Если вы думаете, что для понимания этого достаточно заглянуть в словарь, то вы ошибаетесь. Толковый словарь даст вам определение, но сопоставив его с теми, кто сегодня так себя называет, вы увидите: это совсем не то. Это вообще чёрт те что! И непонятно, куда, на какую полку и в какой ящик определять современного либерала.
Первые либералы - приверженцы свободы личности, противники подавления разума властью и церковью. Люди, искренне желавшие счастья для всех. Их образ наиболее ярко представлен, наверное, в картине Делакруа "Свобода на баррикадах". Образ борцов с тиранией.
С тех пор много воды утекло. И конечное понятие свободы за последние 200 лет не претерпело сколь-нибудь значительных представлений в общем и целом.
Но появились и размножились, мутировали и видоизменились способы борьбы за свободу. Демократия, анархизм, социализм и коммунизм, даже национализм и фашизм - чего только человечество не насмотрелось и не напробовалось!
Догадываюсь, что кто-то из читающих уже возмущён: как можно считать относящимся к свободе, например, фашизм? Или коммунизм? Или национализм?
Да поверьте - можно. Именно о свободе говорили их основатели. Именно свободу хотели получить (для себя) последовавшие за ними массы. В случае социализма это - свобода для трудящихся, в случае фашизма - для тех, кто "в связке" против "чужих", в случае германского национал-социализма - свобода для "истинных арийцев" и "юберменов".
Правда, для таких свобод требовалось лишать кого-то свободы, а то и жизни. Но жаждущие свободы, по своей сути - либералы - мирились с такой неизбежностью. Куда же деваться, раз по другому нельзя? Ведь и первые либералы убивали за свободу - дело привычное!
Как ни странно, но коммунизм, который даёт подлинную свободу для всех, и которого ещё никто и нигде не достигал, оказался для либерального сознания страшилкой более страшной, чем фашизм. Современный либерал скорее будет молиться на Гитлера, чем признает правоту Маркса и Ленина в том, что...
Анархию, как метод достижения свободы для всех, либералы сегодня даже не рассматривают. Хотя анархия по своей сути - состояние свободы общества ещё более высокое, чем коммунизм. Для которого нужно иметь сознание гораздо более высокого порядка, чем либеральное. И главная особенность такого сознания - ответственность и самоконтроль, основанные на понимании реальности и самого себя.
Наиболее приемлемое состояние социума для либерала сегодня - капиталистическая демократия. Которая подразумевает равенство в правах на основе неравенства в капиталах. Что в итоге выливается в рабство эксплуатируемых масс и рабовладение для немногих.
Для обоснования разумности и целесообразности такого положения дел либерал пускается в самую изощрённую и твердолобую казуистику, на какую только способен человек с нормальным интеллектом. Надо добавить и уточнить: со средним интеллектом, очень средним. Который и считается в нашем мире нормальным. И к этому вопросу (уровня разума) мы ещё вернёмся.
А пока позвольте сделать некоторое замечание. По моим наблюдениям, современный либерал с удовольствием бы поддерживал фашизм или национализм, если бы... это было можно и одобрялось обществом. Сегодня мировое сообщество одобряет капитализм - и либералы грудью встают на защиту принципов капитализма. Даже в тех случаях, когда воочию наблюдают вокруг себя результаты применения этих принципов, обратные ожидаемым.
Внезапно для них оказывается несущественным вымирание миллионов человек в их собственной стране, и повальная бедность, которые возникли в результате получения тех самых "свобод", что требовались либералам - и они даже одобряют это! И требуют аналогичных свобод ещё больше. Что говорит о реальном уровне этого "либерального интеллекта".
"Свобода на баррикадах" даёт нам образ борцов, революционеров, готовых умереть за свободу для всех - и умирающих за неё не на словах, а на деле. С оружием в руках, в неравной схватке. Это было 200 лет тому назад. В североамериканской Британии (ставшей потом США) и во Франции. Представьте себе на баррикадах либералов сегодняшних. Даже не смешно, верно?
В общем, либерал сегодняшний - мастак поговорить о свободах. Об угнетении и притеснении. О необходимости кого-то и что-то поменять. Но всё это - лишь разговоры. Если честно - непонятно, для чего. Хотя бы потому, что без той власти, которую поносят сегодняшние либералы, они... лишатся всего, что имеют.
