Странник Стелла : другие произведения.

Об обзоре "Червонец" от секунданта, или Слово в защиту "мертвых"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Вот что написали по поводу этого обзора Александр Бреусенко-Кузнецов, автор романа "Мертвые душат", и участники Международного литературного конкурса "Триммера-2012".

  
  Н.Н.:
  Стелла, браво )))
  
  АЛЕКСАНДР БРЕУСЕНКО-КУЗНЕЦОВ:
  Благодарю за червонец, Стелла!
  Да ещё столь обстоятельно прописанный.
  На "Мёртвых душат" уже были замечательные рецензии, но вы первая столь ёмко прописали социально-политический и философско-психологический аспекты романа.
  Да и другие аспекты прописаны с особой проницательностью и тщанием.
  Много нового я узнал о своём языке и стилистике (это области, где я максимально интуитивен, и не всегда осознаю, чем именно добиваюсь желаемого эффекта).
  Ну а подобранные вами цитаты - так и зовут обратиться к первоисточнику. Будь я посторонним человеком, отложил бы всё и бросился читать "Мёртвых". \
  Большое-большое спасибо!
  Успехов вам во всех начинаниях!
  
  С.С.:
  Не могу не процитировать Александра, потому что в романе действительно подняты очень важные социально-политические и философско-психологические вопросы. И можно по этому роману написать эссе о власти, о ее силе и слабости, порой - абсурдности (как стал в романе правителем мертвых просто хороший парень рядовой карлик?) Это - уже отдельная тема, и я не хочу в нее углубляться.
  Не стала включать в обзор тему "Сенсорное восприятие", вынесла отдельно. Если кому-то интересно мое мнение на этот счет - приглашаю почитать на теме "Мертвые душат".
  *
  Спасибо вам, Наталья, за то, что оценили мою работу. Я действительно поработала: очень внимательно прочитала текст. Думаю, многое зависит от этого. Я вообще не любитель "мертвецов", если сказать о неприятии очень-очень мягко. Но здесь я сразу же увидела другое - смысл, и очень глубокий.
  *
  Надо помассажировать клеточки серого вещества, пока появилась пауза. Видимо, народ еще не пришел в себя после праздничного застолья. А может, просто все уже сказал по этой теме? Итак...
  
  "И ГДЕ-ТО Я УЖЕ ОБ ЭТОМ ЧИТАЛА..."
  Такая мысль нередко возникает в голове, когда мы читаем новый роман. Думаешь: "Было уже это где-то, было..." Вот и меня посетили такие мысли, когда я читала роман "Мертвые душат". И потому, пока нет желающих обсуждать основную тему, поделюсь своими маленькими "открытиями". Действительно, интересно, что порой у совершенно разных авторов мысли движутся по одним и тем же "закоулкам творческой фантазии". Там они могут находить одинаковые метафоры, одинаковые поэтические образы или же - похожие ассоциации.
  
  "ПЛЯШУЩИЕ ЧЕЛОВЕЧКИ"
  
  Александр Бреусенко-Кузнецов "Мертвые душат". Глава 30. Пляшущие человечки:
  "Что есть посмертие? Оно есть болезнь, называемая также Пляской Смерти. Кто есть плясун? Плясуном ныне есть всякий!
  Кто есть мертвецы? Они есть пляшущие человечки, которым отпущено долгое время пляски.
  Кто есть живые? Те же мертвецы, которые глядят на пляску из-за кулис и ожидают своего выхода.
  Кому нужна Пляска Смерти? Она - той темноте, за окнами, угодна. Что там, в темноте? Там, в темноте, ничего нет! Кто видит в темноте? Мудрец и дурак.
  Кто на свете наимудрейший мудрец? Тот, кто, не зарясь на жизнь вечную, не идёт на поклон к Смерти и не дохнет в своём глубоком поклоне.
  Кто наиглупейший на свете дурак? Тот, кто, желая подольше пожить, немедленно умер.
  Мертвы мертвецы, ибо их обманули, мертвы живые, ибо они стремятся быть обманутыми, мёртв Владыка Смерти, ибо он лжёт.
  Так говорил Дрю.
  Дрю из Дрона не всё время проповедовал открывшуюся ему истину".
  
