Странник Стелла : другие произведения.

Гармония из античного родника

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Из этого родника никогда не иссякает сила самого выразительного и самого емкого понятия слова "гармония" как эстетической категории.

  В НЕСБЫТОЧНОЙ СТРАНЕ АРКАДИИ.
  О ней я много думала последнее время, а чтобы понять еще глубже, открывала многие словари, вчитываясь в это очень древнее, но понятное слово. Понятное людям всех возрастов и социальных классов, независимо от того, на каком языке они говорят. Это слово - "гармония". Видимо, от избытка информации, мне приснился удивительный сон, в котором "ожили" значения других слов, стоявших рядом с ним в толковом словаре.
  ...У подножия горы паслась гарна. Она грациозно ступала на сочный зеленый ковер своими копытами и поднимала к небу круглые коричневые глаза. Длинные спирально закрученные рога ловили блики солнца, скатывающегося за пик горы. На самой вершине - Гармо Пике - сидела гарпия со сложенными за спиной птичьими крыльями и разглядывала в зеркальце свое словно восковое, с удивительно тонкой девичьей кожей, лицо. В другой руке гарпия держала гарпун. Казалось, еще мгновение, и она метнет его в гарну, уже поднимающуюся по склону...
   Гарпия с гарпуном на Гармо пике охотилась на гарну.
  Но в самый нужный момент я проснулась, и потому трагедии не произошло. Утром, которое было "мудренее" вечера, мне еще больше хотелось понять, почему далеко не все мои знакомые знают истинный смысл слова "гармония", иначе чем объяснить то, что они употребляют его в своей речи гораздо реже, чем наши предки? Что это за понятие такое и как оно развивается: по восходящей линии, по спиралевидным рогам гарны или же по каким-то другим, особым законам реального или иллюзорного мира?...
  - Не ранова-то ли рассуждать о гармонии, когда в мире столько зла и несправедливости? - спросит скептик. - Когда еще где-то на Земле проливается кровь мирных жителей и когда еще умирают от неизлечимых болезней дети... Когда кандалами на ногах висят социальные проблемы, а из-за отсутствия головного убора в голове гуляет ветер бездуховности... Не являются ли ваши рассуждения о гармонии праздными разговорами, возрождением легкомысленных утопий о какой-то несбыточной стране Аркадии?
  Действительно, античные представления о гармонии навряд ли будут актуальны в нашу бурную и динамичную эпоху. Впрочем, как не будут актуальны античные и более поздние - XVI-XVIII веков - представления о счастливой райской стране Аркадии с ее патриархальной простотой нравов. И все же давайте попробуем испить свежей воды из глубокого античного родника!
  ***
  Модернистская эстетика все чаще заявляет о том, что современное искусство далеко ушло от гармонии и поэтому стремится провозгласить хаос и дисгармонию новым принципом, новой категорией эстетики и искусства. Но даже самые последовательные модернисты не могут отрицать, что в современном обществе человек стоит перед дилеммой: либо признать себя бессильным перед противоречивостью и сложностью человеческого существования и объявить хаос главным принципом эстетики, либо попытаться гармонизировать хаос, найти себе место в усложнившемся мире человеческих ценностей познания.
  Итак, отбросим все сомнения и заглянем в советский энциклопедический словарь: "Гармония (греч.harmonia) - связь, стройность, соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В древнегреческой философии - организованность космоса, противостоящая хаосу..."
  В этом же словаре можно прочитать и о других понятиях гармонии. Например, гармония является выразительным средством музыки. Тона объединяются в созвучия, созвучия идут в последовательности в условиях лада. Гармонические функции проявляются в смене аккордов...
  В нем же - и о понятии "гармония сфер" (музыка сфер). Это античное учение, выдвинутое пифагореизмом и популярное вплоть до нового времени: космос - ряд небесных сфер (луна, солнце, пять планет, неподвижные звезды), каждая из которых при вращении издает свой музыкальный звук; расстояния между сферами и издаваемые ими звуки соответствуют гармоническим музыкальным интервалам.
  Есть теория гармонии интересов, изображающая капитализм как гармоническое общество, а в математике - гармоническая пропорция, гармоническая функция и гармонические колебания, гармонический анализ, гармонический ряд и гармоническое среднее.
