер. В центре соединения встал "Осмотрительный". Справа и слева по борту от него шли два ракетных катера. Противолодочные корабли построились правильным треугольником на расстоянии нескольких миль от ударной части соединения, первым в треугольнике был эсминец "Адмирал Виноградов". Соединение, ходом в 19 узлов, шло к месту происшествия.
  
   База берегой охраны Японии
   7:40 по местному времени
  
   - Господин, получены дополнительные сведения от "Ивате". Они действительно потопили сторожевой корабль русских. Шхуна Какимуры также получила повреждения. Сейчас "Ивате" направляется к ним для оказания помощи потерпевшим.
   - Этого еще не хватало! - схватился за голову только что прибывший командующий береговыми силами, адмирал Айба, - и это накануне решающих переговоров о курильском вопросе!
   Он обернулся к полковнику Уриу, командующему морской авиацией.
   - У меня есть четкие указания от премьер-министра. Русские не должны узнать об этом инциденте. Скорее всего, их катер не успел сообщить об этом. Они пока не знают, кто это сделал. Мы прикажем "Ивате" спустить флаг и немедленно отходить.
   - Да, но ведь "Ивате" не иголка, русские наверняка заметят его! - возразил Уриу.
   - Я знаю, поэтому мы должны уничтожить его! - твердо сказал Айба.
   - Уничтожить "Ивате"?! - переспросил Уриу. - Но там же наши люди!
   - У нас нет выхода, - грустно сказал адмирал. - Им все равно не жить... Либо русские их потопят, либо захватят и будут судить. Если их не расстреляют сразу, то дадут большие сроки, а вы знаете тюрьмы русских. Это будет позор для нашей страны! Смерть будет лучшим выходом для команды "Ивате". Это военный корабль, и они знали, чем они рискуют. Наши предки-самураи, без сомнения, гордились бы этим!
   Адмирал зло стиснул зубы и продолжал:
   - Для этого я и вызвал вас. Мы должны сохранить все в тайне. Даже от военных. Кораблей нашего ведомства - берегой охраны - там нет, они все поблизости наши вод, поэтому необходимо использовать авиацию. Возьмите ударные самолеты и сотрите "Ивате" с поверхности моря. Задание дайте летчикам лично. Для всех это должен быть простой разведывательный полет. Радист, дайте приказ "Ивате" уходить из района.
   - А тонущие, ведь там несколько десятков человек?
   - Тонущих не брать. Это единственное, что мы можем для них сделать. Так у них есть хоть какой-то шанс спастить. Иначе они погибнут вместе с "Ивате"...
  
   Российские территориальные воды
   3 мили от границы
   Японский сторожевой фрегат "Ивате"
   7:50 по местному времени
  
   "Внимание, говорит командующий силами береговой охраны адмирал Айба. Приказываем вам спустить флаг, брать опознавательные знаки и немедленно уходить из района, потерпевших не подбирать. Повторяю, немедленно уходить из района, потерпевших не подбирать. Любые попытки вступить в контакт игнорировать. Соблюдать строгое радиомолчание. Ждать дальнейших распоряжений".
   Радист окончил читать сообщение. Капитан Номото обвел взглядом собравшихся офицеров. Вокруг царило мрачное молчание. Он первый нарушил его своим приказом:
   - Лево руля, курс 185, скорость 26 узлов. Боцман, спустить флаг. Радист, соблюдать радиомолчание, на вызовы русских или наших не реагировать.
  
   Военно-воздушные силы Японии
   Военный аэродром "Саппоро", о.Хоккайдо
   8:10 по местному времени.
  
   На базе все уже знали, что "ryusski" начали учения у своей границы, поэтому прибытия командующего Уриу никого не удивило. По его распоряжению стали готовить четыре ударных самолета F-4 "Фантом", для разведки и выяснения обстановки. Кроме того, патрульный самолет дальнего обнаружения E-3C также должен был подняться в воздух. В этот момент Уриу подошел к пилотам второй пары F-4.
   - Вы уже получили указания? - спросил он.
   - Да, господин адмирал, нам приказано вылететь в квадрат 25-10 для разведки в связи с увеличившейся активностью русских, - бодро ответил командир звена, лейтенант Яманата.
   - Лейтенант, у меня для вас специальный приказ. Это секретное задание, о нем не должен знать никто, даже ваше непосредственное командование.
   - Хорошо, куда мы должны лететь?
   - В тот же квадрат. Там вы встретите судно. Наше судно. Вы должны его потопить.
   - Потопить?! Наше судно?
   - Да. Вы должны потопить его. Это будет противолодочный фрегат береговой охраны. Вероятно, на нем не
   будет опозновательных знаков. Вы должны потопить его с первого захода и затем немедленно возвращаться на базу. После этого вы прибудете ко мне для дальнейших указаний. Вам ясно?
   - Так точно! - ответил Яманата. Смысл задания казался ему диким, но сама задача была ясной. А вопрос "зачем" по отношению к приказу старшего по званию показался Яманате в высшей степени неуместным.
  
