Странник Стелла : другие произведения.

Парадокс абсурда или абсурд парадокса?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сегодня я хочу продолжить размышления на тему "Парадокс и "великолепные нелепости", заострив их на более узком "отрезке": "Парадокс абсурда или абсурд парадокса?" А в качестве примера использую произведение С. Сомневающегося "Фантастическая реальность Или Учение Абсурда".

  
  Я не собираюсь говорить о художественных достоинствах и недостатках этой повести, как, впрочем, и о ее стилистических погрешностях и неточностях. А выбираю из нее только то, что требуется для иллюстрации темы парадокса и абсурда.
  Александр Бреусенко-Кузнецов высказал сомнение в том, что "это повесть или роман", иными словами, предположил, что произведение "Фантастическая реальность..." является не художественным произведением, а научным исследованием. Действительно, такая мысль приходит в голову при чтении синопсиса, конечно же, если не читать само произведение. Ну, а когда начнете читать, то поймете, что автор ведет игру не только с "рядовым" читателем, но и с редактором, для которого и написан синопсис.
  А идея произведения может быть сформулирована так: "Эта правда настолько абсурдна, что даже не укладывается в мое Учение об Абсурде". Это высказывание и является главным парадоксом абсурда, с одной стороны, и абсурдным парадоксом, с другой. Вокруг этой мысли и строится сюжет. А эту парадоксальную идею автор не просто "раскручивает", он ее буквально "ввинчивает" в голову читателю, аргументируя историческими и научными фактами, логически домысливая их и облекая в новую форму, оставляя прежним содержание. "Ввинчивание" - естественный процесс, если действие происходит по спирали. А ее и построил автор, двигаясь все дальше и дальше и в то же время возвращаясь назад. Он говорит о сказанном ранее, но отображая его в более четком ракурсе. Будто сначала делает прививку своей вакциной, а, убедившись, что критический момент миновал, вводит лекарство все большими и большими дозами.
  Спираль в произведении поднимает героя не вверх, по пути духовного развития, а вниз, по пути деградации личности. Но, уже после объявления об абсурдности учения, вновь поднимает. Повесть, построенная от первого лица, как монолог главного героя и его дневниковые записи, почти стирает границу между автором и героем, и именно потому и возникает ощущение, что это автор придумал новую духовную теорию и "пудрит" нам мозги. На самом деле он так тщательно "стер" границу между своим "я" и главным героем, что только разъединив их в финале произведения, предоставит нам, наконец, возможность их идентифицировать.
  Главный герой, движимый постулатом "Религия - опиум для народа", начинает посещать все без разбора имеющиеся в его городе "духовные" школы. "Перестройка превратила политическое просвещение в духовное, - считает он, Серя Сомневающийся, до недавнего времени бывший Фомой Неверующим, - значит, я смогу этим "духовным опиумом" сдвинуть свою "точку сборки" (читай: изменю восприятие и сознание). Наряду с творческим развитием учения Карлоса Кастанеды и духовной практикой учения Дона Хуана он посещает ашрам кришнаитов, пытается стать последователем Саи Бабы, буддистом, сторонником Живой Этики, Дианетики ("где все не идиоты, а роботы"), знакомится с женщинами из организации "Радостея", "замыкает круг" с последователями Акбашева, попадает в движение Индейцев, начинает верить Белой целительнице, ученикам Грабового, не отрицает "Пути дурака" Кости Шамбалы и окунается с головой в "болото" Шри Чинмоя. Он читает "Осознанные сновидения" Стивена Лаберже, культивирует "внутренний огонь" по книге Лу Куань Юй "Даосская йога. Алхимия и Бессмертие", начинает закаливать свое тело по системе Порфирия Иванова и пить травы как Серафим Саровский и как тот же Дон Хуан.
