Страхов Анатолий Александрович
Как программируют наших детей. Учебник истории, 9 класс

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Типография Новый формат: Издать свою книгу

  Как программируют наших детей. Учебник истории, 9 класс.
  
  В статье даётся анализ учебника "Всеобщая история. История Нового времени" для 9 класса (авторы А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина, А. С. Медяков, под ред. А. А. Искендерова, издание 2021 года), курсив в цитатах везде авторский.
  В первой главе описано начало индустриализации. "Промышленное производство начиналось с капитала - денег, приносящих прибыль" (стр. 9). А вот с чего начинался капитал и откуда брались деньги, в учебнике не сказано. Для объяснения процессов индустриализации используются термины ВВП (стр. 10), "фритред" (стр. 14). Далее к ним добавится ещё ряд понятий, которых в то время не было: "бренд", "маркетинг", "слоган" (стр. 60).
  В качестве дополнительных материалов приведены сведения об изобретателях оружия: Кольте, Мэксиме, Шрапнеле, Круппах, Нобеле (стр. 15-16). О последнем, разбогатевшем на производстве взрывчатки, сказано: "Нобель очень хотел, чтобы его изобретения применялись только в мирных целях" (стр. 16).
  Описывая напряженные отношения между пролетариатом и буржуазией, существовавшие на протяжении всего XIX века, авторы учебника пишут: "Однако ситуация смягчалась тем, что рабочие не представляли собой единого целого, что уменьшало конфликтный потенциал их протеста" (стр. 23-24). Но это явное искажение прошлого: сплочённость рабочих была очень сильной, а забастовки - крайне разорительными для предприятий.
  Не лучше обстоит дело и с демократизацией - самым важным, по мнению авторов, процессом внутриполитического развития государств в рассматриваемый период (стр. 26). Демократизация проявлялась даже в одежде: "... представители разных слоёв населения начинали носить всё более похожую одежду" (стр. 69). Неясно, как понимать подобное заявление: рабочие не носили цилиндров, а их жёны - дамских шляп.
  Отмечается повсеместное вытеснение монархической формы правления республиканской. С одной стороны, в учебнике освещено даже движение суфражисток. С другой стороны, "развивался аппарат насилия и принуждения. На смену практике устрашения публичными казнями и периодическим репрессиям при подавлении очередного бунта приходит систематический контроль за обществом с помощью разветвлённого полицейского аппарата" (стр. 31). Но если так, то получается, что демократизация общества и усиление полицейского аппарата - процессы взаимозависимые, если не взаимодополняющие друг друга.
  Обзор науки XIX века невозможен без упоминания о Дарвине и его учении. "оно оказало огромное влияние на современников. Включение человека в бесконечную цепь живых существ подвергло сомнению христианское учение о его божественном происхождении. Скоро возник социал-дарвинизм - перенесение открытых Дарвином законов борьбы за существование и выживание сильнейшего на человеческое общество, политику, отношения между государствами" (стр. 45). Перенесение учения Дарвина на отношения между государствами привело к появлению фашизма в XX веке, однако социал-дарвинизм преподносится школьникам как вполне обычная теория, имеющая право на существование. Напомним, что в учебнике истории для 8 класса те же авторы трактовали мальтузианство в том же ключе.
  Показательно то, что детям рассказывается о Джоне Дьюи и его педагогической системе: "Дьюи создал школу-лабораторию при Чикагском университете, где во главу угла ставился труд. Вместо пересказывания заученных материалов дети изучали камни и насекомых, мастерили всякие поделки с помощью молотка и пилы, разговаривали, обсуждали разные темы и спорили" (стр. 48). Подобную педагогическую практику стремятся внедрить в российских школах и сегодня: профильное обучение с младших классов, когда дети вместо классического образования будут получать узкоспециализированные навыки, вместо решения уравнений и написания сочинений будут исключительно работать молотком и пилой.
  "В целом на протяжении XIX в. образ человека изменился разительно. Прежний "венец творения", наделённый разумом и нравственным чувством, часто низводился до размеров безликой стилистической величины либо изображался движимым страстями и инстинктами" (стр. 47).
