|
|
||
Андрей Некрасов (не путать с однофамильцами - Николаем, классиком, чью музу отхлестали кнутом на Сенной площади Петербурга, и Виктором, который за повесть "В окопах Сталинграда" получил Сталинскую премию, но позднее всё-таки эмигрировал), Андрей Некрасов написал "Приключения капитана Врунгеля". Славная весёлая книга! Я бы за сочинение таковой, если не всё своё творчество, то полцарства бы точно отдал.
И мультсериал, созданный по мотивам этой повести (Киевнаучфильм, 1976-1979), получился славный. Перед сценаристом И. Воробьёвым стояли две задачи. Сократить книгу, что он остроумно и сделал, отбросив последнюю её треть. Вторая задача была сложней, но и с ней он справился блестяще. Два рядовых эпизода (парусные гонки и встреча с бандитами-итальянцами) стали у Воробьёва генеральными, сюжетообразующими. Это придало фильму цельность и подвижность, каких немного не хватает повести, где герои просто путешествуют и попадают в разные ситуации. Итак, не путешествие, а гонки, причём с детективной подоплёкой: гонки организованы председателем яхт-клуба (он же главарь-мафиози), чтобы вывезти украденную статую Венеры. Итак, не 3 главных героя, а 6, даже 7, включая агента Ноль-Ноль-Икс.
Подручные главаря преследуют "Беду", пытаясь сначала тайно, а потом и явно изъять статую. За ними, в свою очередь, охотится полицейский агент. Мотив преследования есть и в книге. Героям не даёт покоя некий адмирал Кусаки, хотя не ясно, почему он это делает: то ли позавидовал славе Врунгеля, то ли просто "морды не понравились". Бессмыслица здесь вряд ли случайна. Андрей Некрасов как юморист не мог не оценить её потенцию. Тем более что абсурд царил вокруг: повесть написана в 1930-х годах, когда людей преследовали, арестовывали ни с того, ни с сего.
В фильме сделано немало чисто мультяшных находок. Например, гангстер фотографирует агента - и тот превращается в бумажный снимок, остаётся только его сжечь. Или схваченные, в наручниках, гангстеры и сам агент образовали цепь; тогда один бандит сунул два пальца в розетку - и у стоящего с другого края Ноль-Ноль-Икса вместо головы загорелась лампочка. Или вулкан, как бутылка, заткнут пробкой.
Разумеется, сценарист попытался сохранить и зрелищные эпизоды повести. Такие как: построенная из свежего леса яхта пустила корни в берег и при отплытии захватила часть его с собой; прилив - "Беда" встала, как поплавок, отлив - зависла между скал; белки в колесе; дымовая завеса от курения во время обстрела яхты эскадрой, тут же - маскировка яхты под подводную лодку. И другие эпизоды. Хотя надо заметить, что среди сцен, не вошедших в фильм, также есть замечательные. Например, когда экипаж запускает бумажного змея, призванного заменить снесённый бурей парус, и Лом улетает на змее. Или гонки в Канаде, когда олень оказывается коровой, а собака - волчонком. Или "разборка" с двойниками, где Лом сбивает своего соперника с ходуль, Фукс отрывает у самозванца фальшивую бороду, а Кусаки-"Врунгель" делает себе харакири, забыв, что на животе его лежит пуховая подушка.
Теперь о характерах персонажей. Врунгель и Лом предстают в фильме такими же как в повести. Врунгель рассудителен, невозмутим, никогда не теряет присутствия духа, как и положено капитану (правда, в книге, где рассказ ведётся от его лица, он говорит, что там то и там то испытал растерянность и даже страх, но всё же выходит из положения). Лом добродушен, наивен почти до дурости, всегда доволен и готов исполнить приказ. Что мы видим? В лице капитана и старпома мы видим идеального командира и подчинённого. Персонажи, востребованные государством во все времена. Вам нужны положительные герои? Есть! - не без иронии отвечает Некрасов на призыв соцреализма. Но только помните, что таким, как Лом, следует отдавать чёткие приказы. А если вы скажите: "Надраить медные части, чтоб огнём горели"! - то подчинённый и будет их драить, пока палуба не вспыхнет.
Что касается Фукса, в книге он не выглядит таким меланхоликом, как в сериале. Однако сплошные оптимисты - это перебор. Для контраста жизнерадостным Врунгелю и Лому нужен был именно такой слабовольный человек, готовый то и дело потерять присутствие духа. Меланхолик Фукс - ещё одна бесспорная находка киношников.
Понятно, что кино и литература - разные виды искусства, и бывает сложно (да и не нужно) переводить с одного языка на другой. Потому шутки Некрасова, построенные на игре слов, каламбуре, бессмыслице, остались за бортом фильма. Вот Лом изучает английский язык, наняв двух преподавателей: один учит его с начала, другой - с конца, чтобы, значит, пройти курс в ускоренном темпе. Смешно? Конечно. Но как это передать средствами кино? Вот Врунгель играет словами, говорит, что ручной хронометр одичал: неправильно показывает время. Дальше шутка вступает в зону бессмыслицы: это ничего, что стрелки стоят; два раза в сутки они всё равно показывают правильное время, надо только знать - когда! Или эпизод с английскими нищими. Все они во фраках, поскольку попрошайничать запрещено законом, а так, если кто подаст, считается - просто помог джентльмен джентльмену. Или следующее рассуждение капитана: "Кстати, знаете, никак не пойму, почему это у нас твёрдо так произносится: "Гамбург"? Неправильно это, тамошние жители называют свой город "Хамбург". Оно и звучит помягче, а главное, больше соответствует действительности". Замечательна также странная логика портного, которому заказали одежду: "Я вас вчера ждал, вчера бы и приходили, а сегодня у меня ничего не готово"! Или образчик чёрного юмора, на полном серьёзе выданный адмиралом Кусаки, членом Международного комитета по охране китов. "Наша общая цель, - сказал он, - охрана китообразных от вымирания. Какие же средства есть у нас для достижения этой благородной цели? Вы все прекрасно знаете, господа, что единственным действенным средством является уничтожение китообразных, ибо с уничтожением их некому будет и вымирать". Сталинская, я бы сказал, логика.
С другой стороны, мультипликаторы придумали много с в о и х забавных моментов. Моменты эти связаны, прежде всего, с новыми персонажами - гангстерами и полицейским агентом, с их действиями и разговорами. Но я хочу закончить кратким диалогом Врунгеля и Фукса, диалогом, которого нет в книге, но который столь соответствует её духу. После того, как остров взорвался, герои плывут на доске. Врунгель спрашивает:
- Фукс, Вы случайно Лома не видали?
- Сгинул, наверно, Лом в этой кутерьме, Христофор Бонифатьевич!
2016 г.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"