Степанов Аполлон Владимирович : другие произведения.

Рационализм - Государственная меритократическая система

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В данной книге расссматривается строение государственной системы с точки зрения "рацио" и меритократии. Обновлено от 28.03.2015

  СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
  ГМС - государственная меритократическая система
  ГСУ - государственная система управления
  
  СОДЕРЖАНИЕ
  1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛНИЯ
  
  ВВЕДЕНИЕ
  
  Мы приветствуем Вас Уважаемый читатель на страницах данной книги. Если Вы начали её прочтение, то разум, развитие и справедливость для Вас не пустой звук. Эти основные базисы, от которых отталкивается любой нормальный современный человек, положены в основу размышлений о государстве и обществе, политике и сопровождающих её (и не только её) процессах, целях и задачах жизни и деятельности государства и страны.
  При всем, при том, что данная тема, ровно как и реальные процессы её сопровождающие достаточно сложны, книга старалась быть написана в несколько фривольном стиле. В первую очередь это связано с разносторонней и разновозрастной аудиторией всех стран нашего Земного шара. Мы как Авторы надеемся, что прочтение данной книги Вам, Уважаемый читатель понравится, и Вы порекомендуете её друзьям, знакомым и коллегам как простое и занимательное чтиво на ночь. В ней каждый найдет что-то для себя. Кто-то подсказку в жизни, а кто-то руководство для государственного деятеля.
  
  Всем удачи и великих свершений.
  Коллектив Авторов.
  