  Стелла Странник "Фантасмагории бизнес-леди". (Глава) 7. Пляшущие человечки:
  "После удара в машине шея стала более уязвима. Я боялась резких движений, и если нужно было повернуться, делала это очень осторожно и медленно. Появилось еще одно назойливое ощущение: мне казалось, что по шее взбираются какие-то существа - маленькие человечки, чтобы потом походить-поплясать по голове. Они цеплялись ручонками за волосы и двигались, двигались вверх...
  ...Леопардовая Оля в обтягивающем статную фигуру платье плывет ко мне восточной хищницей, плавно взмахивая руками с изящными пальцами, на которых - хорошо отточенные и сияющие золотистым лаком, под цвет леопардового раскраса, длинные-длинные ногти. Она приглашает и меня... А в это время толстый Пашкин указательный палец тянется к магнитофону и нажимает на кнопку повтора.
  "На столе чистый лист,
  Не исписан он, чист...", - вновь поют никогда не устающие Нэнси.
  Все танцуют, а я не могу выйти в этот круг, потому что человек может отплясывать где угодно - на полу, на столе и даже на потолке, но только не у себя на голове".
  
  "ОСКОЛКИ ВРЕМЕНИ"
  
  Александр Бреусенко-Кузнецов "Мертвые душат":
  "В Глюме время разбилось на осколки, а с ним - и повествование о славном пути несгибаемого Чичеро. Сам Чичеро лишь с усилием, опираясь на логику, а не на память, мог восстановить последовательность происшедших здесь событий. О каковой последовательности он, однако, твёрдо знал, что она неверна, ибо в Глюме - всё нелогично". (Весь текст этого эпизода процитирован в обзоре "Червонец" от секунданта...", поэтому не буду повторяться).
  
  Стелла Странник "Ба Гуа из восьми картин":
  "У Феликса есть Прошлое. Это все то, что стоит за его спиной, то есть, было Вчера. Но есть еще одно время - прошедшее. Это то, что прошло через него и взорвалось в его сердце. Испытывает он боль не только от взрыва, но и от осколков, которые вонзились в его тело. И от них - боль гораздо сильнее.
  Поищем осколки?
  ...Он мысленно концентрировал в себе силы, чтобы не показать напряжения, чтобы противостоять соблазну. Поэтому для него стало шоком то, что в раздетой Лере он увидел другую женщину: ужасно некрасивую. С блеклыми после краски волосами, с осунувшимся и постаревшим лицом, со складками на животе и обвислой грудью...
  Это осколок прошедшего времени попал ему в глаз!
  ...Он мысленно представляет себе, как побежит она к нему навстречу с криками: "Папа!", как он подхватит ее на руки... Опять осколок, не в глаз, так в голову! И потому эта голова думает о другом: то о работе, то о шефе с Верой..."
  Конечно же, эти примеры не для того, чтобы принизить или напротив - возвеличить чье-то авторское достоинство. Просто встречаются такие вот совпадения.
  
  АЛЕКСАНДР БРЕУСЕНКО-КУЗНЕЦОВ:
  "Синхронистичность" (К.Г.Юнг) - принцип связи явлений на основе смыслового совпадения их рядов. На этом принципе основаны все гадательные практики, вплоть до самых интеллектуализированных.
  А вот ещё любопытный пример совпадения. Роман "Мёртвые душат" начинается с междометия "Цок". Где-то я такое уже слышал... (Имеется в виду роман "Цок" Алексея Баева, с которым у Александра была дуэль).
  
