Странник Стелла : другие произведения.

Традиционные тряпичные куклы Натальи Чепурновой

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Каждый раз, когда Наталья Чепурнова показывает своих кукол на выставках декоративно-прикладного искусства, посетители их с интересом рассматривают и непременно задают вопросы. И один из них волнует практически всех: а почему у кукол нет лица? И тогда мастерица начинает рассказывать о том, как создавалась в былые времена русская традиционная тряпичная кукла, какой смысл вкладывали в нее старые мастерицы и как сохраняются эти традиции, переходя из поколения в поколение. Познакомимся с автором этих кукол?
   Наталья Чепурнова []
  
  Наталья Чепурнова - дипломированный мастер. Она окончила с отличием Уральское училище прикладного искусства в Нижнем Тагиле и за дипломную работу из яшмы "Гарнитур на женский туалетный столик" получила бронзовую медаль ВДНХ СССР. А работу эту выполняла на Колыванском камнерезном заводе, что на Алтае.
  Надо сказать, что яшма - очень красивый, но самый твердый из поделочных камней и обрабатывается нелегко. Самым наглядным примером изделий из этого камня стала "Царица ваз", или Большая колыванская ваза, которая находится сегодня в Эрмитаже и признана самой большой вазой в мире - ее вес девятнадцать тонн. Изготовлена ваза из цельной каменной глыбы волнисто-зеленой яшмы на этом заводе еще в царские времена, куда тащили ее в одной упряжке 567 человек и 154 лошади. А сколько людей на протяжении многих лет трудились над обработкой и шлифовкой этой глыбы! Вот из такого камня и посчастливилось изготовить изделие для защиты своей дипломной работы Наталье Чепурновой.
  А позже была снова учеба - на искусствоведческом отделении Уральского государственного университета в Свердловске (ныне Екатеринбург) и работа более четверти века в музеях Петропавловска - Казахского и Омской области. Всегда были увлечения. В Петропавловске - не часто встречающейся вышивкой "русские швы", в Омске - керамикой, в Большеречье - традиционной куклой. Более девяти лет работы в музее-заповеднике "Старина Сибирская" заведующей отделом ремесел, затем историко-этнографического музея и картинной галереи были очень интересными и плодотворными. Главная задача мастеров в музее-заповеднике -возрождение и сохранение традиционных ремесел: ткачества, вышивки, вязания, росписи по дереву, изготовления традиционных кукол, а также поделок из бересты, лозы, глины, кованых изделий и т.д. Работая в просветительском учреждении, общаясь изо дня в день с ремесленниками, она еще больше полюбила декоративно-прикладное искусство и этнографию и, в первую очередь, традиционных тряпичных кукол.
  
  Русские народные куклы в традиционной культуре занимали особое место. Вплоть до середины ХХ века почти в каждой семье в деревне играли тряпичными куклами, что позволяло еще в детстве прожить жизненные ситуации из взрослой жизни. Традиционные славянские куклы - это уникальное явление, благодаря им можно узнавать старинные обряды и обычаи, изучать народные костюмы и традиции. И изготавливать такую куклу принято с добрыми помыслами, без суеты, в спокойном состоянии духа.
  Мысль о создании тряпичной куклы нашла воплощение, когда мастерица вышла на заслуженный отдых и приехала с мужем в Горячий Ключ Краснодарского края. И очень помогли в этом знания, полученные в училище и в университете, и опыт работы в музеях. Все это давно собралось воедино, вот только ждало своего звездного часа. Наталья Степановна с воодушевлением рассказывает о своих куклах:
  - Вот, посмотрите, эта кукла сделана традиционно, как и большинство, без иглы, на скрутках. А эти демонстрируют русский костюм. Девочка с лентой, а женщина в платке, нельзя, чтобы из-под платка была видна хоть одна волосинка. И выполнена, как самая распространенная в старину кукла Столбушка. Почему так называется? Да потому, что в основе этих кукол столбик, скрученный из ткани или веточка от дерева, или поленце. Семью из пяти кукол я назвала Семья синильщиков. Были в старину артели, которые красили холсты в синий цвет и наносили орнамент. Вот и у моих кукол есть фрагменты подобной ткани. У главы же семейства рубашка сшита из пестряди, так называется ткань с рисунком в виде пересекающихся линий, сотканная из цветных ниток на станке. Я стараюсь в таких куклах и сохранить крой традиционного костюма.
   Колядки []
  
