Степанов Алексей Евгеньевич : другие произведения.

Шесть бесед с неофитом

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Шесть бесед с неофитом.

   История эта началась после одного телефонного разговора - звонил Дмитрий, коллега по одному из моих старых мест работы. Ушёл я оттуда давненько, но вот с Димой продолжал приятельствовать и иногда встречаться - поболтать о том, о сём. И вот он позвонил и предложил встретиться для важного разговора ....
  
  

Беседа первая.

   Конец сентября, суббота, небольшое кафе в центре города.
   - Дима, привет, сто лет не виделись!
   - Здравствуй Лёша! А ты всё не худеешь!
   - Ну, скажем, это у меня в планах. Что у тебя случилось-то?
   - Да вот, понадобился твой совет.
   - И на какую тему?
   - А вот послушай. В начале августа мы с женой, кстати, тебе привет от Марины, были в Финляндии, в отпуске, а у жены двоюродная сестра, Катя, замужем за финном, и мы, под конец отпуска, заехали к ним в гости. И тут её муж, Райно его зовут, предложил в выходные пойти с ними на яхте. Это был четверг, на следующий день Райно уехал на работу, а Катя повезла нас по магазинам закупать продукты, и ещё дрова и уголь на заправке купили, после чего мы поехали прямо в яхт-клуб, это где-то за Хельсинки, в сторону Турку. И представляешь, там у Райно настоящая парусная яхта!
   - А ты чего ожидал?
   - Ну, я думал, катер, с мотором - просто не знает как по-русски сказать - мы на смеси английского с русским общались, он по нашему, в общем говорит, но так, на бытовые темы, если что посложнее - то Кате переводить приходится. В общем, стоит настоящая парусная яхта, почти десять метров длинны, хоть и не новая, ей почти двадцать лет - я потом специально спросил - но выглядит как игрушка, высоченная мачта, каюта -даже две - или три, там такая маленькая ещё была, внутри кухня, туалет ...
   - Камбуз и гальюн.
   - Что?
   - Кухня называется камбуз, а туалет - гальюн. Но ты извини, я тебя перебил.
   - Ничего, так вот, выгрузили мы продукты, вещи, тут и Райно приехал - они работать очень рано начинают, а в пятницу ещё и раньше заканчивают, в общем, в четыре часа мы уже поплыли ...
   - Пошли. Опять перебил, извини, у меня уже рефлекс - но больше не буду.
   - Да нормально. Сначала мы плыли - то есть шли, конечно, между островов, узкими проходами, под мотором - у него там дизель ещё оказался, а потом начались тоже острова, но между ними такие широкие плёсы и море уже часто видно. Тут Райно с Катей поставили паруса, сами, мы с Мариной как зрители сидели, и мотор выключили. И вот тут, скажу я тебе, такой кайф начался! Я и не думал, что яхта под парусом так ходит! И ветер был вроде не сильный, а мы просто летим!
   - А ты не помнишь, откуда ветер дул?
   - Ну, вроде бы сбоку, нет точнее - сбоку, но чуть сзади.
   - Это крутой бакштаг называется, а если точно сбоку - то галфвинд, самые лучшие для яхты курсы.
   - Ну, вот так мы между островов и летели, часа три наверное, а потом свернули и зашли в такую небольшую бухту - тоже, кстати на острове, там такое место интересное - скала сразу в глубину уходит, так что мы на якорь встали и прямо носом к берегу причалили. Оказывается там место рядом оборудованное - очаг, решётка для барбекю, скамейки, стол, навес - и мусора совсем нет! Тут мы ночь и простояли - костёр жгли, мясо жарили, ну и выпивка естественно. На следующий день мы вышли часов в десять и у нас был длинный переход - даже два раза на ходу еду готовили - знаешь аппетит был просто зверский! Сначала шли вдоль островов, а потом ушли от них в море, иногда поворачивали - я сначала не очень понимал зачем, но потом вроде разобрался, что так надо, когда ветер спереди дует. И даже управлял, передний парус переносить научился, этой штукой, к которой второй парус крепиться по голове заработал, Райно сказал что она по английски так и называется - бом!
   - Ну, по-русски она не хуже называется - гик.
   - Слово гикнулся - это от него что ли? Марине всё тоже очень нравилось, а рулила она даже лучше меня - опять же, по словам Райно. К вечеру мы опять в очередную бухту пришли, но там уже поцивильнее - небольшой причал, несколько лодок и на берегу постройки. Оказалось здесь небольшая гостиница с коттеджами, есть маленький ресторанчик и можно сходить в баню. Баня естественно прямо на берегу - досадно только что веников не было. В общем, культурная программа только поле трёх ночи закончилась. Ну и в воскресенье - переход обратно, обедали опять на ходу, женщины постарались, а я управление осваивал, почти весь переход сам рулил, только когда острова часто пошли, и паруса убрали, Райно опять на руль встал. Ну, вечером ещё разок приход отметили, а утром нам и уезжать надо было - отпуск кончался. И вот понимаешь, с тех пор мы как отпуск начинаем вспоминать, так все разговоры на этот поход сворачивают, фотографии по десятому разу смотрим, одна у меня теперь даже на рабочем столе и дома и на работе, обсуждали как бы опять к Марининой сестре в гости напроситься - хотя и не удобно, нам ведь не просто в гости надо а на яхту. В общем, тут я про тебя и вспомнил - сколько ты мне про всё это рассказывал, вот и хочу спросить - у нас тут такое вообще бывает? А если бывает, то как в это вписаться можно?
   - Знаешь, Дима, если говорить совсем коротко, то да, бывает. И вписаться можно. Но вот что касается как это сделать на практике ... тут, по сравнению с той же Финляндией, есть нюанс... Как в том анекдоте... Пока начнём с общей информации - запиши мне свою почту, я тебе скину ссылки, во первых на соответствующую литературу в сети, во вторых на разные тематические ресурсы, ну и общалки - хотя бы на тот же форум КиЯ, на котором и сам сижу - там довольно много на тему с чего начать, как начать и т.п. Почитаешь литературу, посмотришь на лодки, послушаешь - в смысле опять же почитаешь, о чём люди говорят, а после можно будет уже и решить каким боком тебе ко всему этому делу подходить.
  