   
  1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛНИЯ
  
  Государство, страна и общество - три базиса определяющие жизнь в любой точке Земного, и наверняка не только Земного, шара. Посмотрите, Уважаемый читатель, вокруг себя. На сколько высок окружающий Вас уровень жизни?? Долголетие, образование, экономические и социальные процессы определяются причинами, заложенными в эти три понятия.
  Рассматривая данные понятия с точки зрения управления на основе 'рацио', в первую очередь следует определиться с тем, что мы под ними подразумеваем. Однако, сделаем мы это не совсем так, как это было сделано до нас. Уважаемый читатель, разумеется, понимает, что например общество - это сложная и многокомпонентная система. Это не только общность или группа людей, это их взаимоотношения, системы и институты, которые с ними связаны. Также, например, в значительной степени и практически неразрывно с людьми связаны окружающие нас материальные вещи. Столы и стулья, книги и газеты, производства и различного рода технологическое оборудование. Все это непрерывным образом влияет на общество, да и не только на него. Поэтому было бы неправильно рассматривать данные процессы и определения в его узком смысле.
  Таким образом, Уважаемый читатель, здесь и далее, рассматривая те или иные определения и процессы мы предлагаем Вам их рассматривать в самом широком смысле. Именно так, и только так возможно адекватное понимание, а в последующем и управление этими процессами. Например, деньги - основа современной экономической системы. Если мы посмотрим на различные определения денег, то получим приблизительно следующее:
  Деньги - это средство, выражающее ценности товарных ресурсов, участвующих в данное время в хозяйственной жизни общества.
  Однако ведь деньги это не только средство для обмена одних товаров на другие. Деньги материальны?? Да, разумеется. Даже если они находятся на счете в банке, они все равно материальны. Поэтому бессмысленно рассматривать денежные средства без:
  А) Производств и средств производства денег. То есть различных монетных дворов, печатных станков, средств автоматизации для их производства, различной компьютерной техники для программирования электронных карт и считывания с них информации и много другого.
  Б) Без современной банковской системы, уже давно повсеместно вошедшей в нашу жизнь.
  Но помимо указанных выше обстоятельств, деньги влияют и на самого человека. Рубли, доллары, евро, юани и пр. влияют на психологию поведения человека, а как следствие и на социальные институты. Пожалуйста, посмотрите, Уважаемый читатель, на сколько сложным получается определение денег - как системы, в первом приближении. Но именно такой подход позволяет в наибольшей степени адекватно оценить происходящие процессы, а в дальнейшем и управлять ими с максимальной эффективностью.
  Именно такой подход предлагается при рассмотрении общества, страны, государства и связанной с ним меритократической системой, которая будет рассмотрена далее.
  Теперь, определившись с подходом, мы можем рассмотреть три основных кита нашей жизни: государство, страну и общество.
  В основе любых процессов любой страны лежат люди, и разумеется при определении управления этих процессов следует отталкиваться именно от них. Поэтому и мы начнем свои рассуждения с людей, то есть с последнего кита - общества.
  Что такое общество?? Общество - это большая группа людей связанных друг с другом. Чем элементы общества могут быть связаны?? Общими целями и задачами, интересами, географией культурой. Все эти взаимосвязи напрямую влияют на развитие и формирование государства, что собственно и происходило на протяжении истории.
  Самые простые примеры - объединение людей с целью выживания. Например, охота или защита от набегов. Однако, с развитием наук наша жизнь усложнилось. И сейчас невозможно представить жизнь нашего общества без различного рода технологических средств. Компьютеры, интернет, программное обеспечение, все это позволяет элементам общества не только взаимодействовать между собой, но и эффективно функционировать.
  Именно эффективность функционирования и решения проблем, целей, задач лежит в основе действия, развития и выживания общества. К сожалению, в настоящий момент, современные государственные системы уже не обеспечивают эффективность действия общества на текущем и выше уровнях его развития.
  Таким образом, переходя от общества проживающего на какой-то территории, что в совокупности образует страну, и переходя к государству, как её регулятору, средству управления, а также этакому решателю различных общественных функций следует рассмотреть существующие на сегодняшний момент формы государственного правления.
  Первая и самая древняя - монархия. Подразделяется на абсолютную и конституционную. С точки зрения эффективности управления современным обществом находится на самом низу по ряду причин. И даже если опустить, что совершенно очевидно, что принадлежность власти одному человеку ничем не обосновано, то есть вполне объективные причины препятствующие нормальному управлению обществом при такой форме государственного правления. Главная причина - ограниченный уровень развития монарха, не позволяющий в должной мере эффективно управлять государством. По вполне понятным причинам, на текущий момент преодолеть это ограничение невозможно. Возможно в будущем, с развитием науки и техники, с развитием биотехнологий и увеличением продолжительности жизни к этому вопросу можно будет вернуться. Но не сейчас. Вторая причина - передача власти наследникам, которые как показывает исторический опыт зачастую еще менее достойны и способны управлять государствам. На основании вышесказанного, монархический строй часто сменялся. Мятежами, бунтами и государственными переворотами изобилуют все прошлые века мировой истории. (привести примеры гос. переворотов)
  Таким образом, благодаря тому, что в настоящий момент жизнь разделяется на множество областей, одновременное развитие в некоторых из которых приводит к противоречиям, очень и очень трудоемко воспитать человека, который способен адекватно принимать решения во множестве областей.
  Решением данной проблемы в развивающихся обществах стал принцип разделения властей, реализованный в виде республик, которые, в общем, разделяются на парламентские и президентские.
  Если в монархических формах правления сменяемость власти крайне низка, то особенностью республик стала выборность. Однако данная форма правления не лишена недостатков. При все при том, что разделение властей предполагает приход компетентных людей на требуемые должности. И даже при том, что выборность (конкурсность для гос. службы) предполагает отбор компетентных людей. Практика показывает, что в те или иные элементы государства зачастую приходят совершенно разные люди. Совершенно не обязательно компетентные. Совершенно не обязательно понимающие куда нужно двигать и развивать страну, и желающие это делать.
  Поэтому, исходя из вышесказанного, с точки зрения обеспечения эффективности государства следует разработать новую систему. С этой целью, в данной книге предлагается рассмотреть вопрос структуры, функционирования и применения государственной метритократической системы. Или коротко - меритократии.
  
