Аннотация: О "бедственном" положении нецензурной лексики в России.
АН Степанов
КЛОПОФЕРМЫ
И МАСТЕРА СЛОВА
Однажды довелось мне наблюдать действенность русских крепких выражений, но не в России, а в Германии. В одной из поездок по ГДР мы с другом ожидали свой поезд на вокзале в городе Галле. Расположились на лужайке перед вокзалом. Рядом бригада рабочих строила какое-то здание. Вдруг между ними разгорелся какой-то спор, переросший в брань. В апогее прозвучал родной русский мат, и всё сразу стихло. Надо полагать, порядок навёл бывший военнопленный, хорошо усвоивший наши выражения и применивший свои знания на практике. Крепких выражений на родном немецком языке ему явно не хватило.
Я 35 лет прослужил в армии. В шутку мат в армии называют командирским языком. Есть среди офицеров мастера этого языка, но далеко не все владеют им в совершенстве. Чаще эти выражения слетают с языка в чрезвычайных обстоятельствах, да и то с учётом окружающей публики. В быту крепкое слово тоже имеет место быть, как говорят сейчас. В детской и юношеской среде в те времена, когда я учился в школе (сороковые - пятидесятые годы прошлого века), мат знали, конечно, все. Однако не употреблялся он в школе, не употреблялся юношами в присутствии девушек. Среда, конечно, очень влияет на лексикон подрастающего поколения. Если нет сдерживающих факторов, хотя бы в семье и школе, получаем то, что нам довелось увидеть в Ростове. Иду по частному сектору как-то летом, и слышу из-за забора женский голос: "Нинка, б...ь, опять ты забралась в воду!" А Нинка эта только недавно и ходить-то начала. Судя по печати, школа тоже не является рассадником целомудрия по этой части.Я уж не говорю о юношах и девушках. Идёт навстречу компания - два парня и девушка. Один из парней рассказывает что- то интересное, только в его рассказе основные слова матерные, а обыкновенные служат для связки. И девушка воспринимает это вполне нормально, весело хохочет.
Конечно, взрослые наши не все отличаются речевым целомудрием. Особенно руководящий состав, который развращается уже одним тем, что ему никто не может точно в том же ключе и ответить. Славились этим даже некоторые наши маршалы. Вполне заслуженные. И уж, конечно, у всех в памяти красноречивый В. Черномырдин. Когда ему приходилось говорить перед микрофоном, у него явно не хватало каких-то слов между теми словами, которые он произносил. Каких-то связок. Поэтому фразы получались зачастую сумбурные, зато сразу перекочёвывавшие в разряд анекдотов. Не хватало крепких слов, которыми он явно пользовался в обыденной жизни, той самой связки.
Но всё это было в те времена, когда мат существовал сам по себе, когда он не поощрялся и уж точно не пропагандировался. Все знали, что он есть, пользовались им в соответствии со своим культурным уровнем и распущенностью. Кино, литература очень аккуратно обыгрывали ситуации, где по смыслу должно было появиться крепкое слово. Фильм режиссёра А. Салтыкова "Председатель" (1964 год), где главного героя играл М. Ульянов, хороший пример такого подхода. На собрании колхоза председатель запускает такое, что взлетает стая ворон. Но мата мы не слышим, хотя и догадываемся. В литературных текстах эти слова обозначались многоточием, и всем этого вполне хватало.
Наступили другие времена, когда, как поняла наша передовая творческая интеллигенция, она подключила нас к западной, точнее, к штатовской культуре. Правда, один американский деятель культуры об этом сказал примерно так: "Они думали, что подключились к нашей культуре, на самом деле они подключились к нашей канализации". Это о нас. Американскую канализацию успешно подключили к радио, телевидению, кино, театру и литературе. Теперь пропаганда мата пошла рука об руку с пропагандой порнографии, гомосексуализма и проституции. И это немедленно дало свои результаты. Я не берусь обобщать, но вот что пришлось наблюдать самому. Я ходил на работу по дороге мимо садов. От завода "Квант" до областной детской больницы тогда ещё были сады. Летом наблюдал около одного садового участка любопытную картинку. На травке сидит группа мальчишек-подростков и с ними две девочки. Смотрю на них - одна сидит на земле и как-то смущённо прячет глаза, а вторая стоит и засовывает за пазуху пару ельцинских сотенных. Смотрит как-то даже дерзко, вызывающе. В это время как раз по телевидению шли разговоры о вспышке детской проституции. Не тот ли это случай? Эту компанию на том же месте встречал я ещё раз.