  

Беседа вторая.

   Начало ноября, буфет в пивном павильончике Речного я/к.
   - Привет, Дима. Ну как, поднабрал информации?
   - Знаешь, Лёша, я даже и не думал что тут так много всего и настолько разного. Я не столько информацию получал - пока не очень и понимаю чего читаю, хотя вроде основные термины освоил, а скорее пытаюсь какое-то общее впечатление получить - и вот пока учебники читаешь - Бонда там, или школу яхтенного рулевого, вроде всё логично, а как начинешь в каком-нибудь форуме хотя бы про ту же конструкцию лодок читать, так ум за разум заходит - что хорошо, что плохо, как правильно, как не правильно - ничего не понятно, причём, что характерно - что у нас, хоть бы на том же КК КиЯ где ты сидишь, что у них - я последнее время сейлинганархию усиленно читаю, тоже споры по любому вопросу. Кому верить - непонятно.
   - Верить надо знаниям и опыту. Знания надо получать, а опыта набираться.
   - Так что мне на курсы пойти? Или в школу записаться? Я уже прочитал, какие у нас в Питере есть, или в Турцию ехать?
   - Не спеши. Если хочешь моё мнение - все эти курсы и школы это такое место, где надо перерабатывать и осмысливать собственный опыт, тогда и толк будет, а без этого - ни закрепления материала не будет, ни нормального применения на практике. Вот хотя бы, что ты про конструкцию в учебниках читал, и что у тебя вопросы вызвало?
   - Да с подводной частью не очень понятно - киль такой киль сякой - длинный, короткий, или ещё вот: плавник - это киль? Ну и по рулю - тоже не очень понятно.
   - Кстати, очень показательные вопросы. Ты хоть и совсем чуть под парусом ходил - но всё же успел за что-то руками подержаться, верёвки подёргать, почувствовать - хоть бы тот же гик - головой. А подводную часть ты не видел, и дела с ней не имел, соответственно хоть ты теорию и читаешь, а в голове она укладываться не хочет. Ну, это не беда. Я тебе не даром встречу здесь назначил, пойдём, пройдёмся по клубу. Уже почти все лодки на берегу, сейчас посмотрим и кили и плавники и рули.
   .......
   - Спасибо Лёша, не скажу что с килями мне всё теперь ясно, но по крайней мере, вопросы теперь не "что это такое", а "почему это такое". И кстати, ты так и не сказал, что мне дальше делать, если в школу идти не надо.
   - А дальше через два месяца новый год будет, вы с женой куда ни будь ехать собирались?
   - Ну, говорили - про Финляндию - в Тахко там, на лыжах покататься, или в Вуокатти ...
   - Не стоит. Вот тебе ещё один мой совет - садись за компьютер, и начинай искать вакантное место на двух человек в чартере где ни будь по южным морям. Что такое чартер уже знаешь?
   - Да уж - на эту тему информации хватает, только вопрос, там ведь наверняка про опыт спрашивать будут?
   - Спрашивать то будут, конечно, и про опыт и про многое другое, но это скорее от желания людей узнать с кем они идут, чем произвести отбор. По своему опыту скажу, что люди, инициирующие такие предложения - т.е. предлагающие для удешевления поездки часть мест на сторону, обычно готовы к тому, что могут откликнуться новички - поэтому говори смело, что опыта никакого нет - это проблемой не станет.
   - А что может стать проблемой?
   - Проблемой может стать всё что угодно, но с низкой долей вероятности, грубо говоря, должно очень сильно не повезти. Так что впустую заморачиваться не будем. Хотя один момент я отмечу, очень советую заранее узнать предпочтения в еде. Зря смеешься. Я вот однажды не обратил на это внимания и оказался на неделю в компании с двумя вегетарианцами - да ещё и ортодоксальными. Уже на третий день настроение у всех было ниже плинтуса. Пришлось так делить продукты, что в результате ни у кого нормального питания не получилось. Опять же с готовкой проблемы. Так что не поленись, узнай. Про спиртное я не волнуюсь - тут ты такой же как я - можешь пить, а можешь не пить, и то и другое без дискомфорта. Кстати, очень полезное качество. Ну и психологически настройся, и сам и жене помоги.
   - А это что значит?
   - А это значит, Дима, что мы подошли к одному из ключевых моментов, которые и определяют, почему одни люди ходят под парусом, а другие нет. А может и к самому главному условию. Дело в том, что как ни крути, а комфорт даже в большой каюте дорогой яхты существенно уступает любому номеру недорогой гостиницы. А в яхте не очень большой так вообще... Но яхта - это не только то, что у неё внутри, главное в яхте - это то, что у неё снаружи - море, ветер, берега. У Слокама это очень хорошо выражено. Ещё не читал? Срочно начинай, в сети есть. А вообще, ты же читаешь на английском - обязательно купи оригинал, у Слокама кроме прочего ещё и язык удивительный. Ну так вот, почему то получается так, что одни люди видят яхту всю, целиком, вместе с морем, ветром, островами - а другие только маленький кусочек - тесную каюту, неудобный камбуз, низкий подволок. Соответственно одни зачастую готовы потратить последние деньги, и получить взамен целый мир, а другие... ну другие просто этого не понимают. Так что, главная причина, по которой я хочу, что бы вы с Мариной сходили на новый год покататься - это удостоверится в том, что вы действительно видите яхту так как надо. Кстати, о последней рубашке. Пойдём, я сейчас тебя в один интересный магазин отведу, "Фордевинд-регата" называется, литературу тебе кой-какую купим, заодно и посмотришь, где теперь деньги тратить будешь.
  

Беседа третья.

