При использовании материала в других источниках ссылка на первоисточник обязательна!
ВСТУПЛЕНИЕ
Это книга для тех, кто её может понять. В данном случае, понять - значит, принять. А принять - значит, рассмотреть беспристрастно, без эмоций.
Если вы способны это сделать, не напрягаясь - значит, Эволюция к вам не станет применять свою карательную высшую меру. Какова она - скорее всего, нормальному человеку понятно без объяснений.
Мы - то есть те представители человеческого рода, которые способны создавать и принимать как должно подобные послания ко ВСЕМ, исповедуем сегодня принцип Табула Раса: мы готовим себя к переходному состоянию мира. Белый лист, чистая доска. На которой будет писаться дальнейшая история человечества. Другим языком, по другим законам, руками тех, кто готов её писать уже сегодня.
Но писать сегодня негде. Доска заполнена старыми и древними расчётами и записями, давно утратившими свою актуальность и потерявшими смысл. Новые формулы и выводы для человечества, очень простые и ясные, уже не могут поместиться на этой доске: старые вводные, уравнения и теоремы, давшие в конце концов простые, изящные решения, не позволяют вписать эти решения на эту доску.
К сожалению, размер доски, ещё сто или двести лет назад казавшейся почти бесконечной, оказался ограничен размерами нашей планеты. Сегодня на ней уже тесно и людям, и законам, и технологиям всех видов. Технологиям индустриальным, социальным, политическим, аграрным, цифровым. Тесно всем.
Хуже всего, что стало тесно человеческому сознанию. Которое стремительно и катастрофически разделяется на два совершенно разных типа восприятия и способа решения проблем: простое и сложное. При этом такие типы сознания можно уверенно назвать сознанием меньшинства и сознанием большинства. К сожалению, именно большинство тяготеет к сложностям, обусловленным традиционным подходом к решению проблем, постепенно сложившимся среди людей за последние десять тысяч лет.
С того времени, как закончилась последняя ледниковая эпоха и до наших дней, такие методики были вполне приемлемы и даже во многом обоснованы. Во многих случаях они давали единственно возможные варианты решений для конкретных исторических обстоятельств. К тому же и пространство Земли, и её ресурсы, казались тогда неисчерпаемыми - да что казались, они таковыми и являлись!
А могущество и техническо-энергетическая мощь человека разумного, как вида, были в достаточной степени незначительны, чтобы совершать непоправимые ошибки. Даже неудачный эксперимент в завоевании окружающего мира человечеством оставался всего лишь неудачным экспериментом, и не более того, а никак не концом света.
Эту грань человечество перешагнуло 6 августа 1945 года. Сначала - в военно-техническом, энергетически-силовом аспекте, а затем оказалось - и в экологическом, и в социальном, и в биологическом, и в информационных аспектах тоже. Сегодня мы пришли к тому уровню, когда самоуничтожение человечества может вызвать даже культурное или религиозное противостояние.
К сожалению, противостояний становится всё больше, и они становятся всё разнообразнее. К сожалению, старые методы разрешения противоречий всё меньше их разрешают и лишь больше усугубляют. К сожалению, большинство людей Земли продолжает мыслить теми же категориями, какими мыслили их предки. К ещё большему сожалению, именно большинство сейчас всегда право - в силу тех же, катастрофически устаревших и вредных привычек мышления МАСС.
Планета находится во власти именно МАССОВОГО сознания. Которое складывалось в течение десятков тысяч лет. Именно оно двигало освоение планеты, прогресс, историю. Популизм, как приём манипуляции этим массовым, а фактически - стадным сознанием, был главным приёмом для жрецов, вождей, королей, президентов всю нашу историю. Но сегодня и массовое сознание, и популизм себя исчерпали полностью: всё освоено и поделено, на Земле больше нет свободных территорий, куда могут двигаться целые народы в поисках более лучшей жизни. Земли обетованные закончились. И даже силовой захват одним государством территории другого даст ему не цветущие сады, а радиоактивную пустыню - и на чужой, и на своей собственной территории.
Но именно сегодня популизм и массовое сознание, исчерпавшие себя до конца, обосновались на командных высотах человечества как никогда более прочно. Именно в наше время завершилась эпоха гениев, дававших идеи массам и вождям масс для развития. Именно сейчас гениев перестали слышать окончательно и перестали даже воспринимать, если их идеи не укладываются в среднестатистические, привычные и уютные для обывателя представления.
Наступила Эпоха Обывателя. Эра Хомяков-Хапиенсов, ещё недавно казавшейся Эрой Хомо Сапиенсов.
Главным способом мышления ОБРАЗОВАННЫХ МАСС сегодня является Бездумие.
Мы куда-то не туда заехали.
Мышление масс
Массовое мышление не подразумевает мышления как такового. Даже если каждый представитель этой массы является индивидуумом с четырьмя высшими образованиями.
Массовое мышление подразумевает реакцию, в первую очередь - эстетически-эмоциональную, на раздражитель. Плохо или хорошо. Красиво или уродливо. То, что по общепринятым в социуме нормам красиво - хорошо. То, что уродливо - плохо.
При этом под понятие "красиво" подпадает всё привычное, загруженное в подкорку на уровне рефлексов. И всё, что оказывается с этим связанным - ранее или в настоящий момент. Это вызывает приятные эмоции у обывателя.
Есть и то, что точно так же загружено в наше сознание с пометкой "отвратительно". Сами понимаете, это не вызовет у обывателя приятных эмоций. Это вызовет или страх, или агрессию.
Как ни странно, незнакомые образы или понятия человек подсознательно относит к той же категории - уродства. Всё, что нам незнакомо, поначалу вызывает страх, и лишь потом - любопытство. Это характерно и для человека разумного, и для низших животных, вплоть до насекомых. Это инстинкт.
Современное человеческое массовое сознание смогло в некотором роде обойти этот инстинкт по отношению человека к незнакомому явлению, понятию, картинке, вкусу и так далее. Испытав первоначальный и естественный испуг к чему-то непривычному, но убедившись, что оно не принесёт ему немедленного вреда, современный обыватель так и не проявляет к этому новому столь же естественного, инстинктивного, интереса, не исследует это. От слова совсем. Что делает его менее выживательным по законам природы рядом с даже более примитивными кошками и собаками, к примеру. Или с насекомыми.
