Артамонова : другие произведения.

Ужимки и прыжки

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 2.00*3  Ваша оценка:


Юлия АРТАМОНОВА

Ужимки и прыжки

  
   Последние несколько лет мир городских джунглей активно осваивается представителями новой техники передвижения - паркура. Сам термин можно перевести как "полоса препятствий". Наверное, многие видели молодых людей, по-кошачьи прыгающих с крыш домов и перелетающих через городские ограждения. Кто-то смотрит на это как на новую молодежную блажь, кто-то - как на серьезное увлечение, имеющее право быть.
   В мире асфальтированных дорог и кирпичных стен здравомыслящий человек знает, что следует передвигаться по определенным траекториям и соблюдать инструкции типа "По газонам не ходить", "Не влезай, опасно". Но теперь существует и другой взгляд. На стены можно залезть, через парапет перелететь, а от дома к дому ходить по крышам. Свободное перемещение, пространство города и его преодоление - в этом и заключается идея паркура.
   Человек с раннего детства стремится преодолевать какие-нибудь препятствия и границы. Поначалу это колыбель, из которой пытается выбраться ребенок, потом - границы его двора, за которые он выходит постигать еще неизведанный мир. Всех детей в детстве тянет лазить по деревьям, одних из-за того, что им нравится высота, другие желают преодолеть свои страхи. Вырастая, человек отдаляется от всего, с чем сталкивался в детстве, все его движения становятся более скованными, а свою скорость он показывает лишь в те моменты, когда с утра опаздывает на работу.
   Человек, живущий в городе, поневоле становится рабом случая и времени. Он ходит там, где есть дорога или нет забора на пути. Город ограничивает своих жителей, делает их менее подвижными, паркур же помогает проложить свой собственный путь.
   Волшебство города открывается паркуристу в те моменты, когда он несется мимо пешеходов, мимо проезжающих машин, через переулки, с легкостью преодолевая двух или трехметровый забор. У него нет колес или педалей, нет роликов и скейтборда под ногами, нет руля и сидения, есть только части тела, в которых он уверен, которые проверены, и только от них зависят все его возможности.
   Паркур трудно назвать видом спорта: в нем нет правил, судей и секундомеров, зато есть достаточное количество поклонников, чтобы говорить о паркуре как о новом для России экстремальном хобби. Работники ЖКХ воспринимают это явление как напасть и вместе с милицией буквально гоняют паркуристов с крыш. Но последние не сдаются, затвердив как девиз фразу: "Нет границ, есть только препятствия". Именно эту мысль 18 лет назад молодой француз по имени Давид Белль развил в философию, ставшую основой возникшей экстремальной дисциплины. Также паркуристы называют себя "трейсерами", то есть "прокладывающими дорогу".
   В паркуре соединились сразу несколько видов спорта: скалолазание, акробатика, легкая атлетика, восточные боевые искусства. Помимо достижения определенных результатов, хорошей физической формы, силы, ловкости, быстрой
реакции паркур предполагает еще и раскрепощение мысли. Наиболее важным является преодоление внутренних препятствий, таких, как страх, сомнение и привычка к движению по прямой линии. Творчество - ведущая мысль в паркуре. Вот высказывание одного из трейсеров на форуме, посвященном паркуру: "Ни одно движение, используе-
мое мной, не поддается четкой классификации, так как оно мое и только мое. Я рисую путь, я художник по бетону и асфальту, деревьям и скалам. Я не стремлюсь пробежать как можно быстрее, ибо ни с кем не соревнуюсь, я на тренировке, которая приносит мне удовольствие от осознания работы над собой. Развиваясь, я могу добавить более яркие мазки - эффектные движения, или более жесткие - резкость, ускорение, прорыв. И никакой из пройденных этапов не закончит мою картину, ибо она рисуется всю жизнь, изменяясь в характере и тонах".
   Если же говорить об истории паркура, то началась она с банального детского увлечения - десятилетний Давид Белль, как и все мальчишки, обожал лазить по деревьям, заборам и крышам. Кроме того, в городе была построена стена для тренировки скалолазов, на которой помимо привычных зацепов были еще выступы и туннели. Там Белль вместе с друзьями впервые попробовал свои силы в преодолении вертикальных препятствий. Когда они поняли, что уже достигли определенного мастерства, то решили создать команду. Команда состояла из девяти человек и называлась Yamakasi, что в переводе с одного из заирских наречий означает - "человек, сильный духом и телом", а на японском сленге - "хулиган".
   Через некоторое время команда обрела известность в Париже. Телевизионщики стали приглашать их участвовать в съемках клипов и рекламных роликов. Дело дошло до того, что парням сделали предложение выступать в трюковых эпизодах мюзикла "Notre Dame de Paris". Затем ими заинтересовался режиссер Люк Бессон и в 2001 году на экраны вышел фильм-экшн "Ямакаси, или Новые самураи". Правда, Давид Белль в фильме не снимался, потому что решил к тому времени покинуть свою команду. Тем временем картина Бессона произвела сильное впечатление не только на французскую молодежь, но и на экстремалов из других стран Европы. Люди стали проявлять активный интерес к личности, основавшей паркур и на еще одно предложение Бессона - сняться в главной роли в фильме о паркуре "13-й район" - Белль ответил согласием. В конце января 2004 года фильм вышел на экраны и сразу же стал культовым. После него стихийно образованные паркур-команды уже вовсю исследовали новые урбанистические объекты, пересекая города по вертикали и диагонали.