   Пролив Лаперуза
   10 миль на северо-запад-запад от о. Хоккайдо
   8:30 по местному времени
   Японский противолодочный фрегат "Джинцу"
  
   - На радаре неопознанное судно, - доложил оператор радара. - Идет 25-узловым ходом в сторону Хоккайдо. Вероятно, это то самое пиратское судно, о котором сообщала шхуна.
   - Есть ли поблизости какие-нибудь другие цели? - спросил Ямото.
   - Нет, капитан, только два самолета, следуют в нашем направлении от берегов Японии или, может быть, из Владивостока.
   - Хорошо, докладывайте обо всех изменениях обстановки. Рулевой, курс на неизвестное судно. Всем приготовиться, не исключена возможность повторения атаки. - Ямото подметил, с каким воодушевлением его команда занимала боевые посты. В этот момент его окликнул оператор радара.
   - Капитан, воздушные цели идентифицированы, это два наших F-4, на запрос свой-чужой ответили свой. Сзади них еще два самолета, определить пока не удается, предположительно русские.
   Оператор снова склонился к своему пульту, но тут запищал сигнал тревоги.
   - На нас наводят ракеты! - закричал он.
   - Капитан, - добавил он спокойнее, - "Фантомы" задействовали радар управления огнем в режиме захвата цели.
   Через секунду писк изменился и стал еще громче.
   - Ракеты, приближаются ракеты! Четыре ракеты идут в нашем направлении! - вновь не выдержал, срываясь на крик, оператор
   - Задействовать ПВО! - немедленно приказал капитан. - Ракеты уничтожить, по самолетам огонь не открывать!
   - Есть уничтожить! - подтвердил офицер ПВО. - Пушки в автоматический режим, ловушку отстрелить!
   Дальше все происходило как в военно-историческом фильме. С корабля взлетела ловушка и красиво рассыпалась на множество блестящих осколков, создавших на радаре ракеты массу ложных целей. Обе пушки "Дзинцу" слажено развернулись и открыли огонь по приближающимся ракетам. Их усилиями удалось сбить одну ракету. Еще две промахнулись, среагировав на ловушку. Одна из этих ракет просто утонула, вторая взорвалась от удара о воду, не причинив кораблю вреда. Но последняя ракета, запущенная позже всех, миновала ловушку и попала в корму корабля, аккурат в двигательный отсек. От удара корабль вздрогнул всем корпусом. Взрыв разбил редуктор двигателя, часть трубопроводов треснула, а топливо и масло потоком растекались в кормовых отсеках...
  
   То же место
   За 30 секунд до предыдущих событий
   Звено самолетов F-4, "Красная группа"
  
   Два истребителя F-4 "Phantom", также использующиеся как ударные самолеты, на небольшой скорости летели над водой.
   - Подлетаем к квадрату, - сообщил штурман. - Смотреть внимательно!
   Соблюдая скрытность, оба истребителя летели с отключенными радарами и обнаружить фрегат могли только визуально.
   - Вижу цель! - доложил пилот красный-два. - Небольшой корабль, японский, фрегат, по виду противолодочный. Разрешите атаковать?
   - Атаку разрешаю, - решительно сказал Яманата.
   Пилот красного-два незамедлительно задействовал радар, наводя две свои противокорабельные ракеты ASM-2. Через пару секунд они уже летели к кораблю. Тоже самое сделал и Фантом под номером один.
   - Два попадания, - сообщил через несколько секунд пилот. - Мы его уничтожили.
   Лейтенант Яманата, скорбно вздохнув, вызвал авиабазу:
   - Внимание база, говорит "Красная группа". Задание выполнено успешно. Никаких кораблей в квадрате не обнаружено...
  