  Есть у нашей собеседницы кукла Зерновушка - толстенькая, ладненькая. Для крестьянской семьи она имела важное значение, так как в ней сохранялась часть отборного зерна для будущего посева. Люди верили, что Зерновушка в доме - это залог хорошего урожая на следующий год. В основе куклы холщовый мешочек, набитый зерном или крупой, а она сама одета в женский наряд. Весной мешочек вскрывали и использовали зерно для посева, а осенью с нового урожая наполняли мешочек вновь. В пару Зерновушке делали Мужика-богача, плотно набитого зерном. Этих кукол можно было дарить на свадьбу с пожеланиями достатка и счастливой семейной жизни.
   Куклы Семья  []
  
  Ни один праздник, ни один обряд не обходился без традиционных кукол. Интересная, очень яркая кукла Веснянка, с длинной косой, украшенной цветными лентами. Такую мастерили девушки перед Пасхой, чтобы в праздник в кукольной подол положить яйцо, кулич и обменяться с подружками пасхальными подарками. А вот Благополучница, как и положено, с традиционным орнаментом, вышитым на счастье. Это обереговая , не игровая кукла, и поэтому мастерица относится к ее изготовлению более щепетильно. Скажем так: со злым умыслом таких кукол не существует, ведь для того они и безликие, чтобы не навредить человеку. А вот в то, что принесут в дом благополучие - в это верили практически все, потому и старались иметь в доме такую куклу. Или Кубышка-травница. Ее набивали целебными травами и больному домочадцу ставили в изголовье, стоило только помять куклу или выделить для нее местечко потеплее, как она начинала благоухать травяными ароматами.
  В старину общим в одежде были многослойность и простой покрой. Мужской костюм состоял из рубахи, портов, пояса. Главной обувью крестьян были лапти. Все ходили с покрытой головой, у девушек на голове могли быть лента или повязка. Мужние жены носили поневу/ юбку/, девушки - запону, сарафан, дети до 7 лет- длинные рубахи. Это и показала мастер в своих работах.
  Кукла Колядование. Это древний обычай хождения по домам с поздравительными песнями. В "святочное время" с 7 по 19 января пелись на Руси колядки. Молодежь и дети наряжались, ходили по дворам с большой звездой, славили Христа, пели колядки с пожеланиями благополучия, здоровья, хорошего урожая хозяевам дома. А за это получали пироги, пряники, сладости.
  Кукла По грибы, по ягоды... Маленькое дело лучше большого безделья. Девочек очень рано приучали к посильному труду, так с пяти-шести лет они должны были уметь прясть, помогать по дому, на огороде, присматривать за младшими сестрами, братьями, ухаживать за домашней птицей. В том возрасте волосы девочки заплетали в косу, поверх рубахи надевали сарафан. Начинался новый этап в ее жизни. Девочку обучали всем тем работам, которые положено выполнять крестьянской женщине.
  Кукла На прогулке. Не стоит думать, что крестьянские дети были лишены обычных детских радостей. Младшие играли в дочки-матери, сами плели для них косы, шили наряды и придумывали украшения. Сначала девочки шили одежки для кукол, а потом и для себя. В шесть-семь лет девочек обучали шить, вязать, прясть, готовить еду, нянчить детей, ухаживать за скотиной, т.е. всем тем работам, которые могут пригодиться им во взрослой жизни.
  Куклы На замужество и Манилка. Девушки на выданье делали кукол на счастливое замужество. Кукла отличалась длинной шеей с разноцветными воротничками, каждый из них символизировал качество, которое хочется видеть в будущем муже. Кукла делалась без рук, чтобы в замужестве было меньше тяжелой работы. У нее длинная коса и на переднике вышита пара птиц.
  Манилка - кукла для девушек, мечтающих встретить своего суженого. Она делалась на славянскую масленицу. Кукла была яркой, с атласными лентами на руках, которыми она приманивала женихов. Кукол ставили на окно и ждали сватов.
   Кукла Семья- вечная тема любви, верности, материнства, семейного счастья. Это самое дорогое, что есть в жизни у каждого человека
  Наталья Степановна может часами рассказывать о своих куклах и сожалеет только о том, что традиции наших предков стали забываться, а в них заключены опыт и мудрость народа. Она с удовольствием делится накопленными знаниями с другими людьми и готова давать мастер- классы.
   Мастер со своими работами на выставке декоративно-прикладного искусства []
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"