   Середина апреля, буфет в пивном павильончике Речного я/к.
   - Фотографии хорошие, а вот видео не очень.
   - Да это Марина крупными планами увлеклась, сама потом, когда посмотрела, недовольна была. А вообще, Лёша, она тебя поблагодарить просила - если бы не ты, поехали б мы четвёртый раз подряд на лыжах кататься - а тут!
   - Значит понравилось?
   - Не то слово! И компания оказалась на редкость хорошая, совершенно друг друга не напрягали. Единственное - дорога конечно, особенно обратно после отвальной - честно скажу тяжко было.
   - Ну так дорогой - Сейшелы не ближний свет. Что делать дальше собираешься - есть мысли?
   - Ты знаешь, кое-какие есть. Мне ребята, москвичи, с которыми мы на новый год ходили, рассказали про очень хорошую школу в Турции, они сами там учились. Теорию можно учить дома, а туда приезжаешь на неделю сдавать практику, дают международные права, можно потом самому арендовать яхту.
   - Тоже выход. Только вот что, Дима, я тебе скажу: хоть и редко мы с тобой встречаемся, но знаю я тебя уже давно - и характер твой, и привычки, в общем твой модус вивенди вкупе с модус операнди я представляю. Да и о жене твоей, хоть я и видел Марину всего пару раз, ещё когда вместе работали, но по твоим рассказам представление вполне составил. И вот скажи мне - только сразу не отвечай подумай, вспомни - вот вы неделю прожили на яхте - кстати, сколько там длинна была?
   - Сорок два фута.
   - Ну вот, сорок вторая. А год выпуска не знаешь?
   - Знаю, два года яхте.
   - Ну вот, ходил ты на лодке которая в полтора раза больше и в десять раз новее чем у твоего Райно, а теперь скажи где тебе комфортнее было?
   - Ты знаешь Лёша, а ведь действительно, вот я начинаю вспоминать - так у Райно какой то особый уют чувствовался, казалось бы мелочи - коврики, занавески, посуда - но всё какое-то очень удобное, ко всему очень быстро привыкаешь, и всё как-то по особому ухоженное, это особенно Марине понравилось, в общем, хоть и говорил ты что на яхте надо удовольствие получать не от того что внутри, а от того, что снаружи - видишь, я запомнил! - но вот действительно, на чартерной яхте вроде всё и хорошо, но как-то обезличенно, вот неделю мы там были, а такого домашнего ощущения как после первой же ночёвки на яхте у Райно так и не возникло. Хотя может я просто, из-за недостатка опыта, не могу правильно сравнить?
   - Нет, Дима, я ж тебя не о самой лодке спрашивал, а о твоих ощущениях - и тут твой маленький опыт скорее в плюс - привычка не выработалась, глаз незамылился. И ответ твой я ожидал. Дело в том, что когда долго ходишь на одной лодке, и не просто ходишь, а имеешь возможность преобразовать её в соответствии со своими понятиями о красоте, порядке, уюте, комфорте, надёжности, то на лодке возникает совершенно уникальный эмоциональный фон, сравнить который можно разве что с построенным своими руками домом, причём построенным не так как смоглось - а так как хотелось, воплотив все свои мечты. И это, кстати, не только моё мнение. Вот, например, приходилось тебе видеть чтобы человек плакал продавая автомобиль? А с лодками - частенько бывает. Резонанс какой-то получается, чем больше ты в лодку вкладываешь - я не о деньгах, хотя и от них многое зависит - тем больше она тебе отдаёт. На чартерных лодках этого не узнаешь, не поймёшь и не почувствуешь. Ты понял к чему я всё это?
   - Да понял. Я уж давно привык к твоим заходам из-за угла. В общем, Турция отменяется. А что взамен?
   - А взамен - вот что, складывай нотик, и давай-ка прогуляемся, тут минуты две ходу.
   ......