Они - часть нынешней системы, и надо признать - её неотъемлемая часть. Их корчит и корёжит от мысли, что эта власть сменится. Потому, что...
Потому, что в таком случае будет всего два варианта развития событий.
Может получиться диктатура. Которая заставит либералов работать, а не языком молоть впустую. Потому, что при реальной диктатуре, рассуждения современных либералов ничего не стоят и не могут породить ничего, кроме вреда в умах масс. Может быть, их и не отправят валить лес - но зарабатывать на пустопорожних и вредных для общества идеях им точно запретят. И тогда они пойдут по миру в фигуральном смысле.
Или им самим придётся брать власть и производить те долгожданные перемены, о которых они так долго говорили. Это - ответственность, которой они боятся, как огня. Ответственность за дело и за дела - за то, к чему никакой современный либерал не способен, наверное, от рождения.
Тем более, что никаких идей на самом деле у них нет. Есть лишь общие фразы, обтекаемые и умно выглядящие - это называется словоблудием. А идей, как возродить державу, у них нет и отродясь не бывало.
Им не нужна власть в их руках - тем, кого сегодня общество считает либералами. И думать, что они хотят (или захотят) выйти на какие-то баррикады - верх наивности.
Им необходимо, чтобы затянувшийся в мире день Сурка длился вечно. При всей их оппозиционности к власти они - главные друзья правящего режима.
Который, между прочим, нельзя назвать по другому, как режимом либеральным. И диктаторским одновременно.
Мы живём в условиях диктатуры либерализма. Как ни странно это звучит.
Но именно этот режим - причина отсутствия реальных, а не мнимых свобод, вымирания нации, деградации населения, возрождения клерикализма, роста националистической розни, экономического развала, падения уровня жизни. И, что весьма примечательно - при нём стремительно растёт социальное и имущественное неравенство, на глазах превращаясь в тот самый монархический абсолютизм, против которого выходили на баррикады первые либералы 200 лет назад.
По сути и совокупности процессов это режим не просто диктаторский и тиранический: это самый настоящий фашизм в отношении собственного народа, что заведомо является самоубийственным для любой власти.
Это режим государственного суицида в либеральном исполнении.
Стремиться к сохранению и укреплению такого режима может лишь умалишённый человек. Другими словами, либералы сегодня - это сумасшедшие. Одержимые общей паранойей, выражающейся в страхе перед здравым смыслом.
Именно поэтому они яростно уничтожают любые попытки к здравомыслию. Именно поэтому они панически боятся и коммунизма, и социализма - и ненавидят эти, наиболее сбалансированные и эффективные для общества социальные формации.
Бойтесь не самих безумцев, а их коварства. И не стоит путать безумие с умственной отсталостью. Психи - не дебилы. И далеко не все психи видны издалека. Многие из них кажутся вам людьми, даже более разумными, чем вы сами, и завоёвывают ваше доверие очень правильными призывами и лозунгами. Обещаниями. И даже эстетикой.
Но их слова никогда не сходятся с их делами. И они никогда не будут отвечать за свои слова. А вы будете видеть, что всё "так получилось" или "кто-то помешал".
За такого рода "неудачи" нельзя наказывать провинившихся - вот в чём состоит кредо современного либерала. У него должна быть свобода делать всё и жить по своим правилам - за ваш счёт. Почему за ваш? Да потому, что это вы поверили ему, а не он вам!
Либерализм в наше время выродился в анархию безумцев. Наверное, этого определения будет достаточно, чтобы понять: кто такой либерал.
И, чтобы не запутаться в противоположных по своей сути мышления типах - сегодняшнем представителе либерализма и точно так же называющемся вымершем виде - я буду называть в дальнейшем либералами только современных либералов, рассматривая только их, и не скатываясь в историю.
Сколько их вокруг тебя?
Над этим вопросом стоит задуматься всерьёз. Перечислить пять или двадцать пять известных фамилий тех, кто себя причисляет к этому течению открыто - значит, попасться на их удочку. "Эхо Москвы" и другие подобные масс-медиа театры для того и существуют, чтобы за выставленными на витрину чучелами фриков вы не видели, что творится в магазине.