  С.С.:
  По поводу последнего совпадения я тоже обратила внимание, просто оно осталось у меня на втором плане, так как полностью это междометие я не смогла "переварить", видимо, или мне нужно хорошо передохнуть после усиленной интеллектуально-эмоциональной работы, или совсем уж проголодаться... Ну не идет пока это "поглощение", и все...
  Только сейчас увидела, что Александр Бреусенко-Кузнецов пишет междометия с большой буквы. Или заработался совсем (записался), или перестраховывается, чтобы не обидеть автора одноименного романа. В любом случае лучше вот так перестраховаться, чем опять спровоцировать дуэль. А нам, секундантам, потом отдуваться - писать на дуэлянтов обзоры.
  
  АЛЕКСАНДР БРЕУСЕНКО-КУЗНЕЦОВ:
  Хмм... всё проще. С этого междометия роман начинается, а в начале строки я всегда ставлю заглавную букву. Не из политических соображений.
  
  C.С.:
  Александр, вот мы говорим о синхронистичности - принципе связи явлений. А ведь кроме совпадений "пляшущие человечки" и "осколки времени", а также совпадения "цок" есть еще одно, не менее удивительное. И называется оно "зеленые ботинки". Вы поняли, о чем я говорю? Да-да, решила на досуге погулять по Интернету и посмотреть, что там есть интересного об авторе, о котором столько уже написала. Конечно же, много чего узнала, а "Зеленые ботинки" не только встретила, но и примерила. А помните, как моя героиня в 'Фантасмагориях бизнес-леди' карабкалась на Эверест с Пако Рабаном и зацепилась рукой за какой-то выступ, а это был и вовсе не выступ? -Что это такое здесь зеленое? - спросила она. - Не бойтесь, это ботинки одного альпиниста-индуса. Он погиб здесь два года назад.О-0, мы уже поднялись на высоту восемь тысяч пятьсот метров, а называется она "Зеленые ботинки". Вот так.
  
  ЭВЕЛИНА БАШТАН:
  Стелла, аплодирую стоя!!! Вот как вы так умеете не просто прочитать роман, а еще и докопаться до сути, причем глубоко так и серьезно докопокаться, где уже все бросили давно свои лопаты и сидят, вертя головами в недумении, а там еще что-то есть? Куда ж еще копать, вроде же вот оно, золото. А нет, говорит Стелла, тут еще золота копать-не перекопать! Это действительно гениально!
  
  С.С.:
  Вот как согласна я с вами по поводу "копать-не перекопать"! Уже после того, как написала обзор, подумала, что не высказала свое мнение по поводу сенсорного восприятия, а это очень важно. Пошла на тему, родную для романа, - "Мертвые душат", высказалась там. Кстати, я там сделала противопоставление с "Хрустальным садом", так что вам будет интересно. Потом подумала: Эх, вот это я не сказала... Да уж ладно, пока хватит... Спасибо, Эвелина, что отозвались. Я по поводу вашего произведения тоже еще не все сказала, продолжаю высказываться. На вашей теме.
  
  BAKER MAX:
  Как же приятно было читать этот обзор! Разложили все по полочкам, потрудились на славу. Я присоединяюсь к аплодисментам и крикам "браво"!
  
  С.С.:
  Спасибо! Только вот обнаружила я, что на "одну полочку" почти ничего не положила, а в шкафу она - как раз на уровне глаз, ну очень уж заметна. И подсказал мне об этом Олег Глижинский, правда, не совсем подсказал, скорее, пощекотал мое чувство неудовлетворенности простой фразой: "Если есть желание дополнить обзор - всегда пожалуйста!" Вот и решила я заполнить и эту "пустую полочку". Видимо, уже завтра.
  
  С.С.:
  Внимание!
  Всем, кто заглянул на тему!
  Я сделала дополнение к этому обзору - две новых главы:
  Сенсорное восприятие.
  А где самый главный герой?
  Приглашаю почитать и об этом!
  
