Махаев : другие произведения.

Фотограф Глебов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Юрий Глебов: "ФОТОГРАФИЯ -
ЭТО ТРЕПЕТНОЕ ОЖИДАНИЕ ЧУДА..."

  
   Сегодня на человека обрушивается мощный поток визуальных впечатлений. Никто, наверное, не станет спорить с тем, что в XXI веке визуальная среда стала домини-
рующим видом чувственного восприятия. Увеличилась зрительная восприимчивость людей, особенно молодых. На особенности зрительного восприятия влияют бешенный ритм жизни, скорости перемещения в пространстве. Зрительные образы лежат в основе большинства современных коммуникационных систем. Их ко-
личество растет лавинообразно.
Психофизиологи говорят о новой способности зрения, появившейся в связи с развитием аудиови-
зуальных средств - кино, телевидения, видео, компьютера, интернета, рекламы, дизайна.
   Несмотря на то, что в прошлом у нас была, без всякого преувеличения, великая изобразительная культура, художественная классика, сегодня визуальная культура не развивается так же стремительно, как, например, техническая составляющая электронных СМИ. Особенно заметно это в удалении от столиц с их средой, перенасыщенной ви-
зуальным дизайном. В провинции испытывается острый визуальный голод. Задача профессионала - побороть зрительную неграмотность горожан, научить их читать визуальный художественный язык, черпать из этого источника вдохновения. Кроме того, необходимо выработать критическое отношение к визуальным образам: часто они противоречат сути предмета (например, в рекламе) или спрессованы до утраты смыла, ясных композиционных характеристик (в клипах).
   Не менее важным является вопрос, как зафиксировать образы
реальности - ускользающие мгновения нашей жизни. Каким останется зримый образ нашей эпохи, города, где мы живем, да и нас самих - зависит от того, кто создает визуальные образы, от профессионала, его чувства, мысли, мастерства. Об этом и о других тонкостях профессии мы говорим с известным саранским фотографом Юрием Глебовым.
   - Юрий, начнем с простого, житейского вопроса. Можно ли прожить в нашем провинциальном городе, занимаясь лишь фотографией?
   - Прожить можно, но при условии, если зарекомендовать себя делом, иметь имя и репутацию профессионала. Сегодня сложилась непростая ситуация: каждый имеющий в руках камеру считает себя фотографом. В конкуренции с дилетантами приходится выживать, профессионал вынужден находить дело, которое материально обеспечивает сносную жизнь и оставляет возможность заниматься творчеством. Бывает тяжело, потому что у нас совершенно иные мерки, чем в столице, да и отношение к фотоискусству в провинции несколько иное.
   - Ну, а если помечтать... Если бы не приходилось зарабатывать на жизнь, чем бы тебе как фотохудожнику хотелось заниматься?
   - Раньше фотография не являлась моей профессией, поэтому я старался заниматься ей как искусством, это было мое любимое дело. И сейчас, естественно, хочется заниматься творческой работой, которая приносила бы эстетическое и моральное удовле-
творение. У меня есть интересные, но пока нереализованные задумки. Все дело в том, что рутинная работа отнимает много времени! К сожалению, мысли, воображение, вообще все усилия направлены не на разработку какого-то художественного проекта, а совершенно в другую сторону. В этом и сложность профессии, и беда фотографа. А мечта у меня, конечно, есть. Хочу сделать хорошую, "плотную", многожанровую книгу. Я собрал бы в нее все, начиная со старых черно-белых фотографий прошлых лет, когда я занимался формотворчеством - пейзажики, коллажики, до работ сегодняшнего дня, когда я делаю репортажные снимки и другие крупные проекты. Дай Бог, если такая фотокнига когда-нибудь получится. Конечно, возможны и желательны мои персональные выставки. Если получится, сделаю и выставлю серию фоторабот по мордовским сказаниям, но это будут не натурные снимки, а оригинальное цифровое формотворчество.
   - Сегодня в арсенале фотографа цифровая камера, компьютер. Намного проще стало обрабатывать, хранить и тиражировать снимки. Но даже профессионал не сразу может все это освоить на 100%, так сложна современная фототехника.
