Фэнтези-2016: конкретика
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: По просьбам читателей, обзор конкретных произведений. Не жалуйтесь, вы сами этого просили.
|
Приступаю к разбору конкретных произведений.
На первую статью услышал много комментариев типа: "Это не о нас, это не относится к конкурсу, это вы, Роман, что-то обобщенное и постороннее написал". Чтобы проиллюстрировать первую статью и ее отношение к данному конкурсу, я буду ставить метку (Ст.1) в тех точках обзора, которые как раз и показывают тенденции, упомянутые мною ранее.
1. Рымин А.О., "Доля слабых"
2. Дина Полоскова, "В погоне за Иштар"
3. Стадник О.О., "Голубя тебе на грудь"
4. Алекс Реут, "Кинопольский волк"
5. Кубрин М.С., "Одолженный меч, чужая магия"
6. Нейтак А.М., "Уроки гнева"
7. Елена Середа, "Камень королей, 1 часть"
8. Юлия Ефимова, "Летописец. Игра на эшафоте"
9. Зотов А.А., "История лаборатории N27"
10. Natalia "Камень Желания Антайо"
11. Влада Медведникова, "Предвестники Мельиара"
12. Шашков А.О., "Зеркало власти-1: Осколок Даргрома"
13. Всеволод Алферов, "Царь без царства"
14. Ксенья Гаврилова, "Ловушка для потерянной души"
15. Morgot Eldar, "Тень на Солнце"
1. Рымин А.О., "Доля слабых"
Мир типа НП, с изюминкой (Ст.1). Изюминка - замкнутая долина, отграниченная горами от всего мира, со своим внутренним обособленным народом (точней, народами). В определенный момент катаклизм разрушает часть гор и открывает проходы в долину. Народы долины входят в контакт со внешним миром (точнее, внешний мир входит в контакт с ними, и весьма агрессивно). Задумка хороша - нетривиальна, вызывает интерес. Завязка интригует: действительно, что же выйдет из контакта миров, что так долго были обособлены? Да к тому же, сидит в памяти отголосок давней истории бегства бессмертной героини с удивительным артефактом.
Как реализована эта изюминка? На мой взгляд, хуже, чем задумана (Ст.1). Идея обособленности долины возбуждает фантазию: наверняка, в этой долине какой-нибудь удивительный колорит, особый уклад жизни, диковинные верования и т.д.! Словом, ждешь особенной атмосферы. Ее, к сожаленью, очень мало. И речь, и уклад жизни, и культура Племени - довольно обычны, стандартны. Да и язык повествования - будничный, публицистический. Такой, будто о Племени рассказывает ушлый журналист: бегло так, со сленговыми словечками, вроде "патовых ситуаций" или "гребаных чего-то там". Время в секундах - неужели у аборигенов долины есть такие точные часы, чтобы знать секунды?.. Расстояние в милях - Ярам, Арилам и их друзьям роднее были бы версты или дни пути... Ощущение журнальной статьи очень усиливается короткими рублеными абзацами и спешностью изложения.
Сюжет.
Чем хорош?
Присутствует загадка - голубой камень, а также вечные как таковые. Присутствует эскалация конфликта - каждое следующее бедствие круче предыдущего. Присутствует постепенное расширение масштаба: действие захватывает нескольких человек, потом все Племя, потом - долину, потом выплескивается в окружающий мир.
Чем плох?
Поворот сюжета есть всего один - завязка: открылся проход, в долину хлынули монстры. Это изменило течение жизни. Но дальше сюжет, хотя и богатый событиями, все же линеен. Пришел враг - спаслись. Пришел враг посильнее - спаслись от него. Повздорили с соседями - спаслись от них... и т.д. Однотипная борьба за выживание: появилась проблема - нашли решение; появилась проблема - нашли решение (Ст.1).
