Странник Стелла: другие произведения.

Гармония из античного родника - 2

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:

  "В ОДНУ РЕКУ НЕЛЬЗЯ ВОЙТИ ДВАЖДЫ..."
  В стране Аркадии с вершины Гармо Пика стекали мелодичные звуки, закрученные в волны. Внизу, у подножия горы, проходил странный странник. В одной руке он держал огромный факел, и блики пламени то вспыхивали, то угасали, в другой - огромный посох. Странник опустил посох в стекающие с вершины горы волны и произнес: "В одну реку нельзя войти дважды..."
  ***
  Странным странником был древнегреческий философ Гераклит. Огромным факелом, который он нес, был мировой огонь - первоначало всего сущего. Гераклит считал его также душой и разумом (логосом).
  - Он мерами вспыхивает и мерами угасает, - говорил он, - путем сгущения из огня возникают все вещи, путем разрежения в него возвращаются.
  Именно Гераклит первым высказал идею непрерывного изменения, становления: "все течет", "в одну реку нельзя войти дважды". Вся его философия основана на учении о гармонии, а гармония в его понимании - это внутреннее единство, согласованность, уравновешенность противоположностей, составляющих целое.
  Понимание гармонии Гераклитом было основано на идее совпадения противоположностей, на диалектике единства и множества. Гармония у Гераклита возникает через борьбу противоположностей: "Расходящееся сходится, и из различного образуется прекраснейшая гармония, и все возникает через вражду". Без борьбы нет гармонии, точно так же без гармонии нет борьбы. И вот здесь понимание гармонии в корне отличается от мнения Гомера, который в Илиаде" хотел изгнать "вражду из среды богов и людей". Гераклит же утверждает, что без борьбы исчезла бы и сама гармония, а в таком случае и все исчезло бы.
  Учение Гераклита отличается и от пифагорейской эстетики, где диалектика гармонии понималась еще формально и схематично. Гармония у Гераклита создается не числами и не смещением отдельных частей тела. Она представляет саму вещь в ее целостности и диалектическом тождестве с другими вещами.
  Вот что пишет в своем исследовании о противоположности гераклитовского и пифагорейского понимания гармонии А.Ф.Лосев: "Космос у Гераклита и есть этот вечный хаос бурлящих противоположностей. У Гераклита еще ничем не нарушена трагически-мифическая основа античного мироощущения. Тут дана вечно тревожная, все определяющая музыка бытия... Гармония как "единство в многообразии", как "единство противоположностей" тут дана еще на ложе богатой и чувственной плоти языческого стихийного космоса и неотделима от него. Но мысль философа уже столкнулась с этим принципом и твердо фиксирует его, хотя пока еще в полумифологическом виде. В пифагорействе это выражено более формально, в гераклитизме это более сочно, более густо".
  В эстетике Гераклита на первом плане стоит онтологическое, то есть, основанное на метафизическом учении о бытии, понимание гармонии. Гармония присуща прежде всего объективному миру вещей, самому космосу. Она присуща и природе искусства. Когда Гераклит хочет наиболее емко и полно раскрыть природу гармонии, он обращается именно к искусству. Лучше всего гармонию космоса иллюстрирует у Гераклита образ лиры, в которой различно натянутые струны создают великолепное созвучие.
  И все же эстетика Гераклита не сводится только к онтологическому пониманию гармонии. Эта категория обладает у него и целостным значением, в ней присутствует момент оценки. Особенно ярко это выражено в учении о двух видах гармонии - "скрытой" и "явной". Интересно, что Гераклит особенно содержательной, а следовательно, эстетически ценной считал скрытую гармонию. "Скрытая гармония сильнее явной", - писал он. Именно космос как высшая и совершенная красота представляет собой "скрытую" гармонию. Ведь только на первый взгляд мир представляется хаосом, "кучей сору, рассыпанного наудачу". На самом деле за игрой стихий и случайностей скрывается "прекраснейшая гармония". В этой гармонии есть свои ступени красоты, определенная шкала ценностей. Вот выдержки из нескольких текстов Гераклита. "У бога все прекрасно, хорошо, справедливо; люди же считают одно справедливым, другое несправедливым". "Мудрейший из людей по сравнению с богом кажется обезьяной и по мудрости, и по красоте, и по всем прочем". "Самая прекрасная обезьяна безобразна по сравнению с родом людей". То есть у Гераклита красота богов, красота человека и красота животных представляли собой три различные ступени красоты, которые он оценивал совершенно различно.