Современный человек отказывается изучать новое в своей собственной окружающей среде, которую он сам создал. Кроме тех случаев, когда интерес к чему-то новому вдруг становится массовым по какой-то причине. Тогда включается другой инстинкт, стадный: все побежали - и я побежал! Всем это нужно - нужно и мне!
В условиях информационного общества, в которых сейчас проживает человечество, управление этими инстинктами осуществляется очень просто: реклама или антиреклама. Или отсутствие оной вообще. Результат всем известен: отключается индивидуальное мышление, включается мышление штампами на основе эстетики. Место собственных, личных, индивидуальных расчётов занимает простая эмоциональная реакция. Вне зависимости от коэффициента интеллекта человека.
Может показаться, что такое управление человеческим стадом очень эффективно для его пастухов, заказывающих рекламу, антирекламу, или молчание для стада. Можно подумать, что хорошие, разумные и добрые пастухи приведут таким образом стадо послушных, и к тому же образованных особей к райской жизни, в которой всем будет хорошо.
Но мы видим, что этого не происходит. Происходит обратное. Жизнь становится хуже.
Человек, обретая индустриальное, энергетическое, информационное могущество, получает всё меньшую долю от производимых им благ. У него остаётся всё меньше времени для себя. Его жизнь с каждым днём подвергается всё большему количеству опасностей и неудобств. Он видит всё меньше понимания и симпатии со стороны окружающих. И так далее. Вплоть до того, что даже его тело перестаёт иногда принадлежать ему самому.
Почему-то путь к сочным пажитям превращается всё больше в каменистую тропу в пустыне. А сами пажити и сады оказываются лишь вечным миражом на расстоянии вытянутой руки. Хотя пастухи стараются изо всех сил вести народ туда, куда он хочет...
Именно в этом и заключается дьявольский парадокс массового сознания демократического (или псевдодемократического, на самом деле), современного общества. Те единицы, которые берутся за создание счастья для всех, сами оказываются в плену того инструмента, с помощью которого пытаются добиться поставленной задачи: в плену популизма, основанного на массовой эстетике.
Чтобы добиться понимания и послушного движения МАСС в нужную для "прогресса" сторону, этим пастухам самим приходится переходить на мышление общепринятыми образами. Иначе их не поймут, иначе их не поддержат, иначе за ними не пойдут. А законы популизма, законы стада диктуют одно: послаще, полегче, посытнее. Хорошо там, где халявно. Хорошо там, где не надо напрягаться.
В нашем мире почти никому уже и не надо напрягаться, по крайней мере, физически. Нет нужды и напрягать даже мозг: все сложные расчёты за вас сегодня могут сделать и микроволновка с холодильником. Нет нужды напрягать даже свою ответственность: массы законов регламентируют вашу жизнь и поступки, вплоть до входа в метро или перехода дороги.
И вот здесь, победив все законы природы в нашей ноосфере, мы сталкиваемся с законом эволюции, который гласит: отсутствие усилий ведёт к деградации и вырождению. И отдельного организма, и целого вида. Так же неизбежно, как и непреодолимый форс-мажор.
Сильные мира сего, управляющие массами и миром, не могут оторваться от этого мира и масс. Они должны быть такими же, как и то, чем управляют: только в этом случае управление будет эффективным.
Но они управляют в сегодняшнем человеческом мире ВЫРОЖДЕНИЕМ этого мира, которое наступило сразу же вслед за всемогуществом человека.
И потому они тоже вырождаются. В первую очередь - в аспекте сознания. Они сами перестают мыслить независимо, превращаясь незаметно для себя из пастухов в заурядных баранов. Эпоха настоящих диктаторов закончилась в ХХ веке. В XXI веке настоящих диктаторов быть не может: исчезли условия для их существования.
Наступила эпоха заурядных самодуров-обывателей, ничем, кроме власти и богатства, не отличающихся от тех обывателей, которыми им приходится командовать.
Если слепой поведёт слепого, то оба попадут под трамвай.
Как погибают популяции хомяков
Рассматривая тип сознания обывателя, начинаешь понимать: оно основано на расчётах лишь сиюминутной выгоды, лишь для себя лично или своего ближайшего окружения. Минимум мышления, максимум знания. Минимум приложения сил, максимум полученных благ. Минимум ответственности, максимум власти. Минимум потраченного на работу времени, максимум отдыха. Нажми на кнопку - получишь результат.
Все эти расчёты, на основе которых действует обыватель, не являются его личными расчётами: он пользуется одноразовыми шаблонами, приёмами "как все". Гарантией будущего успеха действий для него является лишь то обстоятельство, что "это делают все". Если все это делают - значит, действие априори успешно. Несмотря даже на то обстоятельство, что зачастую сам процесс, в который втягивается обыватель, ещё нигде, ни у кого и никогда не был доведён до конца, то есть его конечный результат неизвестен.
На самом деле чаще всего результат таких действий оказывается обратным ожиданию. Взятые кредиты не приводят к процветанию, а загоняют в пожизненную кабалу. Широко рекламируемые товары или услуги далеко не столь чудесны, и не дарят ожидаемого счастья их владельцу. Вкладываемые минимумы то и дело оборачиваются максимумами, а ожидаемые в результате максимумы превращаются в потерю своих последних запасов того, чем хотел разжиться дополнительно на халяву.
Мир для обывателя после таких попыток "приподняться" оказывается набит под завязку аферистами и нечестными людьми, которые поимели с него свою выгоду, элементарно, тупо, нагло обманув. Поимев. Развод лохов.
Но обыватель не останавливается на достигнутом: он продолжает верить тем, кто его обманывал и обманывает, он с буквально патологическим упорством снова и снова наступает на те же самые грабли. Повинуясь не собственным выводам, а неким социальным инстинктам, заложенным природой ещё у наших далёких предков.
Согласно теории эволюции, у человека и грызунов есть общий предок, и в социальных инстинктах и нас, и всяких мышек очень много общего - что уже не раз подтверждалось научными экспериментами.
Обывателей часто называют хомяками. Это прозвище возникло не только в силу того, что для хомячка очень важна своя норка и набитые защёчные мешки. На самом деле, уютный домик и полная кладовая - далеко не главные показатели для обывателя. Эти показатели желательны и для тех, кто обывателем не является ни с какого бока.
Хомяк - животное мелкое, безобидное. Он вроде бы сам по себе, индивидуалист, как и наш с вами обыватель. Но, если почитать Брема и других натуралистов, то окажется, что с хомяками далеко не всё так просто.