   - Фототехника пошла семимильными шагами вперед, но только суперпрофессиональные камеры достигают качества хороших пленочных камер. Конечно, работая с цифровой техникой, результат съемки можно вычислить намного быстрее, чем снимая на пленку и вручную печатая. Но быстрая техника - это лишь одно слагаемое успеха. На 70-80% - это все те же голова и руки фотографа. Так было и будет всегда: и сегодня, когда я работаю на профессиональной цифровой технике, и двадцать пять лет назад, когда я только начинал.
   - А давай перенесемся в те далекие годы, когда ты только начинал. Юрий, с чего началось твое увлечение фотографией?
   - В первый раз я взял фотокамеру "Смена 8 М" в школе, классе в третьем-четвертом. В совет-
ские времена почти все дети ходили в кружки, и я ходил в фотокружок Саранского дворца пионеров. Но осознанно фотографией я стал заниматься на пятом курсе университета. Конечно, в постижении фотографического искусства помогали специальные журналы - но они были в большом дефиците, кроме "Советского фото". Когда в руки попадались чешские журналы, это был величайший праздник. Общение для фотографа значит очень много, поэтому в 70-80-е годы было очень развито фотоклубное движение. В Саранске огромную роль сыграл Республиканский научно-методический центр, при котором в 80-е годы работал фотоклуб. Его костяк составляли
10-12 человек, которые, кстати говоря, до сих пор профессионально занимаются фотографией, работают в наших газетах и журналах. Научно-методический центр оказывал хорошую финансовую поддержку, мы часто выезжали в разные города и веси с выставками и для участия в семинарах. Вот это было здорово! Именно в фотоклубе я почувствовал себя фотохудожником. В те времена чтобы сделать хорошую черно-белую фотографию, нужно было много работать руками и много думать. С проявкой и печатью было много мороки. Но при этом тебя посещало трепетное ожидание чуда. Именно поэтому я с удовольствием вспоминаю то время.
   - Но все-таки фотография оставалась хобби, а "настоящую" профессию и диплом нужно было получить в университете?
   - После окончания школы у меня были разнонаправленные желания, увлечение физикой и иностранными языками. Решающую роль сыграло то, что моя сестра окончила иняз, и в итоге я получил такую же специальность, как у нее - переводчика французского языка. Абсолютно не жалею об этом. После окончания Мордовского университета я 12 лет преподавал там же и в гимназии N12, которая специализируется на изучении иностранных языков. В годы ломки социалистического государства пришлось поработать в коммерции. А потом Валерий Маресьев, в ту пору главный редактор газеты "Вечерний Саранск", пригласил меня в редакцию в качестве фотографа. В газете я работаю уже более 10 лет. Стало быть, столько же я тружусь в этой профессии, но сколько лет я работаю профессионально - это уже другой, более сложный вопрос, на который я ответить не берусь.
   - Юрий, в каких жанрах ты работаешь, что предпочитаешь?
   - Фотограф развивается как личность, меняются его взгляды, так как меняется окружающий его мир. Разумеется, на меня сильно повлияла работа в газете, до нее я увлекался пейзажем и портретом, а потом стала превалировать социальная тематика. Сегодня для меня привлекательней, все-таки, репортаж, постановочные снимки, а также цифровое формотворчество. Для меня это очень интересно, а от традиционного пейзажа я отошел. Приходится работать в разных жанрах. Честно говоря, нет у меня и самой "ценной" фотографии. Есть удачные, а есть и неудачные серии фотографий. Также как есть творчески более счастливые и менее счастливые годы. Например, считаю, что отлично получилась черно-белая серия большеформатных фотопейзажей озера Инерка, над которыми я работал месяца три-четыре. Из последних серий - это джаз-фестиваль и Малая спортивная олимпиада, которые прошли в Саранске.
   - В последние годы роль фотографа в журналистике возросла. Несколько лет назад вообще произошла странная вещь: фотографии, которые публикуются в журналах и газетах, увеличились до гигантских размеров, а текст резко сократился. По такому пути пошла даже такая аналитическая, "словесная" газета, как "Ex libris". Газета превратилась в плакат со словесными комментариями. Поэтому сейчас от фотожурналиста требуются эффектные, предельно выразительные и детально проработанные фотографии.