   - Вот это Лазер, в классическом варианте, а вот это тоже лазер, но уже модель Bahia, уютная лодочка, правда? А вот опять лазер, но уже SB3, ничего себе такая машина, с адреналинчиком полетать. А вот это что за лодка, узнал? В книжках должен был обязательно встретить!
   - Узнал. Дракон это.
   - Правильно. Вот на всём этом вы с женой и будете ходить эту навигацию. Идём, я тебя с директором этого хозяйства познакомлю. Его Олег Николаевич зовут.
  

Беседа четвёртая.

   Начало сентября, главный резолит Речного я/к.
   - Привет! Я уж тебя заждался!
   - Извини, Лёша, с воды только - погода, сам видишь прекрасная, решили ещё пару стартов откатать.
   - А что, сейчас какая-то регата? Не знал.
   - Да нет, это тут у нас свои внутренние разборки, выясняем кто круче.
   - И на чём?
   - Ну, сегодня на SB3, а так по разному бывает. Жаль, что Маринка сегодня не смогла - ты б видел как она на трапеции работает - просто цирк! Она ж и в школе и в институте гимнастикой занималась, кмс-ом была, теперь пригодилось.
   - Действительно жаль. Ладно, надеюсь, ещё увидимся. А на чём ещё ходишь?
   - Да как ты и говорил - на всём. Начинали с Мариной на Bahia, потом на Лучах пробовали, но тут, правда, неувязка вышла - Марина очень заводная, и если я её обгонял, обижалась и дома не разговаривала, так что пришлось опять в один экипаж соединяться. Когда складывается так, что третий есть - то на SB3. Или вот я сам, как сегодня, третьим к кому ни будь иду. На драконе походили - очень своеобразная лодка, особенно после швертботов. Да! Главное! Я же тут в "муммах" серию отгонялся! Баковым!
   - В "муммах"! Ну, всё! Уже жаргон попёр! Пропал парень! Дальше-то что делать думаешь?
   - Да вроде есть варианты. На опен в команду зовут, на мумме, на котором гонялся, опять же, есть вакансии. Но слушай! Ты что, подкалываешь? Я ж вижу, ты опять что-то приготовил.
   - Правильно. Приготовил. Но ты теперь уже не полный чайник, может сам чего решил?
   - Знаешь, Лёша, пока, всё что ты предлагал, срабатывало на пять с плюсом. Так что, давай и дальше попробуем.
   - Хорошо. Во-первых, это курсы - они сейчас, осенью начнутся, совместные ГИМСа и парусного союза, а во-вторых - полезай в интернет и смотри там регаты для любителей в средиземке. Наши, российские, они на чартерных лодках проводятся. И в Эгейском море, весной, и в Адриатике - в октябре. Хорошо бы конечно на обе, но если не получится, то выбери одну из них, договаривайся, и поезжайте. И, кстати, вот тебе ещё совет - когда будут решаться вопросы распределения по экипажам, и организаторы будут опрашивать насчёт навыков, ты не говори, что эта навигация у тебя первая. Скажи, что имеешь три-четыре года гоночного опыта, ну хоть бы на четвертях, или минитонниках. Объясню почему. Всю эту навигацию с тобой работали очень хорошие тренеры - Кирилл, Катя, да вот на драконе вы с кем выходили?
   - С самим Олегом Николаевичем. А на трапеции Марину Сергей Модестович учил работать.
   - Ты даже не понимаешь, как вам с Мариной повезло и какого это уровня школа. На самом деле, тебе уже есть что реализовывать, но если ты будешь позиционировать себя как новичка, то такой возможности может и не представится - встречают, знаешь ли, по одёжке, пока разберутся кто на самом деле чего стоит - регата закончиться успеет. Так что не смущайся, морду кирпичом, побольше жаргона - ты, я вижу, уже освоил - и вперёд. В капитаны, понятное дело, не рвись, да по первому разу незнакомого человека никто и не поставит, но, по крайней мере, тебя должны воспринимать как человека к которому стоит прислушиваться. Ну, в общем, думаю, разберёшься. Ну, как откатаешь - звони.
  

