Стефани Константинова : другие произведения.

Джинн- кийим

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    ХиЖ внеконкурс

  Джинн- кийимлар.
   Имеющий уши да услышит! Имеющий глаза да увидит!...
  Благословенна торговая Бухара!Начинает она звонкий день ранним летним утром,пока жар ,пыль и солнце не разогнали покупателей.
  Каждый ремесленник прихорашивает его товары,льет воду на землю перед лавкой,заваривает душистый зеленый чай и ждет начала торговли.
  Но ,как ни рано приходят торговцы к своим лавкам,еще раньше, затемно, шествует к себе в мастерскую под старинный купол здания четырнадцатого века усто Музафар -бобо.
   Одежда на нем добротная ,старинная, белая рубаха с треугольным удобным вырезом обнажает мыс коричневой морщинистой старческой шеи,черные штаны заправлены в мягкие ичиги с калошами.
   Носит Музафар -бобо атласный халат изумительного рисунка ,подпоясанный ручной работы поясным платком-бельбогом.
  Узор хан -атласа на халате, как струящаяся прохладная песня,как ручей,бегущий с гор по цветущей долине.
  Сам Музафар -бобо высокий прямой старик с черными, будто южная ночь глазами.
   Невозможно даже представить .Вдруг, и такие молодые глаза принадлежат длиннобородому девяностолетнему старику!
  Держит старый Музафар в торговых рядах лавку-мастерскую,где женщины его семьи ткут шелковые и полушелковые ткани : шойи,хан-атлас, бекасам , стегают и вышивают золотом ,серебром и шелком мужские праздничные халаты.
  Мужчины семьи Музафара-ака готовят плов,шурпу да шашлык на бухарском базаре.
   Для особо почетных гостей, приготовят все эти волшебные блюда в маленьком садике, на заднем дворе мастерской,где весной вам расстелят дастархан под сладко цветущим урюковым деревом,летом будет звенеть изумрудным водопадом веток старая ива у арыка, осенью кисти черного медового кишмиша,разве что не упадут вам в ляган. А зимой встреч не бывает.
  Даже те ,кому срочно потребуется искусство мастера Музафара, Музафара-усто,вынуждены ждать теплых дней.
  Говорят зимой усто и варит божественные краски для шелка,который охотно покупают у него люди.
   Если вы от памятника Ходжи Насреддину пойдете вперед,мимо большого хауза справа , где с ранней весны и до поздней осени ныряют с огромного сухого дерева бухарские ребята, пройдете узкой улочкой мимо душно-дымных лавок кузнецов, торговцев платьями и сумками, минуете у древней стены россыпь старинных гулких кувшинов,кумганов,котлов и разной серебряной и медной утвари, свернете направо под третий торговый купол,то там и найдете Музафара- бобо.
   Имеет он великую славу ,да и многое умеет сделать для человека,который смог его заинтересовать.
  Знают его в Самарканде,Коканде,Маргилане ,в самом Ташкенте и многих и многих городках и кишлаках узбекской земли.
  Дошло уже до того,что приезжают к ему издалека,но не всегда искусство старого усто может помочь добравшимся издалека людям.
   Много вышитых халатов и узорчатых шелковых полотен
  делают на всей узбекской земле. Есть мастера.
   Но только у девяностолетнего Музафара вам сделают
  джинн-кийим.
  Кому нужен джинн-кийим? Да мало ли кому...
   Вот наследники ждут не дождутся смерти любимых и почитаемых родителей. Невестка задумалась:вон ее гюль-бола скоро подрастет ,а сходство его с близким соседом будет явно видно всякому. Нелюбимая жена.Дяди и тети. "Друзья" в бизнесе. Какая добрая традиция-дарить красивый расшитый халат на торжество богатому человеку или платье уважаемой женщине. А, вскоре, гляди!- раздувают ночью огонь под казаном повара-пловчи ,готовят поминальный обед. А носилки уж доставляют очередного заказника пред очи Аллаха. И бегут денежки по другому руслу, изменяя этот мир и изменяя миру.
   Ах, какой изумительной чистоты золотые слитки отливают в Зерафшане!
   Немало "гранатовых зерен" от этих слитков зарыто под стенами дома
