Стенни: другие произведения.

В окопах Сталинграда и на подступах. Виктор Некрасов и другие

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние Истории на ПродаМане
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Виктор Некрасов, автор "В окопах Сталинграда" служил в том же полку, что и Василий Зайцев, знаменитый снайпер. Как оказалось так, что в его произведении ни разу не упоминаются снайперы. Никакие. Впечатления от книги.

  Кто-нибудь обращал внимание, что Виктор Некрасов, автор "В окопах Сталинграда" и Василий Зайцев воевали в одной дивизии (184) и даже в одном и том же полку (1047)?
  А зря.
  Небо и земля.
  Если у Некрасова боевые действия сводятся к двум незамысловатым описаниям
  1. бегу, бью кого-то в темноте, ночной бой самый сложный.
  2. сидим в блиндаже, пьем водку, весь месяц просидели на одном и том же месте.
  К тому же, Некрасов, по сути, в окопах бывал немного странно, по большей части в относительных тылах, на берегу, в инженерной роте.
  Как таковых уличных боев у него нет. Два раза ходил в атаку, один раз занимали первую линию траншей, когда он был вместо командира батальона, второй раз - по приказу капитана Абросимова атаковали баки.
  
  Повествование у Некрасова идет с точки зрения немного отстраненного наблюдателя, интеллигента.
  У Бондарева есть пара подходящих выражений, описывающих такую двоякую позицию: "женщины они всегда так, одной рукой гуль-гуль-гуль, другой - фу, ненавижу..." (высказывание Нечаева, Горячий снег) и Деев там же описывает ситуацию по телефону : "Держи оборону, как капризная девица оберегает свою девственность, кусайся, царапайся, а чтоб оборону держал".
  
  Большая часть повествования у Некрасова - это его мысли и воспоминания о мирной жизни.Или относительно мирного пребывания на войне. То отступали, то учились, то ходили по городу и готовили план подрыва завода, то ходил в штаб отчитываться и проверять как выполняют задания.
  Чисто фактографического материала мало. Так чтобы было понятно, где какие укрепления, как решали брать, как ходил в разведку, наблюдение, как пробирался в канализационной трубе или по оврагу. Все это описывается в воспоминаниях Василия Зайцева.
  По сравнению с произведениями Юрия Бондарева, язык простой, ближе к разговорной речи. Можно даже сказать, в духе Хэмингуэя.
  У Зайцева тоже язык незамысловат, но иногда неожиданно появляются такие лирические замечания, что диву даешься.
  Про нежные рассветы на Тихом океане, дедовы рассуждения про материализм, про шкуру козла и отсутствие святого "духа", а также поворотные моменты, когда у него, в отличие от Некрасова что-то преодолевалось в душе.
  Эпизод с намеренной опиской в документах, обещание отомстить за погибшего друга. Сам процесс принятия решения стать снайпером, желание принести бОльшую пользу, чем в нынешний момент, азарт, амбиции и упорное стремление к совершенствованию в том ли ином избранном деле.
  Чем интересен Василий Зайцев, так это своей более деятельной жизненной позицией.
  Если Некрасова все в устоявшемся течении будней устраивало, и было ему как-то, скажем прямо, до лампочки звание, повышение, а также и какие-то официальные лозунги, он просто выполнял свою работу. Не сказать чтобы проявлял дополнительно инициативу, да и интерес к окружающим его случайным соратникам, однополчанам несколько отстраненный, художественный какой-то, то у Зайцева энергия так и прет.
  
  В отличие от ровно-повествовательного однообразного тона Некрасова, язык Зайцева полон эмоциями, наступательным порывом. Отчасти присутствует налет "комсомольско-партийного" пафоса, но в искренность его порывов веришь и ими (порывами и пафосными заявлениями) проникаешься.
  
  Зайцев не просто интеллигентски поджав губы описывает все подряд, что вижу, то пою, а он намечает какую-то точку, побудительное событие, а затем разворачивает собственную мысль, намечает нить рассуждения, за которым следует какой-то однозначный вывод.
  Иногда его выражения категоричны, как рассуждения об отсутствии "души", иногда пафосно-патриотичны, но он не застыл в раз и навсегда застывшей позе городского интеллигента попавшего на войну и вспоминающего музыку Чайковского, труды Тотлебена и прочую атрибутику довоенной жизни.
  Мы видим живую мысль, видим глазами активного участника событий. Глаз охотника, как и глаз снайпера более цепок, конкретен, наблюдателен.
  В отличие от Некрасова, сибирский охотник не теряет головы ни в пехотной атаке, ни в позиционном бою. Он отмечает детали обстановки, свои действия и поступки окружающих.
  Он не воюет "слепо", в угаре всеобщей атаки. Все воюют, вся страна, и я тоже абстрактно воюю. Его война более тонка, разнообразна, более индивидуальна, и носит в какой-то мере более конкретный, личностный характер.
  
  В некотором смысле их поведение и образ мысли можно сопоставить со знаменитым эпизодом "прокачки" диверсанта Мищенко в повести "Момент истины" Владимира Богомолова.
  Простоватый с виду капитан Алехин молниеносно отмечает детали и прокручивает и отбрасывает в мозгу различные варианты, десятки ориентировочных словесных портретов.
  Некрасовский Керженцев - это более односложный, воспринимающий войну как бы только в одной прямолинейной плоскости, военный комендант Аникушин.
  