Беседа пятая.

   Конец мая, суббота, небольшое кафе в центре города.
   - И как средиземка? Всё таки получилось на обе сходить?
   - Да, вот две недели назад только прилетели из Греции. И ты знаешь, и в Адриатике, и в Эгейском - это конечно был очень интересный опыт, но, вот что я понял - всё таки такие тусовки - это не моё. Да и жена тоже так думает. Мы даже на разные мероприятия не очень то ходили, оставались на лодке, все уйдут, тишина, покой - хорошо!
   - Вот! Это пожалуй самое главное, зачем ты туда ездил. Как говорит один мой друг - хочешь узнать что твоё - отпусти всё и твоё останется с тобой. Ну а в плане знаний как?
   - И здесь, Лёша, ты прав оказался. Даже в Адриатике мне нашлось чем заняться. Вот вроде опытные там ребята были, а тем не менее в тонкой настройке парусов очень мало кто соображает. Грота-шкотом и фалами в зависимости от силы ветра почти не работают, мачту не гнут, на стаксель, чтоб он нормально работал мне пришлось барберы сделать. Ну я тоже не гуру - но уж чему научили, тому научили. Ну а в Эгейском я уже и в навигации соображал - как раз сразу после курсов, очень хорошая практика получилась. И вообще, Лёша, вот что касается курсов, тут ты угадал просто замечательно, эти регаты так здорово на них наложились, практика на теорию - или наоборот? - в общем усвоение материала практически сто процентов.
   - Это, Дима, цыганки гадают, а я действую по заранее разработанному и обдуманному плану. Теория, как ты знаешь, суха. Вот и пришлось её размочить в средиземной водичке. Да, а Марина как?
   - Да довольна, я ж тебе говорил она азартная - а тут хоть и наполовину покатушечные, а всё же гонки. Кстати, она ведь тоже со мной вместе курсы закончила, только экзамены сдавать не стала, говорит, нам в семье одних прав хватит.
   - Ну и прекрасно. Теперь к текущему моменту. Навигация, считай, началась, и мы переходим к очередному этапу - начинаем выбирать вам яхту.
   - Ого! Так вот сразу!
   - Знаешь, Дим, как говорил классик - вчера было рано, завтра будет поздно.
   - И как мы её будем выбирать?
   - По объективным показателям. Хотя это и не просто. Слышал такое выражение - чтобы задать правильный вопрос надо знать половину ответа? А вот чтобы задаться вопросом о том какая яхта нужна, надо знать не половину ответа, а ответ целиком. Объясню на нескольких примерах. Пример первый. Есть один товарищ, очень весёлый и компанейский человек, ходил три года в экипаже большой яхты, модель СОЛ55 называется, кстати, вроде в клубе есть такая, можешь посмотреть, здоровая бандура. Решил собственной лодкой обзавестись, естественно более скромного размера, не больше девяти метров, но вот хотелось ему с большой каютой - друзей пригласить, посиделки устроить, и ведь нашёл такую, рубка-бак чуть ли не до самой кормы, здоровенный салон, и маленький такой кокпит. Вот пригласил он друзей, человек шесть вроде, и пошли - тут же выяснилось что в кокпите больше двух-трёх человек не помещается, иначе просто румпель не переложить, ладно - остальные на палубе расположились, благо большая. Ветерок дует - и не сильный вроде но волнишку развёл, собственно ерунда - полметра, не больше, однако кренит и на палубу заливает, а она гладкая, народ с неё побежал - в каюту естественно, больше некуда. Через десять минут они там все позеленели - пришлось ему назад ворочать. Он потом сильно расстроенный был, и яхта главное неплохая - сделана неплохо, ходит хорошо, салон опять же. Только на экипаж не больше трёх человек рассчитана - зато на