  Одна и та же вещь может быть прекрасна и безобразна. Все зависит от того, насколько хорошо она отвечает своему назначению. В этом смысле навозная корзина - прекрасный предмет, если она хорошо соответствует своему назначению, а золотой щит окажется безобразным, если он плохо отвечает своему назначению. Такими приемами иронической диалектики пользовался еще один древнегреческий философ, ставший для последующих поколений воплощением идеала мудреца. Но об этом -наш следующий рассказ. А пока...
  ***
  Странник с посохом поднял свой факел выше и помахал им. Волны живительной влаги подкрадывались к его сандалиям и с шумом убегали назад. Наконец из-за горизонта показалась могучая фигура нового героя. Он был облачен в плащ грязно-черного цвета, такие обычно носят рабы, и уверенно наступал босыми ступнями на гладкие речные гальки у подножия горы. Странник с посохом еще раз помахал босому человеку своим факелом, будто освещая ему дорогу в страну Аркадию, и ушел. А незнакомец, прислушиваясь к звукам, стекающим с горы Гармо Пик, начал вдруг насвистывать незнакомый мотив...
  
  МУДРОСТЬ СОКРАТА И ВЕРА ПЛАТОНА В БЕССМЕРТИЕ ПРЕКРАСНОГО.
  ...Наконец из-за горизонта показалась могучая фигура нового героя. Он был облачен в плащ грязно-черного цвета, такие обычно носят рабы, и уверенно наступал босыми ступнями на гладкие речные гальки у подножия горы. Странник с посохом еще раз помахал босому человеку своим факелом, будто освещая ему дорогу в страну Аркадию, и ушел. А незнакомец, прислушиваясь к звукам, стекающим с вершины Гармо Пик, начал вдруг насвистывать незнакомый мотив...
  ***
  Этот мотив был совершенно новым в античной эстетике. Он накладывал существенный отпечаток не только на понимание красоты, но и на представление о природе и назначении гармонии. Автором мотива был Сократ, древнегреческий философ, сын афинского каменотеса Софроникса и повитухи. Пожалуй, никогда в истории человечества не было более известного мудреца и философа, чем Сократ. Больше всего на свете он любил задавать вопросы, добродушные и в то же время каверзные, на которые никто не мог ответить. Тогда он сам отвечал на них, и говорил так убедительно, что многие сравнивали его с сатиром Марсием, который завораживал людей сладостной игрой на флейте.
  Сократ мог бы быть богатым, но жил в бедности, потому что не брал деньги со своих учеников. Он вел с ними диалог, причем сам никогда ничего не писал, его ученики записывали эти мысли. Философ, не унижая учеников, заставлял их спорить друг с другом, а потом доказывал их полное невежество в том, о чем они с такой уверенностью рассуждали. "Я знаю, что я ничего не знаю" - вот так главной добродетелью человека он считал разум, а настоящей мудростью - признание своего невежества.
  Что же нового внес Сократ в понятие гармонии? Гармония Сократа признавалась прекрасной не сама по себе, а лишь в отношении к чему-либо. Она уже не сводилась к физическим пропорциям, как у пифагорейцев. Напротив, доказывалось, что гармония может существовать и без точного соблюдения пропорций, если только непропорционально сделанная вещь будет соответствовать своей функции.
  В "Воспоминаниях о Сократе" Ксенофонта описывается разговор Сократа с ремесленником Пистием. Сократ спрашивает Пистия, как он будет делать панцирь для непропорционально сложенного человека, с соблюдением пропорции или нет.
  - Так как же ты делаешь, чтобы панцирь был по мерке человеку с непропорциональным сложением и в то же время был пропорциональным? - спросил Сократ.
  - Точно так же, как я делаю его по мерке, - отвечал Пистий, - панцирь по мерке и есть панцирь пропорциональный.
  - Пропорциональность ты понимаешь, по-видимому, не безотносительно, - сказал Сократ, - а по отношению к тому, кто носит панцирь.
