Рышкова Елена: другие произведения.

Наше и не наше Рождество в Германии

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:

  има не самое изящное время года. Наверное нужен гений поэта и мечтательный дух северного народа, чтобы из её "белого безмолвия" сделать сказку.
  
  В Германии давно потеплело и надежды метеорологов на "белое" Рождество остаются, как всегда, только надеждами. Снег это роскошный и необычный подарок к празднику и в будничный день он не положен.
  
  Как же празднуют Рождество в Германии те, кто прибыл сюда издалека?
  
  В страну приехало множество людей разных вер и немалую часть их составляют выходцы из Советского Союза. Эта страна, сгинувшая, как в сказочном Китежском озере в пучинах перестройки, оставила после себя поколение атеистов, успешно принявших, как иудаизм, так и христианство в его немецком виде католицизма и лютеранства. Всё зависит от того, как вели этого атеиста пути Исхода.
  
  Мало кто в странах СНГ представляет себе, что происходит с советскими, попавшими в религиозные условия Европы или Ближнего Востока. Каким образом меняются их атеистические взгляды на религиозные воззрения.
  
  Вижу, как в интеллигентной московской семье, где ещё 10 лет назад мало кто знал правила иудаизма, надевают кипу и зажигают Минору и отказываются праздновать Рождество и следующий за ним Новый год.
  
  А в семье правоверного партийца из Киргизии - немца по бабушке, крестят внука в евангелической церкви, а празднование Рождества Христова начинают как положено - с Адвента.
  
  Любая религия - явление социальное и, если человек собирается врасти в новую для него среду, он должен понять и принять условия религиозного общения. Исход "советских" людей в Германию, начиная с 80-х годов прошлого столетия, шел по двум направлениям - отъезд "немецких переселенцев" и побег "еврейских беженцев". И те и другие были советскими людьми с похожим поведением и, как правило, совершенно не религиозные.
  
  Однако, попав в новую среду, они легко приняли новые правила социального общения и резко разделились на иудеев и христиан.
  
  Это разделение обусловлено тем, что все, кто приехал в Германию по линии переселенцев, приобретал статус гражданина Германии. Это вынуждало человека всеми силами становиться "немцем". О русских традициях оставалось вспоминать среди своих, особо не вынося их за пределы семьи или дружеского застолья.
  
  Евреи не должны были становиться немцами, но обязаны были стать правоверными евреями, если хотели приобщиться к еврейской общине Германии и получать там определенные блага. Поэтому они принимали правила поведения, установленные еврейской общиной Германии.
  
  Статус гражданина Германии не являлся для них обязательным условием получения каких-либо жизненно важных привилегий. А, вот причастность к еврейской общине реально облегчает жизнь "беженца".
  
  К этим благам можно отнести детские сады с русскоязычными воспитательницами, возможность получения работы в общине, или помощи престарелым в русскоязычном кругу, социальные проекты, например, бесплатные экскурсии для членов общины и многое другое.
  
  Но празднование христианского Рождества не привлекает внимание еврейской общины Германии. Поэтому, официально её члены отмечают другие даты еврейской религиозной истории.
  
  Однако, истинного атеиста не переделаешь и, отмечая "нужные" праздники с общиной, наши евреи спокойно ставят новогоднюю ёлочку и празднуют Новый год по старой доброй традиции. Что касается христианского Рождества то евреи из Союза празднуют христианское, ну потому что его празднуют все в стране. А как можно о нём позабыть, если о нём постоянно напоминают по ТВ, начиная с ноября месяца?
  
  Во всяком случае, они с готовностью дарят друг другу подарки именно к этому числу, да и за стол садятся 24-го, чтобы отметить рождение самого известного в мире еврейского мальчика.
  
  Сейчас очень трудно установить сколько "русских немцев" прижилось на немецкой земле. Они выпали из подсчета иностранцев в Германии, так как перестали ими быть и стали гражданами страны, то есть немцами. И только в глубинах германских статистических архивов есть следы настоящих цифр этого великого Исхода русских немцев из СССР.
  
  Я приехала в Германию 13 лет назад, но официальная цифра немцев-переселенцев за это время мало изменилась, хотя, быть этого не должно. До сих пор в страну приезжают люди и, пусть их количество невелико, но ручеёк не иссох. Реально, вместе с ненемецкими женами и мужьями этих немцев, она составляет не менее 3 миллионов "русаков". Это, в основном, выходцы из Казахстана, Киргизии, Украины. В большинстве своём - жители небольших поселков и деревень. Они, с одной стороны, всеми силами стараются быть "как немцы", с другой стороны не забывают своих корней.
  
  Отсюда стремление жить поближе к своим, встречаться по принципу исхода из одного села или семьи. Достаточно часто такие встречи превращаются в юбилейные общегерманские встречи родственников или жителей одной деревни, где могут собраться до 1500 человек.
  
  Рядом с этой обширной группой немцев-переселенцев существует гораздо меньшая по числу группа людей, не имеющих ни немецких, ни еврейских корней. Это жены или мужья немцев или евреев, которые не могут претендовать ни на статус истинных немцев, ни на звание истинных евреев. Эти люди, как правило, не могут получить немецкое гражданство по происхождению, но должны ждать не менее 5 лет, пока общество позволит им сдать экзамен на это звание и даст возможность стать равноправными гражданами Германии.
  
