Сулаберидзе Владимир Шалвович: другие произведения.

Высшее образование: ликвидация путём оптимизации?

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О губительных для высшего образования планах и действиях по его оптимизации

  
  В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" No 273-ФЗ дано следующее определение: "образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом...".
  Несмотря на это, Министерство образования на протяжении нескольких лет (начал это, не к ночи будь помянут, г-н Ливанов - бывший министр) настойчиво и последовательно подменяет общественное благо на услугу, со всеми вытекающими из этого последствиями. Давно и хорошо известно, что у экономистов любые их глубокомысленных рассуждениях об эффективности в конце концов сводятся к отношению доходов к расходам - важнейшему показателю экономической эффективности. Образовательная услуга - не исключение. Как только этот подход окончательно утвердится, так с высшим образованием произойдёт то же самое, что и со здравоохранением. Да, собственно, уже и происходит.
  
  Сейчас уже не учатся, а получают образовательную услугу, и не студенты, а потребители этой услуги. В вузах СПб я уже видел информационные стенды для поступающих и обучающихся, которые называются так: "Информация для потребителей образовательной услуги". А недавно мне рассказали, как в одном из вузов "потребитель услуги" явился на приём к декану факультета со своим адвокатом. Так что всё нормально, процесс пошёл.
  А раз мы окончательно отказываемся от образования как общественного блага и выводим за скобки такой его элемент как воспитание, то что же тогда мы удивляемся устойчивому снижению качества образования (думаю, что это относится не только к высшему, но и к школьному образованию).
  Почему я полагаю, что в высшем образовании воспитание выведено за скобки? Потому что в образовательном процессе существенно возрастает роль самообучения, что вполне логично, когда имеются соответствующие информационно-коммуникационные ресурсы. Кроме того активно внедряется дистанционное образование, что тоже вполне естественно. Единственная сфера, в которой ещё может теплиться воспитание, это те виды обучения, где требуется индивидуальная работа преподавателя с обучающимся, а именно, магистратура и аспирантура.
  
  С тем, что качество высшего образования снижается, никто не спорит. Некоторые, правда, считают, что это следствие не могучей реорганизации отечественного образования, а мирового кризиса. В это как-то не верится.
  Наше вечно суетящееся правительство последние несколько лет сильно озабочено оптимизацией всего, что можно и чего нельзя, понимая под этим тривиальное снижение бюджетных расходов. Всё остальные результаты оптимизации во внимание не принимаются. Так уже оптимизирована отечественная наука (слияние академий и НИИ), здравоохранение (закрытие сельских медпунктов и поликлиник, сокращение бригад скорой помощи) и школьное образование (укрупнение школ). То же происходит и с высшей школой.
  
  В теоретической статье учёных (философа и социолога) из Прикамского социального института (Захарова Н., Захаров Д., "Оптимизация системы высшего образования как социальная необходимость") в поддержку оптимизации высшего образования написано следующее: "в настоящее время нет ни одной страны в мире, которая была бы удовлетворена своей системой образования". То есть говорится о том, что во всём виноват всемирный кризис высшего образования. Результаты этого кризиса наблюдаемы: "Буквально повсюду, в том числе в высокоразвитых странах, ситуация такова, что усложнению государственных, социальных, технических, управленческих, информационных, наконец, глобальных проблем сопутствует снижение компетентности правящей элиты". Главная причина по мнению авторов статьи - "не профессиональные действия людей, а низкая их социальная ответственность и ориентация общества на потребление, а не на созидание". Там же указываются важные цели оптимизации - "демократизация" (снижение социального расслоения), "повышение уровня фундаментальности" (альтернатива прикладной направленности), "гуманизация" и "гуманитаризация" (лично я не совсем понял, что это значит).
  
  Сильно озабочена оптимизацией высшего образования председатель Счётной палаты РФ - г-жа Т. Голикова. На Деловом завтраке "Будущее высшего образования и развитие университетов" в рамках празднования 110-летия Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова она сообщила, что необходима существенная оптимизация сферы высшего образования, поскольку в регионах она не соответствует вызовам на рынке труда.
  Г-н Ливанов в статье в "Ведомостях" объяснял необходимость оптимизации тем, что избыточное количество вузов создаёт условия для легкого получения диплома. А вот их укрупнение приведёт к конкуренции (с какого перепуга?). Объединённые вузы якобы смогут участвовать в "мегапроектах науки и технологий". У них также будет больше возможностей по развитию образовательной и исследовательской базы и, в целом, инфраструктуры.
  Насчёт материальной базы, может быть и верно, да и то с оговоркой, поскольку на деле продолжается сокращение всех возможных расходов. Что касается остальных "улучшений", то здесь каждый адепт оптимизации фантазирует как может, а между тем на практике всё выходит совсем иначе.
  
  Руководитель проведённых в УрФУ исследований, Г. Зборовский в интервью "Известиям" сказал: "На основе анализа различных статистических данных мы увидели общую неприглядную картину неравенства в сфере высшего образования в целых регионах...и федеральных округах".
  Кстати, вот как распределены вузы по регионам РФ: Москва - 217, Центральный федеральный округ - 140, Приволжский - 135, Сибирский - 100, Южный - 84, Уральский - 70, Северо-Кавказский - 51, Дальневосточный - 36, Северо-Западный (без СПб) - 26, Санкт-Петербург - 75.
  Уменьшение числа вузов в регионах РФ приводит к катастрофическому оттоку молодёжи. Негде учиться, негде работать (оптимизация ведь проходит и в сферах хозяйствования), негде и жить. Усиление неравенства регионов автоматически означает усиление неравенства граждан страны. Регионы не развиваются, превращаются в депрессивные, пустеют, а столица распухает. Всё это и есть демократизация? Такое впечатление, что наше правительство больше ни на что не способно, кроме как таким вот образом "оптимизировать" всю страну. Для огромной по территории страны такая оптимизация приведёт к её опустошению и разорению. Это и есть наша цель?
  Руководитель Центра независимого мониторинга исполнения указов президента "Народная экспертиза" ОНФ Н. Николаев написал на эту тему обстоятельную статью с говорящим названием - "Ликвидируем вуз - потеряем регион".
  Укрупнение вузов приводит также к росту так называемых управленцев. Их практически становится столько же, сколько и преподавателей. В контексте эффективности образовательной услуги это может быть и нормально, а вот с точки зрения обучения - вряд ли.
  