Северные хомяки - лемминги, чрезмерно размножившись на какой-то территории, могут внезапно, всей популяцией разом (а это иногда более миллиона особей!), вдруг сорваться с места и пуститься в миграцию. До сих пор натуралистам неизвестно, кто ими командует: у всей популяции хомячков-леммингов как бы и нет пастуха. Они просто в один час, словно и не сговариваясь, вдруг вылезают из своих уютных норок, в которых ещё достаточно запасов, и отправляются... куда? Они не знают. Они просто движутся все разом в одном направлении. Миллионы серовато-коричневато-белых спинок тундровых хомячков, перебирающих лапками, бегущих, обгоняющих друг друга, спешащих туда, где, как они считают, хорошо. Туда, где их нет.
Ибо там, где они есть - всё оказывается плохо. Плохо, по их мнению, настолько, что они бросаются в реку и тонут, или прыгают со скал, разбиваясь насмерть, когда им на пути встречаются такие препятствия. Их не останавливает даже риск гибели.
Отдельный лемминг, когда он сам по себе, никогда не будет заниматься самоубийством. Он, когда индивидуален, очень разумен и обстоятелен. Но, становясь частью массы подобных ему, вливаясь в общий поток, этот милый грызун утрачивает всё, что можно назвать разумностью хомяка. Вот так.
Леммингов, когда они размножаются чрезмерно, уничтожает инстинкт. Именно инстинкт отключает в какой-то момент у них и чувство индивидуализма, и всяческое понятие осторожности и самосохранения. Главное побуждение, которое движет в такие моменты массового суицида популяции каждым её членом: я - как все. Все побежали - и я побежал! И, повторюсь, это происходит даже без вождей, вожаков, без каких-либо приказов "сверху". Этот тотальный суицид остановить невозможно...
Но, если бы так было всегда, и если бы описанная картина самоуничтожения хомяков была бы абсолютной для всех, то лемминги как вид давно бы исчезли. Однако, они не исчезают. Даже после таких массовых исходов на тех пространствах, откуда ушли погибать лемминги, остаются их сородичи.
Видимо, это те зверьки, которые исповедуют принцип "хорошо там, где я есть". Они не поддаются массовым инстинктам - и потому остаются живы, наследуя оставленные им МАССАМИ угодья с готовыми норками и запасами.
Другими словами - эти лемминги не хомяки. Они мыслят СВОЕЙ головой, не подчиняясь странному социальному инстинкту, требующему суицида популяции во имя её выживания.
В отличие не только от своих сородичей, но и от многих считающих себя разумными людей.
Вселенная 25
Это пример инстинктивного социального поведения в живой природе. Между прочим, пример во многом мистический: натуралисты-лемминологи уже не первое десятилетие спорят о том, есть ли на самом деле такие миграции тундровых хомяков, или же это - вымысел?
Тем не менее, существуют специально поставленные и дотошно проведённые эксперименты с мышами и крысами, моделирующие человеческое общество нашего времени.
Один из них - проведённый ещё в 1960-е гг., в США эксперимент с кодовым названием "Вселенная 25". О нём уже упоминалось на нашем сайте, для тех, у кого нет времени перечитывать полностью, расскажу вкратце здесь о сути дела.
Социальные инстинкты, как показал этот эксперимент, способны управлять не только отдельными особями в их социуме, и не только поведением одного поколения популяции. Эти инстинкты довольно точно и сурово диктуют живым существам, как себя вести в обществе, не только в зависимости от условий существования в данный момент, но и с учётом порядка текущего поколения в данных условиях относительно точки отсчёта.
Эти социнстинкты ориентировали поведение подопытных мышей сообразно и плотности заселения территории, и их "уровню жизни". Природа инстинкта оказалась гораздо менее милостива к мышкам, чем люди-экспериментаторы. Популяция, которой дали абсолютно всё для полного мышиного счастья, уничтожила сама себя через несколько поколений, выродившись буквально на глазах учёных. И это несмотря на то, что жизненного пространства для подопытных мышей ещё оставалось более чем достаточно.
Более того: даже в тот момент, когда СОЦИАЛЬНОЕ вырождение зверьков освободило ещё большее пространство для жизни и развития, а снабжение едой, водой и прочими благами продолжалось в том же объёме - деградация и вырождение популяции не прекратились. Мыши вымерли все, несмотря на то, что больных особей среди них не было.
"Вселенная-25" наглядно показала, что обществу мышей присущи те же самые пороки и наклонности, которые возникают в нашем, человеческом обществе, когда оно решает основные свои проблемы. Именно те проблемы, о которых сегодня так много говорим мы, и которые в уже далёкие от нас 60-е гг. ХХ в. только-только "наклёвывались".
Это и геронтократия, при которой молодым и прогрессивным сородичам не находится места в обществе, и они остаются за бортом. Это и массовые отклонения в сексуальном поведении - от асексуальности и выключения материнского/отцовского инстинкта до самых разнообразных перверсий. Это и потеря всяческого интереса к жизни у всех представителей социума.
Утопия и райская жизнь для мышек обернулись тихим автогеноцидом через несколько поколений. Примечательно, что условия существования грызунов в этом эксперименте, по замыслу авторов или случайно, были максимально приближены к модели урбанистического рая для человека, к образу нашей городской жизни.
Мышей, которые в данном эксперименте смогли бы, подобно тундровым леммингам, уклониться от участия в массовой деградации, не нашлось. Скорее всего - в силу именно "городского" образа жизни всей популяции. Сугубо городского, это была модель города-тюрьмы с идеальным снабжением, поселения, из которого нельзя было сбежать и от которого нельзя было отстраниться.
Возникает вопрос: а ели бы экспериментатор предоставил бы мышам возможность "побега из рая" - были бы побеги оттуда, где нет необходимости прилагать усилия для выживания? И какова была бы судьба потомков тех, кто ДОБРОВОЛЬНО поменял сытое существование на лишения и приключения?
Впрочем, такие мыши нашлись бы, будьте уверены. Вы и сами это знаете: клетки, в которых мы держим любую живность в любых условиях, в том числе и в идеальных, мы всегда запираем. И далеко не всегда сбежавший питомец возвращается назад, даже если после побега он попадает в условия, гораздо худшие, чем в клетке.