  Эта не очень многочисленная группа русских не объединена в русскую диаспору и никакими общественными действиями себя не проявляет. О русской диаспоре в Германии можно говорить лишь в связи с небольшими группами прихожан русских церквей, которые существуют под эгидой 'Русской Православной Церкви Заграницей', а не под присмотром Московского Патриархата.
  
  Вот именно тут, при каждой русской церкви и празднуют русские в Германии православное Рождество, как ему и положено 6-го января после нового года.
  
  Итак, как же празднуют Рождество Христово в Германии многочисленные выходцы из Советского Союза и СНГ?
  
  Независимо от веры всем этим людям невозможно отмахнуться от рождественского настроения, заполняющего телевизионные программы и магазины Германии. Оно захватывает, как наркотик и, будь ты еврей, немец переселенец, либо его спутник жизни, ты начинаешь думать и мечтать о рождественском подарке своему ближнему и о том, как провести эти длинные, зимние вечера с радостью и в кругу своей семьи.
  
  Христианское Рождество в Европе начинается с первого Адвента. Адвент считается началом церковного года. Он стартует в четвертое воскресенье перед Рождеством, то есть в ближайшее к 30-му ноябрю воскресенье и заканчивается в канун Рождества - 24-го декабря. Адвент наполнен духом предвкушения и подготовки. Он подчеркивает стремление к освобождению от всего зла этого мира и символизирует страдание тех, кто испытал жестокость и несправедливости в этом мире греха, но кто еще продолжает надеяться на освобождение, исходящее от Бога. Символом Адвента является еловый венок с пятью свечами. Венок Адвента знаменует начало церковного года. Это - круглый венок из живых или искусственных ветвей ели в который вплетены пять свечей: четыре - по кругу венка и пятая - в центре. Круг венка говорит о Боге, и Его безграничной милости у которой, действительно нет ни начала, ни конца. Зеленый цвет венка это знак надежды на возрождение. Свечи символизируют свет Бога, излившегося на мир с рождением Его Сына. Четыре свечи по кругу отражают период ожидания - четыре воскресенья Адвента. Адвент - один из немногих христианских праздников, который отмечают и в церкви, и дома. Это чудное время для общих семейных занятий - совместных игр, сказочных библейских рассказов, печения пряников и украшения дома к празднику. Украшают не только дом, но и приусадебный участок. В этом восточные немцы далеко опередили западных. Скорее всего, из-за того, что изголодались по западным игрушкам и до сих пор не могут ими вволю наиграться. Тем не менее, и там и тут во всем чувствуется праздничное настроение. В окнах стоят семисвечные резные украшения, на балконы лезут красношубные Николаусы, по ночам то там, то тут на елях светят разноцветные гирлянды лампочек. Венок Адвента стоит на обеденном столе и свечи зажигаются во время еды. Перед тем, как зажечь свечи, особенно по воскресеньям, вспоминают стихи из Библии. Каждое воскресенье на протяжении четырех недель зажигается новая свеча. Многие семьи украшают свои дома уже до Адвента, хозяйки загодя пекут особые печенья и прячут их в большие жестяные банки подальше от детей, на потом, на обеденные столы кладут нарядные 'рождественские' скатерти. И обязательно покупают праздничный Адвентский календарь, ставят его на видное место и каждое воскресенье открывают следующее окошечко в календаре, за которым лежит вкусная конфета. Конечто открывают дети, ведь без них и Рождества бы не было. Именно они самый большой подарок в каждой немецкой семье. Но нужно не только открыть окошко, но и вспомнить ветхозаветную историю, которая на нём нарисована. Вспомнить и рассказать.
  
  Но не подумайте, что немцы очень религиозны.
  
  Вся предрождественская лихорадка носит, скорее, светский, чем религиозный характер. Мало кто из моих знакомых ответит правильно на вопрос о символике Адвента или почему на Рождество нужно есть рыбу. Всё это стало принадлежностью светского, но не религиозного праздника, где семейные узы куда более важны, чем напоминания об Иисусе Христе. Рождество в Германии остаётся семейным, тихим праздником, на который собираются члены семьи со всей Германии, чтобы посидеть вместе за отеческим столом, даже если он уже давно не тот, посмотреть друг на друга, подарить подарки и вспомнить о том, что важнее этих семейных уз нет ничего на свете. На улице в Рождество совсем тихо. Не слышны крики и музыка, не видно гуляющих и пьяных. Все сидят по домам и говорят друг другу приятные слова. А утром 25 декабря уже можно увидеть выброшенные рождественские ёлки с остатками серебряного дождя. Празднование Рождества закончилось.
  
  А шум и гам перенесен на Новый год, когда утром первого января улицы будут завалены остатками петард от фейерверков и бутылками от пива. Вот на Новый год немцы "оторвутся" в полной мере, поэтому и называют эту встречу - party.
  
  В такой ситуации врастание иностранцев в культуру Германии облегчено. Нужно лишь правильно усвоить последовательность обрядовых действий, к которым относятся -украшение дома, выпечка пряников, покупка подарков и семейный рождественский стол 24 декабря с гусем, рыбой и красной капустой. А на следующий день можно ждать наступления Нового года, потом православного Рождества, а за ним и Старого Нового года.
   Человек всегда найдёт, что отпраздновать!
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"