Рассуждая о Культуре. Да, именно так - с большой буквы. О понятии - культура. О закономерностях явления, под названием - культура. О той части нашей жизни, которую называют - культура.
Лихорадочно собирая материал по этой теме, готовясь погрузиться в него, чтобы потом всплыть и начать "вещать", как включенный в радио розетку репродуктор.
Ибо, я - писатель, это моя работа. Таков заказ - раскрыть эту тему. Поэтому, в полном соответствии с "должностными инструкциями", я обязан вникнуть в суть этого понятия, переработать его собственным восприятием и поведать "страждущим" читателям - что такое Культура.
Но процесс идёт очень медленно. Слишком много о ней (о Культуре) уже сказано. Со времён появления разговорного языка, и с появления письменности, и со времён появления профессии писателя.
Есть классики, признанные авторитеты в этой области, их оппоненты и устойчивая оппозиция.
Есть связь с религией, с традициями, с искусством, с наукой и вообще со всем.
Невозможно объять необъятное.
Поэтому. Сейчас, на этом этапе моей работы - я понял пока что, только одно.
Не нужно растекаться по морю обилия сведений о Культуре. Нужно брать конкретные факторы, наиболее мощного влияния на Культуру. Искать и находить в них взаимосвязи с общими тенденциями в обществе и анализировать причины, и думать о последствиях.
Потому что, пустая болтовня - а чем ещё являются попытки анализа и всенародного обсуждения (пусть даже силами величайших умов), вырванного из контекста реальности, события. Так вот, пустая болтовня ещё никому не помогала, и даже не навевала на мысли о возможностях решения, возникающих проблем.
Кто-то может сказать: - а с чего вы взяли, что вообще есть проблемы в Культуре.
Я не откуда не взял.
Просто не я это придумал.
Проблемы в Культуре, и с культурой были всегда. Наверное, и будут всегда.
Потому что всегда есть стремление к совершенству и неудовлетворённость имеющимся.
Закончу это небольшое философское вступление и перейду непосредственно к работе.
Итак. Для начала, возьмём такой фактор влияния на Культуру, как литература.
Надеюсь, никто не будет спорить, что влияние литературы не просто велико, а очень велико.
Поэтому, не буду останавливаться на описании процесса вычленения этого фактора из общей массы, и сразу перейду к условиям задачи.
Имеем: Литература влияет на Культуру.
На культуру читателя, на культуру писателя, на культуру восприятия реальности, на уровень культуры общества, культурную жизнь рядового обывателя и культурные ценности текущего времени.
То есть:
Скорый поезд из пункта А. (писатель), движется в пункт Б. (читатель), по скоростной железной дороге (Интернет) со средней скоростью - 250 страниц в секунду.
Нормальный (не скорый) поезд из пункта А. (писатель), движется в пункт Б. (читатель), по дороге с издательствами, типографиями и магазинами, со средней скоростью - одна книжка в неделю.
Из пункта Б., в пункт А., поезда вообще не ходят. Сообщение между этими пунктами, именно в таком направлении - из Б., в А., осуществляется на попутной телеге, запряженной ослом. От случая к случаю.
Вопрос: какое расстояние между пунктами А. и Б., если эти поезда везут культуру в массы - тоннами, а телега застряла в колдобине, под названием - потребительский спрос.
Ответ: расстояние не меряют тоннами и спросом. Обычно - километрами, метрами, но уж, совсем, в крайнем случае - рублями.
На самом деле, вопросов очень много.
Литература, как творческие проявления человеческой культуры.
Литература - как зеркало современной культуры.
И так далее, и тому подобное.
А ответов - ещё больше.
Конечно, деление на читателей и писателей - весьма условно.
Кто-то творит в разговорном жанре, кто-то пишет стихи, кто-то смотрит футбол.
Но если разделить людей по принципу: - изливающие свои слова другим и впитывающие слова других, то получится одностороннее влияние первых на вторых.
