Субботин Михаил Михайлович : другие произведения.

Проблема объективности

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Одним из основных столпов всей картезианской науки был принцип отделенности субъекта-экспериментатора от самого эксперимента, и валидность явлений определялась именно независимостью их от индивидуального восприятия. Почему эта позиция себя не оправдала, и что должно встать на ее место? Можно ли говорить о реальности вне восприятия?

  Весь научный прогресс до недавнего времени был ведом одним принципом, который принимался как данность до такой степени, что о нем предпочитали умалчивать люди, относящиеся к серьезной науке - принципом объективности. Что же лежит в основе этого принципа? Объективность - это уверенность в существовании реальности, не зависимой от нашего восприятия ее и суждений о ней. Прорывы в квантовой механике разрушили это восприятие и заставили даже людей, далеких от философии, осмысливать те результаты элегантных расчетов, которые приводили к выводам, революционным для интуитивной логики прошлых лет, наивно полагавшей, что возможно полностью отстраненное наблюдение, где наблюдатель видился своеобразным бестелесным существом, одаренным восприятием вещей как они есть, своеобразным стерильным сосудом, обладающим максимальным коэффициентом прозрачности, с откачанным из него воздухом и всевозможными примесями, так, что фактом существования сосуда, и боже упаси, того, что он как-то может повлиять на вмещаемое, пренебрегали. Что же вмещали в этот сосуд? Реальность. Точнее, восприятие ее, но восприятие объективное, под которым подразумевалось пренебрежение сосудом восприятия-воспринимающего.
  Еще Кант в своей Критике чистого разума критиковал подобные взгляды, обозначив реальность, какая она есть вне восприятия, непознаваемой вещью в себе. Это еще и бессмыслица - нет никакой реальности вне воприятия. Объективность - всего лишь необоснованное предположение, не более. Вне восприятия, мы даже не можем помыслить реальность, потому что это будет лишь еще одной из мыслей, еще одной попыткой разума отвертеться от своего существования. Реальность становится реальностью, лишь пройдя через призму субъективного восприятия, поэтому единственное определение, которое возможно ей дать - это то, что реальность есть воспринимаемое. Воспринимаемое мною становится доступным для другого лишь посредством коммуникации. А коммуникация носит символьный характер, всякая передача есть лишь знак, но не обозначаемое. К сожалению, часто язык, символ, обозначение принимают за обозначаемое, точнее, забывают, что они есть нечто раздельное. В практических, повседневных целях это разумно. Но если наша цель - познание реальности как восприятия, мы должны хотя бы попытаться избавиться от противоречий внутри самого восприятия, и признать, что яблоко - это не яблоко, а набор букв, а также произносимых звуков, которые мы используем, чтобы передать представление о своем яблоке, но которое воспринимается другими уже как другой образ яблока. Пытаясь объяснить, почему мы все-таки понимаем друг друга и не впадаем в произвол, тот же Кант утверждал, что понятия априорно заложены в нас. Мне ближе ницшеанская перспектива, а именно то, что они есть усредненные образы из многообразия всех воспринятых яблок, усреднения, носящие, впрочем, идеальный характер (и заодно показывающие, что теория отражения неверна, что корректнее говорить о модели). Поэтому и в сфере восприятия, и в сфере языка, служащего его передачей, мы наталкиваемся на то, что невозможно избавиться от воспринимающего, от наблюдателя.
  Но не слишком ли далеко можно зайти в отрицании объективности? Если задуматься, то фраза вроде "реальность есть воспринимаемое" претендует на объективность, и, таким образом, постулируя тотальную субъективность, мы претендуем на объективность этого постулата, а постулируя произвол, мы претендуем на то, что по крайней мере произвол является законом, и в итоге отрицает самое себя. Как быть? Здесь противоречие, существующее только для недиалектического разума, для зачарованного иллюзорностью раздельности объекта и субъекта. Те же, кто проникся идеей и ее прочувствовал, поймут, что противоречие снимается, если мы примем тот вывод, к которому я старался привести в этом тексте - говорить о субъекте или объекте мы можем только как о неразрывно связанных частях реальности. Очень хорошей аналогией здесь послужит современная релятивистская физика, где существует пространство-время, и, рассуждая о пространстве или времени, физики стараются не забывать, что подлинно они есть континуум, неразрывно взаимосвязанный в себе.
  Наша консенсусная реальность, наша сумма субъективностей представляет собой интуитивное восприятие существ, на протяжении долгой истории отчуждавших самих себя сначала от своей среды, а потом и от своего тела. Именно отсюда мысленная возможность реальности вне субъекта - в стремлении проконтролировать природу люди утратили первозданный контроль над ней, из части своего организма превратив ее во внешний инструмент, которым нужно манипулировать.
  Пора признать, что нет порядка вне хаоса, что нет верха без низа, что нет субъекта без объекта, именно потому, что каждый на деле, не только мысленно, но и на деле определяется собственной противоположностью, и это для нас должно стать такой же очевидностью, как то, что присутствие А означает присутствие не-А, иначе пришлось бы говорить, что все есть А, что нет ничего кроме А, и тогда от А ничего не остается, кроме самого обозначения, оно теряет свою актуальность как обозначение, потому что, как я уже говорил, язык и ум разделяют, классифицируют реальность.
  Что же может нас приблизить к тому подлинному опыту, избавить от иллюзии разделенности, которая иллюзорна не абсолютно, а именно как взятая вне единства, как односторонняя консенсусная реальность, продвигаемая умом? Понять, что нет чистой логики без чувств, что интуиция и чувства являются предшественниками всяких мыслей, и распознать в себе эти чувства. Шаманы общаются с миром духов, и проводят туда людей для того, чтобы они сами встретились со своими духами. Но духи здесь - это не нереальность. Мы уже установили, что реальность есть субъект-объект континуум. Поэтому пренебрежение миром духов и принятие их существования не совсем разные позиции, это скорее степень подавления, или отрицательная степень объективизации части собственной identity, своей личности. Человеку полезно встретиться с самим собой, и именно это он и делает, отправляясь в мир духов. Прислушиваясь к духам, он прислушивается к самому себе так, как не смог бы в самоанализе, потому что мы в своем интуитивном разделении объективного и субъективного всегда признавали примат за объективным, и пренебрегали внутренними советами и интуицией, а в реальной реальности, той самой, которая субъект-объектна, интуиция ведет знающего, потому что он понимает, что позволяет Вселенной вести себя, позволяет великому дао проходить через себя и руководить собой, а цель всего этого, хотя все естественно бесцельно, в том, чтобы стать дао, точнее, устранить иллюзорного себя из его потока и понять, что Ты всегда был этим потоком.
  Существовать значит взаимодействовать, взаимодействовать значит взаимоопределяться, потому что предмет и его действие неразделимы. Одностороннего влияния не существует, влияющий всегда влияемый, на него влияет сам факт собственного влияния. Взаимосвязанность себя со всем, что тебя окружает, означает и взаимоопределение тебя окружением. Твоя сущность, таким образом - это весь мир, нельзя сказать, что есть граница, разделяющая тебя и мир. Каждая твоя клетка - это отражение вселенной, каждая вселенная - это отражение твоей клетки. Все правды и неправды в уме, а песнь ветра выше всех правд и неправд, и по-настоящему услышать ее - это встать выше всех суждений, потому что ничего больше не остается недосказанным. Там вся мудрость, в этой песни. Песни звезд, песни рек - это то, кем я был, когда меня не было. Это то, кем я буду, когда меня не будет. Ведь я - лишь еще одна песня, одна нотка, висящая над пропастью двух бесконечностей партитуры.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"