   - Фотографу приходится работать не только на газету, но и на другие издания. Репортаж может плавно перерасти в серию творческих работ, в портретную серию, например. Для меня интересно, когда все это собирается вместе. Далеко не всегда от фотографа требуются острые снимки. Пора жестких репортажей прошла в 90-е годы. Сейчас всплесков социальных и криминальных тем уже мало, в художественной фотографии все это, конечно, возможно, но не в повседневной журналистской работе.
   - Шокировать кого-то фотоснимком уже трудно, это правда, потому что за полтора десятилетия все насмотрелись кошмаров до такой степени, что уже не различают реальную жизнь и криминальный сериал. Но читатель и зритель все равно ждет от фотографа чего-то оригинального. Даже снимая высокопоставленное лицо, требуется не официальное тщательно отретушированное фото, а необычный жест, выразительный взгляд.
   - Искать фотографу, конечно, надо всегда. Интересный ракурс съемки или точно найденный жест покажет с новой грани всем известную личность, раскроет его индивидуальную экспрессию. Но нельзя же при этом превращаться в папарацци, не показывать же ковыряние в носу! Вот это никак нельзя назвать оригинальностью. Настоящая фотография - это личный взгляд художника на то, что его окружает. Среди наших фотографов есть художники со своим взглядом на человека, события, вообще, на жизнь в целом.
   - Кого из саранских фотографов ты бы выделил?
   - Я выделяю среди наших авторов тех, кто имеет свой оригинальный взгляд. Их немного: во-первых, мой друг Валерий Ручин, который великолепно работает в жанре натюрморта. Николай Каранов, автор шикарных пейзажей, занимается он и макросъемкой. Николай работает в "Известиях Мордовии", поэтому ему зачастую просто не хватает времени поработать с пейзажами. Бывший фотограф газеты "Столица С" Стас Красильников, он уехал из Саранска и сейчас работает в ИТАР-ТАСС. Он автор эффектных репортажей - вот кто действительно имеет неповторимый взгляд на людей и житейские ситуации. Андрей Кондратьев снимает отличные спортивные фото, в основном, футбол.
   - Каких композиционных, образных законов ты придерживаешься? Они ведь разные: давно сложились законы классического изобразительного искусства; художественный язык фотографии и кино сформировался в XX веке; языки видео и компьютерного искусства создаются сегодня у нас на глазах.
   - Когда я начинал заниматься фотографией, то много смотрел живописных работ. А когда занимался французским языком, то моими любимыми художниками были, разумеется, французские импрессионисты - Клод Монэ, Огюст Ренуар. Очень интересно анализировать, как повлияла фотография на импрессионистов и наоборот. Фотография ведь поначалу ориентировалась на академическую живопись. А импрессионисты взяли от фото непосредственность, диагональность композиций, выразительность движения, выходящего за рамки картины. "Чистая" фотография основывается на законах классического изобразительного искусства. Когда я снимаю, у меня, как правило, уже есть какие-то зарисовки. В воображении я уже нарисовал кадр, в котором будет движение и законченная по цвету и свету композиция. Есть, конечно, сложившиеся законы построения фотографической композиции. Но, как и любое искусство, фотография - это субъективное искусство. Одну и ту же фотографию можно воспринимать по-разному. Когда мы ездили на семинары, как-то были в Подольском фотоклубе. Комиссия рассматривала выставленные снимки, подбирала профессиональные критерии и оценивала работы. Но мне запомнилось высказывание одного молодого человека из Свердловска. Он сказал, что может аргументированно похвалить каждую фотографию, а потом так же аргументированно их же обругать. Тогда это показалось странным, чересчур субъективным, а сегодня я с ним полностью согласен.
   - А когда ты смотришь кинофильм, следишь за работой оператора? Ты вообще любишь кино как зрелище?