И если принять, что Литература - это то, что написано и это находится между "изливающими" и "впитывающими".
То тогда получается, что влияние Литературы на Культуру - перекошенное, однобокое. Идёт фактический диктат.
Диктатура Литературы в Культуре.
Или абсолютная монархия. Нет даже государственной думы.
Нет. Неправильно.
Не Литературы.
Литераторов.
Хорошо. Давайте копнём культурный уровень наших любимых литераторов.
Ну, то есть, рассмотрим состояние культуры в Литературе.
Это очень просто.
Идём на несколько сайтов, где общаются литераторы. И читаем их полемику.
Вот, например.
Реплика:
Новые имена - моё имя "новое" тут.
Раньше не работал для русского читателя. Поэтому с интересом ждал обратной связи. Разочарован. Поместил свой роман, сначала первую часть, и вот недавно - вторую, на всех интернет библиотеках. Докладываю результат. 468 рецензий - из них только 9 по теме романа. Остальные о стиле, о количестве запятых, о манере повествования, и конечно обыкновенный флуд. Не страдаю тщеславием и довольно известен. Не стремлюсь к обогащению. Пишу о дружбе и любви, использую разноуровневые метафоры. Планировал написать третью часть. Теперь вот задумался. Может лучше написать очередной исторический "немецкий" роман? Для него точно аудитория есть.
Или поголовное отупение нации, или знаменитая русская культура - только миф. Во всяком случае - сейчас.
Много читаю современников. И что? По статистике вижу - читают авантюрную и "модную" жвачку. Конечно "на вкус и на цвет..."
Но как то обидно за Пушкина, Толстого и еже с ними.
Опять же издательства - штампуют рубли.
Как достучаться до души?
Что-то прогнило в великом государстве россейском.
Извините, если перегнул. Но как то жалко вас там стало.
Ответ на реплику:
> Но как то обидно за Пушкина, Толстого и еже с ними.
Короче - Пушкин, Толстой и ВЫ. Радуйся Россия, скоро придет "НОВОЕ ИМЯ" и возродит тебя!
А пока он тренируется у себя в поместье. Примерно так.
Сначала, кажется, раздался удар колокола, потом Том затрубил что-то бравурное, а Степанида ударила в барабан. И в то же самое время на аллее, идущей от дальних построек, появился чудный всадник в белых одеждах и на белом коне.
Пел саксофон, стучал барабан, пес у крыльца рвался с цепи и лаял Конь стремился вперед, грыз удила и мотал головой, всадник его сдерживал и приближался медленно, но неумолимо, как рок.
Как я уже сказал, он был весь в белом. Белая накидка, белый камзол, белые штаны, белые сапоги, белая борода, а на боку длинный меч в белых ножнах.
Я открыл окно настежь и высунул голову, чтобы лучше видеть и слышать. Пристально вглядевшись, я узнал во всаднике ВАС. Лицо его было одухотворенным и строгим.
Всем привет!
Ответная реплика:
А почему собственно и нет.
Не в смысле встать в один ряд.
А потому, что пытаюсь также что-то сказать.
Неужели лучше быть - "пес у крыльца рвался с цепи и лаял"
Да, лучше - не лучше, терминология не удачная.
Отвага нужна, да. Знания нужны, желание опять же.
Вы думаете что "Пушкин, Толстой и ВЫ" писали для того чтобы
"появился чудный всадник в белых одеждах и на белом коне"
Нет. Отнюдь.
Поэтому - в этом, благодарю за сравнение.
А что вы, не переживали за югославский народ, когда их бомбили американские вояки?
Вот и я, переживаю за вас, и за Пушкина с Толстым.
Вас там тоже "бомбят".
Денег вам уже пытались дать, обмануть - тоже делали попытки.
Я вот - иду таким путём.
Осуждайте.
Трепещите.
Только палки под ноги моему коню не бросайте.