   Российские сорвиголовы тоже посмотрели фильмы Бессона. И многие из них всерьез "заболели" техникой паркура. Сначала они просто повторяли трюки, потом стали через интернет общаться с французскими коллегами, скачивать их видеоролики, изучать новые трюки. Стать трейсером не так уж и просто, одной физической подготовкой не обойтись. Настоящий поклонник паркура должен уметь отказаться от вредных привычек, например, от алкоголя, фаст-фуда и курения. Обязательно надо овладеть основными элементами техники: к ним относят опорные прыжки, сальто, кувырки и перекаты. Но прежде чем выполнять сложные трюки, следует научиться падать. Для того, чтобы правильно выполнить все сложные элементы паркура, трейсеру необходимо научиться управлять дыханием. Также в обязательный список входят упражнения на гибкость, на укрепление мышц, на выносливость, отжимания и всевозможные прыжки.
   Тренируются трейсеры круглый год: зимой в зале изнуряют себя аэробикой, йогой, каратэ, осваивают курс первой медицинской помощи, а летом занимаются на улице. Трейсеры должны быстро бегать, высоко и далеко прыгать, уметь оценивать местность с первого взгляда. Обычно тренировку начинают с бега и преодоления небольших препятствий: скамейки, перила, а потом переходят к более сложным элементам - бегают по стенам, прыгают с крыши на крышу.
   В России есть как профессиональные школы паркура (в основном, в крупных городах), так и многочисленные команды любителей. Причем среди трейсеров нередко встречаются и девушки - видимо, многим не дает покоя слава женщины-кошки, грациозно разгуливающей по крышам. Высокая опасность травматизма, как и в любом экстремальном виде спорта, охлаждает пыл многих новичков, но тех, кто распробовал паркур "на вкус" не останавливает даже призрак больничной койки. Переломы рук, ключиц, пальцев у начинающих здесь обычное дело.
   Для занятий паркуром, как утверждают трейсеры, не нужно совершенно никакой специальной экипировки. Сгодится любой спортивный костюм. Важно правильно подобрать обувь: кроссовки должны быть удобными, не стесняющими движение, подойдут и обычные, для бега. Можно купить с амортизаторами - чтобы они гасили удар при прыжках. Толстовки должны иметь длинные рукава, чтобы не поцарапать тело. Многие надевают перчатки и обматывают связки эластичным бинтом. Спе-
циальных защитных шлемов практически никто не носит. Зимой приходится платить за абонемент, чтобы иметь возможность позаниматься в зале, зато в остальное время весь город в вашем распоряжении. Правда, с местами для тренировок у паркуристов иногда возникают проблемы - нужно искать удобно расположенные для трюков крыши, парапеты, стены и желательно там, где малолюдно. В действиях трейсеров нет ничего противозаконного, но некоторые жители домов, возле которых проходят тренировки, создают им неприятности - посыпают крыши битым стеклом и отработанным мазутом. Если в Европе существуют специальные дома для любителей паркура и отработки трюков, то в России пока нигде ничего подобного не построено.
   Со стороны может показаться, что паркур - это погоня за экстримом, за острыми ощущениями на грани жизни и смерти, но сами трейсеры утверждают, что суть паркура заключается в умении использовать свои навыки, отталкиваясь от своих нынешних возможностей, ориентируясь только на себя и концентрируя внимание на своем собственном развитии. Человек, который занимается паркуром, стремится в первую очередь доказать свою готовность себе, а не получить дозу адреналина или выделиться из толпы.
   Кроме того, паркур в некоторой степени - это еще средство защиты и самообороны. Любой человек, сталкиваясь с вооруженным бандитом, даже будучи более сильным, имеет меньше шансов на успех в поединке. Но если он занимается паркуром, то получает возможность и навыки спасения из таких си-
туаций. Убегать - не позор. Ведь ты действуешь, а не проявляешь пассивность. По крайней мере, рисковать следует разумно, например, не делать это в ситуа-
циях, когда риск идет лишь ради того, чтобы удивить кого-то. Надо использовать свое умение во благо себе и другим. Основная опасность всегда кроется в выполнении трюка с целью поразить окружающих.
   Сейчас трудно сказать, какое будущее ждет паркур и его последователей. О массовом признании в настоящее время говорить не приходится - слишком много ограничений по возрасту и физическим возможностям. Да и основная часть общества неодобрительно рассматривает тот факт, что муниципальные здания или крыши жилых домов кто-то использует как трамплины и дорожные "вешки". В конце концов, не все заборы ставятся "просто так", и, прокладывая свой путь, стоит уважать право на част-
ную жизнь. Впрочем, российские паркуристы стараются не иметь неприятностей ни с обществом, ни с законом. А вот представителям МЧС, пожарным и милиции было бы неплохо наладить контакт с трейсерами и попытаться освоить их навыки и технику, которая действительно может оказать неоценимую услугу в экстремальной ситуации. Владение паркуром особенно значимо в тот момент, когда все зависит от скорости реакции, оценки обстановки и своих возможностей, умения быстрее других оказаться там, где необходима помощь. И тогда даже самый заядлый скептик согласится, что паркур - это не бессмысленные "ужимки и прыжки", а дисциплина, мобилизующая возможности человеческого тела и разума.
  
Оценка: 2.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"