Странник Стелла : другие произведения.

Гармония из античного родника - 2

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  "В ОДНУ РЕКУ НЕЛЬЗЯ ВОЙТИ ДВАЖДЫ..."
  В стране Аркадии с вершины Гармо Пика стекали мелодичные звуки, закрученные в волны. Внизу, у подножия горы, проходил странный странник. В одной руке он держал огромный факел, и блики пламени то вспыхивали, то угасали, в другой - огромный посох. Странник опустил посох в стекающие с вершины горы волны и произнес: "В одну реку нельзя войти дважды..."
  ***
  Странным странником был древнегреческий философ Гераклит. Огромным факелом, который он нес, был мировой огонь - первоначало всего сущего. Гераклит считал его также душой и разумом (логосом).
  - Он мерами вспыхивает и мерами угасает, - говорил он, - путем сгущения из огня возникают все вещи, путем разрежения в него возвращаются.
  Именно Гераклит первым высказал идею непрерывного изменения, становления: "все течет", "в одну реку нельзя войти дважды". Вся его философия основана на учении о гармонии, а гармония в его понимании - это внутреннее единство, согласованность, уравновешенность противоположностей, составляющих целое.
  Понимание гармонии Гераклитом было основано на идее совпадения противоположностей, на диалектике единства и множества. Гармония у Гераклита возникает через борьбу противоположностей: "Расходящееся сходится, и из различного образуется прекраснейшая гармония, и все возникает через вражду". Без борьбы нет гармонии, точно так же без гармонии нет борьбы. И вот здесь понимание гармонии в корне отличается от мнения Гомера, который в Илиаде" хотел изгнать "вражду из среды богов и людей". Гераклит же утверждает, что без борьбы исчезла бы и сама гармония, а в таком случае и все исчезло бы.
  Учение Гераклита отличается и от пифагорейской эстетики, где диалектика гармонии понималась еще формально и схематично. Гармония у Гераклита создается не числами и не смещением отдельных частей тела. Она представляет саму вещь в ее целостности и диалектическом тождестве с другими вещами.
  Вот что пишет в своем исследовании о противоположности гераклитовского и пифагорейского понимания гармонии А.Ф.Лосев: "Космос у Гераклита и есть этот вечный хаос бурлящих противоположностей. У Гераклита еще ничем не нарушена трагически-мифическая основа античного мироощущения. Тут дана вечно тревожная, все определяющая музыка бытия... Гармония как "единство в многообразии", как "единство противоположностей" тут дана еще на ложе богатой и чувственной плоти языческого стихийного космоса и неотделима от него. Но мысль философа уже столкнулась с этим принципом и твердо фиксирует его, хотя пока еще в полумифологическом виде. В пифагорействе это выражено более формально, в гераклитизме это более сочно, более густо".
  В эстетике Гераклита на первом плане стоит онтологическое, то есть, основанное на метафизическом учении о бытии, понимание гармонии. Гармония присуща прежде всего объективному миру вещей, самому космосу. Она присуща и природе искусства. Когда Гераклит хочет наиболее емко и полно раскрыть природу гармонии, он обращается именно к искусству. Лучше всего гармонию космоса иллюстрирует у Гераклита образ лиры, в которой различно натянутые струны создают великолепное созвучие.
  И все же эстетика Гераклита не сводится только к онтологическому пониманию гармонии. Эта категория обладает у него и целостным значением, в ней присутствует момент оценки. Особенно ярко это выражено в учении о двух видах гармонии - "скрытой" и "явной". Интересно, что Гераклит особенно содержательной, а следовательно, эстетически ценной считал скрытую гармонию. "Скрытая гармония сильнее явной", - писал он. Именно космос как высшая и совершенная красота представляет собой "скрытую" гармонию. Ведь только на первый взгляд мир представляется хаосом, "кучей сору, рассыпанного наудачу". На самом деле за игрой стихий и случайностей скрывается "прекраснейшая гармония". В этой гармонии есть свои ступени красоты, определенная шкала ценностей. Вот выдержки из нескольких текстов Гераклита. "У бога все прекрасно, хорошо, справедливо; люди же считают одно справедливым, другое несправедливым". "Мудрейший из людей по сравнению с богом кажется обезьяной и по мудрости, и по красоте, и по всем прочем". "Самая прекрасная обезьяна безобразна по сравнению с родом людей". То есть у Гераклита красота богов, красота человека и красота животных представляли собой три различные ступени красоты, которые он оценивал совершенно различно.