   - Очень! Конечно, работа кинооператора и фотографа отличаются. Но не зря на оператор-
ских факультетах преподается фотография как базовая творческая дисциплина. Сначала постигаются законы построения неподвижного фотоизображения - перспектива, световая и тональная разработка, а потом уже разрабатывается кинокадр в движении.
   - У тебя есть любимый, с точки зрения операторского искусства, художественный фильм?
   - Это фильм "Летят журавли" режиссера Михаила Калатозова, который снял великий советский кинооператор Сергей Урусев-
ский. Это супер! Какие там шикарные, великолепно проработанные крупные планы! Наши старые фильмы настолько были проработаны изобразительно, оператор-
ски, что многие из них являются крупными произведениями настоя-
щего, большого искусства. А сегодня в век компьютерной графики в кино подчас столько наворочают, что и оператора не видно.
   - Юрий, а тебе не кажется, что в современном визуальном искусстве, включая видео и компьютер, изображение в целом девальвировалось, оно перестало быть главной ценностью, ключевым объектом? Особенно в клипах, где все мелькает и ничего невозможно ухватить глазом, потому что нет ни живой фактуры, ни гармонии, ни внятного образа - как у того же Урусевского. Наверное, это происходит потому, что новомодные образы совершенно неадекватны реальности, по крайней мере, привычной реальности "старого, доброго времени".
   - Я не скажу, что такое наблюдается везде, во всех современных фильмах и клипах. Визуальное искусство присутствует и в них, но изображение стало совсем другим. Сегодня иное восприятие реальности, и зрелище иного качества. Например, в фильмах "экшн" доминирует захватывающее действие, но, конечно, это уже не те классические фильмы, которые я упомянул.
   - Сегодня появилась супер-техника, позволяющая снять все, что угодно, но, с другой стороны, родилась тенденция сознательно девальвировать, ухудшать изображение. В фотографии и кино появилась мода на бракованное изображение - искусственно поцарапанные, засвеченные, расфокусированные кадры. Выставляются крупноформатные фотографии, сделанные мобильными телефонами. Эта странная "грязная эстетика" затронула не только визуальное искусство. Аналогичная тенденция набрала обороты и в популярной музыке, пример тому - стиль "инди-рок", когда музыканты записываются в гаражах на бытовых магнитофонах, протестуя тем самым против высококачественно записанной коммерческой музыки. Это эстетическое опрощение, дезавуирование мастерства есть простое от технологии или отход от искусства вообще?
   - А вот этого я просто не понимаю. В таком случае, любой дилетант может сказать, что он большой художник, а кто-то даже воспринимает его как великого. На самом деле с художественной точки зрения это нонсенс. Недавно я видел в интернете новые работы одного из европейских мэтров фотографии. Так вот, они мало чем отличаются от моих юношеских работ, когда у меня были низкосортные отечественные материалы - пленка, бумага, химикаты. В этой тенденции я вижу нечто другое. Сегодня стильные цифровые фотографии имитируют классическое черно-белое фото. Они делаются под старые снимки на пленку, отпечатанные с крупным зерном, выцветшие от времени. И это оправданно, потому что черно-белая фотография - это классика, это раритет, к которому еще не раз будут возвращаться.
   -Думаю, ты согласишься с тем, что в эпоху бурного капиталистического развития стало больше объектов и тем для фотосъемки. Больше интересных лиц, оригинально одетых людей, красочных витрин, новой архитектуры, вообще больше ярких пятен. Появилась раскованность, даже артистичность, молодые люди придумывают какие-то немыслимые имиджи, связанные с субкультурами. Все это возбуждает фотографа. Советская власть ушла, прошло безвременье 90-х годов, и серость той эпохи исчезла.