   Пролив Лаперуза
   10 миль на северо-запад-запад от о. Хоккайдо
   8:35 по местному времени
   Японский противолодочный фрегат "Джинцу"
  
   На корабле только что закончили тушить пожар, произошедший из-за разлившегося топлива. Ямото осмотрел свой корабль. Корма была был полностью разрушена, 76мм пушка не функционировала. Целой оставалась только зенитная пушка Phalanx, и то капитан не был уверен в ее работоспособности. От пожара сильно обгорела корма, редуктор неработоспособен. Двигатель заглох, и неизвестно, удастся ли его завести. Ямото только что послал в штаб радиограмму:
   "Подвергся нападению двух самолетов, предположительно F-4. На свой-чужой ответили свой. Огонь по самолетам не открывал. Корабль поврежден, двигательная часть разрушена. Боремся с пожарами. Предполагаю, это происки русских. Жду дальнейших указаний".
   В этот момент к нему обратился встревоженный оператор радара обнаружения:
   - Капитан, к нам подходят еще два самолета, курс точно на нас, самолеты вероятно русские.
   - На этот раз они так просто не уйдут! - заявил Ямото. - Средства ПВО к бою! Радист, связь со штабом.
   Капитан азартно произнес в микрофон:
   - База, говорит "Джинцу", к нам снова приближаются самолеты, полагаем русские, прошу разрешения атаковать!
   - "Джинцу", огонь по самолетам не открывать, повторяю, огонь не открывать! - послышалось в наушнике.
   - Но если по нам будут стрелять?!
   - Повторяю, огонь по самолетам не открывать!! К вам направят спасательный корабль. Ждите!
   Этим приказом штаб закончил связь. Капитан, до предела возмущенный полученным приказом, тотчас обратился к оператору радара:
   - Что с самолетами?
   - Следуют точно на нас, капитан. Скоро мы окажемся в зоне действия их оружия.
   - Приготовить зенитное оружие, - обратился капитан к офицеру ПВО. - На всякий случай. Сбивать летящие в нас ракеты приказ не запрещает.
   Внезапно по рубке снова раздался до боли знакомый писк.
   - Капитан, самолеты перевели радар в режим захвата цели. Самолеты русские, два Су-24, идут на нас со скоростью 500 узлов.
   "Летят добивать!", с холодком почувствовал Ямото. Но стрелять по самолетам он не имел права! Поэтому капитан немедленно приказал по внутренней связи:
   - Перевести зенитные системы в ручной режим. Открыть заградительный огонь!
   Но экипаж - экипаж, переживший почти что гибель своего корабля, ожидал совсем другого приказа. Оператор зенитной пушки "Фаланкс" Фугути Масамори на мгновенье задумался, услышав слова о переводе ПВО на ручное управление. Ведь он дважды проверял системы, и вся автоматика была в полном порядке! Почему капитан не доверяет его отчету и приказал наводить оружие вручную?! Все это пронеслось в его голове меньше чем за секунду. Но эту секунду он не воспринимал речь капитана, поэтому расслышал лишь последнее слово: "Огонь!"
   Через секунду скорострельная противовоздушная пушка Phalanx, единственная уцелевшая после атаки, открыла огонь, и между фрегатом и самолетами встала стена снарядов.
  
   То же место
   За 2 минуты до предыдущих событий
   Звено самолетов Су-24 "Чайка"
  
   - Внимание, говорит Чайка-1, прибываем в квадрат поиска, - докладывал в штаб штурман первой "чайки". Через несколько секунд ее пилот сообщил:
   - Вижу какое-то судно. Необходимо подлететь ближе.
   - Сколько до него? - спросил штурман.
   - Километров восемь, - ответил пилот,
   - Уточни координаты.
   - Хорошо, включаю радар.
   Звено "Чайки" развернулось, чтобы подлететь ближе и оба самолета, один за другим, последовали к кораблю.
   - Военный корабль! - воскликнул пилот Чайки-1. - Похож...
   В этот момент зенитка "Джинцу"открфла огонь. Самолет Чайка-1, который ближе находился к кораблю, буквально влетел в смертоносную струю. Попадания 20мм снарядов мгновенно изрешетили самолет, и он камнем упал в воду перед фрегатом. Пилот Чайки-2 лейтенант Серов, который летел позади, едва успел отвернуть. Совершенно позабыв про имеющееся на борту противокорабельное вооружение, он задействовал пушку и обрушил на корабль поток снарядов. Затем, опомнившись, он противоракетным маневром ломанулся прочь от фрегата и торопливо стал вызывать свой штаб:
   - Внимание, штаб, говорит звено "Чайка", нас атаковали, повторяю, мы атакованы неизвестным судном!
   - Штаб слушает, доложите о потерях.
   - Чайка-один сбита, экипаж погиб. Был вынужден открыть ответный огонь из пушки. Прошу разрешения применить противокорабельное оружие!
   Его Су-24 нес две высокоскоростные противокорабельные ракеты Х-31 - вполне достаточные, чтобы уничтожить подобный фрегат.
   - Ты что, охренел?!, - с задержкой донеслось из наушников, - Чайка-два, немедленно возвращайтесь на базу!
   - Но они уничтожили наш самолет! - протестовал Серов.
   - Повторяю, немедленно возвращайтесь на базу. Связь окончена! Ждем!
   Слышно было, как безымянный радист в сердцах бросил трубку. Лейтенант Серов, чертыхнувшись, резко развернул свой тактический бомбардировщик и лег на обратный курс.
  
