Страхов Анатолий Александрович: другие произведения.

Как программируют наших детей. Учебник истории, 5 класс

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Конкурсы романов на Author.Today
Творчество как воздух: VK, Telegram


   Как программируют наших детей. Учебник истории, 5 класс.
  
   Критическое отношение к современному школьному образованию побудило меня ознакомиться с учебником "Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс", Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С., под ред. Искандерова А. А. (М., Просвещение, 2012), по которому ведётся преподавание в российских школах, а также провести некоторое сравнение с советским учебником Коровкина (М., Просвещение, 1986). Приведённые ниже результаты выявляют "специфику", которая кому-то может показаться неожиданной и даже нежелательной. Курсив и выделения в цитатах везде авторские.
   Язык советского учебника - серьёзный, подготовляющий учащегося к освоению в будущем научного материала и научной терминологии. Язык современного учебника больше подходит не для изучения истории, а для детских побасёнок. Для сравнения ниже приведён второй пункт первого параграфа из обоих учебников.
   Советский учебник:
   "2. Орудия труда. Археологи находят вместе с костями древнейших людей камни, от одного края которых отколоты мелкие кусочки. Человек, желая заострить край у камня, ударял по нему несколько раз другим камнем. Заостренным камнем можно было вырубить дубину и палку, разрезать шкуру животного, расколоть его кости.
   У человека не было таких могучих лап, таких крепких когтей и зубов, как у больших хищных зверей. Однако камень был крепче зубов и когтей, а удар тяжелой дубиной сильнее удара медвежьей лапы. Кроме заостренных камней и вырубленных с их помощью дубин, древнейшие люди использовали палки для копания земли.
   Заостренный камень, палка-копалка и дубина были первыми орудиями труда человека.
   Первые орудия, сделанные человеком, были простыми, несовершенными. Но ни одно животное не может сделать и простых орудий труда. Умение изготовлять их было главным отличием древнейших людей от обезьян".
   Современный учебник:
   "2. Орудия труда. Если бы мы могли понаблюдать за древнейшими людьми, то, возможно, увидели бы такую картину. Люди подошли к речушке, они разыскивают на мелководье камни. Берут не каждый. Один отбросят - не годится. Другой поднимут - этот подходящий!
   Человек брал в руки гальку - гладкий округлый камень. Ударами другого камня он раскалывал гальку так, чтобы её края стали острыми, как нож. Получалось грубое орудие труда. Даже самые умные животные не способны его придумать. Только люди умели заострять камни, чтобы с их помощью вырубать дубины, обтачивать палки-копалки или выполнять другую работу.
   Умение изготавливать орудия труда было главным отличием древнейших людей от животных".
   Оставляя в стороне явные заимствования из советского учебника (они касаются не только содержания и картинок, но структуры книги в целом), отмечу ещё одну особенность: при приблизительно одинаковом количестве страниц - 255 в советском учебнике и 303 в современном - шрифт в последнем значительно крупней, отчего объём учебного материала - меньше. Так, приведённый раздел советского учебника содержит 130 слов, современного - 98 слов.
   Но главное, конечно, заключается в том, чему учит учебник. И если в советском учебнике много внимания уделяется классовой структуре общества, угнетению и эксплуатации бедных богатыми, то современный учебник делает акцент на другом: угнетение бедных представляется чем-то естественным и абсолютно законным.
   Уже в разделе, описывающем жизнь первобытных людей, встречаем следующее: "В общине кража каралась самым строгим образом. Но отнять у чужаков скот, украшения или собранный с полей урожай считалось не позором, а доблестью" (стр. 28). "Вождь племени, его соратники, а также старейшины приобретали известность - их проставляли как знаменитых, знатных людей. Знатность передавалась по наследству - сыновья вождей и старейшин пользовались почётом, даже если сами не отличались особой доблестью и умом" (стр. 28). "В городах жила знать - так принято называть знатных людей. Знать обслуживали лучшие ремесленники. Ведь не мог любой из соплеменников иметь богатые одежды и украшения" (стр. 28-29). Ученику внушается, что знать, даже не отличающаяся умом и доблестью, - это естественно и правильно, знать нужно обслуживать, а богатые одежды и украшения не могут быть у любого.