Правда этой лавочки состоит в том, что весь её персонал - такие же фрики, надевшие маски нормальных людей. И, состоящие с манекенами с витрины, в какой-то непонятной вражде, которая не порождает никаких реальных действий. Но и за прилавком, и в подсобке, и в кабинете директора магазина - либералы. Торгующие либеральными идеями и другими либералами: живыми и сушёными. Больше в этом заведении торговать нечем.
Когда вы осознаёте этот факт, вам, возможно, станет страшно и противно. Мы не хотим пугаться, нам не нравятся фрики, и мы не желаем видеть то, что некрасиво, противно и опасно. Поэтому мы верим до последнего, что в действительности всё не так, как на самом деле. Мы убеждаем себя в этом. И ещё - мы ленимся думать, особенно в таких случаях: когда нужно посмотреть правде в глаза.
Но здесь нет правды! Либерализм вырастает из лжи, и он способен порождать только ложь. И, чтобы массы поверили в ложь, она должна быть чудовищной. Вы догадываетесь, кем был Геббельс? А Гитлер?
Массы любят думать о том, что они свободны - и массам дают ложь о свободе. Именно либерал знает, что и как нужно говорить о свободе, знает лучше всех. Именно поэтому ему верят больше, чем кому-нибудь ещё. Он врёт со знанием дела, и он врёт лучше всех. И тогда мир становится войной, свобода - рабством, любовь - ненавистью. Люди сходят с ума, попав в паутину понравившейся им лжи.
И эти люди, незаметно для себя, становятся послушным стадом. Поддерживающим идеи тех самых либералов, которым они поверили. Но они не верят в то, что это - либералы! И в то же время вовсю либеральничают с ними.
Не получается сделать обещанное? С кем же не бывает, когда вокруг одни враги - либералы, конечно! Ничего, мы подождём. Мы поверим. Мы поддержим! И проголосуем! А тем, кто против, мы... В общем, мы дождёмся! И праздник наступит завтра, как обещано. А если не наступит - мы забудем об этом обещании и подождём нового.
Каждый день встаём с колен. И верим в светлое будущее. И верим в то, что нет альтернативы. Верим во что угодно - но не в самих себя. Мечтаем наказать недосягаемых врагов Президента, разрешить ему и его Системе всё, чтобы быстрее осуществилась рассказанная им сказка... Рассказанная когда? Вчера? Позавчера? Сегодня?
Народ настроен одновременно и решительно, и либерально. Решительно относительно врагов, либерально - относительно своих вожаков. И самого себя, конечно. Нам тоже можно всё - по крайней мере там, где нам разрешили. Нам можно даже соблюдать запреты и подчиняться приказаниям!
Вы понимаете теперь, что не только витринные чучела и персонал магазина, якобы выбранный вами - либералы? Неужели до вас ещё не дошло, что либералы в России - все вокруг вас? И, что самое неприятное - и вы тоже.
А то, что неприятно, не осознаётся. Сознание отказывается это видеть, разум отказывается в это верить. Я всегда прав. Это кто-то не прав.
Но ваш Президент - отражение вас, отражение всего народа. И система, в которой вы все завязли, как мухи в патоке - тоже ваша. Либеральная система. Которая устроена так, чтобы не вызывать активного противодействия, и не вызывать возмущения в степени, которая может эту систему разрушить. Но вы должны быть уверены, что если вам система не нравится (слишком много вы ей отдаёте и слишком мало получаете), то ваше возмущение ей - самое возмутительное в мире! Страшное для Системы.
В ней есть выверенный и отрегулированный годами и десятилетиями баланс: как давить на вас так, чтобы вы не сопротивлялись давлению. Как варить вас так, чтобы вы не ощущали повышения температуры. Как делать из вас либерала таким образом, чтобы вы думали о себе, как о противнике либерализма. Чтобы считали себя коммунистом, фашистом, националистом - кем угодно! - но были либералом. Который считает, что можно всё, если это можно.
Конечно, можно ворчать, если заработка нет. Можно хамить в комментах и поливать грязью тех, кого захочется: врагов Президента или его друзей. Можно подписывать петиции, выходить в пикеты, когда отжимают бизнес. Можно даже что-то требовать, стоя на коленях. И можно воровать всё, что плохо лежит, нарушать правила, если нет камер, можно пользоваться служебным положением в личных целях - если такое положение вдруг образуется. И можно создавать законы под себя, любимого. Можно всё и можно всем. Но лучше всего - когда можно тебе, а никому нельзя. Лучше всего, когда можно запрещать.