   - Конечно, архитектура в нашем городе стала более интересной. В Саранске теперь есть что поснимать. Но и архитектурную тему надо разрабатывать серьезно. Как бы ни были красивы и привлекательны новые постройки, нельзя же снимать их просто "в лоб". Кроме того, и в городе, и в республике проходит немало интереснейших событий. Таких раньше никогда не было. Одно из них - это ежегодный международный джазовый фестиваль "Вейсэ-джаз". Вот где я с удовольствием поработал! Сегодня любой фотограф может найти для себя что-то интересное и близкое, в сфере культуры или спорта. А как
фотожурналист я убедился, что многие властные структуры стали более открытыми, у чиновников стало меньше запретов, сегодня уже не требуется неделю согласовывать съемку. Раз в обществе появилась открытость, значит, стало больше тем, над которыми можно работать. В этом я как фотограф вижу большое развитие. Но вот люди, сами люди... Они ведь не стали более глубокими, интересными, они всего лишь преобразились внешне - раскрепостились и ярко оделись. Я вспоминаю, как в начале августа 1991 года мне довелось присутствовать на торжественном переносе мощей преподобного Сарафима Саровского в Серафимо-Дивеевский монастырь. Какие же замечательные люди были вокруг, какие прекрасные были там лица! Той одухотворенности, той чистоты я с тех пор, к сожалению, уже почти не встречаю.
   - А массовый потребитель считает фотографию искусством? Или это лишь документ, фиксация какого-то важного момента жизни рядового горожанина - окончания школы, свадьбы, рождения ребенка?
   - Если фотограф относится к этому важному жизненному моменту, как достойному настоящего искусства, то снимок становится произведением. Более или менее внимательный, чуткий заказчик это не может не увидеть.
   - Я хочу выделить три серии твоих работ: "День Победы", "Спорт" и "Джаз".
   - В каждой из этих серий были неповторимые особенности съемки, и, конечно, все они были сделаны от души. Я люблю слушать джаз, и мне выпала возможность поработать на фестивале, вблизи понаблюдать игру и эмоции музыкантов мирового уровня. Многие привыкли видеть в игре джазменов, в их поведении на сцене взрывной темперамент, повышенную экспрессию, и для меня джаз, в первую очередь, это умиротворение и спокойствие. Поэтому на снимках я показал джазменов, полностью погруженных в музыку. Я старался выявить характер каждого музыканта, как творческой личности, живущей в абсолютной гармонии звуков. Для меня это стало самым главным в серии "Джаз".
   - В сериях "День Победы" и "Спорт" ты бесподобно показал всеобщее единение и личность на фоне сплоченного коллектива - убеленных сединами фронтовиков или молодых, красивых спортсменов.
   - И здесь были отличия в съемке и поисках сильного человече-
ского характера. В "Дне Победы" мне хотелось изобразить всенародный праздник, глубокие эмоции пожилых людей, благоговение молодежи и детей. Спортивные фотографии намного более динамичны, здесь все подчеркивает движение, стремление, рывок к цели. Мне было интересно наблюдать спортсменов за финишной чертой, когда выплескиваются все накопившиеся эмоции: они радуются, огорчаются, плачут. Все это надо было сдержать, сконцентрироваться для победы, и вот здесь все просто выплескиваются на тебя! Мне были очень интересны наши спортивные знаменитости в необычных ситуациях, например, известный борец Мишин вместе с тренером Таракановым в перерыв между схватками. И здесь оказалась намного важнее не красота тела, а сильные эмоции, вот они для меня очень интересны. Ну, и, конечно, всегда привлекает физическая красота спортсменов, праздничная красота спорта.
   - Я только что опубликовал книгу о Саранске советской эпохи, это большая подборка любительских фотографий с моими комментариями. Среди них много снимков советских праздников - демонстрации трудящихся на Советской площади. Я и в советские годы сторонился этих мероприятий, а сейчас вижу, насколько разобщены были люди, пришедшие исполнить этот мертвый ритуал. Я исключаю, конечно, 9 мая, святой для каждого человека праздник. Возвращаясь к твоим снимкам, поражаешься, насколько праздник Победы сегодня может сплотить людей, знающих войну лишь по кинофильмам. Ты показываешь единение людей, воодушевленных одним чувством. Наверное, это можно назвать соборностью, то есть то, что сегодня всем нам так не хватает. По твоим снимкам наши потомки будут судить о сегодняшнем времени, о тех событиях и людях, которые мы часто недооцениваем. Великое видится на расстоянии.
  
  

Беседовал Виктор Махаев

  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"