Даже среди животных и насекомых постоянно находятся такие, для которых интерес к неизведанному (что тоже является инстинктом!) оказывается сильнее, чем любовь к набитым брюшкам и мягким подушкам. Среди представителей любого рода и вида всегда есть такие, не подчиняющиеся МАССОВЫМ инстинктам. Или выбирающих инстинкт побега из Эдема.
Массы, читая об этом эксперименте, не желают коррелировать его результаты с той картиной своей собственной жизни, своего непосредственного окружения, которое видят сами. "Люди - не мыши!" - вот главный аргумент, приводимый обывателем, который не желает задумываться над тем, что видит: ибо это НЕКРАСИВО. Это вызывает страх за себя при размышлении. Значит, размышлять не надо. Значит, надо отрицать и отвергать рассмотрение вопроса. Спрятаться в норку.
Более мышиного аргумента придумать невозможно.
Кстати: эта интереснейшая тема - эксперимент "Вселенная 25", имеющая прямое и непосредственное отношение к текущим и ближайшим событиям в жизни всего человечества, очень ясно и точно подсказывающая каждому, в чём проблема нынешних проблем и где искать их решение для КАЖДОГО ЛИЧНО - является одной из наиболее читаемых и... наименее обсуждаемых тем в Интернете в целом. Что уже само по себе говорит об уровне сознания читающих масс.
О покорности инстинктам
Говоря о мышах и леммингах, о хомяках и устрицах, очень просто и естественно рассуждать об инстинктах, как об основной движущей силе в их поведении и судьбе популяций и вида. Гораздо сложнее это делать, говоря о себе самом, как о человеке.
Мы привыкли к мысли, что наша жизнь управляема исключительно нашим разумом, в крайнем случае - чьим-то разумом, если мы вдруг оказываемся лишены свободы или тяжело больны. Случаи, когда мы признаём, что сделали что-то инстинктивно, в нашей жизни неимоверно редки, чуть чаще (как мы считаем), мы делаем что-то рефлекторно. Но человек потому и Человек, и Царь Природы, и Хозяин Планеты - и протчая, и протчая, и протчая! - в собственных глазах, что он, по своему мнению, не подчиняется инстинктам.
Однако, так ли безошибочны наши выводы о самих себе? Насколько хорошо мы себя знаем? Как мы осознаём, как мы мыслим, почему принимаем те или иные решения, как мы видим и воспринимаем этот мир в целом? Насколько очевидно то, что нам кажется очевидным в нас самих? И какую роль, если коснуться темы, поднятой в этих главах, играют в нашем поведении и в принимаемых нами решениях, в нашем отношении к чему-то те самые, пресловутые, инстинкты? От инстинктов элементарных, вроде самосохранения и размножения, до инстинктов сложнейших, социальных?
Одни из них появились ещё на заре жизни, им уже миллиарды лет. Другие возникли в процессе её развития и усложнения, у них возраст меньше - миллионы и сотни тысяч. Но, тем не менее, они записаны не в наших телефонных органайзерах и не в месседжах в Одноклассниках. Они записаны в наших генах, хромосомах.
Довольно глупо считать, что генетические программные команды, составляющие неотъемлемую часть нас самих, не имеют над нами никакой власти, правда? Мы можем считать эти команды собственными решениями - да так, в общем-то, и делаем. Желание родить ребёнка обосновываем "необходимостью продолжения рода", например. Или - желанием "быть как все". Желание оказаться наверху служебной лестницы - необходимостью более высокой зарплаты или "осознанием своей исключительной роли как руководителя". Хотя зачастую видно, что руководитель, попадающий наверх, чаще всего более чем хреновый. И сам это прекрасно знает.
Им движет, на самом деле, лишь социальный инстинкт, а не вычисления, рассуждения или другого рода организованная работа разума. Тот же самый социальный инстинкт, который движет обезьянами. А разум такой человек использует лишь для обоснования и маскировки своих истинных побуждений. Между тем, окружающие этого успешного карьериста подчинённые, спокойно признают его ум, образование, опыт и ещё чёрт знает, что - признают, что он сидит в своём кресле заслуженно. Будь он хоть начальник ЖЭКа, хоть Президент. Хотя всем им видно - никакой он не начальник, а дурак, попавший наверх по блату или хитростью. Ничем по своему уму и организаторским способностям не отличающийся от неандертальца... а может быть, даже и не дотягивающий до него. Шариков, одним словом.
И это признание несуществующих заслуг и качеств у "вожака на верхней ветке", дорогие мои сородичи - тоже, ни что иное, как наши социальные инстинкты! Почитайте о поведении высших приматов в стае. Или о поведении волков. Вы увидите знакомую до боли картину.
Что позволяет Шариковым уверенно держаться наверху служебно-командной лестницы, когда реальных данных для того, чтобы занимать эту "ветку пальмы первенства" у них нет? Разум, который они применяют сплошь для неправильных решений? Нет, господа мои хорошие - инстинкт. Именно инстинкт даёт ему уверенность в себе там, где он ничего не может и не умеет - и чем дальше, тем больше.
Что позволяет вам, как подчинённому, терпеть самодурство и убийственные для работы решения Шариковых, не протестуя и не посылая их куда подальше всем коллективом? Думаете, разум? По уму-разуму он, как вожак и начальник, уже давно бы полы подметал, метлой командуя. Вами командует тот же самый социальный инстинкт стайного или стадного рода.
Но вы разумно рассуждаете: а что я могу поделать? Так ведь везде... Тем самым прикрывая работу своего инстинкта работой разума для себя самих. Маскируя инстинкты.
Чем дальше в глубь веков мы посмотрим, тем более обоснованным окажется нахождение Шариковых на верхушках пальм. Тогда, действительно, от вожака требовалось минимум размышлений и максимум наглости и агрессии - в том числе и к своим подчинённым. И максимум хитрости, минимум честности. Это позволяло обойти конкурентов в джунглях и выручить всю стаю, отхватив кормовую территорию, на которой бананов хватит всем своим. И эти бананы вожак сам сожрать не мог. Любой член стаи тогда мечтал о наглом, грозном, сильном, горластом и хитром обезьянине, который обеспечит племя за чей-то счёт.
Во времена пещер, рабовладения, феодальных и других войн эти требования продолжали иметь смысл, ибо отдельный человек в целом продолжал оставаться слабым и не очень-то эффективным существом, не способным в одиночку гарантированно выжить в этом мире.