Вседозволенность причудливым образом срастается с тотальными запретами, которые человек начинает воспринимать как личную свободу. Что это такое?
Это сумасшествие. То самое либеральное безумие, о котором я говорил в первой главе. Признайтесь себе честно: вы уже ощущали его в себе? Вы уже переживали тот справедливый, праведный гнев к тем, кто не согласен с вами? Вы уже убеждались в том, что враги не дают вам жить хорошо, потому, что их идеи не нравятся вам по какой-то причине?
Либерал - сумасшедшее стадное животное. Которое не выносит ответственности за свои действия. И личный выбор которого всегда обусловлен и прописан кем-то, на кого можно сослаться - и кто отвечает за всё, но при этом недостижим.
До бога высоко, до царя далеко. Плох царь или хорош - но именно царь отвечает за всё.
Да в царе ли дело? Когда инквизиторы жгли несогласных и подозрительных на площадях - что делал народ? Он, как всегда, ликовал. Он собирался на праздник, и у него были права наслаждаться бесплатным представлением. Если вы думаете, что инквизиция бы продолжалась, воспринимай народ происходящее с ужасом и неприятием - то вы ошибаетесь. Инквизиция продолжалась, пока люди считали её правильной.
Люди поддерживали и царя-помазанника, который отправлял их на войну. Люди поддерживали репрессии, требуя высшей меры врагам народа, даже тем, которых иногда знали лично. Люди вовсю радовались тоннам чугуна, который им был не нужен. И те же самые люди, с радостью шедшие в демонстрациях по случаю 7 ноября, с таким же ликованием восприняли весть об отмене коммунизма в СССР.
А сегодня азартно обсуждают, когда и как уйдёт Путин.
Понимаете, о чём я говорю? Либералы, не отвечающие ни за что, с повёрнутой психикой, не способной воспринимать мир логически, здраво, предпочитающие жить в чужих иллюзиях, страдающие параноидальной шизофренией и когнитивным диссонансом, были во все времена. И во все времена составляли большинство. Именно их называл царь народом, а Ленин - массой.
Повторюсь ещё раз: я говорю о современном либерале, а не об его исходной модели. Либеральное сознание нашего времени - это, как ни странно, сознание крепостное, религиозное и тёмное. Покорное чужой идее, чужой воле, чужому интересу. Но сегодня среди нас нет неграмотных, необразованных, нет крепостных. Среди нас нет тех, кто верует по семейной традиции с младенчества - даже верующие теперь вошли в веру осознанно. В любом случае, они так искренне считают.
Но тогда, какого же чёрта, те же самые люди так же осознанно за тридцать-сорок лет до этого считали себя атеистами-комсомольцами, коммунистами-материалистами?
Какого чёрта те, кто верил в светлое коммунистическое будущее, точно так же начали верить в капитализм и веровать в царствие небесное? А ответ прост: потому, что все. Из вежливости. Чтобы было можно, всем и всё.
Можно то, что кто-то разрешил. ЦК КПСС, Верховный Совет, Госдума, Путин.
Вокруг вас - от 90 до 98% либералов. Просто у большинства из них не так хорошо подвешен язык, как у Венедиктова, к примеру, или нет власти, как у Путина. Способностей маловато по сравнению в ними. Но, поверьте, они ничем от них не отличаются принципиально. Окажись они на их месте...
А окажись вы на их месте?
Говорящие головы
Вам это может показаться невозможным - но большинство человечества, на самом деле, неразумно. Или, если можно так выразиться, разумно условно. Люди, особенно культурные и цивилизованные, добившиеся самых больших и завидных высот в материальном мире, не обладают настоящим разумом. Они всего лишь - дрессированные животные. Живущие на инстинктах и рефлексах.
И эти инстинкты и рефлексы побуждают их совершать те или иные действия. Например, говорить какие-то фразы. Или писать тексты. Или принимать государственные решения на высочайшем уровне.
Социальные инстинкты и социальные рефлексы.
Я знавал некоторых партсекретарей. Они были способны автоматически, не задумываясь, выдавать соответствующие случаю цитаты Ленина или Маркса, и они были способны на автомате принимать решения, в точности соответствующие генеральной линии партии.