  Сократ вводит в понимание гармонии момент относительности, целесообразности и функциональности. В отличие от пифагорейской эстетики гармония понимается им не как абсолютный, неизменный, поддающийся лишь созерцанию и математическому исчислению закон, а как соответствие цели, соотнесение пропорциональной или прекрасной вещи с ее функцией.Это был новый и очень важный мотив в понимании гармонии, который, начиная с этого времени, присутствовал во многих эстетических теориях античности.
  ***
   Незнакомец в плаще грязно-черного цвета продолжал насвистывать тот же мотив. Звуки, полные иронии и красноречия, навряд ли нравились аристократии, и тем более - правительству. А он стоял, не отворачиваясь от пронизывающего ветра, и перебирал в памяти прожитые годы. Их было 70. Так мало и много... Стоит только отказаться от своих убеждений, и жизнь будет сохранена. Но незнакомец в плаще не хотел от них отказываться. Он бросил взгляд на толпу, собравшуюся поглазеть на него, чудака, и остановил его на своем любимом ученике:
  - Я думаю, что все случившееся мне на благо, и, видимо, не правы те, кто думает, что смерть - это зло...
  Приговоренный к смерти, он спокойно ждал ее еще почти месяц, а потом бесстрашно выпил чашу с ядом.
  ... В тенистой роще у статуи мифического героя Академа его любимый ученик спорил с другими молодыми людьми о смысле жизни. Собрание людей, увлеченных научными занятиями, когда-нибудь назовут Академией. А пока...
  ***
  Новые идеи Сократа о гармонии наиболее ярко выразил его ученик Платон. Он подверг критике пифагорейское учение о душе как гармонии тела и выдвинул универсальное понимание гармонии, в одинаковой степени относящееся как к строению космоса, так и к нравственной, духовной жизни человека. Везде у него гармония является основой красоты. "Добро - прекрасно, - говорит Платон, - но нет ничего прекрасного без гармонии".
  Вот как вел рассуждение Платон. Если душа есть гармония, как утверждали пифагорейцы, а гармония может быть настроена по-разному, то значит и само бытие души как бы имеет разные степени, и, кроме того, данная настройка исключает всякую другую. Хотя можно сказать, что существуют разные виды гармонии, то значит, и существует разная "настроенность" души. Иными словами, Платон утверждает, что, если душа обладает гармонией, из этого не следует, что она сама по себе гармония.
  Гармония Платона проявляется в душе и в небе. А еще - в области нравственных качеств человека. Он называет гармонией и "целомудрие", и "справедливость". Под гармонией понимается соответствие внешнего и внутреннего, слова и дела. Хотя гармония у Платона состоит из смешения физических элементов, она не умирает вместе со смертью этих элементов: "... Гармония от настроенной лиры есть нечто невидимое и бестелесное, нечто прекрасное и божественное, а сама лира и струны суть тела, предметы телесные, сложные, составленные из земли и сродные смерти. Итак, что, если бы кто разбил лиру и перерезал либо изорвал струны, а другой стал бы доказывать, что та гармония не уничтожилась, но непременно существует? Ведь никак невозможно, чтобы лира с изорванными струнами и причастные к смерти струны еще существовали, а гармония, однородная с божественным и подобная бессмертному, погибла прежде смертного? Что, если бы кто-нибудь сказал, что гармония должна продолжать свое бытие, что прежде должны сгнить дерево и струны, чем испытает что-нибудь гармония?"
  Гармония невидима, бессмертна, прекрасна и божественна. Это и есть учение Платона о гармонии. Однако анализ этого учения не будет полным, если мы не обратимся к таким понятиям, как "мера", "симметрия", "соразмерность", в которых конкретизируется платоновское понимание гармонического. Говоря о "мере" у Платона, нужно иметь в виду, что это понятие выражалось у греков с помощью разных терминов. Наиболее распространенные из них: meros ("мера"), metrios ("умеренность"), emmetros ("размеренный"), symmetria ("соразмерность"), mesos ("середина", "центр"), mesotes ("центр", "центральность"). Но Платон говорит не только о космической мерности, он употребляет понятие меры применительно к человеческой жизни: "Для всего есть мера, у кого есть ум... для того мерою слушания рассуждений является целая жизнь" ("Государство").