   
  2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МЕРИТОКРАТИЧЕКОЙ СИСТЕМЫ
  
  Меритократия - (букв. 'власть достойных', от лат. meritus - достойный и др.-греч. κράτος - власть, правление) - принцип управления, согласно которому руководящие посты должны занимать наиболее способные люди, независимо от их социального происхождения и финансового достатка.
  Используя данный принцип при построении государственной системы можно сформировать цель государства, построенного с применением меритократии:
  Цель:
  Исходя из вышесказанного целью государственной меритократической системы (ГМС) будет являться: поддержание эффективной работы государственной системы управления (ГСУ) путем выявление достойных людей по установленной меритократической системой признакам, и их дальнейшей постановкой на требуемые вакантные должности.
  Для выполнения данной цели требуется решение следующих задач:
  1. Контроль состояния государственной системы управления в следующих направлениях:
  А) Контроль наличия вакантных должностей.
  Б) Контроль соответствия уровня работника требуемому уровню занимаемой вакантной должности.
  В) Контроль эффективности деятельности работника с целью коррекции и развития ГМС для повышения её эффективности.
  2. Поиск и отслеживание состояния всех граждан государства для последующей оценки на соответствие требуемому уровню при работе на тех или иных вакантных должностях.
  
   
  3. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ГРАЖДАН ГОСУДАРСТВА
  В первую очередь следует четко понимать, что государственная система - механизм требующий не только повышенной эффективности работы, но безопасности. Нередко, с целью разрушения или использования государства/страны тем или иным способов внедрялись индивиды, проводящие политику противоречащую целям, задачам и интересам общества. Поэтому, с точки зрения обеспечения безопасности ГМУ и ГСУ для обеспечения функционирования этих систем необходимо рассматривать только граждан собственного государства в качестве потенциальных работников, и производить в первую очередь оценку их состояния.
  Учитывая то, что в настоящее время жизнь сложна, имеется множество институтов и сфер в которых происходит жизнедеятельность человека, необходимо по возможности выделить как можно большее количество критериев для оценки индивидов. Однако, при том, что направление деятельности велико, следует понимать, что в первую очередь важен результат, а также способность человека выполнять возложенные на него обязанности. Причем, чем разностороннее развит человек, чем он опытнее, тем эффективнее.
   Ниже предлагается следующий список критериев оценки (табл. 1).
  Таблица 1
  Критерии оценки граждан в ГСМ
  Критерий Оценка
  1 2
  1. Образование
  1.1. Школа В данном случае предлагается например суммировать оценки аттестата учащегося. При необходимости это число можно делить на какой то базовый коэффициент. Это объясняется целесообразностью видения мира школьника.
  
  
  
  
  
  Продолжение табл. 1
  1 2
  1.2. ПТУ В данном случае можно использовать как выходные оценки документа об образовании, или ввести однозначную оценку. Однако в данном случае следует понимать, что в первую очередь обществу, работодателю, государству выгодна разносторонняя развитость человека, которая позволит эффективно действовать. Поэтому за каждое дополнительное образование следует начислять дополнительные баллы.
  1.3. ВУЗ
  1.4. Курсы дополнительного образования
  1.5. Аспирантура Это очень важные элементы образования. Кандидаты наук и доктора наук обладают наивысшей грамотностью в соответствующих направлениях деятельности. Поэтому они должны быть оценены соответствующими высокими баллами.
  1.6. Докторантура
  2. Конкурсная и иная аналогичная деятельность
  2.1. Конкурсы Все это развивает человека. Даже само участие должно быть поощрено небольшими баллами. Ну и разумеется обществу и государству нужны победители. Человек должен стремиться быть лучше, должен работать на максимальный результат, и поэтому, обладатели грамот, медалей и дипломов должны быть поощрены.
  2.2. Олимпиады
  2.3. Выставки
  2.4. Конференции
  2.5. Форумы
  2.6. Соревнования
  2.7. И пр.
  3. Трудовая деятельность
  3.1. Опыт работы Значимость опыта работы очевидна. И разумеется по соответствующим направлениям деятельности люди с большим опытом работы должны иметь более высокий балл оценки.
  