  Понимание оптимизации как сугубо экономически оправданной деятельности не находит одобрения и поддержки даже в привилегированных столичных вузах. Что уж говорить о региональных, тем более не "опорных". Это является следствием разного понимания чиновниками и преподавателями того, в чём должна заключаться реорганизация с целью оптимизации.
  Преподаватели однозначно связывают цели реорганизации с повышением качества высшего образования, для чего предлагают (Красинская Л. Модернизация, оптимизация, бюрократизация... что ожидает высшую школу завтра? Высшее образование в России No 3, 2016. С. 73-82): "разработку национальной стратегии развития высшего образования вместо бездумного копирования западных образцов; повышение автономности и независимости университетов; отказ от ЕГЭ и возвращение вступительных экзаменов в вуз; кардинальное преобразование учебного процесса за счёт широкого внедрения информационных технологий; возвращение старой модели аспирантуры; совершенствование системы повышения квалификации преподавателей; обеспечение реальной возможности заниматься наукой и права на бесплатные публикации; уход от излишней коммерциализации учебных заведений и др."
  Таким образом, преподаватели более философски относятся к образованию, чем меркантильные чиновники. Т.е. они продолжают ассоциировать образование с общественным благом.
  
  Примечание: Кстати о ЕГЭ. Пока Минобр радостно рапортует о росте баллов ЕГЭ, специалисты убеждаются, что в то же самое время фактические знания выпускников школ снижаются. Это несмотря на то, что основными достоинствами ЕГЭ провозглашены объективность и оценка сугубо фактических знаний предмета. Подробности - на сайте Родительского Всероссийского Сопротивления по адресу:http://rvs.su/statia/puti-vyhoda-iz-katastrofy-ege.
  
  Немаловажно, что так называемая оптимизация заключается не только в сокращении затрат на образование, но, что ещё хуже, сопровождается усилением бюрократизации всего на свете - бесконечная отчётность, показатели, индикаторы, критерии, формализация т.н. компетентностного подхода, формальная привязка к формальным же профессиональным стандартам и т.д. и т.п. Преподавателю некогда делать своё основное дело, т.е. заниматься обучением. Добавьте к этому всевозможные рейтинги, тестирования, дистанционные методы образования, т.е. всё, что заменяет непосредственный контакт преподавателя со студентом, и вы неизбежно придёте к пониманию причин снижения квалификации выпускника. И мировой кризис здесь не причём. Студенты, кстати, уже с первых курсов приспосабливаются к такому "обучению". Фактически все "потребители образовательной услуги", за редкими исключениями, которые, слава богу, пока ещё имеются, пользуются повседневно и повсеместно "глобальной шпаргалкой", т.е. интернетом. А ведь уже не раз философы и учёные высказывали беспокойство о том, что интернет убивает человеческий интеллект. Я лично в этом убеждался на собственном опыте преподавания в вузах. Каким будет уровень квалификации такого выпускника, какие он сможет генерировать новые знания? И какие тогда основания имеются у чиновников утверждать, что проводимая ими оптимизация приведёт к повышению качества образования? Вопросы риторические.
  У меня даже меньше оптимизма, чем у упомянутого выше автора - г-жи Красинской, которая в конце своей статьи написала: "Остается только вера в профессионалов, которым не безразлично то, что происходит". Я не верю даже и в это. Уж очень тонкой и бесправной стала прослойка "профессионалов".
  Более того, у меня есть предчувствие, что если наше правительство доведёт оптимизацию до логического конца, то это будет означать, что исчезнут Государственные образовательные учреждения, а следовательно, не понадобятся: Закон об образовании, Федеральные целевые программы по развитию образования и т.д. Останется лишь Закон о защите прав потребителя.
  
  Дополнение от 23.08.2017. Г-н Медведев в ходе визита на восток страны предложил местным властям заключать договора с ВУЗами (которые, естественно, сосредоточились на западе страны) о направлении специалистов в восточные регионы на стажировку, что по его мнению будет способствовать их социально-экономическому развитию. Вот и договорились - сначала раздолбать, а потом кое-как подлатать. Налицо один из результатов оптимизации.
  
  Дополнение от 30.08.2017. Во вчерашней передаче "Вечер с В. Соловьёвым" министр образования О. Васильева сообщила слушателям, что образование - это обучение и воспитание, причём, воспитание не "потребителя", как считал г-н Фурсенко, а "человека - творца". Это замечательно, но это только слова. На деле же чиновники Минобра продолжают "оптимизировать", сочиняя всё новые формальности в работе вузов (они подготовились уже и к новому учебному году). Да и чиновники в самих вузах от них не отстают. Чего стоит, например, повсеместно применяемая (даже в университетах высокого статуса) "хитрость", заключающаяся в том, что с преподавателем заключается договор на один учебный год, после чего он увольняется, а с первого сентября вновь принимается на работу. Вот бы на что обратить внимание г-же Голиковой, вместо того, чтобы отвлеченно рассуждать о соответствии системы образования всяческим вызовам.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"