  А вот еще один фрагмент, из "Федона", здесь Платон еще раз говорит о том, почему душа не может быть гармонией тела: "Тело наше как будто натянуто и держится теплотою и холодом, сухостью и влажностью и т.д.; а душа наша есть смешение и гармония этих начал, зависящая от хорошего и мерного соединения их между собой. Если душа есть гармония, то явно, что с непомерным (ametrios) ослаблением нашего тела или с его напряжением от болезней и прочих зол, она, несмотря на свою божественность, должна тотчас уничтожаться, подобно тому, как уничтожаются и другие гармонии, например, в звуках и во всех художественных произведениях".
  Действительно, платоновская концепция гармонии, основанная на учении своего учителя - Сократа, шире и богаче, чем пифагорейская. Он делает попытку связать гармонию с учением о любви, с такими понятиями, как "соразмерность", "мера", "размеренность", "симметрия". Вот здесь проявилось уже не количественное, а качественное, содержательное понимание гармонии.
  ***
  Стоявший рядом с памятником Академу юноша не сводил глаз со своего учителя. Он проникновенно слушал речь о бессмертии красоты, о невидимой божественной силе гармонии. Совсем скоро он тоже будет читать лекции во время прогулок, отчего его учебное заведение получит название Перипата, а слушатели будут именоваться перипатетиками, то есть прогуливающимися.
  ... Ласковый ветер развевал волосы юноши и словно одобрял его такие же светлые намерения. Юноша искал то, чего не нашел ни Сократ, ни Платон - золотую середину между двумя крайностями, или совершенство. Светлые локоны на висках закручивались под ветром в спиральки, вот так, наверное, и бежали его мысли - по спирали, выхватывая все самое ценное и оставляя в стороне пустое, никчемное. Верите ли, но юноша найдет эту середину, и даже две...
  
  
  ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА АРИСТОТЕЛЯ.
  ...Ласковый ветер развевал волосы юноши и словно одобрял его такие же светлые намерения. Юноша искал то, чего не нашел ни Сократ, ни Платон - золотую середину между двумя крайностями, или совершенство. Светлые локоны на висках закручивались в спиральки, вот так, наверное, и бежали его мысли - по спирали, выхватывая все самое ценное и оставляя пустое, никчемное. Верите ли, но юноша найдет эту середину, и даже две...
  ***
  Он был сыном придворного врача царя Филиппа Македонского и воспитателем Александра Македонского. Учеником Платона по Академии и основателем Лицея, своей философской перипатетической (от слова "перипатетики", то есть, прогуливающиеся) школы в Афинах. Он занимался философией, логикой, этикой, психологией, риторикой и поэтикой. Философа и ученого такого большого диапазона звали Аристотелем.
  Понимание гармонии Аристотелем можно назвать важным этапом в развитии античных представлений о гармонии. Прежде всего Аристотель критиковал пифагорейское учение о числовой гармонии. Это учение Аристотель находит слишком "упрощенным" и "поверхностным". В противоположность числовой и формальной гармонии пифагорейцев он развивал содержательное понимание гармонии, причем тесно сближал понятие гармонии и порядка. Вот что он пишет в "Физике": "Безразлично, говорить ли о гармоническом устройстве, порядке или составе; очевидно, что рассуждение одно и то же. Но ведь подобным образом возникают и дом, и статуя, и иное прочее; именно дом возникает из предметов, которые были не сложены, а разделены известным образом, а статуя и прочие оформленные предметы - из бесформенного состояния, и каждый из этих предметов представляет известный порядок или соединение".
  То есть в эстетике Аристотеля содержится глубокая мысль о том, что гармония представляет собой диалектику, взаимный переход порядка и беспорядка. Здесь же, в "Физике", он пишет: "Необходимо, чтобы все гармонично устроенное возникало из неустроенного и неустроенное из гармонично устроенного и чтобы гармонично устроенное исчезало в неустройстве, притом не в любом случайном, а в противоположном".
