Все у нас знают Гоголя. Но, боюсь, мало кто знает его современника Осипа Сенковского, написавшего "Фантастические путешествия барона Брамбеуса". По остроумию Сенковский не уступает Гоголю, а поэтичностью языка, возможно, и превосходит. Так отчего мы выдёргиваем из эпохи два-три имени и забываем их блистательных современников?
Из четырёх повестей, вошедших в книгу, наиболее интересны две последние. И дело не в том, что в них занимательно описываются природные стихии (падение кометы, землетрясение, потоп, вулкан), и приключения героев доходят до невероятности, а в том, что остроты, насмешки Сенковского здесь разворачиваются в полную силу.
Над чем же иронизирует барон Брамбеус (ибо это не только имя главного героя повестей, но и один из псевдонимов автора)? Да всё над тем же - над вечными человеческими пороками: глупостью, тщеславием, эгоизмом и прочее.
В повести "Учёное путешествие на Медвежий остров" барон и немецкий натуралист Шпурцман достигают устья реки Лены, где, уже на выходе в Ледовитый океан, посещают этот остров-гору и Писаную пещеру в ней, о которой они слышали от местных жителей. Им кажется, что они сделали открытие, что пещера исписана египетскими иероглифами. И барон читает и переводит иероглифическое письмо согласно системе Шампольона, по которой каждый знак является либо буквой, либо символическим знаком, а если не то, не другое - считать простым украшением речи. (Заметим в скобках: псевдонауки - один из любимейших объектов для сатиры автора.)
В письме некто Шабахубосаар рассказывает о своих последних днях перед потопом, о катастрофе, постигшей его страну и соседние страны. Вот тут и начинается главное, ради чего сочинена повесть; Брамбеус садится на любимого конька - нравоописание. Что мы видим сквозь иронию автора? Астроному Шимшику важна не столько истина, сколько признание и положение в обществе. Ради этого он готов поменять свои прежние взгляды. Если раньше он говорил, что кометы не опасны, то теперь из противоречия своему сопернику, царскому астроному, утверждает, что появившаяся в небе "метла" упадёт на Землю. Разрушения, он надеется, будут незначительны (два-три царства), зато его соперник будет посрамлён, и Шимшик займёт его место.
Сердце Шабахубосаара мечется между любовью и ревностью к невесте Саяне, которой нравится блистать в кругу молодых поклонников. Он хочет ускорить свадьбу, чтобы разогнать этих мотыльков и стать избранным, единственным, но эгоизм родственников мешает этому. Мать героя в некоторых контрах с будущей тёщей по причине спора, кто из них моложе и нарядней. Будущий тесть, "отчаянный церемониймейстер", занят своими церемониями и хочет прежде видеть, насколько зять умеет поклониться, и по наклону спины определить, далеко ли тот пойдёт в смысле карьеры. Дядя героя помешан на коллекционировании антиквариата и строительстве нового дома-дворца. Короче говоря, всяк поглощён своими страстями, даже в виду зловещей кометы.
Свадьба всё-таки состоялась. Но "метла" уже затмила солнце, в городе начался бунт, и гости не могут разъехаться по домам. Вдруг их уныние сменяется весёлостью. В чём дело? Они обсуждают случай в спальне молодожёнов. Саяна выбежала оттуда заплаканная, Шабахубосаар вышел расстроенный. Их соединению помешал Шимшик, спрятавшийся под кроватью от разъяренной черни и начавший чихать в самый неподходящий момент. Гости не знают об истинной причине и строят догадки. Сплетня и злорадство оказываются сильнее страха.
Конечно, сатирическое перо Брамбеуса направлено, прежде всего, против светского общества, но упоминается и чернь. В головах толпы слово "предсказал" (речь о падении кометы) превратилось странным образом в "накликал", и толпа ищет убить Шимшика, попутно грабя дома знатных людей.
Так чем же допотопная жизнь отличалась от современной? А вот. В качестве домашних животных держали мастодонтов и мамонтов. Мамонты "превыше многих людей одарены редким умом". "Мой рыжий мамонт, свободно понимавший разговоры на 3-х языках... видя, что мой дядя нимало не стал умнее от землетрясения, не хотел слушать вздору, и мы уехали".