Второй случай произошёл прямо под окнами нашего дома. Во дворе около металлических гаражей под защитой деревьев летом тусовались мальчишки. С наступлением сумерек тусовки принимали не совсем безобидный характер. Из-за деревьев нам не были видны действующие лица, но в распахнутые окна щедро лились звуки. И вот в один из вечеров всему нашему дому довелось слушать, как недоросли-мальчишки решили устроить "паровозик". Судя по голосам, не всем это понравилось. Но попробовали. Да и как не попробовать, если на лотках, доступные для всех, лежали газетёнки, где всё это со смаком и со знанием дела расписывалось.
Позднее, когда появилось многоканальное кабельное телевидение, на "дамском" канале желающие могли получить все необходимые инструкции по разным видам секса, в том числе и по таким, которые в России считались извращениями. Вели эти передачи порядочные, вроде бы, молодые дамы. По телевидению и в прессе начались кампании по защите прав сексменьшинств. Процесс в развитии. А совсем недавно, 31 марта сего года А. Малахов в своей передаче "Пусть говорят!" осчастливил многомиллионную аудиторию телезрителей - ознакомил с песней "Мама, я гей. Папа, я гей!" Он взахлёб рассказал, какую популярность получила эта песня в интернете - за короткое время её прослушало более миллиона посетителей интернета. Вдохновляет. Молоденькая участница шоу с горящими глазами всё пыталась узнать у исполнителя песни, правда ли это.
Интернет вообще насыщен похабщиной. Так это называется, почему-то подзабыли это слово, а оно ёмко отражает то, о чём я говорю. "Живой журнал" - в общем, неплохое место для того, чтобы обменяться мнениями по разным вопросам. Но ряд его участников настолько разучились говорить и писать по-русски, что ничем кроме мата, выразить свои, хотя бы и куцые, мысли не могут. Нравятся мне "Реальные пацаны", идущие по каналу СТС. И актёры играют хорошо, и автор талантлив, но зачем ему нужно сдабривать диалоги матом - загадка есть великая. Ведь в это время телевизор смотрят и дети.
Удивляет меня лучшая половина человечества. Талантливые писательницы, из тех, кого мне довелось прочитать в последнее время, - Л. Улицкая, Д. Рубина и Е. Калядина довольно широко используют в своих произведениях ненормативную лексику. Ярым поклонником ненормативной лексики является писатель и публицист Виктор Ерофеев. Всё бы ничего, у каждого свои тараканы в голове, но он ещё и ведущий на канале "Культура". А это уже интересно. Похабщина, пошлость и культура - это совместимо? Ну да бог с ним, с Ерофеевым. Есть свои предпочтения, имей на здоровье, только не "впаривай" их публике. Удивляют меня женщины, хранительницы очага. Они и со своими детьми и родителями на таком языке разговаривают? Сомневаюсь. А с чужими детьми и подростками так разговаривать допустимо? Спасает только то, что современные дети и подростки перестали читать, да и юношество тоже. Они просто всего этого не прочтут. Своё они получат через телевидение и интернет. Ну а если следовать мечтам и предсказаниям Ерофеева, то мат пора включать в школьную программу. Может даже, уточнить Букварь, пусть детишки образовываются.
Матерные слова - это всё-таки слова-паразиты. Они живут в языке, паразитируют на нём. Это как клопы, с незапамятных времён сопровождающие человека и паразитирующие на нём. Однако никому не приходит в голову специально разводить их и продавать любителям. Можете вы вообразить эдакую клопоферму, где заботливые клопофермеры разводят отборных клопов для продажи в собственной стране и на экспорт? Не можете? Скажите, чем отличаются властители наших дум, инженеры человеческих душ, создающие и продающие нам свои произведения, населённые клопами?