троих там просто дворец. Вывод - в силу несколько однобокого опыта, задача была поставлена неверно, хотелось ему чтобы на маленькой лодке было как на большой, а так не бывает. Второй пример - собирательный. Таких случаев я не пять и даже не десять знаю. Вот попадает человек на лодку, и лодка не плохая, и экипаж хороший, и человек востребован, походы - гонки, учат его, вот уже сам рулит, и вахтой командует - и ты, но вот наблюдается в нём некоторая странность, Дима, даже не поверишь у скольких людей происходит этакий импринтинг - они психологически закрепощаются, вот на этой лодке я могу, умею, знаю - а как там на остальных - бог весть. А иногда и ещё хуже - только открыл глаза, увидел - большое, белое, пятьдесят футов - бац и всё, импринтинг в чистом виде. С такими людьми и общаться становится тяжело - уж очень они любят доказывать, что другие лодки хуже, а их лучше. Причём сами же подобные дискуссии и провоцируют.
   - Постой, но ты же сам мне говорил о психологической привязанности к лодке, эмоциональном фоне, и говорил что это хорошо, разве не так?
   - Говорил. Но я говорил о случаях, когда человек делает осознанный выбор, помнишь, я ещё дом упоминал, который по своему проекту строишь? Ключевое слово здесь - проект. Т.е. осмыслена и конструкция и дизайн и технология и ресурсы. Только такое у новичков редко когда встретишь, всё больше по принципу нравиться - не нравится. Хочешь аналогию - вот, представь, что выходит, скажем, девушка замуж, и думает, ах какой хороший у меня жених, как я его люблю, а то, что он на эту рыбалку с друзьями постоянно ездит - это ерунда, я его быстренько перевоспитаю, пусть только женится. Как думаешь, чем такой брак кончится? Так и тут, этого можно и не осознавать, но может быть в лодке зашита такая "рыбалка", что-то не твоё, ведь для кого-то и трое уже толпа, а кому-то меньше пятерых скучно, да и мало ли остального, кому гонки - кому туризм, кому скорость - кому комфорт, в общем долго перечислять можно. Простой пример - спрашивают у не очень опытного человека, вам какую лодку, быстроходную? Конечно!- говорит он, ну а ты сам на мумме видел как достаётся эта быстроходность и что к ней прилагается. Да вот возьмём и тебя, что ли.
   - Не надо меня!
   - Надо, Дима, надо! Вот представь, что полтора года назад, прокатились вы с Райно по морю, и сделал он тебе жутко интересное предложение по бизнесу. Переехал ты с женой в Финляндию, и поселился неподалёку от ваших родственников. И начали вы с Райно каждые выходные на его яхте ходить - как думаешь, насколько велики шансы, что через год, максимум два ты бы купил такую же? Правильно, сто процентов. И что же, можно ли это назвать выбором?
   - Лёша, ты мне совсем мозги запудрил. Я уже понял, что объективный выбор - это то чего я сам про себя точно не знаю - как, где, когда, с кем и куда я хотел бы ходить. И какие параметры у лодки должны этим самым как, где, когда, с кем, куда - объективно соответствовать, чего я, кстати, не знаю и могу только угадывать. И если всё угадаю - то будет мне счастье.
   - Молодец, ответ засчитан. А совсем правильный ответ здесь такой - надо исключить эти самые "не знаю" - другое дело, что, для того чтобы без угадываний, на это иногда лет десять, а то и больше требуется. Собственно, вот здесь, я и вступаю в игру по настоящему.
   - И как это будет выглядеть?
   - Очень просто. Давайте-ка, приезжайте недельки через две ко мне на Ладогу. С расчётом на четыре-пять дней. Как соберётесь - позвони, я скажу чего купить.
  