  АЛЕКСАНДР БРЕУСЕНКО-КУЗНЕЦОВ:
  Благодарю, Стелла, за дополнения к обзору.
  С первым из них согласен на все 100.
  Второе - немного не совпадает с авторским видением, но - вполне возможно, компетентный читатель прав.
  Специально создавать из Чичеро "обманку" для оттенения качеств Дрю как истинного главного героя - такого не было. Напротив, мне интересно было вести именно такого героя, как Чичеро - от которого ничего не осталось. Разумеется, сделать его при том "круче всех" было бы совсем невероятно. Но для полного "фактического ничтожества" он, мне кажется, прошёл неплохой путь развития. И карликов вокруг себя сплотил, и душу себе вернул, и из-под контроля мёртвых властителей вышел.
  Да, Дрю умнее и сильнее, его посетило озарение в самой яркой форме и его лидерство признали многие. Но у него, кажется, и стартовый уровень был повыше. Дрю целостен: стоит ему принять решение - и уже не колеблется.
  Зато Чичеро сложнее. Тут и - какая-никакая, а любовная линия, и трагизм прошлой истории. А если и способности карликов воспринимать не в отрыве от непосредственного хозяина, то сложность его выражена и в эффективной оригинальности действий.
  Впрочем, по мере написания романа герои жили собственной жизнью. И то, что Дрю, а отчасти и Флютрю, обрели важные для главных героев характеристики - во многом их личная заслуга.
  Кстати, во 2-м романе между тремя претендентами на роль Гг (Чичеро, Дрю, Гны) вышла открытая конкуренция. Там у каждого своя версия пути - и свои способы привлечения читательского интереса.
  
  С.С.:
  Да, по поводу первой темы действительно все ясно, мы ее обсуждали, и включила я ее для того, чтобы эти мысли тоже не растерялись по форуму, а находились в едином блоке - в обзоре.
  По поводу второй темы - конечно же, разум подсказывает, что все-таки главный герой - Чичеро, но ведь затмил его и вовсе "вытеснил" с переднего фланга Дрю. Да, согласна: их стартовый уровень совсем разный. Чичеро не имеет того фундамента, который стоит незыблемо у Дрю. Точнее, этот фундамент был у него когда-то целостным, но со временем он его растерял. И тогда тем более интересно не терять позиций лидера с таким-то худым багажом.
  По поводу личной заслуги героев, которые начинают в романе развиваться самостоятельно - это опять же делает честь автору. Это явление - типичное, но без авторского толчка и умелого направления героев (хотя бы в самом начале, на стартовой площадке) оно не имеет права на существование.
  Интересное для меня сообщение сделали вы по поводу того, что в романе "Мертвые пляшут" герои будут развиваться самостоятельно, то есть, будут жить каждый своей жизнью. Второй роман пока не читала, но считаю эту позицию автора правильной. Если водить их за ручку как детей малых, в двух романах, все равно что в двух жизнях, навряд ли они "дозреют" до полноценной сильной личности. Все-таки естественный процесс всегда у нас ценился выше искусственного.
  Пусть так и будет! Удачи вашим героям, а вам - дальнейших творческих побед!
  
  BAKER MAX:
  Заглянул на огонек
  Очень интересное мнение вы добавили в обзор. Хотя оно несколько отличается от моего восприятия героев Чичеро и Дрю, но Дрю вы описали прекрасно: его прошлое, его развитие, его роль в произведении.
  От себя добавлю, что во время прочтения я тоже был увлечен обаянием Дрю из Дрона, и только сейчас сообразил, в чем волшебство: он перестал у меня ассоциироваться со Смертью. Он в какой-то момент начал действовать, как живой. Поэтому на фоне Чичеро, составного существа и собственной тени, он представляется более ярким героем. Ну, и еще (тут я могу и промахнуться), он введен для отражения авторской позиции по вопросам отношения к некрократии и посмертию.Его устами и битьем в барабан выражено самое главное: мир зашелся в припадке Пляски Смерти. Бейте в барабаны! Разберитесь в себе, в мире, да хоть в чем-нибудь разберитесь без некро-софии, кратии и указаний Владыки Смерти. А потом уже и без сабель наверняка можно будет обойтись.
  Чичеро - совсем мертвый в смысле физическом, начал ощущать жизнь самой важной своей частью - тенью, скрытой в суэните. Это сильно, и вызывает уважение.
  - Меня зовут Чичеро! - сказал Чичеро.
  - И давно? - спросил Дрю. Супер.
  Не могу быть столь же выдержанным в обзоре, как вы, Стелла, меня сбивает на эмоции. Уж очень интересно разгадывать символику "Мертвых".
  А полочки... Прекрасно смотрятся полочки, что тут скажешь!
  С уважением, Max.
  