  Но для нас, пожалуй, более близким является понятие гармонии как эстетической категории, ее связь с другими понятиями и категориями эстетики, прежде всего с такими, как прекрасное, пропорция, симметрия, ритм, мера, грация, целостность, единство в многообразии. Довольно часто в истории эти понятия служили синонимами понятия "гармония" или попросту с ним отождествлялись. Известный польский историк эстетики В.Татаркевич в своей "Истории эстетики" пишет: "Особенно в античности речь шла не о прекрасном, а о гармонии, о симметрии и об эвристике. И наоборот, использовалось слово "прекрасное", хотя речь шла о чем-то другом, нежели о том, что мы понимаем под этим выражением".
  Известно, что категория гармония имеет богатую историю. И в античную эпоху, и в средние века, и в эпоху Возрождения, и в новое время гармония считалась одной из центральных категорий эстетики. Она была тесно связана с философскими учениями о природе и космосе, о месте и значении человека в мире, о структуре художественного произведения, о характере и закономерностях эстетического познания, о природе прекрасного.
  В любом искусствоведческом анализе постоянно употребляются такие термины, как "гармония", "симметрия", "равновесие", "уравновешенность". Они совершенно необходимы при анализе произведения искусства, идет ли речь о "гармонии красок", или "уравновешенности композиции" в произведении живописи, симметрии частей в произведении скульптуры или архитектуры или о гармоническом развитии музыкальной темы. Так же и при характеристике восприятия или оценке произведения искусства, когда мы говорим о "целостности" или о "полноте" восприятия, единстве или контрасте художественных идей и образов. При анализе произведений искусства мы пользуемся такими терминами как "симметрия", "уравновешенность", "баланс", "полнота", "целостность", "единство", "простота", "сложность", "контраст". Но задумываемся ли мы о том, что все эти категории представляют собой модификацию одной из центральных эстетических категорий - гармонии?
  Если посмотреть еще глубже, используя лупу, хотите - микроскоп, можно увидеть в понятии "гармония" несколько слоев, несколько уровней значений, отличающихся друг от друга по мере и степени сложности.
  Самое простое элементарное, это чисто математическое понимание гармонии: равенство или соразмерность частей друг с другом или части с целым. Такое понимание принимало, как правило, математический вид и выражалось в виде определенных числовых пропорций. Математическое понимание гармонии фиксирует прежде всего количественную определенность гармонии, но оно не заключает в себе представления об эстетическом качестве гармонии, о ее выразительности, связи с красотой.
  Более глубокий смысл имеет эстетическая гармония. Именно вслед за пифагорейцами, сводящими гармонию к числовым пропорциям, Сократ, а затем Платон, ставят вопрос о связи гармонии с прекрасным, о ее способности выражать эстетические качества вещей и явлений. Она вызывает чувство непосредственного удовольствия, бескорыстного наслаждения, например, при восприятии красоты природы.
  И, наконец, художественная гармония. Тип гармонии, связанной с искусством. Архитектура, музыка, живопись... По сравнению с математической или эстетической здесь присутствует сложный тип гармонии. Он уже не сводится только к равновесию или упорядочению формальных элементов, но всегда предполагает объединение и взаимопереход полярных эстетических категорий: трагического и комического, возвышенного и низменного, драматического и лирического... То есть, художественная гармония не сводится к покою, абсолютному равновесию и незыблемому порядку. Гармония здесь достигается через нарушение покоя, через преодоление беспорядка и дисгармонии. Вспомните эстетику барокко или же романтическую эстетику XIX века...
  ***
  ...В стране Аркадии на самой вершине Памира - Гармо Пике - сидели гарпии с расправленными шелковистыми крыльями и играли на гармониях, скорее всего, даже на аккордеонах. Мелодичные звуки закручивались в волны и медленно стекали к подножию горы, где паслись гарны со спиралевидными рогами, на которых мерцали блики восходящего солнца... Воздух был пропитан сладким ароматом мяты, душицы и каких-то цветов, испускающих горьковато- пряный аромат. А на моих губах застыл привкус переспевшей вишни...
  Казалось, ничто не может нарушить эту идиллию...