  Во второй главе описаны страны Европы и США в первой половине XIX века. Первый параграф главы посвящён Франции. Поскольку Великая французская революция рассмотрена в учебнике истории для 8 класса, материал которого учащиеся подзабыли, освоение новых сведений, касающихся Наполеоновских войн, требует от учащихся дополнительных усилий. Дробление целостной исторической темы не оправдано ничем.
  Армия Наполеона, вторгшаяся в Россию, названа Великой армией (стр. 76-77). Александр I в 1809 году уклонился от войны не с Англией, а с... Австрией (стр. 76), которая к тому времени уже вышла из игры (стр. 74).
  В параграфе, посвящённом Июльской монархии, авторы сочли необходимым рассказать школьникам о революционере-заговорщике Бланки и его "Обществе времён года" (стр. 85).
  В параграфе о Великобритании читаем следующее: "1 января 1801 г. королевство Великобритания, просуществовавшее почти 100 лет, в результате объединения Англии и Шотландии было преобразовано в Соединённое королевство Великобритании и Северной Ирландии" (стр. 94). Объединение Англии и Шотландии произошло в 1707 году, а не в 1801. Либо запятая должна быть не после слова "лет", а после слова "Шотландии", либо Англию и Шотландию необходимо заменить на Великобританию и Ирландию, объединение которых произошло именно в 1801 году. И новая страна получила название Соединённое королевство Великобритании и Ирландии, а Соединённым королевством Великобритании и Северной Ирландии она стала лишь в 1927 году, после обретения независимости большей частью Ирландии. Правильной должна быть следующая редакция: "1 января 1801 г. королевство Великобритания, просуществовавшее почти 100 лет, в результате объединения Великобритании и Ирландии было преобразовано в Соединённое королевство Великобритании и Ирландии".
  О британском законодательстве и о том, в каком положении находились бедняки, сказано: "Раньше бедным помогали местные общины и церковные приходы. Но в 1834 г. был принят новый закон о бедных, в основе которого лежала либеральная идея "самопомощи", согласно которой человек должен был не надеяться на благотворительность, а сам искать себе новые жизненные шансы. Неустроенность человека часто объясняли просто ленью, поэтому считалось, что нужно научить и даже заставить его работать. Закон воссоздавал некогда существовавшие "работные дома" - "бастилии для бедных", больше похожие на тюрьмы. Их обитателей разлучали с семьями и принуждали заниматься тяжёлым трудом. Однако при все своей жестокости этот закон способствовал развитию промышленности, поскольку увеличивал мобильность населения" (стр. 93-94). Упоминается и о законодательных актах, запрещавших свободу слова, прозванных "законами для затыкания рта" (стр. 95-96).
  Открыто говорится о расслоении британского общества: "Социальное неравенство в английском обществе было значительно более выраженным, чем во французском. Различия были настолько велики, что современники, например будущий лидер консерваторов Б. Дизраэли (1804-1881), заговорили о "двух нациях" внутри одного народа" (стр. 94). Далее в учебнике приведены отрывки из сочинений Энгельса и Дизраэли на эту тему (стр. 99-100). Авторы умалчивают о том, что данный общественный феномен называется социальным расизмом.
  О восстании силезских ткачей сказано лишь одно предложение (стр. 111). Ранее так же скупо описаны восстания лионских ткачей (стр. 85). Зато подробно описано развитие Германии и особенно Пруссии (стр. 108-111). Также очень много внимания уделено Австрии (стр. 117-121).
  Что касается развития США, то авторы, в двух словах упомянув об уничтожении белыми колонистами индейцев, подробно расписывают доктрину Монро и доктрину предопределения судьбы (стр. 124). Видимо, требуется, чтобы российские школьники разбирались в том, как США оправдывают свою вооружённую экспансию. Гражданская война в США описана слишком кратко, обычно ей уделяется куда больше внимания (стр. 127-130). О Ку-клукс-клане не сказано ни слова, зато рассказано о применении генералом Шерманом тактики "выжженной земли" (стр. 130).