   джинна- усто. Крепко стоит старый дом на золотом пьедестале.
  Крепче клея запирают страх и ужас губы домочадцев и всех, кто идет к джинну-Музафару . Что самое дорогое у человека?Жизнь. Захочет Музафар будет у ребенка или девушки долгий век,не захочет-истает человек фитилем в лампе и падет прахом.
   Вот ,бывало, мать просит счастья дочери-завернет ей старик
   кусок шелка. "На радость и долгую жизнь"- думает мать и радуется,не ведая, что другой,недобрый человек,больше дал проклятому джинну,чтобы изгубить ее цветочек.
   Жаден старик,не принимает его небо, вот и мается , разменивая последний десяток из сотни лет. А отпущено ему их тысяча.
   И не освободит Аллах его от заклятья,пока....Да это нам , бисмилля алла рахим- ирр- рахман,не ведомо -когда.
  Что же говорят пугливым шепотом люди про его страшное знание?
   Зимой идет,мол,джинн-Музафар на могилу черного Хызра.
   Где та могила-никто не знает-прямой дороги нет. Закрыта и заклята она. Пробирается Музафар горами,реками ,долинами. Кровь течет по его больным рукам и ногам. И где кровь та прильнула к земле,расцветают по весне горячие тюльпаны и растят ,проклятые богом цветы, лоно невиданных размеров, видимое только ночью,когда бегут по нему огоньки Алмауз-кампыр,страшной старухи,что под стать самому джинну-усто.
   Откуда вы думаете приходит человеку идея извести ближнего своего столь дурным путем ,отправив в мир иной без покаяния? Притворяется Алмауз-кампыр старушкой,ходит по базарам,по дворам ,просит милостыню на дороге,сгорбленная люлли-цыганка.
  - Один бир сум! Один бир сум!! Один бир сум!!!
   И за добро, за привет говорит Алмауз своим змеиным языком Мерзкое Слово. Скорпионом- гюрзой, гнилошипым звуком ядовитым грызет и грызет это Слово слабого человека. Сжимает и сжирает его печень и сердце,черноту и дурноту оставляя, страх насаждая,грозя кругом ударами,радости лишая,раздражает жилы ,мозг,кружит-ведет кровь кипящую по дороге в благословенную Бухару,рай ремесленников и торговцев.
   Целую зиму задумывается замороченный человек, адрес выспрашивает, на бумажке выгоду прикидывает.
   Пришел к Музафару и не только родных или друга угробил, но и себя разрушил. Сразит его ужас деяния. Память жить не даст и перейдет частица такой жизни старику Музафару и Алмауз -кампыр. Говорили -это и тысяча лет им нипочем и вторую прожить можно и третью...
   Дойдет Музафар до Хызровой черной могилы и начнет ножом ее копать. Родит та могила страшно -могучий кристалл.
   Если даже через крошечный обломок этого кристалла посмотреть на человека видно через него узор для шелка.
  ХАН-АТЛАС ... БЕКАСАМ... ШОЙИ...
  Какой человек- такой и узор: бекасам для мужчин, хан -атлас и для мужчин и для женщин.
   Узор у каждого, словно жизнь, свой. Собственно это и есть жизнь человека.
   Добавит доброго снадобья и яркой краски усто в его узор и здоровым да удачливым будет он.
   Уберет того -другого цвета,добавит третьего куда не надо бы : вот
  и жизнь и здоровье прахом идут. Дети болеют и умирают.Денег нет, рабский труд один. Из горя не выбивается человек.
   Врачи научные болезни видят, лекарствами дорогими пичкают.
   А хан -атлас лежит -переливается, яркой радугой хозяина к себе манит:
  -Возьми да одень любимый халат или платье!
   Просто-то как!
   Если заползет мысль жаркая к вам в голову, сдавит мозг: дрожать-не жить , напрочь все желания ,кроме одного, отобьет... приезжайте в Бухару!... Мимо памятника Ходжи Насреддину, мимо сухого дерева у большого хауза, мимо лавочек ,где предлагают честный товар - прямо идите за джинн-кийим.
  Когда совесть уже совсем потеряли...
  *джинн-кийм-дьвольская одежда, одежда джинна ( узб.)
  * усто-мастер( узб.)
  *ичиги-мягкие кожаные сапоги (узб.)
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"