   Следующий раздел - "Древний Египет" - предоставляет богатый материал для развития этой темы. "Люди научились орошать поля, осушать болота, выращивать обильные урожаи. Но не все в одинаковой мере пользовались результатами этих достижений: одни были богаты и свободны, другие испытывали тяготы бедности и порабощения" (стр. 34). "На полях, на строительстве, в мастерских трудились земледельцы и ремесленники, которые составляли большинство египетского народа. Они должны были прокормить не только себя, но и фараона, его вельмож, писцов, воинов" (стр. 38). Дом простого египтянина беден. "Двери тут редко запирают - красть всё равно нечего" (стр. 40). Зато жизни вельможи посвящён целый параграф. "Одежда вельможи - из тонких льняных тканей. Когда он выходил из дома или принимал гостей, то надевал золотые браслеты, кольца, ожерелья с драгоценными камнями. В комнатах у него - удобные кресла из резного дерева с узорами из слоновой кости, ларцы для драгоценностей и вазы" (стр. 43). "Развлекают вельможу музыканты и красивые танцовщицы. Слуги готовы выполнять все распоряжения вельможи. Ему даже не нужно ходить пешком за пределы дома. Рабы носят его на специальном кресле" (стр. 43-44). "К правителю Египта приближались, подняв руки в знак обожания. Подойдя к трону, вставали на колени и падали лицом вниз, оставаясь в такой позе, пока фараон не прикажет встать и говорить" (стр. 45). А следующее утверждение, видимо, является заделом на будущее: "Не все египтяне ходили в школу. Дети простых земледельцев и ремесленников редко становились образованными людьми" (стр. 63-64).
   В следующем разделе - "Западная Азия в древности" - находим ещё более откровенные сведения. "Но не все в Вавилоне были равны перед законом. Когда в законах Хаммурапи говорилось "человек", то имелись в виду лишь свободные люди. А ведь были ещё и рабы. И если раб оскорблял свободного человека, то по закону Хаммурапи ему отрезали ухо, чтобы не лишить раба возможности трудиться и отвечать на вопросы господину. Убежать с отрезанным ухом было невозможно: все знали, что это раб, к тому же строптивый" (стр. 71-72). То есть школьнику не только рассказывают подробности, но и дают разумное обоснование того, почему данный вид наказания являлся практичным. Неудивительно, какой вывод делают авторы о законах Хаммурапи: "Ведь такой порядок тоже установили боги - есть люди свободные, а есть рабы, есть богатые, а есть нищие" (стр. 73). А вот описание ассирийского дворца: "Стены комнат были покрыты росписями и рельефами, вырезанными на каменных плитах и раскрашенными. Чаще всего это сцены из жизни самого царя. Вот он мчится на колеснице, вот охотится на львов, вот принимает послов, которые распростёрлись перед троном и целуют пол у его ног" (стр. 88). Перед правителем, втолковывают учащемуся, нужно падать ниц, как в Древнем Египте, и целовать пол, как в Ассирии. А на примере персов вводится представление об избранном народе: "Как писал Геродот: "Всё, что произрастает в Персидском государстве, и всё, что изготовляется ремесленниками, доставляется царю". Только персы ничего не платили, так как они были народом господ" (стр. 94).
   Подробно рассказывается об индийских кастах, в том числе и о низших: "Слуга не имел права накапливать имущество и приносить жертвы богам, прося их о помощи. Хозяину своему он должен был подчиняться беспрекословно и почитать всех людей более высоких каст, особенно брахманов" (стр. 104). О "неприкасаемых": "С ними никто не садился за один стол - всё равно что с каким-нибудь грязным животным" (стр. 104). Вывод из сказанного: "Неравенство между кастами казалось индийцам естественным и вечным. Если человек из низшей касты осмеливался поднять руку на брахмана, царь приказывал отрубить ему руку. Если он обращался к брахману с поучениями, ему лили в глотку кипящее масло или пронзали язык раскалённым железом" (стр. 104).
   О Китае в древности: "Чтобы люди не роптали, их держали в постоянном страхе. За незначительную провинность человека били по пяткам бамбуковой палкой или отрезали ему нос. Если преступление казалось серьёзным - могли казнить. В виде особой милости, лишь для провинившихся вельмож, существовало почётное наказание. Цинь Шихуан посылал им меч, чтобы они покончили самоубийством в собственном доме. За проступок одного человека наказывали всех его родственников, а также несколько семей соседей. На них ставили клеймо, как на государственных рабов, и посылали на строительство Великой стены" (стр. 111-112).
   В двух местах, на примере Вавилона и Древней Греции, учащемуся подробно растолковывают, как попадают в рабство за долги, обосновывая законность и справедливость данной процедуры.