Понимаете, мне в моём "поместье" в "яснейшей поляне" под Люксембургом, лучше анализируется и свободнее принимаются решения.
У вас же там - через одного, или агрессия, или смирение.
Поэтому и обидно.
Вам тоже удачи.
Ответ:
Вы здесь человек и в самом деле новый. Настолько новый, и настолько погруженный в самолюбование, что даже не дали себе труда проверить к кому, и с чем вы обращаетесь.
На сайте есть огромное число писателей живущих за пределами России. Здесь представлены практически все республики бывшего СССР и зарубежные страны: США, Израиль, ГЕРМАНИЯ (не считайте себя там единственным русскоговорящим писателем), Англия, Франция, Испания и другин. И все они с недоумением читают ваши посты. Но это так, к слову.
Мы и в самом деле никогда не делимся по странам проживания - мы объединены принадлежностью к русской дитературе.
Вы выбрали для своей деятельности не тот сайт. Здесь собираются творческие люди, духовный и культурный уровень которых очень высок. Здесь собрались люди, которым далеко не безразлично будущее России. Своим творчеством они помогают поднимать культуру России. Духовность народа складывается из духовности отдельных его представителей. И если судить по авторам сайта, то уровень российской и всей русской литературы во всем мире очень высок.
Я больше не буду с вами общаться, просто хотел объяснить всю неприглядность положения, в которое вы поставили себя. Вы мне больше не интересны.
Весьма интересно. Занимательно и познавательно. Забота о своём народе - императора в изгнании, и отстаивание своих прав - действующей властью.
Культурой жертвуют, когда идёт конфликт интересов. Культурой пренебрегают, когда заходит речь о защите собственного мнения.
И, такие литераторы - несут своё слово к людям?
Не будем судить обо всех - по двум. Но сама допустимость подобного - говорит о низком культурном уровне в среде литераторов.
Нужно, что-то в противовес. Позитив.
Например, комментарии к произведению о Русских офицерах, очень талантливых ребят, пишущих в манере - рифмованный текст. И не стихи, и не проза - симбиоз.
Вот это да!
Я не совсем понимаю поэзию. То от смысла отвлекает форма, то наоборот.
А ваши рифмованные тексты...
Я много размышлял об офицерской чести.
У меня есть друзья в Калининграде - настоящие морские офицеры.
Спасибо, что пишите об этом, так ярко и вдохновенно.
А почему не пробуете себя в прозе?
там тоже есть ритм.
И там больше простор для красок и оттенков.
Надеюсь прочесть про честь и в прозе.
И ответ авторов:
Относительно форм - не знаем.
Пишем как пишется.
Относительно чести - вопрос, который требует мужества.
Российская империя сумела веками культивировать служение Отчечеству.
Она формировала сословия - дворянство, казачество, крестьянство, духовенство.
И были "маяки" - офицерская честь, купеческое слово, ну и т.д.
Большевики все вначале порубали, и много людей уничтожили, дабы вытравить эти начала.
А потом сами начали это возрождать, иначе и им не выжить в России.
Возродить - непросто, но и уничтожить не сумели.
Сами - погибли.
Россия - велика, добра, беспощадна, и непонятна.
Но пока есть Россия - будет и весь мир.
Вот тут есть Культура.
И сразу виден ответ, на один из вопросов моего размышления.
Где речь идёт о чести, о Родине. И кто осмеливается об этом говорить. Тот не может иметь низкий уровень культуры.
Тот создаёт Культуру. Тот имеет право нести эту культуру к людям.
Не столько своими произведениями, как литератор, а своей душой, вложенной в творчество.
Духовные ценности.
И...
Кое-что ещё.
Это первый результат, и первые находки, на моей долгой дороге в познании Культуры.
Что же. Пойдём дальше.
Георгий Стенкин
Ноябрь 2006
По материалам романа-трилогии "Школа, как это было..."