Аннотация: Рассуждения на тему президентских выборов
Специфической особенностью нынешней предвыборной президентской кампании несомненно является то, что в освещении ее оживилась тема, не отличавшаяся популярностью прежде, но являющаяся важнейшей для каждого государства, претендующего на ранг цивилизации - тема элиты. Это оживление в первую очередь связано, конечно же, с появлением среди претендентов П.Грудинина, кандидата, решительно, а по некоторым вопросам категорически, отвергающего внутриполитический курс ныне действующего президента. Сам П. Грудинин пока эту тему своим вниманием не балует, но это только пока, поскольку двадцать его шагов ,ориентированных на социальную справедливость, так и останутся на бумаге, если в основу задуманных им преобразований не будет положено решительное, категорическое изменение всех наших взглядов на элиту.
В самое последнее время появился ряд публикаций, так или иначе затрагивающих тему элиты, среди которых есть смысл выделить серию статей на принадлежащем газете "Завтра" ресурсе ( авторский блог Александра Халдея) . Это, скорее всего, псевдоним. Не исключено даже, что целая группа учителей-жрецов-магов за ним притаилась . Круг обсуждаемых ими вопросов достаточно широк, все они, в конце концов, пусть по-разному, но замыкаются на тему элты.
От некоторых положений А.Халдея (А.Х.) я и буду отталкиваться в этих заметках. Кое- что воспроизведу и из своей статьи 2007 года.
Текст получился длинный. Для начала можно ограничиться заголовками главок. Затем можно попробовать читать отдельные главки и даже в любом порядке.
Вот список заголовок:
1. Мотивация идеальная и материальная - подвижники и жлобы
2. Не только маргинализация, но и вырождение
3. Соблазн своекорыстия и житейский идеализм
4. Реален ли житейский идеализм П. Грудинина
5. П.Грудинин - это не смена "пилота", а смена курса
6.Идеология самоограничения - как альтернатива
7.Слиться с обществом, но при этом не раствориться в нем
8. Средний европеец - опасность рецидива
9.Русский идеализм и элита
10. "Элитизация" элиты
11. Вырождение социума - как следствие "элитизации" элиты
17. Былая двусторонность русской элиты и склонность к элитарному поведению
18."Люди воздуха" - менеджментские грезы А. Неклессы
19. А.Неклесса и... методология
20.Переход к новому стационарному состоянию или все-таки неравновесность
21. Где Россия - в низу или в основании?
22.Современное содержание роли личности в истории
23. В тупике внешнего управления
24. Рост коммуникационности - как следствие удаления от равновесного состояния; крест элитарности
25. Резонанс, вызываемый разнообразием.
26.Фундаментальный принцип самоуправления.
27. Из тупика равновесного управления в тупик гностицизма
28. Жуткие экстраполяции А. Неклессы и этическая нетривиальность человечества
29. Элита и цивилизационное творчество России
30. Не объяснять российскую реальность, а попытаться разобраться в ней.
1. Мотивация идеальная и материальная -
подвижники и жлобы
Характеризуя нынешнюю российскую элиту, А. Х. говорит прежде всего о ее маргинализации - о ее стремительном превращении из нового авангарда общества ( считает, что еще в 2010 году ее можно было так называть ) в "маргинальную секту". Речь идет именно о маргинализации, под которой вполне можно понимать фактическое сосредоточение в этом образовании публики, отцеживаемой из социума по отнюдь не элитарным признакам. Неэлитарным , естественно, в каноническом понимании человеческой элитарности, когда движение духа, а не плоти, мотивация идеальная, а не материальная оказываются определяющими.Процесс, описанный у. А. Х., как раз и является результатом переноса центра элитарности на материальное, и именно в этом смысле его можно и нужно назвать маргинализацией. Среди тех , кто получают возможность властвовать в социуме или влиять на него в первую очередь, оказываются не герои, не подвижники, не праведники, а жлобы, выжиги и штукари - преимущества получает публика, с вызовом отвергающая идеальное.
Этот процесс можно оценивать с разных позиций. Можно, например, рассматривать его как результат утраты идеальным влияния в самом обществе .Оно деидеализируется, элита накачивается маргинальным элементом, ее назначение, ее роль качественно меняется. Но она при этом остается верхушкой общества и от своих обязательств перед ним демонстративно не отказывается - они лишь утрачиваются, поскольку доля жлобов в элите растет.
С таких позиций маргинальные изменения в элите можно оценивать как естественные, неизбежные, сократить претензии к ней и даже вести речь об определенных достоинствах ее: вот, разобралась в идущих процессах, отмобилизовалась, сбросила "ненужный балласт"( идеальные иллюзии), обеспечила стабильность социума... Тогда ничто уж не мешает , и называя этот процесс маргинализацией, прикидывать пути и средства, которые позволяли бы такой элите и впредь выполнять стабилизирующую роль в обществе .
2. Не только маргинализация, но и вырождение
В одной из работ А. Х. ситуация в российской элите поначалу приблизительно с таких позиций, кажется, и рассматривается. При этом подчеркивается, что в безнадежно маргинализированной российской элите все еще сохраняются личности достойные, и первым называется действующий президент - именно он, получается, удерживает эту элиту, а значит и общество в относительно устойчивом состоянии. Но, поскольку весной 2018 В. Путина выберут в последний раз, удерживающий потенциал его начнет стремительно уменьшаться - его перестанут нахваливать, и рост претензий персонально к нему после марта 2018 будет неизбежен. А то недовольство, что сегодня время от времени в той или иной форме высказывается обществом элите будет трансформировано в открытое недовольство президентом.