Нынче от начальника требуются совсем другие качества. И мы все это знаем. Мир за последние десятилетия изменился коренным образом. А наши социальные инстинкты не успевают за нашим прогрессом. Налицо - противоречие, которое с каждым годом, а в последнее время уже с каждым месяцем становится всё более явным, отчётливым. Наши инстинкты заставляют нас быть не на своём месте. А наш разум по привычке подчиняется им. Ибо нет ничего страшнее для живого существа, чем нарушить законы инстинкта.
Я уж не говорю о других наших аспектах поведения. Если рассмотреть нашу жизнь подробно и беспристрастно, то станет ясно: мы все подчиняемся инстинктам.
А свою разумность и образование используем для маскировки истинных намерений и побуждений, всего лишь - и не более того. Разум для мимикрии.
Человек - животное, научившееся притворяться разумным среди себе подобных.
Между прочим, это не так уж мало и не так уж плохо. Хотя и обидно.
Примеры инстинктивного мышления
Казалось бы, никакого выхода из сложившейся ситуации не видно. Его нет, раз наши инстинкты так сильны, что не позволяют нам их видеть и осознавать, что заставляют наш разум работать на них, таких сильных и прописанных в генетических законах наших хромосом?
Действительно, это так. И будет так, пока... Пока вы не прочитаете то, что написано в главах выше. А если уже прочитали - то оно уже не так.
Инстинкт - скрытая от нашего разума сила. И вся сила его - в скрытости. В том, что мы не осознаём даже его существование. В том, что отказываемся в него верить и знать о нём. Вся сила инстинкта любого рода - в слабости нашего знания о нём и о самих себе. Это очень просто.
Научитесь видеть и определять точно моменты, когда вами командуют инстинкты и когда вы им подчиняетесь - и они потеряют свою власть над вами. Осознайте их - и вы подчините их себе. Я не говорю об изживании или уничтожении инстинктов, нет. В этом нет никакой необходимости. Они, каковы бы ни были, есть ни что иное, как продукт эволюции, созданный ею для выживания вас - и как отдельного живого существа, и как целого вида. Их много, невообразимо много, этих инстинктов, в том числе и таких, о которых наши самые продвинутые учёные пока даже и не подозревают. И каждый из них, и все они вместе, полезны.
Но эта польза была когда-то безусловной, необсуждаемой и неоспоримой для большинства. Чем больше человек зависит от условий дикой, природной, естественной окружающей среды, тем более полезны для него инстинкты, тем меньше существует необходимости их осознавать. В естественной среде, знаете ли, рассуждать зачастую некогда - там надо действовать чаще всего, не раздумывая. Как и на войне.
Время для раздумий у человека появилось тогда, когда он сменил природу на ноосферу. Отгородился от джунглей и ледников стенами дома-убежища. Сократил периоды голода и опасности, окружил себя комфортом. И продолжил своё развитие, свою эволюцию уже в качественно новом окружении.
С момента, когда количество комфорта перешло в качество жизни, и началась настоящая история человека, как Человека Разумного, начался Прогресс. Который ускоряется по мере его развития.
Прогресс и слепое следование инстинктам несовместимы. Чем дальше мы продвигаемся по пути Прогресса, тем более вредным становится для него и для нас самих безусловное подчинение инстинкту. Человек должен научиться управлять этими командами, которые управляют им.
Первый шаг на этом пути - осознание, понимание, видение. Умение увидеть и отделить. Мух от котлет, вишенку от шерри, инстинкт от разума. И понять вовремя, что же в данный конкретный момент нужнее и приоритетнее: первое или второе. Что использовать?
Жизнь ежедневно подкидывает городским жителям моменты, в которых они могут начать учиться действовать осознанно, а не инстинктивно. Замечаем ли мы такие моменты или пропускаем мимо сознания - зависит уже от нас.
Приведу небольшой пример с транспортом. Остановка, люди ждут пригородный автобус. Холодно, мороз. Автобуса нет, опаздывает. Люди мёрзнут и нервничают. Наконец, автобус подходит. В автобусе 36 сидячих мест, на остановке человек 20-15. Что происходит, когда открываются двери?
Давка происходит. Все начинают ломиться с локтями и матами, а то и с криками "Вы тут не стояли!". Куда спешим, граждане? Что заставляет вас стремиться занять сидячие места, на которые никто не покушается и которых на всех хватает с запасом? У вас что, по две-три задницы у каждого?
Со стороны это кажется безумием. В толпе пассажиров такое поведение воспринимается нормально. Сесть любой ценой, попасть в автобус, который так долго ждали. Однако, товарищи...
Вы ждали его полчаса. Вы знали, что он приходит пустым. Вы знали, сколько в нём мест, вы знали и видели, сколько вас тут. Вы все умеете считать. Но - действуете, как животные. Инстинктивно.
Тем не менее, в любой такой толпе-очереди всегда находятся один-два, иногда (хотя и редко) больше граждан, которые спокойно ОТХОДЯТ В СТОРОНУ, когда приходит автобус и дают этому стаду человекообразных штурмовать открытые двери как им заблагорассудится. А потом спокойно заходящих внутрь и спокойно садящихся на свободные места.
Удивительно, что статистика проявления разумности в таких случаях всегда примерно одинакова. От 2 до 5 процентов разумных.
Другой пример: поведение в метро или электричке. Тоже интересно понаблюдать за собой и окружающими. Большинство снаружи, как правило, начинает ломиться внутрь ещё тогда, когда большинство изнутри не вышло. Куда ты лезешь, мать твою ети? Дай людям выйти! Знакомо?
Что, вагон куда-то убежит, или двери закроет, пока все не выйдут и не зайдут? Прущие внутрь навстречу потоку в этот момент не более, чем животные по своему разуму. Не осознающие, что они делают. Хотя это не так уж сложно: и осознать, и даже выработать в себе ПРАВИЛЬНЫЕ, соответствующие реальному выживанию в городской среде, привычки.
А выход из того же метро? Тут уже видим два типа инстинтктеров: долгоспалы и торопыги. Первые сидят, пока вагон не остановится, двери не откроются, народ почти весь не выйдет - и тогда они срываются с места, как ошпаренные, и начинают ломиться сквозь стоящих и уже входящих. На каждой остановке такой чудик или чудиха находятся. Ладно с этими - задумались, может быть... Не там и не тогда задумались, когда надо и стоит.
А вот вторые - это не столь зрелищно, но, если задуматься об их умственных способностях - впечатляет, ибо невероятно. Поезд ещё только-только отходит от станции, а они уже встают с места и бредут к выходу - даже если до него один шаг. Даже в пустом вагоне. И стоят, терпеливо ждут, когда поезд прибудет и можно будет выйти.