  Говоря о характере действий героя повести Некрасова вспоминается определение Маргарет Митчелл. "Эта порода людей чисто орнаментальная".
  Немного обидно за неточность названия, "В окопах Сталинграда".
  Дело в том, что лейтенант Керженцев по большей части сидит в блиндаже и пишет доклады, рисует схемы минных заграждений, отдает приказы. Активного производства делает минимум, в основном является связующим звеном между младшим комсоставом и вышестоящим начальством. Этакий военный чиновник.
  Читая выписку из наградного листа с одной стороны видим формулировку: "Товарищ Некрасов проявил большую инициативу в деле укрепления обороны на Мамаевом кургане. Под его руководством проводилось минирование полей и устройство инженерных сооружений в необычных условиях сближения переднего края с противником. Под его руководством был укреплен завод "Метиз", что обеспечило возможность отбивать самые упорные атаки противника. Товарищ Некрасов в совершенстве знает свое дело, являясь смелым, мужественным воином, руководит работой непосредственно на переднем крае. Делая дзоты и блиндажи на Мамаевом кургане, он превратил их в живучие огневые точки".
  
  Однако у Бондарева в "Горячем снеге" лейтенант Кузнецов, командир первого артиллерийского взвода "вгрызается в окаменевшую землю киркой".
  Между тем, инженер лейтенант Керженцев составляет схемы, которые воплощают другие, Фесенко, Валега, Тугаев и проч.
  Носят мешки со взрывчаткой, закапывают под каждую точку/опору.
  "Григорий Акимович (главный инженер ТЭЦ) щелкал переключателем", быстро находил и заматывал порывы цепи.
  "Саперы Лисогора принесли столько-то мин, стали ставить по дну оврага. Сапер в грязи, в дождь и т.д. и т.п. должен работать".
  А мне (инженеру) придется каждый день рисовать планы где и сколько мин поставили.
  Судя по тексту, Керженцеву пришлось 2 раза ходить в атаку и один раз отбиваться на высоте возле Мамаева кургана.
  В рукопашную схватку вступает один раз, и то, не соображая и не видя ничего, бьет автоматом своего же разведчика Чумака, приняв за немца. Стреляет из пулемета на высоте. Правда у его трофейного немецкого пулемета заело затвор, так что приходится принимать помощь Чумака.
  
  По сути дела, в окопах-то Керженцев сидел довольно-таки редко, в основном по блиндажам.
  В караул не ходил, посты не проверял, принимал и показывал построенную оборону.
  Так что считать эту повесть самым лучшим образцом литературы о войне и о войне в Сталинграде, как пишут на некоторых сайтах, я считаю некоторым преувеличением.
  
  С точки зрения глубины идей, психологического построения сюжета, полноты описания действий повесть сильно проигрывает произведениям Юрия Бондарева.
  Опять же в речевых оборотах, лексике, описаниях, языке уступает этому же автору, признанному мастеру пейзажной лирики.
  С точки зрения насыщенности действий, масштаба и детальности - "Момент истины" тоже выглядит более убедительной книгой.
  Если сравнивать с автобиографической и мемуарной лирикой, то повествование Василия Зайцева более энергичное, живое, подробное, фактологическое. Да и эмоционально насыщеннее, чем "Окопы"...
  Подкупает непритязательного читателя именно эта обывательская разговорная простота, наглядность и линейность происходящего.
  Все же Василий Зайцев в доказательство своих мыслей чересчур часто делает отступления, хронологические флэшбэки.
  
  Да и процесс рассуждения и размышления у боевого стрелка представлен более конкретно, наглядно, четко.
  Между тем, "Летом 1950 года Виктор Некрасов в качестве корреспондента "Литературной газеты" прилетает в Сталинград. Тогда он писал:
  "Перехожу через железнодорожную насыпь. За ней вторая. Этот участок надо было перебегать сломя голову - простреливался, проклятый, со всех сторон. Невольно посматриваешь на железнодорожный мост, из-под которого строчил пулемет. Взбираюсь на вторую насыпь. Вот тут... Нет, правее, метров на пятьдесят правее, мы рвали рельсы для перекрытия. А там, на завороте - ну да, под насыпью видны еще остатки сваленного поезда - сидел под вагонами Василий Зайцев и щелкал противника из своей снайперской винтовки".
  Немного странно пренебрежительное выражение, "щелкал из винтовки". Как будто семечки на завалинке или "сходить за угол".
  
  И опять же, ни у лейтенанта Кузнецова, ни у старшины Зайцева не было никакого личного ординарца.
  Но это уже совсем другая история.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк) А.Емельянов "Мир Карика 9. Скрытая сила"(ЛитРПГ) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Освоение Кхаринзы"(ЛитРПГ) С.Панченко "Warm"(Постапокалипсис) Е.Флат "В пламени льда"(Любовное фэнтези) В.Соколов "Мажор 3: Милосердие спецназа"(Боевик) Н.Александр "Контакт"(Научная фантастика) Н.Любимка "Алая печать"(Боевое фэнтези) А.Вильде "Эрион"(Постапокалипсис) А.Респов "Небытие Бессмертные"(Боевая фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"