Страхов Анатолий Александрович: другие произведения.

По-голливудски блестящий роман (А. Иванов, "Пищеблок")

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние Истории на ПродаМане
Peклaмa

  По-голливудски блестящий роман (А. Иванов, "Пищеблок")
  
  Роман "Пищеблок" начинается не с первой страницы, а - по-голливудски - с обложки, на которой напечатана авторская аннотация, больше напоминающая рекламу. Читатель-покупатель ещё не успел и книги раскрыть, как ему уже сообщают, что книга - не про пионерлагерь, а про вампиров. Точнее, про вампиров в пионерлагере. Ну и как такую книгу не купить?..
  Собственно, вынесенный на обложку авторский спойлер и позволяет легко проглотить первые сто страниц, где показана повседневная жизнь лагеря, показана без явных признаков открытого кровопийства. Впрочем, внимательный читатель может определить, кто является корнем зла, благо автор даёт подсказку (часть первая, конец десятой главы). Тем же, кто не обратит внимание на этот эпизод, придётся глотать страницу за страницей в ожидании первого появления вампиров и проявления вампиризма.
  Вообще, весь роман по своей природе детективный. Не столь интересно читать про перипетии лагерной жизни, сколь любопытно узнать, что происходит и кто за всем этим стоит. Мне, обратившему внимание на подсказку, тоже было любопытно выяснить: а не является ли она ложной? Увы, автор не обманул: подсказка верна.
  Быт лагеря представлен нереалистично. Наверное, Иванов вспомнил все хамские подростковые обороты советской эпохи, чтобы обильно сдобрить ими речь пионеров (хорошо, не упомянул про "пионерский закон"). Но при этом общение пионеров выглядит ненатуральным, чуть ли не по-тюремному агрессивным. То же и с вожатыми: они постоянно грубят пионерам, огрызаются по любому незначительному поводу. В реальности такое общение уже в первые дни воздвигло бы непреодолимый психологический барьер между взрослым и подростками - и что вожатые делали бы дальше?
  А вот совет одного подростка другому: "Бей по мячу голеностопом, а не носком!" Не знаю, почему автор вложил в уста юных футболистов столько правильную и красивую речь, но в моём дворе сказали бы так: "Бей щёчкой, а не пырой". И именно "пырой", а не "пыром".
  Олимпиада - очередной рекламный довесок, который легко можно удалить из текста. Ведь всё, что произошло в лагере, происходило и в другие годы - как-то происходило...
  Наконец на сцене появляются кровопийцы ("пиявцы"). Но появляются по-голливудски банально. Описание того, как у спящего мальчика пиявец сосёт из руки кровь, настолько шаблонно, что испытываешь разочарование. Неужели нельзя было придумать что-нибудь пооригинальней?..
  Зато частота загадочных событий начинает увеличиваться с голливудской закономерностью. Скорость чтения нарастает прямо пропорционально нарастанию читательского любопытства, так что непрожёванными проглатываются отдельные эпизоды, не связанные с вампирами, а потому и не нужные. Всё внимание приковано к главным героям.
  Кстати, о главных героях. Вожатый-битломан Игорь с соответствующей внешностью хорошо вписывается в типаж советского нонконформиста, но вызывает недоумение: как его не заставили постричься при приёме в пионерлагерь? Да ещё при такой правильной старшей вожатой, как Свистуха-Свистунова. Зато пионер-очкарик Валерка подходит и под советские, и под американские нормы: в голливудских фильмах крутые очкарики регулярно спасают планету.
  Поведение вампиров порой необъяснимо. Они боятся воды, несущей в себе былой заряд святости, но девочка-вампир лезет под пирс. Вампир из отряда юного героя не может пробраться к тому в "домик" без приглашения, но со временем убежище почему-то становится ненадёжным. Главного вампира (стратилата) ничуть не останавливает крест на жертве (видимо, на то он и главный - или автору так удобней). Сам стратилат перекусал кучу пионеров, включая шпану Беклю, но не укусил Валерку, сидя с ним на скамейке, когда вокруг не было никого. На фоне этого уже и не замечаешь, что любовь правильного Саши к неправильной (да ещё и курящей) Веронике выглядит уж больно странной.
  Впрочем, у читателя нет времени на то, чтобы думать о таких мелких нестыковках. События развиваются с голливудской неотвратимостью. Зловещего и необъяснимого становится всё больше. И тут - по всем законам жанра - появляется персонаж, который героям, а заодно и читателю всё объясняет. Да, в любом голливудском фильме возникает момент, когда сюжет выходит на финишную прямую, поэтому зрителю нужно всё разжевать. И появляется тот, кто всё знает и про всё доходчиво рассказывает. В "Пищеблоке" - всё по голливудским канонам, так что в нужное время всё будет объяснено.
  А дальше герои по-голливудски превращаются в супергероев, поэтому у них начинает получаться всё. Тут уже не до мелких условностей (ночёвки Валерки в пищеблоке - грубейший подрыв дисциплины, нарушителя сразу же водворили бы в палату). Нужен план борьбы - и он придуман. Нужно для победоносной атаки завербовать сотрудника лагеря - и сотрудник завербован. Нужно получить ключи от теплохода - и супергерой их получает. Нужно, чтобы правильная-расправильная Ирина стала неправильной - и она такой становится. Нужно, чтобы покорная стратилату жертва вызвала его туда, куда надо главным героям, - и она вызывает его (хотя сам стратилат может приказывать своим подручным, но кто на такое обратит внимание, когда до финишной ленты - всего ничего).
  Понимая, что простое исполнение плана по уничтожению зла выглядело бы слишком примитивным сюжетным ходом, автор устраивает для одного из супергероев западню, но финал всё равно оказывается по-голливудски оптимистичным. Никого из кровопийц не перекосило на всю оставшуюся жизнь, они только сильно проблевались. А супергерои направляются к новым берегам, где непременно победят зло, окончательно победят. Ведь зло, по авторскому мановению, оказалось таким, что у супергероев всё равно остался шанс его победить.
  Роман легко превратить в сценарий (если автор уже этого не сделал), некоторые сцены явно написаны для экранизации. Получится по-голливудски успешный фильм. Но после прочтения "Пищеблока" не возникает мысли о том, что эту книгу спустя некоторое время захочется перечитать.
  

Популярное на LitNet.com Р.Цуканов "Серый кукловод. Часть 1"(Киберпанк) К.Федоров "Имперское наследство. Забытый осколок"(Боевая фантастика) М.Атаманов "Искажающие реальность-5"(ЛитРПГ) А.Шихорин "Создать героя 2. Карманная катастрофа"(ЛитРПГ) А.Шихорин "Создать героя"(ЛитРПГ) В.Соколов "Обезбашенный спецназ. Мажор 2"(Боевик) А.Мороз "Эпоха справедливости. Книга вторая. Рассвет."(Постапокалипсис) Д.Черепанов "Собиратель Том 3"(ЛитРПГ) И.Иванова "Большие ожидания"(Научная фантастика) А.Дмитриев "Прокачаться до Живого"(ЛитРПГ)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"