Я знавал пьющие компании, в которых за столом всегда находилось, что обсудить. И у всех обсуждающих всегда находились готовые ответы и мнения по тому или иному случаю. Автоматически. И эти мнения повторялись каждый раз так, словно их говорили попугаи.
На самом деле нет никакой разницы между пьянью, ведущей ежедневные бесцельные разговоры об одном и том же, тупо повторяющей уже сто раз сказанное так, словно это звучит в первый раз, и большими идеологическими начальниками, с важным видом проделывающими то же самое на главных трибунах.
Это полбеды, что люди в таких случаях говорят что-то автоматически, повинуясь каким-то эмоционально-раздражительным механизмам. Беда в том, что они неспособны развивать уже высказанную мысль дальше. У них не возникает даже такого побуждения. Они неспособны рассуждать. И воспринимают такую способность у других как нечто неприемлемое, непристойное и даже опасное для себя. Для них существует лишь одно, правильное мнение, и оно будет правильным потому, что оно правильно.
Любая попытка не просто возразить, а возразить аргументированно, побудить их к необходимости мыслить, вызовет у них состояние, подобное истерике. Замечали, наверное, в комментариях и обсуждениях?
Это - мышление либерала. Либеральное мышление. Их выбешивает, когда кто-то не просто не согласен с ними - а не согласен с тем, во что они верят почему-то, тем более, если в это верит большинство. Они не умеют сомневаться - и потому всегда правы. Потому, что право большинство - и это очень мощный инстинкт, порождающий у них эмоциональные рефлексы.
Кто-то не верит в сталинские репрессии в том виде, что описывал Солженицын. Я видывал либералов, которые были готовы устроить репрессии для неверующих. Но при этом у них нет никаких личных данных от родных и предков о таких репрессиях. Они верят Солженицыну, потому, что... Ему верит весь мир! Вы тоже могли такое встретить.
Или - тема СПИДа. Есть такое течение - ВИЧ-диссиденство. Весь мир верит в СПИД, а они не верят. И есть основания не верить - вполне логичные основания, построенные на статистике и конкретных выгодах производителей. Вы бы видели истерики, которые закатывают по этому поводу именно те, кто всерьёз считает себя либералом!
То же самое можно сказать и по вопросу лунной и марсианских афер НАСА. Для обычного человека это - детектив для обсуждения. Но определённый процент обсуждающих словно слетает с катушек - они ведут себя как фанатики, ничем не лучше религиозных. И это не та половина, что считает: США дурит весь мир. Это другая половина, верующая в американский пирог... или просто верующая в Америку. Либеральная половина. Она точно так же набрасывается и на сомневающихся в СПИДе, в репрессиях, в холокосте.
Темы разные - а общая точка есть. Приверженность к либеральным взглядам. И полное неумение рассуждать, реакция фанатиков, полуживотных-полулюдей. И при этом люди выглядят начитанными и образованными.
Попугаи с большим словарным запасом. Говорящие головы.
Массовый либерализм
Между прочим, обезьяны тоже могут разводить костры и пользоваться сковородкой, они умеют даже разговаривать на языке жестов. Но всё это - лишь результат дрессировки. Им выгодно это.
Шимпанзе можно научить принимать гостей и разливать шампанское по бокалам - но от этого умения он не станет аристократом. При первой же возможности он скинет фрак и убежит в лес - скакать по веткам. Он так и останется по своей сути обезьянином.
Понимаете?
Приверженность большинства людей тем или иным взглядам - лишь результат коллективного бессознательного, а не их личного осмысления и выбора. Даже если они уверены, что мыслят и размышляют - это далеко не всегда так. Фанатизм в суждениях - один из главных показателей отсутствия мысли.
А в последнее время явление либерал-фанатизма становится уже массовым. До этого были религиозные, коммунистические фанатики, "свидетели Путина", националисты... Сейчас их становится меньше. Но это лишь видимость процесса выздоровления общества: они переходят в другие категории. В том числе - и в либеральную. Причём массово.
Ничего удивительного в этом нет: старые догмы изживают себя, доказывая свою несостоятельность. И они находят новые, оспаривать которые в обществе как бы некультурно, непристойно. Мы должны верить в полёты к звёздам - кто против? Мы должны заботиться о здоровье и бороться с извращениями и наркоманией - кто спорит? Или протестовать против жестокости и репрессий. Вы что, за репрессии?