Беседа шестая.

   Вторая половина июня. Ладога. Залив Лехмалахти и далее.
   - Так, Дима, теперь поворачивай прямо к пляжу, Марина, подними немного перья, чтоб в воде по полметра осталось, хорошо!, ну всё, теперь рули прямо в берег, шверты я уже выбрал, все отходим на самую корму и-и-и-и вот оно! Стоим! Стаксель закрутить, команде сходить на берег.
   ........
   - Я, Дима, неслучайно для первой ночёвки выбрал именно этот пляжик, хотя и справа и слева полно скальных лбов к которым могли стать как к пирсу. Хотел наглядно проиллюстрировать один момент, который очень часто остаётся за кадром, а он важен. Я имею в виду сообщение с берегом. О! Кстати тост образовался - ну давай ещё по одной - за сообщение с берегом! Ух! Так вот, в условиях когда на акватории отсутствуют оборудованные гавани и места для швартовки, осадка лодки оборачивается ещё одной неприятной стороной - даже полтора метра вполне достаточно чтобы существенно ограничить выбор возможных мест стоянки. И главное неудобство, на мой взгляд, как ни странно приходится именно на долю небольших, семейных, лодок - длинной метров до девяти. На большем размере уже, как правило, есть штатное место для тузика, нет, и за семью метрами его тоже можно таскать, но .... Чем меньше лодка тем большую часть её хода он будет съедать, а учитывая что у небольших лодок скорость и так невелика ..., в общем понимаешь.
   - А на палубе?
   - А на палубу он тоже влезает с большим трудом, съедает место, которого на такой лодке и так немного, и опять же сопротивление - на этот раз воздушное - опять же обратно пропорционально размерам лодки. А теперь смотри на нас - хоп и стоим носом метр на берегу, и это учитывая, что под кормой у нас едва полметра. И кстати - смотри, вот Марина прыгает от костра на лодку и обратно уже десятый раз, вот предлагал я вам на камбузе, на газу, ужин готовить - но вам романтики захотелось, но это тоже к делу относится - стояли бы мы на якоре, хотя бы и метрах в тридцати-сорока, на тузике так туда-сюда уже не поносишься. И чтобы подытожить, скажу ещё, что есть такая вещь как устья речек и ручьёв. Это здесь, на севере Ладоги, не тут так там и найдёшь скальную стеночку в укромном месте, а например, на восточном берегу - если в какую-никакую речушку или протоку через бар не пролез, то считай совсем без стоянки остался, лучше тогда туда и не соваться, берега там отмелые, не дай Бог навальный шторм - волна идёт, просто стенки какие-то вертикальные. Вывод из всего этого такой - минимальная осадка прирезает тебе большой кусок акватории и возможностей, взамен же, лёгкая лодка - а только на ней такая осадка и возможна, требует более ответственного подхода. В общем, подумай до завтра, насколько для тебя важно пользоваться всеми возможностями акватории. И пошли к костру - вон, у Марины готово всё уже.
   .......
   - Ну и всё, мыс прошли, нам теперь этим галсом часа два пилить. Марина, давай теперь ты на руль садись, а мы с Димкой на сетке поваляемся. Кстати, Дим, насчёт моего вопроса подумал?
   - И подумал, и с Мариной поговорил. Знаешь, мы даже когда раньше выезжали на природу, всегда старались найти какие-нибудь укромные и уютные места, полянка там какая-нибудь, среди кустов, ручей, которого не видно, и пожалуй, что возможность и по воде ходить в таком же стиле - это да, действительно критично.
   - Кто б спорил. Я и сам такой же. Ещё один момент - вот сегодняшняя ночёвка, по сравнению с другими вашими ночёвками на лодках, хоть бы и в той же Греции, отличия есть?
   - Отличий много, но я понимаю, о чём ты говоришь. Да Лёшь, изолированный корпус - это просто здорово, особенно Марина довольна, нам-то мужикам всё равно, а она у меня девушка деликатная, и её эти коллективные ночёвки хоть и немножко, но всё же напрягали. А тут собственное изолированное пространство, чувствуешь себя гораздо свободней. И знаешь, гораздо легче привыкаешь к лодке, вот только сутки прошли, а мы у же в том корпусе, в котором ты нас поселил как дома.