  Герой не теряет разума, как эти "идиоты с безумными глазами". Он - сторонний наблюдатель, потому что вошел в эти "секты" со стороны кулис, чтобы увидеть то, что недоступно взору зрителя из зала. И вот что он видит. Тот, кто вчера занимался транспортировкой наркотиков, сегодня стал главой буддистов. Сторонник "Учения Дона Хуана" выпрыгнул из окна, фанат "сновидений" Лаберже заболел, а организаторов "Радостеи" судят за то, что они отбирали у одиноких людей квартиры. Но самое скрываемое от взора зрителя из зала - сексуальные склонности руководителей и последователей духовных практик. Именно из-за этих "склонностей" они с легкостью могут покинуть пост президента кришнаитов и принять православие, выйти из баптистского круга к староверам. И они же в паузах между медитациями занимаются не только "астральным" сексом, и не только с представителями противоположного пола, и не только с совершеннолетними.
  "Мне страшно интересно все это. - Говорит главный герой. - Иногда страшно больше, чем интересно". У Сери Сомневающегося растет отвращение к духовным практикам. И оно выражается в жутком желании "справить нужду": сначала - малую - вместе с главой буддизма Дании у писуара, испытав состояние "сатори" - блаженства, затем - большую - после "замыкания Круга" с последователями Акбашева. "Духовный опиум" он оставил прямо на тротуаре, не успев добежать до гаражей. Будто испытал катарсис - освободился от психической энергии, от "скверны". "Духовная помойка", - так называет главный герой эти "сообщества". Он иронично высказывается о том, что рядом - "одни Гиганты Духа", и поэтому тоже предлагает свое учение.
  Принципиальное отличие его учения от других в том, что Сомневающийся "обнаружил" отличие энергетического тела от материального: но у него все наоборот - душа состоит из материи, а физическое имеет полевую структуру - "глюонное облако". Утверждая это, он, в то же время, высказывает мысль об абсурдности этого утверждения: "Представить себе такое - абсурдно. Это невозможно и необычно, - скажете вы, но я говорю Правду. Ваше отношение к моему Учению Абсурда зависит только от того, насколько вы можете допустить эту возможность". Вот здесь всплывает в памяти один из самых известных парадоксов - парадокс лжеца: "То, что я утверждаю сейчас - ложно", или "Я лгу", или "Данное высказывание - ложь". Как ни крути, но цепочка рассуждений возвращает нас в начало, потому что это высказывание противоречит закону исключенного третьего, его невозможно ни доказать, ни опровергнуть.
  "Учение Абсурда, - по мнению Сери, - это лучшее средство борьбы с Бесами, смех над ними". И тут же делает поправку: "Бесов мало. Все преступления совершают обычные люди, которые служат этим бесам. Я специально взял себе такое смешное духовное имя, и мое Учение Абсурда - это звучит еще смешнее".
  Или еще одна иллюстрация его игры с читателем. "Я всегда сомневался в результатах тренировки, сейчас я уже не сомневаюсь - это было самое трудное - не сомневаться. Но я оставляю себе прежнее свое имя - Сомневающийся, так как это же абсурдно, то, что Сомневающийся больше не сомневается. Мне интересно, что будет дальше".
  И вот финал. "Самая волнующая фраза, какую можно услышать в науке, - фраза , возвещающая о новых открытиях, - вовсе не "Эврика!", а "Вот забавно". Айзек Азимов. "Вот забавно, что в моем Учении Абсурда подготовка своего энергетического тела для самостоятельного существования нужна только для того, чтобы освободить свое физическое тело от зависимости от материи".
  Действительно, забавно, что можно с такой легкостью поверить в то, что некто Сомневающийся прошел путь "духовного развития" и придумал свою программу "духовного просветления". Значит, автор справился с раскрытием идеи произведения, окончательно "запудрив" нам мозги? Нет, в тексте он применил другое выражение: "навешал на уши лапшу".
  В силу своей необычности парадокс как ситуация или суждение, существующие в реальности, но не имеющие логического объяснения, как, впрочем, и абсурд со своей бессмыслицей, привлекают внимание читателей. Мнений на этот счет может быть много. Столько же, сколько человеческих судеб. И потому закончу словами одного из просветленных, Будды: "Жизнь - это порождение нашего разума".
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"