  
  ДОЧЬ ЦВЕТКА И МЕЧА.
  В стране Аркадии, на самой вершине Гармо Пика, сидели гарпии с расправленными шелковистыми крыльями и играли на гармониях, это были даже аккордеоны. Мелодичные звуки закручивались в волны и медленно стекали к подножию горы, где паслись гарпии со спиралевидными рогами, на которых мерцали блики восходящего солнца. А в это время на Олимпе начинались приготовления к свадьбе Гармонии и Кадма, легендарного основателя Фив. Так решил сам Зевс. И потому никто не мог его ослушаться. Совсем скоро бог огня Гефест изготовит покрывало и ожерелье, и эти подарки боги преподнесут новобрачным...
  По всей округе воздух был пропитан сладким ароматом душистых трав, а на моих губах застыл привкус холодного металла. Я знала, что Гармония - дочь богини любви и красоты Афродиты и бога войны Ареса. Но почему? Это же союз двух полярностей!
  ***
  В античной, и прежде всего гомеровской мифологии слово "гармония" имеет разное значение. Это понятие выступает то неотделимо от вещей, то отделимо, то в качестве определенного физического феномена или морального принципа, то в виде социально-политической или даже космической целостности. А еще гармония выступает в утилитарном, практичном виде, не отличимом от вещей бытового характера или принципов практической деятельности. И только в античном мифе о Гармонии и Кадме гармония представлена в самом обобщенном виде. Что же касается соединения двух полярностей, то именно так в мифологическом сознании древних греков отразились коллективные представления о гармонии как порождении двух начал: красоты и борьбы, любви и войны. Потому и сделали они ее дочерью цветка и меча - Афродиты и Ареса. Вот почему порой кажется, что от слова "гармония" веет холодом, а само оно немного жестковато, с металлическим привкусом. Это - отцовские гены.
  Есть еще один миф, который отражает, хотя и в негативной форме, представления древних греков о гармонии. Это миф о Хаосе. Одно из первых упоминаний о хаосе найдем в "Теогонии" Гесиода. Здесь хаос изображается как некое мифологическое существо, наряду с Геей, Тартаром и Эросом. Хаос порождает Эреб и Ночь, а эти последние - Эфир и Гемеру - День. У Еврипида хаос означает пространство между землей и небом. А вот что пишет Аристофан в комедии "Птицы":
  "Был вначале Хаос,
  Ночь и черный Эреб,
  И бездонно зияющий Тартар,
  Но Земли еще не было, тверди небес еще не было".
  Здесь Хаос, наряду с Эребом, Ночью и Тартаром, изображается как одно из космических первоначал, которое существует до всякого бытия. Хаос порождает Эреба, а от Эреба и Ночи рождается мировое яйцо, из которого возникает Эрос. Из Эроса же происходят земля, небо, все боги и люди. Это первоначало характеризуется как нечто, не имеющее никакого качества, никакой определенности, и представляет собой пустоту, бесформенность, распыленность. Именно хаос выступает здесь как прямая противоположность гармонии, которая всегда означает качественную определенность, единство и оформленность расчлененного целого.
  Наверное, не случайно алкалоиду, который добавляют в лекарства, применяемые при нервных заболеваниях, дали название "гармин". Он помогает нормализовать, то есть гармонизировать психическое состояние больного: "собрать" разрозненные, расшатанные компоненты психики в единое органическое целое.
  Не сразу гармония стала самостоятельной эстетической категорией. Помните, у Гомера термин "гармония" в "Илиаде" означал "соглашение", "мир", "согласие" (Гектор хочет, чтобы боги были хранителями его "соглашения" с Ахиллом). В "Одиссее" слово "гармония" вообще употребляется в самом конкретном значении - "скрепы", "гвозди" (Одиссей, строя корабль, сбивает его "гвоздями" и "гармониями", то есть, скрепами).
  Впрочем, даже у самого термина "искусство" очень интересная история. Слово, выражающее у греков понятие искусства, тechne, имеет тот же корень, что и ticto - "рождаю", так что "искусство" по-гречески "порождение", или вещественное создание вещью из самой себя таких же, но уже новых, вещей. Еще больше говорит о вещественном понимании искусства в античности латинское слово ars , связанное с корнем ar , который есть, например, в греческом глаголе ararisco, что значит "то, что прилаживается, строится". Вот вам и "скрепы - гармонии"!
