Что в наше время может быть проще фотографии? Достал телефон, навёл и сделал. Всё, момент жизни запечатлён, а при желании - мгновенно распространён по всему миру. Между делом, мимоходом.
А ведь когда-то было всё не так. Для наших прадедушек и прабабушек сделать фотопортрет было целым событием, а сами фотографии бережно хранились как семейное достояние.
Сама по себе простенькая фотография воспринималась тогда как некое чудо, даже в достаточно цивилизованном обществе. А что говорить о племенах диких, не знакомых с техникой? Кое-где белого человека с фотокамерой могли и просто убить - многие туземцы верили в то, что фотограф ворует у них души. И боялись его даже больше, чем человека с ружьём.
Тем не менее, сам принцип получения изображения классически-фотографически известен людям ни много, ни мало, как примерно две с половиной тысячи лет. Ещё в те времена, когда не было ни фотоэмульсий, ни линз для объективов, древние египтяне, греки и римляне уже знали, как получить перевёрнутую проекцию изображения предметов и людей. Маленькое отверстие в стене, в ставнях окна или двери выполняло роль линзы, создавая изображение на противоположной стене помещения.
Этот называется принципом камеры-обскуры, и первые наблюдатели, случайно открывшие этот эффект, воспринимали его как некое божественное чудо. Более того: камера-обскура позволяет получать не просто изображение - а изображение движущееся, как кино. Вот и получается, как ни странно это звучит, что кино появилось даже раньше фото. Строители пирамид уже вовсю бегали в киношку, когда жрецы решали им прокрутить очередной ролик, в то время, когда по земле ещё ходили мамонты, а Британия была не островом, а частью материковой Европы.
Более детально и точно камеру-обскуру описал в Х веке нашей эры араб-учёный Альгазен, который на научной основе изучал свойства и поведение света. Впрочем, в то время и несколько позже уже находились люди, которые применяли камеру-обскуру не для теоретических исследований, а для практического применения. Например, для создания картин с натуры. Всё, что нужно было сделать художнику - взять и обвести контуры рисунка, чтобы потом раскрасить.
Видимо, такая работа и может считаться первой в мире фотографией, которая выполнялась вручную.
1525 г., приспособление для черчения и переноса пропорций предметов на рисунок.
1525 г., приспособление для черчения и переноса пропорций предметов на рисунок.
Через 200 лет после появления этого рисунка впервые было сделано открытие, которое уже позволяло создавать настоящие, привычные нам фотографии. В 1725 году немец и профессор Иоганн Гейнрих Шульце разобрался с поведением некоей смеси, созданной им из мела, серебра и азотной кислоты. Оказалось, что она меняет свой цвет под воздействием света. Он даже провёл опыты, в которых ему удалось получить чёткое изображение букв-трафаретов, но дальше этого шага он не продвинулся.
Не хватило профессору соображения объединить открытое им свойство вещества с камерой-обскурой. Случись это тогда - и мы сегодня могли бы рассматривать фотографии Ломоносова, Анны Иоанновны и других известных людей той эпохи. А может быть, у нас были бы и фото репортажа взятия Бастилии и казни Людовика XXVI...
А тем временем камеры-обскуры развивались и эволюционировали. На рисунке ниже вы видите уже не примитивную дырку в стене тёмной комнаты, а практически фотоаппарат - но без фотопластинки, которую заменяет лист бумаги и художник.
В общем, другим учёным умам потребовалось ещё 100 лет, прежде чем они поняли, как всерьёз можно объединить химию и оптику. В 1822 году француз Ньепс создал-таки первое закреплённое изображение при помощи камеры-обскуры. К сожалению, оно не сохранилось, а он, как и Шульце, не придал своей работе того значения, которое оно имело. Первое его фото, всё-таки дошедшее до наших дней, он сосворил только через четыре года, в 1826 г. Это вид из окна на крыши, с весьма низким качеством изображения. Впрочем, качества от ранних работ Ньепса ожидать сложно, ведь в качестве рабочего вещества для создания снимка он использовал... асфальт, намазанный на оловянную пластинку!
В общем, хотя этот снимок и можно считать удачным, но такая технология не выдерживала никакой критики: за время экспозиции таких же картинок, причём лучшего качества, можно было нарисовать от руки с десяток.
Через 9 лет, в 1833 некий Эркюль Флоренс, франко-бразильский изобретатель, создал свою разновидность фотографии. Но и он отнёсся к своему изобретению настолько равнодушно, что ни запатентовал его, ни сохранил свои работы.
И только ещё через 6 лет, в 1839 году другой француз, Дагер, сделал-таки первое настоящее фото. Правда, его нельзя было копировать. Но Дагер его всё-таки догадался запатентовать и объявить миру о своём достижении. Фото, сделанные по его технологии, стали называть дагеротипами.
Ну, и тут всех прорвало - началась эпоха фотографии. В том же году англичанин Уильям Генри Фокс Тальбот придумал способ, как делать негатив, который потом можно тиражировать до бесконечности.
Если честно, на этой первой удачной фотографии, сделанной Тальботом, и смотреть-то не на что. Тем не менее, именно она и дала старт всей технологии фото наших дней. И уже в следующем, 1840 году, появились первые настоящие фотографии, не только неподвижных объектов, но и живых людей.
Ну, а сегодня фотография - это наше всё. Сколько в мире сегодня их есть - никто точно не знает, но известно, что каждую секунду их количество возрастает на 180 штук.
Растёт не только количество фотографий, но и их качество. А качество фототехники наших дней всё больше приближается к совершенству. Впрочем, как знать: может быть, уже на нашем веку мы начнём воспринимать современную нам технику как воспринимаем сейчас древнюю камеру-обскуру...
Читать на Табула Раса 24.ру