   - А это неоднократно отмеченный психологами факт - отсутствие чужих на какой-то территории и её контроль как раз и создаёт тот самый домашний уют, когда только и можно по настоящему расслабится и отдохнуть. Да, насчёт расслабиться - сегодня встанем рядом с Путсари, там ребята баню делают, я утром созванивался. Попробуете туристкой романтики. Но, смотри - ветерок-то, зашёл. Давай-ка геннакер поставим.
   ........
   - Подьём! Подьём! Ну, и до скольки вы вчера просидели? Я в два часа засыпал, ещё слышно было, как вы у костра песни пели.
   - Ну, пол четвёртого вроде закончили, а чего подьём то, Лёшь? Может ещё поспим?
   - Ага, в бане парились? Шашлыки ели? Вино пили? Теперь будем отрабатывать. Ребята хотели на Путсари сходить, скит посмотреть, причём лагерь здесь останется, а тут как раз в мордотык задуло, а у них, сам видишь, ял десятка. Путсари вот он, рядом, но на яле они до вечера туда лавироваться будут, а так мы их быстренько под мотором отвезём, за одно и сами к скиту сходим.
   - И что, все идут? Их же четырнадцать человек! И нас ещё трое!
   - Ха! Сейчас сам всё увидишь. Кстати, сколько вас на сорокафутовике народу было?
   - Восемь, и знаешь, было тесновато.
   .......
   - Так, газ на моторе в три четверти, смотри, даём семь узлов, на пятнадцати силах, и это гружёные. Ну, как с теснотой?
   - Да знаешь, как-то все распределились, что и не тесно, я даже пересчитал, думал, кого забыли.
   - Я тоже пересчитал. Все здесь. И это подводит нас ещё к одному моменту. По большей части человеку нужна лодка для семейного экипажа, или даже для того чтобы одному ходить. Но знаешь, у каждого бывают в жизни ситуации, когда хочется чтобы рядом было побольше народу. Ну, самый простой пример - праздники - день рождения там, или хочется кому-то оригинальный подарок сделать, да или просто сослуживцев на пикник вывезти. Как ты оцениваешь такую ситуацию?
   - Как очень вероятную. Вот, знаешь, Лёша, у нас с института остались с одногрупниками очень дружеские отношения - мы раза два-три в год регулярно встречаемся, ну и естественно стараемся чтобы как-то поинтересней было, боулинг там, лыжи, на пляж, в волейбол поиграть. Как мы с Мариной парусами занялись, так я не раз думал, как бы всех на воду вывезти. Но как прикинул, что меньше десяти - двенадцати нас не собирается, так и отказался от идеи - где ж я пятидесятифутовую лодку возьму. А вот сейчас смотрю, как нас здесь на восьми метрах семнадцать человек сидит, и кажется мне, что с двенадцатью вообще проблем не будет.
   - Правильно кажется. Но, возвращаясь к моему вопросу, такую вместительность ты считаешь для лодки необходимой?
   - Да, считаю. Просто я раньше не знал, что такое возможно. Но если возможно, надо это обязательно иметь и использовать.
   - Вот и правильно. Кстати смотри, сейчас близко к Путсари пойдём, бери фотик, гляди, какие здесь обрывы!
   .......
   - Нет, Дима, носовой ещё на метр вперёд пронеси, там кольцо, видишь? Вот, за него и вяжи. Кранцы на месте, ну вот собственно и всё. Давайте последний раз чайку попьём, и можно собирать вещи. В город ещё до сумерек успеете. Марина, чайничек поставишь? Спасибо! Ну что Дим, пять дней на принятие решения хватило? Или ещё подумать надо?
   - Хватило. Мы весь вчерашний вечер с Мариной дискутировали - старались придумать ситуацию где твоему катамарану была бы сравнимая альтернатива. Так ничего и не придумали.
   - Вот. Кстати, как ни странно, я в своё время, тоже ни до какой альтернативы не додумался. Марина с решением согласна?
   - Полностью.
   - Тогда не будем оттягивать. В понедельник встречаемся, и едем на верфь, к Андрею Михайловичу. Будем делать заказ, у нас сейчас идеальная ситуация - можно без спешки заказать комплектацию, подыскать мотор, в общем это здорово, что спешить не нужно. А пока у меня здесь попрактикуетесь. И про другие яхты тоже не забывай, будет возможность на парусную неделю сходить - иди обязательно. А! Вот и чай готов! Ну, мы сегодня за рулём - давай чайком! За новую лодку! И её экипаж!
  
   А.С.
   26.12.08
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   разные ему показывали - и наконец он выбрал.
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"