  Одна и та же вещь может быть прекрасна и безобразна. Все зависит от того, насколько хорошо она отвечает своему назначению. В этом смысле навозная корзина - прекрасный предмет, если она хорошо соответствует своему назначению, а золотой щит окажется безобразным, если он плохо отвечает своему назначению. Такими приемами иронической диалектики пользовался еще один древнегреческий философ, ставший для последующих поколений воплощением идеала мудреца. Но об этом -наш следующий рассказ. А пока...
  ***
  Странник с посохом поднял свой факел выше и помахал им. Волны живительной влаги подкрадывались к его сандалиям и с шумом убегали назад. Наконец из-за горизонта показалась могучая фигура нового героя. Он был облачен в плащ грязно-черного цвета, такие обычно носят рабы, и уверенно наступал босыми ступнями на гладкие речные гальки у подножия горы. Странник с посохом еще раз помахал босому человеку своим факелом, будто освещая ему дорогу в страну Аркадию, и ушел. А незнакомец, прислушиваясь к звукам, стекающим с горы Гармо Пик, начал вдруг насвистывать незнакомый мотив...
  
  МУДРОСТЬ СОКРАТА И ВЕРА ПЛАТОНА В БЕССМЕРТИЕ ПРЕКРАСНОГО.
  ...Наконец из-за горизонта показалась могучая фигура нового героя. Он был облачен в плащ грязно-черного цвета, такие обычно носят рабы, и уверенно наступал босыми ступнями на гладкие речные гальки у подножия горы. Странник с посохом еще раз помахал босому человеку своим факелом, будто освещая ему дорогу в страну Аркадию, и ушел. А незнакомец, прислушиваясь к звукам, стекающим с вершины Гармо Пик, начал вдруг насвистывать незнакомый мотив...
  ***
  Этот мотив был совершенно новым в античной эстетике. Он накладывал существенный отпечаток не только на понимание красоты, но и на представление о природе и назначении гармонии. Автором мотива был Сократ, древнегреческий философ, сын афинского каменотеса Софроникса и повитухи. Пожалуй, никогда в истории человечества не было более известного мудреца и философа, чем Сократ. Больше всего на свете он любил задавать вопросы, добродушные и в то же время каверзные, на которые никто не мог ответить. Тогда он сам отвечал на них, и говорил так убедительно, что многие сравнивали его с сатиром Марсием, который завораживал людей сладостной игрой на флейте.
  Сократ мог бы быть богатым, но жил в бедности, потому что не брал деньги со своих учеников. Он вел с ними диалог, причем сам никогда ничего не писал, его ученики записывали эти мысли. Философ, не унижая учеников, заставлял их спорить друг с другом, а потом доказывал их полное невежество в том, о чем они с такой уверенностью рассуждали. "Я знаю, что я ничего не знаю" - вот так главной добродетелью человека он считал разум, а настоящей мудростью - признание своего невежества.
  Что же нового внес Сократ в понятие гармонии? Гармония Сократа признавалась прекрасной не сама по себе, а лишь в отношении к чему-либо. Она уже не сводилась к физическим пропорциям, как у пифагорейцев. Напротив, доказывалось, что гармония может существовать и без точного соблюдения пропорций, если только непропорционально сделанная вещь будет соответствовать своей функции.
  В "Воспоминаниях о Сократе" Ксенофонта описывается разговор Сократа с ремесленником Пистием. Сократ спрашивает Пистия, как он будет делать панцирь для непропорционально сложенного человека, с соблюдением пропорции или нет.
  - Так как же ты делаешь, чтобы панцирь был по мерке человеку с непропорциональным сложением и в то же время был пропорциональным? - спросил Сократ.
  - Точно так же, как я делаю его по мерке, - отвечал Пистий, - панцирь по мерке и есть панцирь пропорциональный.
  - Пропорциональность ты понимаешь, по-видимому, не безотносительно, - сказал Сократ, - а по отношению к тому, кто носит панцирь.