Женская ветреность, как и многое в повести, доведена до абсурда. Вот что думает Шабахубосаар, проникая в мысли Саяны: "Она грустила не о потере имения, не о гибели родных и отечества, но о разрушении гостиных, о расстройстве общества, в котором она царила своею красотой"! Ещё до катастрофы герой сетует астроному на кокетство невесты. Горбун и, видимо, женоненавистник Шимшик полагает, что кокетство происходит от чрезмерной свободы, какую дали женщинам. С помощью молодых франтов они царят в салонах и даже оказывают всё большее влияние на управление государством. Осознавая, якобы, эту опасность, царь и затеял войну с соседней страной негров, чтобы превратить пленных в евнухов и приставить их к спальням жён.
Сенковский мастерски пользуется гротеском и другими абсурдистскими приёмами. Думая, что комета разобьёт Землю на несколько кусков, и те полетят в пространстве своими путями, некоторые супруги надеялись оказаться на разных частях, перепрыгнув как-нибудь в последний момент с одной на другую, и тем самым развестись без скандала и материальных издержек. А вот приём смешения внешнего вида и внутренних качеств. Шпурцман говорит: "Барон, мне кажется, что Вы неправильно переводите. Тогда водились мамонты, мегалосауры... но кокетки - это произведения новейших времён".
Борьба за еду, за место на уступах скал во время потопа отвратительна, хотя ещё как-то понятна. Но как объяснить борьбу за неизвестный жёлтый песок (тогда люди не знали золота, его принесла комета), который в данной обстановке совершенно не нужен, один вид которого сводит людей с ума. Глупость, граничащая с безумием - это уже не смешно. Я хочу сказать, что абсурдисты - не пустые насмешники, они - нейрохирурги от искусства, исследующие разум человеческий.
Шабахубосаар и Саяна сорятся даже в последние минуты. Наконец, она умирает от голода и потрясений у него на руках. Целуя её, он, голодный, откусывает плоть и отскакивает в ужасе от содеянного. Но всё-таки естество берёт своё. Одной из последних фраз героя стала: "Я съел кокетку"!
В повести "Сентиментальное путешествие на гору Этну" барон Брамбеус подобно своему знаменитому предшественнику - барону Мюнхаузену падает в жерло спящего вулкана и оказывается в подземном царстве. Мюнхаузен встретил там мифических существ - Вулкана, Венеру, циклопов. Брамбеус нашёл такой же, как у нас, мир (с холмами, домами, людьми), только по отношению к нам вверх ногами, ибо земля внутри пуста. Что ж, ещё одна небылица. Но Сенковский в отличие от Распе, написавшего про Мюнхаузена, не ограничивается небылицами. Он идёт дальше. Оказывается, вместе с телом у подземных людей перевёрнуты "понятия, сведения, мысли", и всё там навыворот. По покойнику там танцуют. Под суд просятся, ибо в наказание преступников оправдывают. Тамошний философ говорит барону: "Самое то обстоятельство, что закон нарушен, ясно показывает, что он приводится в исполнение, что он ещё действует и имеется в виду".
Вся повесть построена на парадоксальности и алогичности мышления. Невольно вспоминается пушкинское: "И гений - парадоксов друг"!
Дураков считают в подземном мире умнее умных людей. Потому что "ум есть только противоположность глупости, и довольно первого попавшегося дурака оборотить вверх дном, так выйдет умный человек, хоть куда"! Войну там ведут против приятелей, в результате заключается кровопролитный мир. Но взяток там нет не потому, что они есть у нас (у нас их тоже нет!!!), а потому что того, что не существует, нельзя оборотить на другую сторону.
Барон женится на подземной даме. "По системе противоположностей я должен был делать капризы, а жена была обязана управлять мною. Она скоро сошла с ума от забот управления и была избрана в члены законодательной палаты".
Не правда ли, в этом перевёрнутом мире легко узнаётся наша жизнь? Да, мы живём вверх ногами, и только с помощью лжи, обмана, лицемерия делаем вид, что мы нормальны.