Экстраполяция российской ситуации на ближайшую перспективу не могла, таким образом, не оставить без внимания тему теперь уже внутреннего перерождения элиты. Когда имеет место не естественная утрата ею ответственности за общество, а сознательный отказ от всякой ответственности. Когда наряду с маргинализацией идет процесс вырождения, когда элита, в конце концов, сама и облачается в кавычки.
Два эти процесса трансформации элиты( по истокам своим внешний и внутренний) у А. Х. явно не выделены. Но к концу статьи термин маргинализация все больше и больше насыщается смыслом " внутренняя деградация", "вырождение". Ее маргинализация оказывается и следствием вырождения.
Маргинализация и вырождение... В противопоставление двух этих терминов при описании ситуации с российской "элитой " нельзя видеть одно только терминологическое занудство. Если два эти термина здесь и противопоставлены, то только потому, что есть уверенность: вопрос об элите, ее качестве станет, начиная с президентской кампании 2018 года , главным, контролирующим вопросом внутриполитической жизни России. И потому обстоятельное, с разных позиций исполненное описание процессов формирования и развития элиты будет не просто востребовано, а окажется крайне необходимым. И в том случае, если в 2018 году смена высшей власти в России произойдет, и в том случае, если процесс такой смены будет лишь запущен.
3. Соблазн своекорыстия и житейский идеализм
Перемещению проблемы элиты в центр общественного внимания во многом будет способствовать то обстоятельство, что, впервые в борьбе за высшую власть сойдутся ( в первом туре пока заочно) не столько политические программы, сколько две силы - жлобская, которая на протяжении почти тридцати лет насиловала великую страну, и подвижническая, дремавшая на задворках общественного сознания все эти годы и вдруг внезапно в год юбилейный для Великой Русской революции пробудившаяся. В этой очнувшейся силе если не реализовалась, то во всяком случае ожила идея служения другим , единственная из идей, достойная называться элитарной. И сблизились в этой силе те, кто сумел преодолеть в себе соблазн своекорыстия.
И Ю.Болдырев, не поддавшийся этому соблазну еще в 90-х, во времена, когда его шансы на стремительное продвижение к вершинам власти значительно превосходили тогдашние шансы В. Путина.
И Г. Зюганов, в полной мере осознавший, кажется, наконец, все "прелести" бытия в качестве руководителя карманной оппозиционной партии.
И те из русских националистов, что в своем служении русскому народу, переступив через среднеевропейский, подчеркнуто жлобский идеал национального государства, обратили свои взоры к отечественной традиции национализма, основанной на цивилизационном служении.
И, наконец, Павел Грудинин, делами, поступками своими вознамерившийся объявить войну самому тяжелому ( смертельному для человеческой цивилизации) соблазну - ничем не стесненному, рефлекторному потреблению.
Подтолкнул европейскую цивилизацию к такому потреблению, увы, протестантизм, редуцировавший идеальное в христианстве, потеснивший его. Именно протестантизму обязана Европа и сегодняшним своим материальным благополучием, и уровнем деидеализации, утилитарности сознания. Налакавшись за последние неполные тридцать лет европейского материального благополучия, Россия заспешила за Западом и в части деидеализации сознания. А власть жлобов, хорошо понимая, что , только вытоптав русский идеализм, только ожлобив нацию, она сможет оставаться властью в России, разжигала в социуме страсть к потреблению всеми доступными для нее средствами.
Понятно, что в этих условиях нешкурные, идеальные мотивы поведения воспринимались как литературная блажь. И это в лучшем случае. Обычно же люди с такого рода побуждениями либо зачислялись в разряд городских сумасшедших ( А. Х. использует именно такую терминологию в одной своих статей ) , либо в их действиях начинали разыскивать хорошо упрятанный, понятный и естественный, шкурный мотив. Очевидно, что даже элементы идеальной, участливой мотивация в поведении предпринимателя - жлоба, казалось бы, по определению -
будут рассматриваться не просто как болезненный вывих, а как варварское покушение на основы мироздания. И деловой человек, который, владея почти половиной акций хозяйства, вдруг отказывается от индивидуального пользования своими доходами и предлагает остальным акционерам, ограничив таким же образом свое потребление, весь доход хозяйства пустить на общественное, доступное в равной мере каждому потребление , - такой деловой человек для власти, заточенной исключительно на охрану своего права оставаться жлобской, превращается в смертельную опасность. Даже, по одному факту своего существования он становится такой опасностью . Что же говорить о ситуации, когда он оказывается в бюллетени на выборах главы государства , то есть представляет уже не себя странного, а странную и непонятную для жлобов силу в обществе - силу, готовую поставить на житейский идеализм.
4. Реален ли житейский идеализм П. Грудинина
Насколько реален этот житейский идеализм у самом Павле Грудининине ? Именно этот вопрос по существу и был главным все последние дни - начиная с ТАСС-овской пресс-конференции. И можно считать , что в первом приближении П.Грудинину удалось отбиться от попыток затолкнуть его в ложу беспробудных миллиардеров. Но только в первом приближении, поскольку этот его идеализм, скорее всего, как и у всякого нормального человека, вовсе не априорная установка, а приобретение, результат критической самооценки , и потому поводов усомниться в безупречности его помыслов будет отрыто еще предостаточно - не на один десяток "Лайфов" хватит. Главное, чтобы сам он не польстился на реакцию пассивную, в варианте " собака лает- караван идет" и отвечал усомнившимся лобовой атакой: четко, по существу и без утайки. А точку во всей этой истории с миллиардами- счетами -акциями-паями он поставит сам, уже из президентского кресла. Когда инициирует закон о независимом парламентском расследовании и потребует, чтобы первое такое расследование в России было проведено в отношении его самого.