  То же самое происходит и с понятием красоты. В "Одиссее" она представляется в виде тончайшей, прозрачной светоносной материи. Как некая текучая сущность. Ее можно осязать, как песок или металл. Ее можно взять в руки и пользоваться как пудрой или красящим веществом - ароматизатором. Те струящиеся лучи и потоки красоты, которыми облекает Афина Паллада своих героев, есть, конечно, самое настоящее материальное и одновременно доведенное до идеала бытие.
  Именно в античной литературе рождается понятие о единстве внешней и внутренней красоты, физической и духовной. Поэтому античность так ценит красоту мысли, мудрости, поэтического вдохновения (музы вкладывают в поэтов вдохновение так же, как боги облекают героев внешней красотой лица и стана).
  Искусство и красота - неразрывны. Не случайно девять сестер-муз, дочерей Зевса - прекрасные и благородные богини, которые наделяют человека разумом, приятными речами, даром убеждения.
  Таким образом, уже в глубине античной мифологии (а "миф" по-гречески и значит "слово") возникают представления о гармонии и хаосе, которые постепенно становятся понятиями античной философии и эстетики.
  ***
  ...Арес резко натянул поводья и приостановил разгоряченного черного коня. Казалось, тот своим стремительным галопом рассекал ароматный воздух, струящийся с цветущих гор, и нес его с собой. Арес торопился. И вот она - заветная дверь дворца. Через полупрозрачную портьеру видно, как сладко спит Афродита, разбросав по подушкам длинные локоны. Арес отодвинул портьеру, и легкий аромат цветущего сада наполнил спальню. Арес вытащил из ножен меч и положил его в изголовье Афродиты. Нежные лепестки роз, ворвавшиеся вихрем, который всю дорогу летел за ним, закружились в воздухе и мягко опустились на меч.
  Со стороны Олимпа доносились сладостные звуки, будто бы там заиграл целый оркестр с небесным хором. Божественная мелодия наполняла жизнью каждый розовый лепесток. Скоро родится Гармония...
  
  МУЗЫКА СФЕР - САМЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ МОТИВ.
  Со стороны Олимпа доносились сладостные звуки, будто бы там заиграл целый оркестр с небесным хором. Божественная мелодия наполняла жизнью каждый розовый лепесток, упавший на меч Ареса. И вот богиня красоты Афродита родила дочь Гармонию.
  ***
  А в это время в Древней Греции возникают учения о гармонии. Одно из них принадлежит Пифагору и его школе. Понятие "гармония" пифагорейцы характеризовали такими качествами как истина, красота и симметрия: "Лжи же вовсе не принимает в себя природа числа и гармонии. Ибо (ложь) им чужда. Ложь и зависть присущи природе беспредельного, бессмысленного и неразумного". "Порядок и симметрия прекрасны и полезны, беспорядок же и асимметрия безобразны и вредны".
  Но самое интересное в пифагорейском учении - это то, что гармония имеет в нем числовое выражение, она органически связана с понятием числа. Пифагорейцы создали учение о созидательной сущности числа. Они считали математические элементы "элементами всего сущего" и уподобляли все вещи числам.
  Аристотель в "Метафизике" отмечает эту особенность пифагорейского учения: "Так называемые пифагорейцы, занявшись математическими науками, впервые двинули их вперед и, воспитавшись на них, стали считать их началами всех вещей... Так как, следовательно, все остальное явным образом уподоблялось числам по всему своему сущему, а числа занимали первое место во всей природе, элементы чисел они предположили элементами всех вещей и всю вселенную (признали) гармонией и числом".
  Применяя учение о числе к конструкции бытия, пифагорейцы получали пластичнейшую картину гармонично устроенного космоса. Числовая гармония создает общеантичное учение о космосе с симметрично расположенными и настроенными в определенный музыкальный числовой тон сферами. Не случайно они представляли мир в форме симметричных геометрических фигур: из куба, учит Пифагор, возникла земля, из пирамиды - огонь, из октаэдра - воздух, из икосаэдра - вода, из додекаэдра - сфера Вселенной, или эфир. Иными словами, пифагорейцы признавали, что форма мира должна быть гармонической.