Мощное моральное прикрытие для того, чтобы продолжать обезьянничать. Новое, взамен старого: главное, чтобы подавляющее большинство не оспаривало, а поддерживало эти догмы. Сегодня подавляющее большинство цивилизации мыслит по-западному, по-американски.
Обезьяне, чтобы ощутить свою силу, необходимо пребывание в стае. Против стаи не попрёшь. В этом - принцип мышления либерала. И у них возникает натуральная истерика, когда они внезапно понимают, что дело дошло до дела: появился кто-то, спорящий со стаей. Вы видели шимпанзе, когда он отстаивает свою территорию? Либерал - проявление мышления большинства в одной особи. Как ведёт себя большинство в условиях либерализма, мы уже насмотрелись за последние 30 лет.
Но в этот период либерализм в России лишь развивался из тоталитарного мышления, подчинённого интересам всего общества. Там был некоторый регламент, сдерживающий животную составляющую бездумия, направлявший её в относительно полезное русло. Сейчас этот регламент исчерпан, поколение коллективистов ушло. И очень скоро исчезнет даже этот рудимент: вера в Путина, в Россию (во власть "от бога").
Возможно, болезнь российского безмыслия и народных рефлексий проявится в свою полную силу - и эта острая стадия пройдёт быстро, после чего начнётся выздоровление общества. Я не берусь утверждать, что осознав весь ужас своего положения, натерпевшись и настрадавшись, увидев вживую, к чему приводит бездумие и безмыслие, населенцы России все, как один, превратятся в практичных философов-реалистов, в настоящих граждан. Вряд ли это возможно в ближайшую тысячу или сотню лет.
Но, тем не менее, существует некоторый порог - это хотя бы четверть населения, которая действительно начнёт жить осознанно, задавая тем самым образец поведения для остальных, способных лишь к подражательству. Именно так сейчас живут благоустроенные Европа и Америка, в которой процент, лишь внешне выглядящих людьми особей, всё равно больше половины. И было время, когда там было гораздо хуже, чем у нас сейчас. Но они преодолели этот барьер. В России сейчас - аналог Великой американской депрессии, когда издыхал классический, звериный капитализм с его законом джунглей. И стоит учитывать, что все социальные процессы в наше время идут быстрее, чем сто лет назад. Это понимание дарит нам некоторый оптимизм.
5. Социал-дарвинизм
Настоящая идеология российского либерализма сегодня - социал-дарвинизм. Существование социума по законам выживания сильнейшего, неуправляемая конкуренция без правил, принцип животного естественного отбора, наложенный на человеческое общество. Вымирание 30 миллионов россиян, не вписавшихся в рынок без попыток как-то отменить это вымирание - вполне естественное явление для социал-дарвинистов. Они не устраивали это вымирание специально - так получилось. Сами вымерли, их не убивали. Это не геноцид. Это естественный отбор. Им были даны все права и свободы для выживания и роста - и не вина либералов, что этих прав и свобод не хватило на всех. И не их вина, что вымершие так или иначе отказались или не смогли играть по тем правилам, по которым разбогатели Чубайс и Путин.
Именно либеральный социал-дарвинизм привёл США к Великой Депрессии, а Европу - к фашизму Третьего Рейха. Как ни странно, но сам по себе фашизм оказался способом преодоления С-Д для Германии, а война с Германией - способом преодоления С-Д для США и остальной Европы. Но основой для этой гадости, попирающей все наработанные человечеством лучшие моральные качества, был как раз либерализм, превратившийся в свою извращённую противоположность: страсть к не ограниченной моралью и Этикой свободе личности.
Результатом преодоления такого кризиса стала западная социальная политика, во многом скопированная с внутренней социальной политики СССР. Бесплатное образование и медицина, гуманизация правосудия и государственные программы по эволюции общества, гармоничному развитию личности его гражданина, планирование государственной экономики, национализация предприятий - всё это взято от ужасных тоталитарных Советов.
Как современная Россия будет избавляться от социал-дарвинизма? Это вопрос, на который в настоящий момент дать ответ невозможно. Опыт ХХ века бесполезен в прогнозировании событий века XXI - сейчас в мире совершенно иной расклад сил, преобладание других технологий, совершенно непохожие на прежние экономические взаимосвязи и отношения между государствами. Даже оружие, с помощью которого в прошлом веке решались кризисы подобного рода, претерпело не только количественное, но и качественное, и смысловое изменения. Опыт победы над СССР показал: для разрушения и подчинения государства, для фактической его оккупации, армия и война не нужны: информация и культура, идеология и халявные товары и питание могут это сделать более эффективно.