  Сократ вводит в понимание гармонии момент относительности, целесообразности и функциональности. В отличие от пифагорейской эстетики гармония понимается им не как абсолютный, неизменный, поддающийся лишь созерцанию и математическому исчислению закон, а как соответствие цели, соотнесение пропорциональной или прекрасной вещи с ее функцией.Это был новый и очень важный мотив в понимании гармонии, который, начиная с этого времени, присутствовал во многих эстетических теориях античности.
  ***
   Незнакомец в плаще грязно-черного цвета продолжал насвистывать тот же мотив. Звуки, полные иронии и красноречия, навряд ли нравились аристократии, и тем более - правительству. А он стоял, не отворачиваясь от пронизывающего ветра, и перебирал в памяти прожитые годы. Их было 70. Так мало и много... Стоит только отказаться от своих убеждений, и жизнь будет сохранена. Но незнакомец в плаще не хотел от них отказываться. Он бросил взгляд на толпу, собравшуюся поглазеть на него, чудака, и остановил его на своем любимом ученике:
  - Я думаю, что все случившееся мне на благо, и, видимо, не правы те, кто думает, что смерть - это зло...
  Приговоренный к смерти, он спокойно ждал ее еще почти месяц, а потом бесстрашно выпил чашу с ядом.
  ... В тенистой роще у статуи мифического героя Академа его любимый ученик спорил с другими молодыми людьми о смысле жизни. Собрание людей, увлеченных научными занятиями, когда-нибудь назовут Академией. А пока...
  ***
  Новые идеи Сократа о гармонии наиболее ярко выразил его ученик Платон. Он подверг критике пифагорейское учение о душе как гармонии тела и выдвинул универсальное понимание гармонии, в одинаковой степени относящееся как к строению космоса, так и к нравственной, духовной жизни человека. Везде у него гармония является основой красоты. "Добро - прекрасно, - говорит Платон, - но нет ничего прекрасного без гармонии".
  Вот как вел рассуждение Платон. Если душа есть гармония, как утверждали пифагорейцы, а гармония может быть настроена по-разному, то значит и само бытие души как бы имеет разные степени, и, кроме того, данная настройка исключает всякую другую. Хотя можно сказать, что существуют разные виды гармонии, то значит, и существует разная "настроенность" души. Иными словами, Платон утверждает, что, если душа обладает гармонией, из этого не следует, что она сама по себе гармония.
  Гармония Платона проявляется в душе и в небе. А еще - в области нравственных качеств человека. Он называет гармонией и "целомудрие", и "справедливость". Под гармонией понимается соответствие внешнего и внутреннего, слова и дела. Хотя гармония у Платона состоит из смешения физических элементов, она не умирает вместе со смертью этих элементов: "... Гармония от настроенной лиры есть нечто невидимое и бестелесное, нечто прекрасное и божественное, а сама лира и струны суть тела, предметы телесные, сложные, составленные из земли и сродные смерти. Итак, что, если бы кто разбил лиру и перерезал либо изорвал струны, а другой стал бы доказывать, что та гармония не уничтожилась, но непременно существует? Ведь никак невозможно, чтобы лира с изорванными струнами и причастные к смерти струны еще существовали, а гармония, однородная с божественным и подобная бессмертному, погибла прежде смертного? Что, если бы кто-нибудь сказал, что гармония должна продолжать свое бытие, что прежде должны сгнить дерево и струны, чем испытает что-нибудь гармония?"
  Гармония невидима, бессмертна, прекрасна и божественна. Это и есть учение Платона о гармонии. Однако анализ этого учения не будет полным, если мы не обратимся к таким понятиям, как "мера", "симметрия", "соразмерность", в которых конкретизируется платоновское понимание гармонического. Говоря о "мере" у Платона, нужно иметь в виду, что это понятие выражалось у греков с помощью разных терминов. Наиболее распространенные из них: meros ("мера"), metrios ("умеренность"), emmetros ("размеренный"), symmetria ("соразмерность"), mesos ("середина", "центр"), mesotes ("центр", "центральность"). Но Платон говорит не только о космической мерности, он употребляет понятие меры применительно к человеческой жизни: "Для всего есть мера, у кого есть ум... для того мерою слушания рассуждений является целая жизнь" ("Государство").