Ощущение такое, что некоторые из людей совершенно не умеют или не желают рассчитывать своё поведение даже в небольших временных интервалах. Они не знают, сколько длится минута? Но они берутся планировать свою жизнь целиком, и жизнь своих детей, не умея спланировать собственную посадку в автобус или выход из вагона? Они считают себя разумными. И попробуйте им доказать, что их поведение говорит об обратном.
"Некоторые из людей" - сказано, пожалуй, мягко. Словно об единичных явлениях. Посмотрите сами, сколько этих "некоторых" в процентном соотношении, понаблюдайте. Пример с посадкой в автобус показывает: этих некоторых - АБСОЛЮТНОЕ БОЛЬШИНСТВО.
Беда не в том, что небольшая кучка "несознательных" (а на самом деле - послушных инстинкту, но не пользующихся разумом) вот так садилась в отдельно взятый, конкретный автобус. Если бы это была просто кучка людей...
Беда в том, что из этой кучки людей лишь 5 процентов как максимум оказываются неподвластны инстинктам. И глобальной бедой является тот факт, что это процентное соотношение характерно для ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
На всей планете 95 процентов населения не имеют привычки пользоваться разумом в повседневной жизни. Но, не задумываясь, пользуются инстинктами.
Дураки, дороги и футболизм
Отдельной главой стоит упомянуть ещё об одном примере поведения людей, когда люди повинуются тому же самому инстинкту, который заставляет их брать с боем автобус - но эти случаи имеют уже гораздо более печальные и трагические последствия. К тому же, здесь мы можем найти весьма точную статистику.
Ежегодно в ДТП гибнет 1,25 миллиона человек во всём мире. Задумайтесь: это большой город, население которого раз в 365 дней погибает насильственно по одной и той же причине. Которой можно избежать. Если бы раз в год кто-то кидал на один город-миллионник по термоядерной бомбе, это считалось бы военным преступлением, а тот, кто это делает - заслуживал бы смерти. Количество погибших в авариях на дорогах сегодня превосходит количество погибших в войнах. Человечество уже вовсю уничтожает самое себя, не пользуясь оружием массового поражения, не пользуясь разумом.
Сказать, что оно пользуется инстинктом для этого, тоже нельзя. Пользоваться - значит, управлять, значит, делать что-то намеренно и осознанно. Но разве ДТП - результаты осознанных действий бабуинов и хомяков за рулём?
В России процентное отношение погибших в ДТП к количеству населения выше, чем в среднем в мире в 3 - 4 раза.
Влезть на пальму первым. Первым занять тёплое место в пещере. И вообще, оказаться впереди всех - вот то побуждение, которое характерно для этого инстинкта, заставляющего баранов ломиться в открытые двери и обгонять других, когда в этом нет никакой надобности. Оказаться впереди себе подобных для стайных и стадных животных означает повышение их статусности в стае или стаде. И возможность войти в круг "аристократии", приближённой к вожаку, а в последствии - занять его место. Вот настоящие, но неосознаваемые побуждения и тех, кто не может спокойно сесть в автобус, и тех, кто является "нечаянным" УБИЙЦЕЙ за рулём.
Представьте себе, например, что водитель автобуса, который вас сейчас везёт, подвержен, как и большинство населения планеты, воздействию этого социального инстинкта первенства. И спокойно продолжайте поездку вместе с детьми, женой и кошкой-сфинксом.
Вы не в автобусе, а за рулём, и вы, конечно, не подвержены инстинкту первенства? Естественно, какие инстинкты - у вас Разум. Об этом говорит и ваш автозагар, и марка джипа, и ваш йоркширский терьер с бантиком. У вас такая дорогая машина в стразах сваровски, купленная для понтов, что никакая авария вам, естественно, не грозит. Инстинкты - это не про вас.
Но вы всё-таки подумайте, попутно наслаждаясь скоростью и почтением гайцов к вашим номерам, позволяющим лучше всех нарушать правила, подумайте о том быдле, незнакомом с Разумом, которое ничего не добилось в жизни, кроме как места водителя Камаза, гружённого щебнем, что летит, наверное, где-то впереди навстречу вам по встречке. Чтобы оказаться первым! Чтобы догнать вас в человеческом социуме. Но он вас не догонит никогда. Он с вами встретится. Понимаете? Потому, что эта гонка не в саванне или в джунглях по лианам, а в другой, человеческой среде обитания. В которой работают совсем другие законы.
Инстинкты в этой новой среде не способствуют выживанию. Они способствуют вымиранию.
Близким по своей природе к соревновательному инстинкту, создающему давки в магазинах при продаже новых айфонов, или на дорогах в ДТП, убивающих всех без разбора, или в метро, является и спортивный фанатизм болельщиков, ярче всего проявляющийся в футболизме - одержимостью футболоманов победой "своей" команды.
Фишкой, отличающей эту разновидность соревновательного инстинкта от инстинкта личного соревнования, является отождествление инстинктером себя с кем-то ещё, с каким-то другим человеком или группой, которые в его глазах - лидеры стаи. Сам он при этом не соревнуется физически, но он "болеет". Наблюдая такие типажи у телевизора, уже становится ясно, что кавычки для слова "болеет" неуместны. А если посмотреть на одержимых спортом на трибунах стадионов, когда они сбиваются в свои стаи, или в других общественных местах до и после соревнований - возникает мысль, что психиатрия здесь уже бессильна. Мы видим самых натуральных человекообразных, антропоидов - но никак не людей.
Между прочим, наблюдения учёных-обезьянологов за футбольными командами на поле во время игры, а особенно в моменты забитых и пропущенных голов показали: футболисты, радуясь или огорчаясь, под воздействием эмоций ведут себя в точности, как... шимпанзе! Все эти похлопывания-утешения на бегу, эти прыжки друг на друга и обнимашки всей командой - всё это ни что иное, как точная калька поведения стаи во время охоты или сражения. Никто из футболистов, вроде бы, не рос в обезьяньих стаях - откуда научились?
Учёные в данном случае говорят прямо: это ни что иное, как древние инстинкты, которым уже порядка пяти миллионов лет, во всей своей красе. Для спортсменов, чей мозг не слишком утомлён размышлениями, а вся деятельность связана с физической активностью и "духом соревнования", такое поведение и сознание, как у гоминоидов, наверное, вполне естественно. Только вот где у нас в обществе держат существ с ТАКИМ сознанием и поведением? Наверное, их надо содержать там же, где и остальных человекообразных.