  
  Окончание табл. 1
  1 2
  3.2. Руководящие должности Руководящие должности наиболее трудоемки, и в то же время обществу выгодно чтобы:
  А) Люди стремились учиться эффективно управлять.
  Б) ГМС занимали должности именно эффективные управленцы.
  Поэтому они должны быть соответственно оценены дополнительно.
  4. Бизнес
  4.1. Создание бизнеса Создание чего-либо трудоемко. Оно требует от человека самоконтроля, грамотности и активности. Люди должны уметь создавать новое, в том числе и организационно. Поэтому таких людей необходимо поддержать.
  4.2. Объем выручки/прибыли компании Успешные люди, способные достигать результата важны, не говоря уже о том, что прибыль полученная компанией - это налоги, которые пойдут на развитие государства и общества. Такие люди должны быть поддержаны.
  5. Научная деятельность
  5.1. Патенты Научная деятельность сама по себе важна. Эта деятельность напрямую развивает общество во всех её направлениях. Люди науки должны быть поддержаны.
  5.2. Научные статьи
  6. Нарушения законодательства
  6.1. Уголовные преступления Если предыдущие пункты должны быть оценены положительно, то все преступления должны оцениваться отрицательно, и не только уголовные.
  
  В таблице 1 приведен лишь приблизительный перечень критериев. Разумеется, в зависимости от развития общества, его состояния и требований времени эти критерии могут отличаться. Например, следует рассмотреть такие направления как спорт - люди должны быть сильными, искусство - оно вдохновляет других на поступки, и пр.
  Что касается оценок, то сложно справедливо оценить вклад того или направления в общий вклад уровня развития человека, поэтому на мой взгляд было бы справедливо установление оценок на референдуме.
  
   
  4. УРОВНИ ГРАЖДАНСТВА
  
  Давайте взглянем на реальную жизнь, и на критерии оценок индивидов в ГМС, приведенные в разделе 3. Следует понимать что все люди разные, и все люди не равные. Да и не будут люди равными никогда.
  Однако с точки зрения целесообразности обществу и государству выгодно наличие именно развитых людей. Развитые люди более эффективны в принятии решений, более эффективны в трудовой и иной деятельности. Однако невозможно оценивать людей непрерывно на всем уровне развития людей в обществе. Следует выделять некие базовые уровни, зависящие от количества накопленных баллов по соответствующим критериям в ГМС.
  Количественное и качественное деление по уровням должно быть целесообразно. Оно может быть таким, какого представлено в таблице 2.
  Таблица 2
  Примерное представление о уровнях гражданства в ГМС
  Уровень гражданства ГМС Описание
  1. Базовый - первый уровень Он дается любому школьнику, не закончившему учебное заведение.
  2. Второй уровень Дается человеку если он закончил школу в среднем на отметку 'хорошо'
  3. Третий уровень Обычный начинающий работник, которому не требуется особый уровень образования или эффективный молодой учащийся
  4. Четвертый уровень Молодой человек - получивший средне-специальное или высшее образование, необходимое для выполнения более сложной деятельности в работе.
  5. Пятый уровень И пр.
  
  Таким образом, учитывая целесообразную градацию по уровням мы сразу решаем множество вопросов. Во-первых, мы понимаем какие люди нужны в ГСУ. Однозначно понятно, что в первую очередь эффективно брать людей с наивысшим уровнем. Во-вторых, это поддержка эффективных людей В-третьих, это реальный пример для подражания и мотивация для роста. В-четвертых они решают конкретные острые жизненные проблемы, которые будут рассмотрены ниже.
  Пример логики мотивирования граждан: Хочешь обладать большими возможностями?? Хочешь поддержки?? Расти и развивайся!
  
  5. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА В ГМС
  
  Рассмотренные в разделе 4 уровни гражданства позволяют не только мотивировать граждан, но и решать очень важные насущные проблемы. Например, проблемы избирательной системы.
  Вполне очевидно, что в силу различности уровня образования, информированности населения, возраста и пр. эффективность принятия решений в избирательной системе различна. Зачастую эта неоднородность в отрицательном плане используется различными людьми с целью мошенничества и занятия тех или иных выборных должностей. Популистские лозунги ничего не имеющие с реальной деятельностью должны уйти в прошлое, и там и остаться. Сложные вопросы относительно конституционного законодательства не референдумах должны быть решены эффективно.
  Поэтому, целесообразно с точки зрения эффективности принятия решений позволить участвовать в избирательной системе в том или ином виде лишь гражданам не ниже определенного уровня.
  Например: Очень наглядным примером может быть первый уровень гражданства, когда гражданин - молодой человек не окончивший школу. При том, что есть достаточно грамотные молодые люди, мы должны прекрасно понимать, что недостаток как исторического, так и другого опыта может не позволить эффективно принимать решения.
  В действующем Российском законодательстве это ограничение по уровню записано в виде возрастов. Например, избирать человек может достигнув 18-ти лет.
  
