Что можно назвать самым ценным в условиях современного мира, привычной нам цивилизации? Уверен, каждый, немного подумав, найдёт для себя ответ на этот несложный, в общем-то, вопрос. Но вряд ли ответы будут одинаковы у всех...
По принципу оценки нас всех можно разделить на два психотипа: тех, для кого "ценность" - это то, чего у него отчаянно не хватает, и тех, для кого это понятие означает как раз то, чем человек обладает в данный момент в изобилии. Первый тип - это вечно ищущие, добывающие, затевающие что-то, движущиеся, активные и гиперактивные индивидуумы. Их можно назвать "охотниками". Они вкладывают в добывание своих "ценностей" такое количество энергии, что оно само по себе начинает эту ценность перевешивать! Но всё, добытое с таким трудом, "охотники" легко могут... раздать на подарки, прогулять в кабаке, и даже просто отказаться от этого! Видимо, в силу того, что их активное начало подсказывает им: найду ещё!
Тип второй, пассивный - "скотовод" или "крестьянин". Эти люди не гоняются за журавлями в небе, но и синица, пусть даже в руке, для них - не ценность. Им курицу подавай, или корову. И они приложат все доступные им усилия для того, чтобы их "скот" никуда никогда не делся - не отойдут они от него ни на шаг! И уж делиться своим богатством просто так с кем-то для них - всё равно, что сойти с ума. Моё! А всё, что "в лесу бегает и в небесах летает", они могут даже и не видеть, и не воспринимать - для них это ценностью не является ни с какого бока. Для них характерно как раз пассивное поведение, пребывание на одном месте и подгребание под себя всего, что само подползает.
Как ни странно, но если перенести своё внимание с ценностей сугубо материальных на ценности нематериальные, то мы увидим ту же самую картину: охотники и скотоводы. Первые лихорадочно пишут и жгут свои рукописи, даже забывают о том, что когда-то написали или создали, вторые становятся искусствоведами, собирателями заметок на полях, издателями, присвающими себе права на не ими написанное или не ими изобретённое... Такое происходит и в литературе, и в искусстве вообще, и в науке, и во всех наших областях жизни! Мы не замечаем этого, мы привыкли к этому, но в нашей цивилизации произошло удивительнейшее явление: нематериальные ценности стали товаром! Другими словами, стихи в нашем мире приравнены к сосискам, хотя имеют совершенно другую природу.
Такое положение вещей окончательно оформилось и закрепилось в первой четверти-половине девятнадцатого века, и стало нам привычно именно с тех пор. Это было время завершающегося натурального хозяйства и ремесленничества и перехода к индустриальному обществу. И тогда же появились первые "художественные индустрии" типа постановки на поток популярных романов Дюма с привлечением им же, основоположником литературного наёмного труда, литературных рабов на свою первую в мире "фабрику грёз". Что из этого получилось - мы видим сегодня во всей красе. Голливуды, Майкрософты, фентези, дамские романы и детективы на потоке... И, как вершина апофеоза захвата "скотоводами" нематериальной сферы нашего существования - реклама, реклама, реклама... "Охотники" же в данных условиях обречены - им нет места в данной ценностной системе координат. Скорее всего, им необходимо создавать свою систему, в которой главным станет не присвоение прибыли и бесконечное накопление уже имеющегося, а свободный обмен добытым и взаимодарение. Но, чтобы такая система смогла существовать, процент "скотоводов" в обществе должен быть минимальным - иначе пассивный в плане охоты куркуль подгребёт под себя всё то, что окажется рядом, закуклится и свернёт вокруг себя простанственно-временной континииум.
Человеческая цивилизация сейчас находится в интересном положении. Прогресс привел к тому, что эпоху индустрии мы уже практически перемахнули, войдя в эпоху технологий. Она ещё не успела как следует развиться и оформиться, как начала перерастать в следующую ступень эволюции, информационную. И сегодня уже неизвестно, что превалирует в нашем сознании, как главная ценность: технологии или информация! Хлеб - чугун - пластик (умение) - байты (знания)... И всё это - за каких-то двести пятьдесят лет! Причём с таким ускорением!
Так или иначе, мы уже вышли из того периода, когда главными общечеловеческими ценностями считались ценности сугубо материальные (хотя необходимость кушать никто ещё не отменял). Возможно ли в новой, грядущей вскоре эпохе, смена доминирования описанных мной психотипов? Давайте попробуем рассмотреть этот вопрос. Ведь, если это произойдёт, такая смена доминирования будет означать не что иное, как прекращение в конце концов этого извечного зла - эксплуатации человека человеком!
Я считаю, что вслед за фазой, когда для нас наиболее ценным становится информация, наступит фаза, когда главной ценностью станут чувства, эмоции. И если уж их научатся продавать, покупать, патентовать и приватизировать - то я уже не знаю, достойно ли человечество бытия вообще!
О том, что именно такая фаза впереди, мне подсказывает не избыток эмоций вокруг меня, а как раз их недостаток. Сейчас, чтобы быть успешным, человек не должен эмоционировать на роботе, чтобы благополучно добраться до рабочего места и до дома, он не должен "ловить ворон" (эмоционировать отн. окр. мира) по дороге. И дома эмоции ни к чему - мы все так устаём...
Иногда может показаться, что на работе (особенно если работа в корпоративной фирме) эмоций завались, причём эмоций хороших, добрых... Вон как все улыбаются, здороваются и т.п.! Но - эмоции ли это? Нет. Сегодня это - лишь маски "кип смайл", уничтожающие саму душу работника, заставляющие его деградировать до состояния биоробота, приваренного намертво к своему компьютеру или швабре. Эмоции - настоящие, живые, естественные эмоции! - сегодня нам просто необходимы, как воздух! Значит, именно они скоро должны стать самой главной ценностью этого мира. Но "скотоводы", захватившие этот мир, неспособны их генерировать, ибо для них эмоции - то же, что журавли в небе, что дичь в лесу... Просто дичь и чушь - они к эмоциям невосприимчивы. Значит, в наступающей фазе "скотоводы" обречены?
Вот, вкратце, основные тезисы той мысли, что родилась в моей голове этим утром.