  Гармония у Аристотеля предполагает также наличие симметрии и соразмерности частей: "Живописец бы не позволил себе, чтобы у изображаемой им фигуры нога вышла больше, чем сколько позволяет симметрия, хотя бы через это она выигрывала в красоте. Равным образом строитель корабля не сделает руль или другую какую часть корабля в чрезмерно большом виде. Точно так же управитель хора не допустит, чтобы голос, который превосходит весь хор своею силою и изяществом, раздавался в хоре вместе с остальными голосами" ("Политика").
  Вот так Аристотель определяет гармонию посредством таких понятий, как "мера", "порядок", "величина", "симметрия". Но все же главным он считает понятие "середины" (mesotes) и применяет его абсолютно к любой области человеческой деятельности. По его мнению, некоторую середину представляет собой и добродетель: "Добродетель есть известного рода середина, поскольку она стремится к среднему" ("Никомахова этика"). Далее Аристотель называет всякую добродетель серединой между двумя крайностями: мужество - середина между трусостью и отвагой, крепость - середина между смиренностью и гневливостью, щедрость - середина между скупостью и расточительностью.
  "Середина", - считает Аристотель, - это избегание крайностей. Поэтому она означает нечто среднее между "избытком" и "недостатком" и в этом смысле представляет собой совершенство. Вот что еще он пишет в "Никамоховой этике": "Если всякая наука тем путем достигает хороших результатов, что имеет в виду середину и к этой середине направляет свои действия (поэтому-то обыкновенно и называют те результаты совершенными, от которых нельзя ничего ни отнять, ни прибавить, так как совершенство уничтожается избытком и недостатком, а сохраняется серединой) и если хорошие художники работают, как мы сказали, имея в виду середину, и если добродетель выше и лучше всякого искусства, то и она, точно так же как и природа, должна стремиться к середине".
  И вот здесь Аристотель различает два вида "середины": "середину по отношению к предмету и "середину" по отношению к нам. Под "серединой" самого предмета я разумею то, что равно отстоит от обоих концов, и она всегда одна и притом одна и та же во всех предметах. Серединой же по отношению к нам я называю то, что не дает ни излишка, ни недостатка, и эта середина не одна и не одна и та же для всех..."
  Если отнести это понимание "середины" к понятию гармония, то мы увидим у Аристотеля два типа гармонии: гармония как простая арифметическая пропорция и гармония как внутренняя мера предмета. Философ отдавал предпочтение второму типу гармонии и именно его он связывал с понятием совершенства и красоты.
  Понятие "середина" (mesotes) имеет большое значение в античной эстетике. Оно всречается и до Аристотеля, например, архаическая "середина" есть у Гомера, Гесиода, Солона, Фукидида, первых гномиков (это они отвергали все слишком большое и все слишком малое). Классическая "середина", то есть, научная и математически организованная, есть у Эмпедокла, Эсхила, Еврипида. Но именно Аристотель дал глубокое теоретическое выражение этой склонности античного эстетического сознания во всем находить "середину", "центр", "целое".
  Без понятия середины немыслимы античные учения о пропорции, мере, симметрии или о гармонии; немыслимо такое диалектическое объединение "беспредельного" и "предела", которое мы находим в античной философии очень часто, и прежде всего в платоновском "Филебе", немыслимо аристотелевское учение о добродетели как середине и равновесии между двумя крайностями; немыслимо демокритовское и эпикуровское учения о внутреннем покое личности.
  Так что, развивая концепцию гармонии как "середины", Аристотель выражал наиболее характерные принципы античного эстетического сознания.
  ***
  На самой вершине - Гармо Пике - сидела гарпия со сложенными за спиной птичьими крыльями и разглядывала в зеркальце свое восковое, с удивительно тонкой девичьей кожей, лицо. В другой руке гарпия держала гарпун. Казалось, еще мгновение, и она метнет его в гарну, уже поднимающуюся по склону...
  Гарпия резко расправила крылья, и они тяжелым черным крестом заслонили лучи солнца, отражающиеся на спиралевидных рогах гарны. Черный крест зловещим знаком нарисовался на ярко-голубом небе и словно повис на нем зловещим вопросом. По лицу гарны пробежала тень сомнения, губы скептически сжались... Гарпун словно разрезал на пласты пропитанный горьковато-пряным ароматом воздух. Он покушался на вековую красоту природы и на гармонию...
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"