  А вот еще один фрагмент, из "Федона", здесь Платон еще раз говорит о том, почему душа не может быть гармонией тела: "Тело наше как будто натянуто и держится теплотою и холодом, сухостью и влажностью и т.д.; а душа наша есть смешение и гармония этих начал, зависящая от хорошего и мерного соединения их между собой. Если душа есть гармония, то явно, что с непомерным (ametrios) ослаблением нашего тела или с его напряжением от болезней и прочих зол, она, несмотря на свою божественность, должна тотчас уничтожаться, подобно тому, как уничтожаются и другие гармонии, например, в звуках и во всех художественных произведениях".
  Действительно, платоновская концепция гармонии, основанная на учении своего учителя - Сократа, шире и богаче, чем пифагорейская. Он делает попытку связать гармонию с учением о любви, с такими понятиями, как "соразмерность", "мера", "размеренность", "симметрия". Вот здесь проявилось уже не количественное, а качественное, содержательное понимание гармонии.
  ***
  Стоявший рядом с памятником Академу юноша не сводил глаз со своего учителя. Он проникновенно слушал речь о бессмертии красоты, о невидимой божественной силе гармонии. Совсем скоро он тоже будет читать лекции во время прогулок, отчего его учебное заведение получит название Перипата, а слушатели будут именоваться перипатетиками, то есть прогуливающимися.
  ... Ласковый ветер развевал волосы юноши и словно одобрял его такие же светлые намерения. Юноша искал то, чего не нашел ни Сократ, ни Платон - золотую середину между двумя крайностями, или совершенство. Светлые локоны на висках закручивались под ветром в спиральки, вот так, наверное, и бежали его мысли - по спирали, выхватывая все самое ценное и оставляя в стороне пустое, никчемное. Верите ли, но юноша найдет эту середину, и даже две...
  
  
  ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА АРИСТОТЕЛЯ.
  ...Ласковый ветер развевал волосы юноши и словно одобрял его такие же светлые намерения. Юноша искал то, чего не нашел ни Сократ, ни Платон - золотую середину между двумя крайностями, или совершенство. Светлые локоны на висках закручивались в спиральки, вот так, наверное, и бежали его мысли - по спирали, выхватывая все самое ценное и оставляя пустое, никчемное. Верите ли, но юноша найдет эту середину, и даже две...
  ***
  Он был сыном придворного врача царя Филиппа Македонского и воспитателем Александра Македонского. Учеником Платона по Академии и основателем Лицея, своей философской перипатетической (от слова "перипатетики", то есть, прогуливающиеся) школы в Афинах. Он занимался философией, логикой, этикой, психологией, риторикой и поэтикой. Философа и ученого такого большого диапазона звали Аристотелем.
  Понимание гармонии Аристотелем можно назвать важным этапом в развитии античных представлений о гармонии. Прежде всего Аристотель критиковал пифагорейское учение о числовой гармонии. Это учение Аристотель находит слишком "упрощенным" и "поверхностным". В противоположность числовой и формальной гармонии пифагорейцев он развивал содержательное понимание гармонии, причем тесно сближал понятие гармонии и порядка. Вот что он пишет в "Физике": "Безразлично, говорить ли о гармоническом устройстве, порядке или составе; очевидно, что рассуждение одно и то же. Но ведь подобным образом возникают и дом, и статуя, и иное прочее; именно дом возникает из предметов, которые были не сложены, а разделены известным образом, а статуя и прочие оформленные предметы - из бесформенного состояния, и каждый из этих предметов представляет известный порядок или соединение".
  То есть в эстетике Аристотеля содержится глубокая мысль о том, что гармония представляет собой диалектику, взаимный переход порядка и беспорядка. Здесь же, в "Физике", он пишет: "Необходимо, чтобы все гармонично устроенное возникало из неустроенного и неустроенное из гармонично устроенного и чтобы гармонично устроенное исчезало в неустройстве, притом не в любом случайном, а в противоположном".