Как ни странно, в ту же обойму относятся и уж совершенно неспортивные виды деятельности: например, политика.
Переживания за "своего" президента или кандидата в оные, за "свою" партию, в политике - по сути дела, это тот же самый инстинкт, тот же самый футболизм. Многие ли граждане, прежде чем голосовать или как-то иначе поддерживать этих "своих", читают их предвыборные программы полностью? Им неважно на самом деле, что будет дальше после того, как "их" вожак снова окажется на самой верхней ветке. Им важно, что там - ИХ вожак, которого они ассоциируют с собой.
Конец эры инстинктов
Инстинкты, выдаваемые за разумную деятельность, убивают современное общество. Инстинкты, выдаваемые за успех или успешное поведение, убивают современных людей. Инстинкты себя исчерпали в новой среде обитания человека, и вместо выживания человека и его социума, как это было раньше, всё чаще и всё больше приводят к обратному результату: гибели.
Человечество, достигло своего предела на этом этапе: физически (анатомически) человеку развиваться уже ни к чему, социально-структурно, основываясь на существующих тенденциях и принципах известных идеологий, моделей общественного строя - некуда. Дальнейший прогресс зависит от эволюции сознания и изменения отношения к той новой среде, которую человек уже создал, но оказался не в силах освоить с полной эффективностью.
В том виде, в котором сейчас существует общество с его техникой, способной делать человека всемогущим полубогом и способами управления массами, которые построены на технологиях управления стаей в джунглях, дальнейшего пути вперёд уже нет. Тупик.
Чтобы сохранить существующую сегодня модель управления массами в будущем, необходимо сменить прогресс на регресс, вернуться как минимум в средневековье, а ещё лучше - в пещеры, где эти технологии администрирования наиболее эффективны. Их эффективность находится в обратной зависимости от технического прогресса и уровня комфорта человека.
Чем больше комфорта вокруг человека и чем лучше ему живётся - тем больше современная административная и правовая система старается этому помешать.
Современная система управления массами построена не на принципах изобилия, безопасности и отсутствия физического труда, а на обратных принципах существования человека. Эта система не может управлять массами основываясь на других, новых, соответствующих образовавшемуся могуществу человека принципах. Массы возвращаться в более примитивные условия жизни, в которых эта система управления может работать эффективно, не желают.
Это, пожалуй, главное противоречие сегодняшних дней для внутренней политики любого технологически развитого государства.
Геополитически, цивилизация Земли сейчас находится в векторе слияния всех государств в единое, общемировое. Возврат в средневековье или пещеры подразумевает воздействие обратного по направлению, но равного по силе психосоциального вектора. То есть - массам населения Земли, желающему дальнейшего развития и роста комфорта, должны противостоять не меньшие, а даже большие массы или силы, добивающиеся обратного результата с тем же упорством, с тем же желанием.
Это неизбежно приведёт в итоге в общемировом масштабе к гибельным столкновениям на физическом (военном) уровне.
Но большинство общества неизбежно выступит против регресса в техническом плане, а при осуществлении планов регрессии массового сознания оно, в итоге, не сможет управлять своей средой обитания. И это так же приведёт к катастрофическому уничтожению и цивилизации, и её носителей.
Анатомическая и физиологическая эволюция человека на данном этапе закончилась. Прежде, чем Хомо Сапиенс начнёт видоизменяться внешне и на уровне метаболизма, сначала должно закончиться объединение, слияние всех существующих сегодня рас в одну единую, общемировую расу.
Необходимости в реальном и достаточно кардинальном изменении тела современного человека на генетическом уровне сейчас нет. Но есть насущная необходимость в эволюции его сознания, существующий уровень которого сейчас не способен справиться с теми проблемами, которые Прогресс высветил для вида в целом.
Сейчас необходимо гораздо более обширное и глубокое осознание себя на качественно новом уровне. Необходимо научиться определять и отделять инстинктивные побуждения в поведении от разумно-рассудочных. Сознание должно становиться менее эмоциональным, менее массовым, более индивидуалистическим. Главное - более организованным. Более ответственным. Каждый человек должен научиться не только создавать законы для себя самого, которые ограничат его разрушительные наклонности и способности для общества, но и выполнять эти законы для себя на том же уровне, на каком он исполнял до сих пор генетические законы социального поведения (инстинкты).
Скорее всего, эти индивидуальные, личные законы будут создаваться не только самим индивидом, но и мировым искусственным разумом, единой информационной системой, которая так же будет отслеживать их соблюдение и исполнение, контролировать всю жизнедеятельность человека и человечества.
Это позволит учитывать не только потребности, способности и возможности общества для нужд общества, но и то же для каждого человека, и взаимосвязь его потребностей, способностей и возможностей с обществом.
Фактически, речь идёт об аналоге современного нам понятия чипизации, и объединения в будущем сознания всех людей в единую сеть, минуя современные гаджеты. Это позволит гармонично объединить полный контроль над каждым человеком и максимально полную свободу воли, удовлетворение личных потребностей и интересов каждого не только без нанесения ущерба социуму, но и с наибольшей пользой для него.
Сегодня уже происходит отход от массового сознания с индивидуализацией бытия на фоне кибернетизации: примером может служить Япония, в которой появляется всё больше киберотшельников. Это можно рассматривать не столько как тенденцию и неизбежный процесс, а, скорее всего, как болезнь роста. Или - как опыты Эволюции, поиск оптимального решения путём проб и ошибок.
Тем не менее, мир сейчас находится на переломе истории, Земля проходит поворотный момент в создании и запуске своей Ноосферы, созданной людьми. Этот момент напрямую и самым тесным образом увязан с обсуждаемым здесь эволюционным скачком сознания человечества. Который позволит нам существовать и развиваться дальше.
В противном случае человечество ожидает вымирание по одной из причин, или по всем сразу.
Индиго: рождённые эволюцией
В настоящее время уже мы наблюдем и рассматриваем некоторые имеющиеся предпосылки к намечающемуся эволюционному скачку.