  С этим было и связано и знаменитое учение о "гармонии сфер". Пифагор и его последователи считали, что движение светил вокруг центрального мирового огня создает чудесную музыку. Весь космос был гармонически устроенным и музыкально звучащим телом. "Солнце и системы планет звучат низкими басовыми и богатыми теноровыми тонами, тогда как ангельские расы поют серебряную дискантовую Божественную мелодию: октава за октавой, система за системой, возносятся звуки к самому трону божества - бесконечному и вечному источнику света, жизни и любви. Научимся же через науку о звездах настраивать души наши в созвучии с Божественной гармонией так, чтобы мы могли получить места в небесном хоре и слить голоса наши с голосами небесных певцов, поющих Божественную песню: "Хвалим тебя, Господи!" (Т.-Г.Бургон "Свет Египта").
  Учение о музыке сфер - самый туманный и вместе с тем самый распространенный и популярный мотив пифагорейской эстетики. Он имел тысячи вариантов и модификаций и прошагал от времени раннего пифагореизма эпохи эллинизма, патристику, средневековые музыкальные теории, эстетику Ренессанса вплоть до эстетики нового времени. Даже в XVII веке знаменитый астроном Иоганн Кеплер в своем трактате "Гармония мира" возрождает пифагорейское учение о гармонии сфер, дополняя его своими астрономическими наблюдениями и вычислениями.
  Учение пифагорейцев о гармонии было связано с музыкальной теорией, акустикой и теорией звука. Именно они высказали идею о связи высоты тона с быстротой движения и частотой колебаний.
  Архиту принадлежит учение о гармонической пропорции, именно это учение было применено к характеристике музыкальных тонов и измерению интервалов. Архит заметил, что высота тонов зависит от длины струны. И она изменяется в отношении, обратно пропорциональном к этой длине. Чем выше тон, тем меньше длина струны. Механическое деление струны не дает представления о высоте тона. Октава делится не арифметически - на два равных интервала, а гармонически - на два не равных, на кварту -s и квинту 3/2. Пытаясь определить числовую величину интервала, Архит пришел к учению о трех типах пропорции - арифметической, геометрической и гармонической. Таким образом, пифагорейцы заложили эмпирические, основанные на опыте, основы музыкальной акустики и впервые сформулировали основные понятия и принципы музыкальной теории.
  Пожалуй, одной лишь сферой музыкальной мысли не ограничивается учение пифагорейцев. Понятие о математической, числовой основе красоты получило распространение и в теории пластических искусств. Знаменитый греческий скульптор Поликлет создал свою известную скульптуру "Канон" в полном соответствии с принципами пифагорейской эстетики, на основе точного соблюдения всех пропорций человеческого тела. Вот так и античная скульптура испытала на себе сильное влияние пифагорейской эстетики, по ее канонам создавались шедевры классической греческой пластики.
  "А песнями, напевами и мирной игрой он унимал и душевные недуги, и телесные; этому он научил и своих друзей, сам же умел слышать даже вселенскую гармонию, улавливая созвучия всех сфер и движущихся по ним светил, чего нам не дано слышать по слабости нашей природы..." (Из Порфирия "Жизнь Пифагора").
  Последователи Пифагора учили, что расстояние от Земли до Луны соответствует одному тону, от Луны до Меркурия - полутону, от Меркурия до Венеры - полутону, от Венеры до Солнца - полутора тонам, от Солнца до Марса - одному тону, от Марса до Юпитера - полутону, от Юпитера до Сатурна - полутону, и от Сатурна до сферы неподвижных звезд - полутора тонам. В целом получалось семь тонов, которые и представляли всю музыку небесных сфер.
  ***
  ... В стране Аркадии с вершины Гармо Пика стекали мелодичные звуки, закрученные в волны. Внизу, у подножия горы, проходил странный странник. В одной руке он держал огромный факел, и блики пламени то вспыхивали, то угасали, в другой - огромный посох. Странник опустил посох в стекающие с вершины горы волны и произнес: "В одну реку нельзя войти дважды..."
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"