Как программируют наших детей. Учебник обществознания, 9 класс.
В статье даётся анализ учебника "Обществознание. 9 класс" (авторы: О. А. Котова, Т. Е. Лискова), который продолжает серию учебников для 6, 7 и 8 классов (курсив и выделение в цитатах везде авторские).
В первой главе "Политическая жизнь общества" школьникам объясняют, что такое власть: "Властью называют способность и возможность отдельного человека (группы людей) оказывать влияние на других людей, общество в целом, изменять их деятельность в соответствии со своими целями" (стр. 8). Если вдуматься в это определение, то власть - нечто имманентное, присущее отдельным людям само по себе, а не в силу занимаемых ими политических должностей. "Власть проявляется в виде особых отношений между людьми - отношений "господства - подчинения", т. е. носитель власти в той или иной форме передаёт свою волю подвластной стороне для того, чтобы она выполняла определённые действия" (стр. 8). Аналогично и с государством: "Государство от других политических организаций отличает исключительное право издавать общеобязательные правовые нормы, а также право законно применять в отношении граждан (подданных) принуждение силами армии, органов охраны порядка и государственной безопасности. Государство обладает исключительным правом установления и взимания с граждан (подданных) и организаций налогов и иных обязательных платежей" (стр. 10). Школьникам, помимо прочего, внушают, что они ещё и подданные (это слово в русском языке обычно применяется к гражданам монархий).
Рассказывая о демократии и её основных признаках, авторы учебника пишут: "В демократическом государстве регулярно на конкурентной основе проводятся выборы в органы государственной власти и местного самоуправления. Это обеспечивает периодическую сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчётность избирателям" (стр. 14-15). Из этого следует логичный вывод, что государство, лишённое "периодической сменяемости" органов власти, не является демократическим. В учебнике приводятся признаки авторитарного режима: государство жёстко контролирует политическую жизнь общества; права и свободы граждан существенно ограничены, особенно в политической сфере; правящая партия огосударствлена; деятельность оппозиции ограничена жёсткими рамками; в экономике имеется мощный государственный сектор (стр. 15). При этом авторы учебника заявляют, что "Российская Федерация представляет собой демократическое государство" (стр. 27).
Интересное замечание находим в параграфе "Участие граждан в политической жизни": "В ряде европейских стран установлены штрафы за неучастие в выборах избирателей, имеющих право голоса" (стр. 17). Видимо, кого-то в стране беспокоит политическая пассивность граждан, если даже в школьных учебниках начинают приводить подобные примеры.
Разбирая политические партии, авторы учебника приводят в качестве примера... ЛДПР, "бессменным председателем партии является Владимир Жириновский" (стр. 20, учебник напечатан в 2022 году). Почему-то авторы обошли стороной "Единую России" и КПРФ...
Во второй главе "Российское государство" упоминается о том, что Конституция Российской Федерации была "принята всенародным голосованием" (стр. 26), но умалчивается о том, как проходило это голосование, а также о событиях октября 1993 года. К слову, ранее авторы учебника приводят следующее определение политического экстремизма: "Под экстремизмом понимают приверженность в политике крайним взглядам и мерам, насильственным методам решения политических проблем" (стр. 18). События октября 1993 года - отличный пример, который и следовало бы привести. "Идеологи экстремизма, как правило, стремятся объяснить кризис деятельностью "врагов", "заговором определённых социальных сил" и обещают людям после устранения "врагов" или "заговора" быстрое преодоление трудностей, установление порядка и социальной обеспеченности. Эти обещания нереалистичны, но привлекательны, и некоторая часть граждан готова их поддержать" (стр. 19). Грозит ли России в ближайшем будущем политический экстремизм? Авторы учебника пишут: "Конституция провозглашает Россию социальным государством, внутренняя политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека" (стр. 27). Но почему же они не пишут: "Россия - социальное государство", почему социальным государством Россию лишь провозглашает Конституция?
Много внимания уделено вопросу приобретения гражданства Российской Федерации (стр. 30-31). Зачем-то российским школьникам нужно хорошо разбираться в этом вопросе. Причём ничего не сказано о трудовых мигрантах, наводняющих Россию: о них мимоходом упоминается лишь в конце учебника (стр. 81).
Следующий пассаж даёт возможность определить, насколько фундаментальными являются сообщаемые в учебнике сведения: "Одно и то же лицо не может занимать должность Президента России более двух сроков" (стр. 33). Учебник напечатан в 2022 году, и авторам пора его переписывать.
Вызывает недоумение такое заявление авторов: "Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно" (стр. 42). Где, когда и каким образом население формировало - даже не органы! - структуру органов?
Третья глава посвящена культурно-информационной среде. Школьникам рассказывается о разновидностях культуры: народной, массовой и элитарной. Последняя "рассчитана на узкий круг потребителей" (стр. 49). Авторы не приводят примеров того, что конкретно относится к последней. Однако сам язык - "потребители культуры" - выдаёт духовный уровень авторов.