   Японские морские силы самообороны
   Военно-морская база "Саппоро", о. Хоккайдо
   8:40 по местному времени.
  
   Радист базы повернулся к адмиралу Того, командующему морскими силами самообороны Японии. Тот только что прибыл на базу, поднятый с постели в связи с возросшей активностью русских.
   - Адмирал, сообщение от "Джинцу".
   Того резко повернулся. Он с огромной тревогой ждал этого сообщения. Там, на "Джинцу", плавал мотористом его сын.
   - Адмирал, они вторично подверглись нападению русских.
   - Дайте мне на связь Ямото, - сказал адмирал и взял микрофон. - Я сам хочу поговорить с ним. Ямото, с вами говорит командующий морскими силами самообороны адмирал Того, - отчеканил он. - Доложите обстановку!
   - Адмирал, мы подверглись атаке русских, - торопливо ответил Ямото. - Это были два их самолета, Су-24, они шли точно на нас. Мы вынуждены были поставить заградительный огонь с помощью артиллерии. Один из русских подлетел слишком близко и попал под этот огонь. Его самолет упал. Второй открыл по нашему кораблю огонь из пушки. Есть убитые. Самолет после атаки развернулся и ушел курсом на Владивосток.
   - Что с вашим кораблем? - спросил Того.
   - Господин адмирал, после первой атаки корабль получил сильные повреждения. Разбит редуктор гребного винта, мы не можем двигаться. В корабль поступает вода. Пока мы успешно откачиваем ее, но неизвестно, сколько продержится двигатель. Маслопровод треснул, двигатель в любой момент может заклинить. Во время этой атаки, к счастью, никто не пострадал, поскольку ракета попала в двигательный отсек.
   Ямото замолк на мгновение и тут же продолжил:
   - Во время второй атаки, к сожалению, для тушения пожара несколько человек находились на палубе. Осколочные снаряды русского самолета, естественно, не смогли серьезно повредить корабль. Но все работавшие на тушении двигателя и топливопроводов, а это в основном мотористы, были убиты. Серьезно раненых нет.
   - Фамилии убитых, - только и спросил Того.
   Капитан назвал их. Последней шла фамилия сына адмирала. Того сел на стул и вытер платком пот со лба.
   - Сообщите премьер-министру, только что русскими атакован наш военный корабль. Есть убитые. Один самолет русских сбит.
  
   Токио
   8:50 по местному времени
   Министерство иностранных дел
  
   Премьер-министр Японии проводил свое экстренное совещание, когда секретарь прервала его. Он неохотно отвлекся.
   - Господин премьер-министр, новое сообщение от командующего флотом, - тоненьким голоском произнесла секретарша с расширенными от ужаса глазами. Причем расширенными настолько, что они казались побольше, чем у некоторых европейцев. - Только что русскими потоплен наш корабль!
   На самом деле адмирал Того, соблюдая военную точность, сообщил что корабль сильно поврежден и тонет. Но от испуга секретарша подумала, что корабль уже затонул, о чем и доложила премьер-министру. Однако его реакция поразила девушку еще больше.
   Премьер-министр медленно обернулся, всем своим видом показывая - "ну что я вам говорил, господа" (это относилось к дипломатам, до сих пор не верящим в столь невероятный инцидент), и спокойно произнес:
   - Хорошо, передайте военным, пускай действуют в соответствии с имеющимися инструкциями. И пусть меня больше не беспокоят, у нас важное совещание!
   Когда она вышла, премьер повернулся к дипломатам.
   - Итак, господа, корабль потоплен. Теперь наша задача решить, в каком виде мы представим все это русским.
   А в восьмистах километрах от него адмирал Того недоумевал, почему премьер так отстраненно отреагировал на возникшую ситуацию. Впрочем, как передала секретарша, у него сейчас важная встреча по Курилам, и премьер-министр предоставляет ему, адмиралу Того, действовать самостоятельно.
   И русское соединение, увеличившее ход до 24 узлов, в этот момент неуклонно приближалось к острову Хоккайдо.
  