  С.С.:
  Вы правы по поводу Дрю. Когда уже написала обзор, было чувство неудовлетворенности, захотелось дополнить его, но сказать именно о Дрю. Как будто бы я ему сама не дала высказаться. Значит, была права, если и вы заметили выделенность этого образа. Да, Дрю действительно очень живой герой, он и у меня перестал ассоциироваться со Смертью.
  По поводу отношения автора к вопросам некрократии и посмертию - я тоже думаю, что он выразил свое мнение через этот образ. Именно Дрю и в своем монологе, и в диалоге с Пендрисом, серьезно рассуждает на эту тему.
  Казалось бы, столько уже сказано об этом романе, но мы с вами продолжаем "разгадывать символику "Мертвых"". Потому что ее здесь огромные залежи. И если сегодня мне кажется, что все "полочки", на которые разложен роман, уже заполнены, то, возможно, завтра буду опять думать иначе. Потому что процесс "разгадывания" символов продолжается...
  
  BAKER MAX:
  С консенсусом нас!
  
  АЛЕКСАНДР БРЕУСЕНКО-КУЗНЕЦОВ:
  С консенсусом нас!
  И я тоже присоединяюсь к консенсусу!
  Подтверждаю: главные авторские мысли о Смерти и посмертии я доверил высказать Дрю.
  
  С.С.:
  С консенсусом!
  
  ЭВЕЛИНА БАШТАН:
  А можно мне тоже к вашему консенсусу? Я тоже считаю, что Дрю яркий и запоминающийся персонаж, и запоминается он именно своей "человечностью" и рефлексированием, но Чичеро, несомненно главнистей и сложнее, даже с количественной точки зрения, его четверо, да еще каких противоречивых, а Дрю один. Что ж посмотрим, куда же забредут ваши герои, Александр)) в первой части вы им дали хорошего пенделя (в хорошем смысле!)
  
  С.С.:
  Как хозяйка темы, принимаю единоличное решение: конечно же, можно, Эвелина! Я - только с удовольствием! А вот куда "забредут" герои, посмотрим. Видимо, они должны охватить огромное, а значит, разноплановое, пространство, если пошли осваивать разные уровни мира: Чичеро улетел на небо, Дрю - остался на земле, а некроманты Гны и Флютрю спустились под землю.
  
  АЛЕКСАНДР БРЕУСЕНКО-КУЗНЕЦОВ:
  И таки сам на протяжении "Пляшущих" то и дело удивлялся, куда их занесло и по каким траекториям.
  Пендель в приложении к человеку, наделённому личным волеизъявлению - это приложение силы, далёкое от законов классической механики!
  