Рассуждая об образовании, авторы учебника внушают школьникам, что нужно постоянно приобретать новые навыки: "Современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения, а быстро совершенствующаяся техника и технологии требуют непрерывного повышения квалификации работника" (стр. 54). Авторы не уточняют, что этот процесс должен длиться всю жизнь. Об этом сказано лишь в последней главе, где рассматриваются идеи американского социолога Тоффлера: "В качестве стратегии выживания учёный рассматривает перестройку системы образования, переход от воспроизведения прошлого к индивидуальной подготовке человека к будущему на протяжении всей его жизни" (стр. 77).
"Важной чертой современного образования также является его информатизация. Широко используются возможности дистанционного обучения с помощью интернет-технологий, цифровые образовательные ресурсы" (стр. 54). То есть всё то, что ужасало родителей в 2020 году, стало "важной чертой современного образования".
Любопытно отношение авторов учебника к религии. Разбор мировых религий начинается с буддизма, а не с христианства или православия, традиционного для большинства населения России. Об иудаизме в учебнике не упоминается, зато рядом с абзацами о христианстве имеется вставка о вере в существование Деда Мороза и Снегурочки (стр. 59-60).
Угрозы и опасность, которые интернет-технологии несут каждому человеку, представлены как нечто само собой разумеющееся. "С современным смартфоном и высокоскоростной связью у многих пользователей нет необходимости использовать стационарный компьютер. Интересно, что компьютер не нужен и как хранилище информации - все необходимые файлы могут быть размещены в облачных хранилищах данных и доступны пользователю в любой момент времени в любой точке планеты. Однако определённые риски для пользователей связаны с тем, что все их личные данные (переписка, фотографии, личные файлы и др.) сосредоточены в нескольких крупнейших компаниях, владеющих облачными хранилищами и сервисами: как и кем будет использована эта частная информация, неизвестно" (стр. 64). Выходит, кражи личных данных следует воспринимать не как преступление, а как неизбежные издержки, то есть относиться к этому философски.
"Открытость информации в Интернете меняет отношение людей к приватности частной жизни. Многие рассказывают о всех деталях своей повседневной жизни в социальных сетях, публикуют откровенные фотографии" (стр. 65). Думается, авторы учебника отлично понимают, на что толкают подростков. Отметим и "детали повседневной жизни".
Последнюю главу авторы начинают с воспевания глобализации: "Основой экономической глобализации является интернациональный капитал, сосредоточенный в транснациональных корпорациях, международных финансовых организациях" (стр. 54). Неожиданно авторы начинают откровенничать: "Транснациональные корпорации отстаивают свои интересы во взаимодействии с правительствами государств. При этом они используют даже силовые рычаги: санкции, экономическую блокаду, разжигание локальных вооружённых конфликтов, организацию военных переворотов и "цветных" революций" (стр. 71). Ресурсы транснациональных корпораций тратятся на научные исследования, на систему образования, а также на средства массовой информации: "Через них осуществляется массированное воздействие на сознание людей и общественное мнение" (стр. 71).
"Глобализация политической жизни проявляется в некотором ограничении суверенитета национальных государств и передаче части их полномочий международным организациям" (стр. 71). Ещё чуть-чуть - и учащиеся задумаются: а кто стоит за международными организациями? "Но есть страны, выступающие за независимость и особый путь развития. Именно эти страны нередко становятся объектами внешнего воздействия с целью насаждения унифицированных "демократических" ценностей" (стр. 71). Именно так: авторы взяли в кавычки слово "демократических", что резко контрастирует с восхвалением демократии в предыдущих главах. Нелегко усидеть на двух стульях, тем более что авторы, покритиковав транснациональные корпорации, обращаются к деятельности Римского клуба. Видимо, эта организация особенно близка авторам, потому что о ней и о её президенте А. Печчеи О. А. Котова и Т. Е. Лискова уже писали в учебнике "Обществознание. 6 класс". Обращаются авторы и к идеям Курцвейла (стр. 78-79), и к возможностям 3D-печати: "Как эта технология в ближайшие несколько десятилетий может повлиять на промышленное производство? Станут невостребованными целые отрасли промышленности, а возможно, отпадёт необходимость в крупных заводах и фабриках" (стр. 80). Что же касается работников, то для них становятся важными не столько профессиональные, сколько надпрофессиональные качества: системность мышления, клиентоориентированность, эффективная коммуникация (стр. 81-82).
Несомненно, авторы и дальше могли бы фантазировать о светлом будущем в развитом информационном обществе, но вот что касается современной российской культуры, они в качестве примера смогли назвать лишь... КВН (стр. 48). И если КВН - это всё, что нашлось сказать школьникам о современной российской культуре, то возникает вопрос: а какие есть основания полагать, что будущее будет светлым?