   Граница воздушного пространства России рядом с проливом Лаперуза
   8:55 по местному времени
   Звено самолетов Су-25 "Грачи"
  
   На этот раз в район инцидента была направлена четверка штурмовиков. По данным предыдущей разведки, теперь в этом квадрате находились два судна. Поэтому задачей звена "Грачи" было обследовать оба судна и заставить их остановиться. Командир звена и пилот "Грача-1", капитан Петр Васильев, приказал сначала направится к фрегату, обстрелявшему наших летчиков. Первой к фрегату подлетала пара Висильева, сзади их прикрывала вторая пара штурмовиков.
   - Пусть только попробуют что-либо сделать, - думал Васильев. - У нас достаточно средств, чтобы уничтожить этих пиратов. Это им не по хрупким бомбардировщикам стрелять.
   Васильев был прав. Его штурмовик имел интегральное бронирование, титановую кабину, тройное дублирование всех систем и держал снаряд калибром до 12.7мм включительно. Куда до него их жалкой пушечке, - сказал про себя Петр. Однако, несмотря на эти рассуждения, он начал сближение с кораблем исключительно осторожно.
   После осмотра Васильев доложил, что корабль сильно поврежден, на нем был пожар и самостоятельно двигаться он не может. На вопрос, могла ли такие повреждения причинить пушка Су-24, летчик ответил отрицательно. Тип корабля, сказал он, однозначно определяется им как японский противолодочный фрегат типа "Абукума". После этого последовал приказ обследовать второе судно. Звено "Грачи" увеличило скорость и легло на курс ко второму неопознанному судну, что атаковало наш сторожевик.
   - Это японский фрегат берегой охраны, предположительно тип "Чикуго", - вскоре доложил на базу Васильев. - Следует полным ходом в сторону Японии. Других кораблей поблизости нет.
   - Можете его остановить? - запросили с базы.
   - Нет проблем! - бодро отозвался капитан Васильев. Но тут же задумался.
   Проблемы остановить корабль действительно не было. Другое дело, как сделать так, чтобы корабль, остановившись, не взорвался или не затонул. Самолеты из пары прикрытия несли по две противокорабельных ракеты Х-31. Но эта ракета, имея систему наведения с помощью радара, обычно наводилась на центр корабля, и она скорее разломила бы фрегат пополам.
   Штурмовик Васильева, помимо подвесных топливных баков и двух небольших ракет воздух-воздух для самообороны, также имел две тяжелых ракеты с лазерным наведением Х-29. Он мог, зафиксировав в прицеле корму корабля, где находится двигатель, пустить туда такую ракету. Она летит со скоростью, превышающей скорость звука втрое, и никакое ПВО этого фрегата не сможет ее сбить. Но и эта ракета, имея небольшую дальность полета, несет на борту 320 килограммов взрывчатки, почти половину своего веса. И Васильев справедливо опасался, что такой силы заряд попросту затопит фрегат.
   Поэтому он дал полный газ и на максимальной скорости рванул к кораблю, активируя свою скорострельную 30-милиметровую пушку. Ее противотанковые снаряды легко пробили тонкий корпус фрегата и, мгновение спустя, взорвались в машинном отделении. Фрегат сразу же потерял ход и начал замедляться.
   - Приказ выполнен, корабль остановлен, - отрапортовал пилот "Грача-1", капитан Васильев.
   - Возвращайтесь обратно, сюда уже идут наши надводные силы, - ответили с базы. - Благодарим за службу.
   - Служу России!
  
   Пролив Лаперуза, недалеко от российской морской границы
   9:00 по местному времени
   Японский противолодочный фрегат "Джинцу"
  
   В этот момент, когда Васильев умело застопорил "Ивате", капитан фрегата "Джинцу" стоял на мостике и с яростью сжимал в руках бинокль.
   - Эти русские атаковали уже второй наш корабль! - возмущенно думал Ямото. - Один корабль еще может быть трагической случайностью, но два!.. Что это, как не начало широкомасштабной военной агрессии? А командование даже не разрешает открыть огонь!
   - Радист, связь со штабом, - приказал он. - Сообщите: только что на наших глазах русские атаковали еще один наш фрегат. После попытайтесь вызвать фрегат на связь, возможно, они прояснят обстановку?
   Радист склонился к передатчику, снова и снова отправляя сообщения. Но "Ивате", повинуясь приказу адмирала Айбы, соблюдал строгое радиомолчание...
  

Часть 3 - "Штабная работа"

  
   От Штаба Тихоокеанского флота
   10-ой дивизии 2-ой флотилии подводных лодок

ПРИКАЗ

***

  
   На этом рассказ 1998 года обрывается. Если у вас есть пожелания, идеи или отзывы - жду ваших писем по адресу bstarostin@koptevo.net
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"