  Третья глава посвящена Азии, Африке и Латинской Америке. В общих чертах рассказано об опиумных войнах (зачем-то сообщаются объёмы импортированного опиума) и Тайпинском и Боксёрском восстаниях (стр. 140-142). Проводится параллель с Японией, которую европейцы и американцы "открывали" в то же время, что и Китай. "Открытие" подразумевало военную агрессию. Но если китайцы всячески сопротивлялись агрессорам, то японцы пошли по пути реформ, перестроив жизнь общества на европейский лад, что позволило им также стать капиталистической державой. Японский вариант авторы учебника преподносят как более правильный по сравнению с китайским (стр. 143-144).
  В параграфе, посвящённом Африке, красочно описывается жестокое обращение, которому подвергались негры. Пример: "Так, в Бельгийском Конго человеку, который не выполнил норму по заготовке каучука, отрубали кисть руки" (стр. 152). Однако авторы, признавая жестокость европейцев, стремятся их оправдать: "Вместе с тем при всех несправедливостях, чинимых европейцами, их появление в Африке имело и положительные стороны. Закончилась многовековая изоляция континента. Народы, ещё недавно ведущие примитивный образ жизни, столкнулись с множеством достижений европейской цивилизации, хотя иногда это было весьма болезненно" (стр. 152). Далее школьникам рассказывают о принципе "эффективной оккупации", который обсуждался на Берлинской конференции по Конго: "Отныне колония считалась приобретённой, если европейская страна не просто официально заявила об этом, а начинала реально ею управлять" (стр. 153).
  О Первой англо-бурской войне не сказано ни слова, а Вторая англо-бурская война названа попросту Англо-бурской войной (стр. 154), как будто авторы не разбираются в исторических событиях. На слова не сказано и о том, какие методы ведения войны применяли англичане против буров, таких же, как сами англичане, белых европейцев-колонистов.
  Неверно указан период начала восстания на Гаити (1890-е годы, тогда как восстание началось веком раньше), а вождь восставших Туссен-Лувертюр назван "Туссеном Лувертюром" (стр. 156).
  Последняя глава посвящена странам Европы и США во второй половине XIX века. О королеве Виктории сказано, что "она была символом огромной мировой империи, соединявшей многие миллионы людей разных верований, языков, оттенков кожи" (стр. 165). Ещё одно замечание о викторианской Англии: "Не случайно слово "джентльмен" стало обозначать не только дворян, но и выходцев из буржуазии -? образованных воспитанных людей, не занимающихся физическим трудом" (стр. 165). Прочитав такое, школьники решат, что те, кто занимается физическим трудом, - не джентльмены.
  Главными европейскими событиями второй половины XIX века, бесспорно, являются Франко-прусская война и Парижская коммуна. Они освещены очень кратко (всего две страницы) (стр. 175-177), зато подробно разобрана политическая "кухня" Великобритании, противостояние Гладстона и Дизраэли (стр. 167-171), по целому параграфу выделено для Австро-Венгрии (стр. 191-198) и Италии (стр. 200-206).
  Следующую цитату дадим без комментариев: "По словам современного французского историка, Россия была для французской промышленности "страной, полной авантюр и блестящих успехов", а русский Юг, особенно Донбасс, стал своего рода Эльдорадо, "золотым Западом" Франции" (стр. 179).
  Немцы представлены националистами и милитаристами: "Только в Пруссии к 1910 г. насчитывалось 16 500 мелких военных организаций" (стр. 189). "Характерной чертой немецкого национализма стало распространение идей расизма и антисемитизма. Различные авторы писали о немцах как о наиболее "чистой" части "белой расы". Антисемитизм проявлялся в деятельности соответствующих партий и организаций, а также в недопущении евреев на многие государственные должности и особенно на офицерские посты" (стр. 189). Цитируется германский учебник географии: "Русские племена - полуазиаты. Их дух несамостоятелен, вместо чувства истины - слепая вера, тяга к познанию отсутствует" (стр. 189). Авторам российского учебника зачем-то нужно создать у российских школьников негативное представление о немцах.
  Завершает учебник параграф о международных отношениях в XIX веке. Разобран Венский конгресс 1815 года и возникшая в результате Венская система, её кризис и Крымская война, политическая система Бисмарка и Антанта. Полезный параграф, позволяющий учащимся систематизировать полученные знания. Если бы и весь учебник был такой...
  
  


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"