   "Иногда бедняку не хватало урожая, чтобы прокормить семью, отдать налоги царю, засеять поле семенами. Он просил богача дать ему зерно в долг. Но долги росли. И если бедняк брал в долг пять мешков зерна, то через год обязан был вернуть уже шесть мешков. Некоторые люди наживались на том, что давали имущество "в рост". Их называли ростовщиками.
   Порой подходил срок возврата долгов, а платить-то бедняку нечем. Тогда богач требовал: "Отдавай сына, дочь или свою жену. Они будут работать у меня в доме как рабы". Богачи хотели бы навсегда поработить своих должников, но Хаммурапи повелевает: "Работать на хозяина он должен лишь три года, а потом его следует отпустить на свободу". Если должник отдавал ростовщику своего сына, продать его ростовщик не мог. И убить его он не имел права - иначе у самого в наказание убивали сына. Так царь Хаммурапи защищал своих подданных от обращения в рабство" (стр. 72-73).
   "В неурожайный год приходилось брать в долг зерно или серебро у знатного соседа. На участке земледельца ставили долговой камень, и бедняк тотчас лишался покоя и сна. Не отдаст он в срок долг - отберут у него участок. Станет он тогда батраком у богача: за пищу, одежду и обувь будет пахать поле, давить виноград, собирать оливки. Или же продолжит работу на своём бывшем участке, но при этом лишь малую часть урожая оставит себе, остальное же отдаст за пользование землёй новому владельцу.
   Неудивительно, что безземельный бедняк вновь делал долги. И если такой несчастный снова не мог вернуть долг, то был вынужден отдавать жену, детей, а то и самого себя в рабство. Знатный рабовладелец мог послать раба-должника на любые работы и даже продать его на чужбину" (стр. 142-143).
   Ещё несколько примеров из раздела "Древняя Греция". О педагогах: "Педагог ежедневно водил мальчика в школу, нёс его письменные принадлежности и музыкальные инструменты" (стр. 181). "Педагог был рабом, состарившимся или увечным и потому непригодным ни для какой другой работы. Нередко педагог даже плохо говорил по-гречески" (стр. 181). Будет ли после этого у подростка уважение к учителям?
   О занятиях в палестре: "Ожидает своей очереди следующая пара борцов. Они обильно льют масло на ладони и до блеска растирают им кожу. Все тренируются обнажёнными. После уроков весёлой гурьбой побегут они смывать с тела придипшие грязь и пот" (стр. 183). А на следующей странице изображён "Копьеносец" Поликтета, фигура, откровенно демонстрирующая гениталии.
   О выборах консулов в Древнем Риме: "Каждый гражданин получал табличку, на которой писал имена тех, за кого он подавал голос. Проходя через узкие мостики, голосующий опускал табличку в особую корзину. После подсчёта голосов вновь раздавался звук трубы и объявлялись имена двух победителей" (стр. 223).
   Об эффективном использовании рабов: "Всеми работами в имении руководил назначенный господином раб-управляющий. Он следил за тем, чтобы в любую погоду рабы трудили от зари до зари. Даже долгими зимними вечерами, когда прекращались сельские работы, невольники не сидели без дела. Они плели корзины, вили верёвки, обтёсывали рукоятки для лопат и мотыг. "Раб должен трудиться или спать", - говорили римляне.
   Рабов кормили простой и грубой пищей, ничтожно мало тратили на их одежду. Только раз в год рабам выдавали рубаху, раз в два года - короткий плащ и деревянные сандалии. При выдаче новой старая одежда отбиралась: из неё шили лоскутные одеяла. От заболевшего раба господин мог избавиться. Для этой цели предназначался остров на Тибре, куда свозили безнадёжно больных рабов, оставляя их там без всякого ухода и пищи.
   За малейшую провинность рабов награждали оплеухами и зуботычинами, пороли. Особо строптивых отправляли в каменоломни, а если оставляли в имении, то держали в оковах. На ночь закованных рабов запирали в глубоком подвале с узкими окошками под самым потолком" (стр. 239-240).
   Ещё о рабах: "Не иметь ни одного раба считалось признаком крайней нищеты" (стр. 240). "Среди обитателей богатого дома было немало образованных рабов, нередко греков по происхождению. Лечил хозяина раб-врач, ведал его книгами раб-библиотекарь, писал под его диктовку письма раб-секретарь" (стр. 240). "Однако любой раб был бесправен, считался вещью, которой хозяин мог распорядиться, как пожелает". (стр. 240).
   О первых христианах: "Становились христианами бедняки и рабы, вдовы, сироты, калеки - все те, кому жилось особенно трудно" (стр. 272).
   Приведённые цитаты - наиболее яркие, но их вполне достаточно для того, чтобы составить мнение об учебнике и о том, чему он может научить школьника.
  


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"