   
  6. КОНТРОЛЬ РОЖДАЕМОСТИ И ГМС
  
  Наличие ГСМ позволит решить не только указанные в разделах 4 и 5 проблемы, но и приобретающие все большее значение в мире - проблемы популяции. Перенаселение, большое количество детей в неблагополучных семьях приводит к множеству проблем. При необходимости уважаемый читатель сможет ознакомиться с подробным их описанием в соответствующей литературе. Однако коротко следует отметить, что перенаселение приводит к проблемам:
  А) Экологии.
  Б) Нехватки ресурсов.
  В) Снижению качества продуктов всех направлений жизнедеятельности человека.
  Г) Снижению уровня и темпов развития общества.
  Загрязнение рек и озер. Вырубка лесов. Грабительское уничтожение животных наряду с другими проблемами экологии и обнищания ресурсов если уже не поставили под вопрос выживание человечества, то сделают это в будущем.
  С точки зрения этики и целесообразности, для решения этих проблем эффективно использовать ГМС в совокупности с современными достижениями медицины и биологии по контролю рождаемости.
  Очевидно, что для эффективного решения проблем в обществе нужны умные и развитые люди. Также не менее очевидно, что как правило более способные дети рождаются в более благополучных и развитых семьях. Разумеется этому множество причин, как социальных, так и биологических.
  Поэтому, для решения указанных выше вопросов эффективно предоставлять возможность деторождения людям с определенным уровнем гражданства.
  
   
  7. РУКОВОДЯЩИЕ ДОЛЖНОСТИ ГМС
  Помимо насущных проблем рассмотренных в разделах 4 - 6 есть не менее насущная проблема - грамотность руководства. Общество должно быть эффективным. В соответствии с этим, на руководящих должностях должны быть эффективные управленцы, способные в полной мере и в кратчайшие сроки принимать решения по тем или иным вопросам.
  Особенно остро стоит данная проблема на государственных предприятиях и в государственных компаниях.
  С целью решения данной проблемы, также эффективно применять ГСМ как ограничителя деятельности человека. Например, понятно, что в первую очередь руководитель должен обладать высшим образованием. А это уже не ниже четвертого уровня гражданства.
  
   
  8. АДМИНИСТРАТИВНАЯ И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ГМС
  
  Учитывая то, что основные и самые важные сферы деятельности эффективно регулировать ГМС, а также с целью того, что на важные с точки зрения эффективности и безопасности должности следует ставить людей, способных решать вопросы наиболее эффективно, важно понимать, что следует ограничить на них доступ отдельных видов граждан.
  Например, неэффективно ставить на государственную должность мошенники или казнокрада. Неэффективно ставить на должность сотрудника государственной безопасности убийцу или насильника. Однако следует понимать, что однозначно закрывать доступ к деятельности людям нельзя. Это обусловлено различными условиями совершения того или иного проступка и поступка. В довесок, независимо от цели совершения проступка человеку должен быть дан второй шанс. Опыт показывает, что люди могут изменяться и исправляться.
  В соответствии с вышесказанным, для встраивания ГМС в административное и уголовное законодательство в самой системе, а также в кодексах и законах следует предусмотреть возможность начисления отрицательной оценки.
  Как результат это дополнительно приведет к снижению уровня гражданства, и ограничению возможности деятельности человека в рамках законодательства ГМС.
  
  N. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЕРИТОКРАТИИ
  
  М. ИЗМЕНЕНЕНИЕ ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ДЛЯ/ПРИ ВВЕДЕНИИ ГМС
  
   
  О. МЕРИТОКРАТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
  В современном обществе аналоги меритократической системы получили очень широкое распространение в различных online играх. Рейтинги, репутации и пр. являются в них очень серьезным стимулом для роста и развития человека. В то же время, они являются очень серьезным ограничителем, эффективно отсекающим менее квалифицированных индивидов от той или иной деятельности.
  
  
  Рейтинг школьник и поощрения
  Поощрения и наказания в меритократической системе
  Рейтинг-репутация в системе
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"