  Гармония у Аристотеля предполагает также наличие симметрии и соразмерности частей: "Живописец бы не позволил себе, чтобы у изображаемой им фигуры нога вышла больше, чем сколько позволяет симметрия, хотя бы через это она выигрывала в красоте. Равным образом строитель корабля не сделает руль или другую какую часть корабля в чрезмерно большом виде. Точно так же управитель хора не допустит, чтобы голос, который превосходит весь хор своею силою и изяществом, раздавался в хоре вместе с остальными голосами" ("Политика").
  Вот так Аристотель определяет гармонию посредством таких понятий, как "мера", "порядок", "величина", "симметрия". Но все же главным он считает понятие "середины" (mesotes) и применяет его абсолютно к любой области человеческой деятельности. По его мнению, некоторую середину представляет собой и добродетель: "Добродетель есть известного рода середина, поскольку она стремится к среднему" ("Никомахова этика"). Далее Аристотель называет всякую добродетель серединой между двумя крайностями: мужество - середина между трусостью и отвагой, крепость - середина между смиренностью и гневливостью, щедрость - середина между скупостью и расточительностью.
  "Середина", - считает Аристотель, - это избегание крайностей. Поэтому она означает нечто среднее между "избытком" и "недостатком" и в этом смысле представляет собой совершенство. Вот что еще он пишет в "Никамоховой этике": "Если всякая наука тем путем достигает хороших результатов, что имеет в виду середину и к этой середине направляет свои действия (поэтому-то обыкновенно и называют те результаты совершенными, от которых нельзя ничего ни отнять, ни прибавить, так как совершенство уничтожается избытком и недостатком, а сохраняется серединой) и если хорошие художники работают, как мы сказали, имея в виду середину, и если добродетель выше и лучше всякого искусства, то и она, точно так же как и природа, должна стремиться к середине".
  И вот здесь Аристотель различает два вида "середины": "середину по отношению к предмету и "середину" по отношению к нам. Под "серединой" самого предмета я разумею то, что равно отстоит от обоих концов, и она всегда одна и притом одна и та же во всех предметах. Серединой же по отношению к нам я называю то, что не дает ни излишка, ни недостатка, и эта середина не одна и не одна и та же для всех..."
  Если отнести это понимание "середины" к понятию гармония, то мы увидим у Аристотеля два типа гармонии: гармония как простая арифметическая пропорция и гармония как внутренняя мера предмета. Философ отдавал предпочтение второму типу гармонии и именно его он связывал с понятием совершенства и красоты.
  Понятие "середина" (mesotes) имеет большое значение в античной эстетике. Оно всречается и до Аристотеля, например, архаическая "середина" есть у Гомера, Гесиода, Солона, Фукидида, первых гномиков (это они отвергали все слишком большое и все слишком малое). Классическая "середина", то есть, научная и математически организованная, есть у Эмпедокла, Эсхила, Еврипида. Но именно Аристотель дал глубокое теоретическое выражение этой склонности античного эстетического сознания во всем находить "середину", "центр", "целое".
  Без понятия середины немыслимы античные учения о пропорции, мере, симметрии или о гармонии; немыслимо такое диалектическое объединение "беспредельного" и "предела", которое мы находим в античной философии очень часто, и прежде всего в платоновском "Филебе", немыслимо аристотелевское учение о добродетели как середине и равновесии между двумя крайностями; немыслимо демокритовское и эпикуровское учения о внутреннем покое личности.
  Так что, развивая концепцию гармонии как "середины", Аристотель выражал наиболее характерные принципы античного эстетического сознания.
  ***
  На самой вершине - Гармо Пике - сидела гарпия со сложенными за спиной птичьими крыльями и разглядывала в зеркальце свое восковое, с удивительно тонкой девичьей кожей, лицо. В другой руке гарпия держала гарпун. Казалось, еще мгновение, и она метнет его в гарну, уже поднимающуюся по склону...
  Гарпия резко расправила крылья, и они тяжелым черным крестом заслонили лучи солнца, отражающиеся на спиралевидных рогах гарны. Черный крест зловещим знаком нарисовался на ярко-голубом небе и словно повис на нем зловещим вопросом. По лицу гарны пробежала тень сомнения, губы скептически сжались... Гарпун словно разрезал на пласты пропитанный горьковато-пряным ароматом воздух. Он покушался на вековую красоту природы и на гармонию...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"