  С.С.:
  Тему "личного волеизъявления" можно продолжать и продолжать... Есть такое понятие - "свобода воли" (о нем я подробно говорила в своих "Фантасмагориях"). Другими словами - проявление воли для преодоления препятствий и влияний. Благодаря такому противостоянию человек изменяет направление действующей силы (внешних влияний), и она (сила) начинает работать в гармонии с его волей. Далеко не каждый живой человек имеет достаточно сильную свободу воли! Она противопоставляется уступкам влияния, называемым судьбой.
  Астрологи считают, что в гороскопе каждого человека заложены показатели свободы воли, как свободы выбора, и фатума, как неизбежного. У одних людей больше первого, у других - второго. И это я говорю о живых людях! А как оценивать свободу воли у мертвых? И вот здесь, вы обратили внимание, Александр Бреусенко-Кузнецов опять как будто бы забывает о том, что его герои - мертвые, и говорит об их "личном волеизъявлении", да еще и "в приложении к человеку"! Вот вам еще одно подтверждение того, что эти герои - "живее всех живых"!
  *
  Ну вот, меня понесло... Не смогла уложиться в один абзац по поводу свободы воли! И написала эссе "Парадокс свободы воли", который разместила на своей теме "Парадокс и "великолепные нелепости". Как говорится, в родной теме... Если кому-то интересно почитать об этом - милости просим.
  Никаких новых истин или открытий там, конечно, нет. Или есть? Но вот ключевые точки зрения на вопрос наличия или отсутствия свободы воли отмечены.
  Я рассказала о четырех парадоксах свободы воли - в физике, в психологии, в религии и в эзотерике. Есть еще парадоксы свободы воли в генетике, в неврологии и в психиатрии... Но об этом - когда-нибудь потом. На мне уже сейчас лица нет, а если еще продолжу...
  *
  Александр Бреусенко-Кузнецов написал: "И таки сам на протяжении "Пляшущих" то и дело удивлялся, куда их занесло и по каким траекториям".
  И вот сегодня я тоже побродила по этим самым "траекториям", заканчивая чтение второго романа. Подробнее рассказала о своих впечатлениях в теме "Мертвые пляшут", а здесь лишь отмечу главное. Второй роман состоялся. И он еще полнее иллюстрирует те качества произведения, о которых я рассказала в обзоре "Червонец" от секунданта, или Слово в защиту "Мертвых". Сейчас лишь подтверждаю, что мое "слово" звучит и в адрес младшего брата.
  
  АЛЕКСАНДР БРЕУСЕНКО-КУЗНЕЦОВ:
  Большое спасибо, Стелла! Ваше слово дорогого стоит.
  
  С.С.:
  Я вот подумала еще, а ведь даже в заголовке обзора как бы предусмотрена защита "Мертвых", причем, с большой буквы, значит, не самих мертвецов, а книг о мертвецах. Получается, что под этой защитой находятся все "Мертвые": и роман "Мертвые душат", и роман "Мертвые пляшут".
  
  АЛЕКСАНДР БРЕУСЕНКО-КУЗНЕЦОВ:
  И оба брата чувствуют себя надёжно защищёнными!
  
  С.С.:
  Получается, что так. Хотя, признаюсь, заранее спланировать это я ну никак не смогла бы. Когда писала обзор, какой-то внутренний голос попросил меня усечь заголовок. Я думала, что по той причине, что он был уж очень большим... Оказалось - причина совсем другая. Вот так и выпало это слово - "душат". Эх, все-таки кто-то ведет нас...
  
  BAKER MAX:
  С первым местом в обзорной категории!
  
  АЛЕКСАНДР БРЕУСЕНКО-КУЗНЕЦОВ:
  Дорогого секунданта - с первым местом!
  С благодарностью за поддержку в дуэли, в критическом обзоре, в голосованиях и философических беседах!
  Замечательная у нас с вами получилась связка - словно у альпинистов.
  Как раз для штурма высот Триммеры.
  И, конечно, чудесный микроклуб с Эвелиной и Максом.
  И дух Триммеры, постигаемый в общении.
  
  С.С.:
  Огромное спасибо и за поздравления, и за поддержку в обзорах! А связка действительно получилась! И еще мне показалось, что мы неплохо поработали: столько переварили в голове поэтических образов, столько вылили творческой энергии... И правильно заметили вы, Александр, и по поводу "философических бесед". Это тоже было здорово - мы активизировали свои клеточки мозга, не дали им усохнуть, и это должно нам помочь в дальнейшей творческой работе.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"