Главным и наиболее показательным фактором, скорее всего, здесь является достаточно массовое появление т.н. "детей-индиго", начиная примерно с 60-х гг. ХХ в. в наиболее развитых индустриально странах. Название "дети", появившееся тогда же для обозначения феномена, сегодня во многом уже относится и ко взрослым, даже имеющим внуков особям. Но понятием всё равно пользуются. Видимо и потому, что многие индиго в своём поведении, независимо от возраста, тяготеют к поведению детского типа, непосредственному и прямому, без привычной напряжённости, характерной для взрослых.
Для индиго характерны некоторые качества, по которым человек может решить для себя: относится он к индиго или нет.
Я привожу здесь, достаточно полный, как мне кажется, перечень качеств людей-индиго, отличающих их сознание от привычного нам человеческого.
К сожалению, авторство составителя списка, который я частично использую здесь, уже неоднократно переведённого на разные языки, определить весьма затруднительно. Будем считать его общемировым человеческим достоянием.
Но рассматривать этот список как конечную истину ещё рано: на самом деле изучение индиго ещё только начинается, да и сам тип этих людей пока не сформировался окончательно. Я изменил исходный список, убрав некоторые параметры, характерные не только для индиго, и вставил некоторые свои наблюдения и замечания.
1. "Почему?" - любимый вопрос индиго
Взрослые индиго редко принимают реальность через "потому, что так!". У них есть мощная потребность понять, почему что-то именно так, а не иначе. Они постоянно задают вопросы, стремятся понять смысл происходящего: в детстве - окружающим, в юности - книгам и поисковикам, в зрелом возрасте, уже накопив невероятный для обычного человека объём энциклопедических данных обо всем, они задают этот вопрос самим себе. И самостоятельно находят на него ответы, с которыми трудно поспорить.
2. Им не нравятся авторитеты и режимы
Индиго не верят, что истина в чьей-то мудрости. И начинается это со школы, когда они спорят с общепринятыми способами обучения и познания мира.
В глазах других людей они - любители спорить и нарушать спокойствие умов. Однако это не из вредности, а нежелания молчать и желания понять.
Они подвергают сомнению и отрицают какую бы то ни было целесообразность неравенства, страданий, ненависти и войн. Они не могут понять, что мешает обычному человеку прекратить проявлять бесчеловечность
Индиго, начиная понимать несовершенство привычного устройства мира людей, становятся равнодушны к традиционным политическим и социальным системам. Вместо них они сосредотачиваются на создании чего-то нового, более прогрессивного, чем раньше, в любых сферах. Практически всегда они выбирают область деятельности, или противостоящую разрушению (спасение или восстановление), или нейтральную в этом плане, но потенциально способную принести наибольшую пользу наибольшему числу людей.
3. Отчаяние
Многие, даже взрослые, индиго часто ощущают депрессию, беспомощность и отчаяние. Эти чувства берут свое начало в подростковом возрасте и продолжаются в течение всей жизни. Они появляются от того, что индиго не понимают, зачем люди вредят друг другу, почему пренебрегают природой и возвышают деньги. Индиго в эту картину просто не вписываются.
Впрочем, индиго, по мере понимания настоящей, глубинной картины мира, его взаимосвязей причин и следствий, осознания себя и своих принципиальных отличий от обычного человека, постепенно перестают испытывать это чувство. Это происходит, когда они начинают понимать свою настоящую силу.
Проявив себя как индиго полностью, они становятся невозмутимыми.
4.Необычные переживания
Практически все индиго испытывают с детства необычные переживания, для описания которых окружающим в человеческом языке просто не находится слов или понятий.
При попытке индиго рассказать другим, что он чувствует, происходит, своего рода, проявление принадлежности слушателя к людям "старого типа" или к индиго.
Если слушатель - индиго, он мгновенно понимает, о чем речь, а рассказчик видит, что перед ним - тоже индиго. Это ощущается на невербальном уровне восприятия, видимо, в силу того повышенного уровня эмпатии, которыми все индиго наделены от рождения.
Так же индиго всегда ощущают настроение окружающих, вне зависимости от их принадлежности к какому-либо типу. Они легко считывают настроение даже животных, рыб и насекомых.
Взрослые индиго открыты к духовным вопросам, но отрицают религиозные догмы. Они могут воспринимать энергосущности, которые принято называть призраками и ангелами.
Впрочем, последнее характерно не только для индиго, но и для обычных людей в результате помешательства или нарушения работы сознания (галлюцинации). Их разница с индиго в том, что индиго в такие моменты продолжают оставаться полностью в своём уме.
5. Инстинкт первенства
У индиго, как и у обычных людей, очень развит инстинкт первенства и главенства, но он сильно трансформирован. Если для животных, высших приматов и человека очень важным фактором является демонстрация окружающим своего превосходства по внешним показателям (буквальное первенство, физическая победа), то для индиго важнее доказательство превосходства над другими, в первую очередь, самому себе.
Они редко участвуют в спортивных соревнованиях, зачастую они могут отказаться и от участия в соревнованиях интеллектуальных, даже (и особенно!) если знают точно, что равных среди других участников им нет.
У окружающих, когда они частично понимают, с кем имеют дело, возникает мысль о сверхскрытности индиго в отношении их способностей и, как следствие, их планов в отношении знакомых или общества в целом.
Из-за того, что индиго в большинстве случаев не любят демонстрировать своё реальное превосходство, их часто подозревают в замыслах невероятных преступлений типа "захвата и порабощения Вселенной". Иллюстрацией примера типичного восприятия индиго обычными людьми в этом аспекте может служить образ Брейна из м/с "Пинки и Брейн" (США, к/с Уорнербразерсмультфильм, С. Спилберг, 1995-98 гг.).
Индиго не нужна верхушка пальмы или Оскар, чтобы ощущать себя первыми.
Они почти не нуждаются в подтверждении или одобрении своих действий и достижений окружающими. Это для них не важно. Для них гораздо важнее правильно сделанное дело.
6. Перфекционизм
Примерно половина или немного больше индиго - заядлые перфекционисты (не путать с амбидекстерами!). Ради того, чтобы работа, которую делает индиго, была выполнена не просто правильно, а идеально, он готов отказаться даже от вознаграждения за неё. Нередки случаи, когда индиго почти инстинктивно отказываются даже от выгодных заказов, если работу по каким-то причинам невозможно выполнить в максимальном соответствии с его представлениями об идеальной картине.
Особо одарённые инстинктом хитрости люди старого типа часто используют эту особенность индиго, чтобы получить прекрасно выполненную работу практически даром, а иногда и с доплатой от подрядчика.