На фоне угасания потребностей Запада в сырье (прежде всего - углеводородном), и в энергетике вообще, исчезает смысл каким-то образом эксплуатировать Россию. Если сейчас потребность в ней ещё имеется, то что будет через пять, десять, двадцать лет?
Можно было бы развить тезис о необходимости ещё более дешёвой рабочей силы для производства, чем в Китае - но стремительно наступает время роботизации и автоматизации, и работающий на заводе человек превращается в анахронизм. В России и её населении нет потребности сейчас, не ожидается её и в будущем.
Страна, предоставленная сама себе. Вроде Танзании или Анголы, когда их покинули колонизаторы. Но у нас даже колонизаторов в последние десятилетия не было!
Единственная сфера, в которой Россия может оказаться интересной т.н. "цивилизованному миру" - социальные эксперименты. Отработка новых методов управления безработным населением, поиск способа существования для общества, лишённого привычных целей. И в некотором роде социальные эксперименты в России уже проводились и проводятся.
Взрывы в Волгодонске и на Каширском шоссе, при всей их очевидной нелепости и бесцельности, можно рассматривать как прелюдию к взрыву башен-близнецов и других терактов 11.9.2000. Изучение реакции населения со схожим менталитетом.
Либерализация экономики, построение вертикалей власти, бюрократизация и бесконтрольность монополий в условиях современного мира. Размер минимально возможной оплаты труда для европейцев, потоки гастарбайтеров, даже стрельба вживую по подводным лодкам, терроризм...
На основании полученных таким образом социальных данных можно не только прогнозировать возможные последствия, например, наплыва мексиканцев в США или арабов в Европу - а очень и очень многое. И разрабатывать наиболее приемлемые, безболезненные схемы и способы улучшения и развития собственных держав. Полигон для апробаций в 1/6 часть суши.
Это - мировой социал-дарвинизм. Глобальный. В отношении нас, неосознанно выбравших себе такую участь. И, пока существует угроза от арабско-исламистского мира Западу, на территории России будут происходить теракты, будут изучаться последствия взаимопроникновения разных культур и менталитетов, отрабатываться способы натурализации чуждых народов. Няня Гюльчехра (Бобокулова), Сургутская резня, запрет на День Знаний в Москве из-за мусульманских праздников - такие внезапные вспышки невероятных событий и не менее внезапное прекращение активности, с массой загадочных обстоятельств, окружающих эти события - думаете, всё это случайности? Судя по частоте и схожести - это закономерности.
Но ещё есть Китай - и сейчас, по всей видимости, идёт изучение глобального проникновения китайской культуры и экономики в российскую. Нужно знать заранее, что будет, если...
Случайна ли началась Чеченская война - и случайно ли её такое завершение? Я не думаю, что в России что-то происходит случайно. Особенно, когда дело касается событий такого масштаба. И в данном случае нелишне вспомнить и о украинском Майдане, и о присоединении Крыма, и ещё о некоторых, не вполне понятных нам самим, событиях.
Можно предположить, что в некотором будущем на россиянах начнут отрабатывать способы выживания нации в условиях материального изобилия: когда всего полно и работать не надо. Этот вопрос уже встаёт перед развитой частью мира, гражданин-иждивенец с пресловутым ББД всё больше превращается из героя фантастической утопии в реальность.
Ещё вариант - отработка технологий восстановления экологического равновесия. Засаживание сведённых под корень китайцами лесов Сибири быстрорастущими геномодифицированными культурами ёлок или ещё чего-нибудь. Разработка технологий уничтожения городов и рекультивации земель в мегаобъёмах. Одна шестая часть планеты - значительная часть для общей экологии Земли.
Но вот что будет с нами и вами, дорогие мои сородичи? Я не ставлю вопрос - нужны ли вы американцам или немцам. Я предлагаю хорошенько задуматься: а нужны ли вы сами себе?
Это эссе выглядит незаконченным. Открытый финал. Попытайтесь его продолжить сами. Для себя.
Ведь его продолжение - ваша будущая история.
Степанов љ При размещении на других ресурсах ссылка обязательна.