Ну, то есть, это не худший вариант. Приятно, например, то, что от сильных врагов герои спасаются бегством, а не крошат их в капусту и набивают экспу. Столкновения с сильными противниками нарисованы правдиво: чувствуется их сила и здоровый страх главных героев. Это радует. А не радует то, что сюжет предсказуем.
Персонажи.
Уместно поставить метку (Ст.1) на весь данный параграф.
Героев нет, есть фокальные персонажи. Характер персонажей очень слабо проявлен. Говорят однотипно, нет ярких речевых моделей, привязанных к конкретному человеку. Ведут себя, по большому счету, все одинаково. Отчасти это смягчено общим бедствием: борьба за выживание требует стадности. Но с другой стороны, как раз в условии стресса характер и проявляется особенно ярко: станут весьма заметны трусость, храбрость, хитрость, эгоизм, альтруизм, пессимизм, отчаяние, патриотизм или предательство... Изо всего этого персонажи демонстрируют лишь храбрость и патриотизм, причем одинаково.
Силы зла, представленные главным образом пришельцами и их управляемыми монстрами, безлики, лишены индивидуальности, преследуют единственную цель: всех убить. Тут как бы тоже есть оправдание: они - нелюди, пришельцы, черт их разберет, что они там думают и какие они... Но с другой стороны, главные герои - аборигены первобытно-общинного строя. Они должны быть очень суеверны, мигом "очеловечат", наделят характером что угодно: молнию, озеро, ветер, дерево. У них должна быть сотня идей о том, кто такие эти пришельцы, каков их характер, как их умилостивить, какую жертву принести, или, напротив, каким ритуалом их изгнать. У древних племен был богатый арсенал способов общаться с непонятным!
Особого упоминания стоит Яр. Он же бессмертный, вечный! Ему 620 лет! Он должен вести себя совершенно исключительно: настолько мудро, что даже непонятно для соплеменников. Он их должен на десять голов превосходить, и оттого казаться не то психом, не то богом... Но на деле он - обычный себе вождь, в меру рассудительный, неглупый, - и только. То есть - очень, очень заурядный, как для бессмертного. Ну, вот, например, следующие слова. Это же говорит не дьявольски опытный мужик, у которого 8 людских жизней за плечами, а все тот же журналист, который и описывает события в долине:
" - Нет. Наши старые недруги здесь не при чем. Все гораздо хуже... Стая чудовищных тварей, зубастых и быстрых. Откуда пришли, почему - пока не известно, но надеюсь, что скоро узнаем. Их много. Силами здешних охотников можем не одолеть, нужно все Племя. И время на подготовку. А времени нет! Завтра к утру, если нигде не застрянут, уже будут здесь. Среди них есть огромные, словно дубы, но меньшие тоже опасны. Каждый - хуже двух тигров. А ведут эту мерзость черные кошмарные нелюди. С виду хищные звери, уродливей не придумать, но в одежде и носят оружие. А главное - могут своему зверью приказывать. И те их слушаются."
Резюме.
Отличная задумка, хорошая завязка, неплохой сюжет.
Язык и стилистика не выдержаны, потому почти нет эффекта погружения, а жаль.
Персонажи недоработаны. Неплохо придуманы изначально, но потом борьба за выживание начисто стерла их характеры, а должна была - наоборот, проявить их ярче.
2. Дина Полоскова, "В погоне за Иштар"
Мир типа П, правда, скрытый. Попаданство не столь нарочито, как обычно, а реализовано при помощи звездолета и отсталой планеты. Что по нынешним временам хорошо - куда лучше внезапно открывшихся порталов или магии перемещения.
Естественно, мир нуждается в спасении. Так бывает всегда с мирами типа П (Ст.1). Точнее, главные герои уверены, что на Зиккурате все очень плохо: рабовладение, человеческие жертвоприношения, усобицы меж государствами... И все это можно исправить, если собрать составной артефакт и запустить нейро-реактор.
Тут мы плавно обращаемся к проблеме прогрессорства (забавно, кстати, что любимая присказка ФП кэпа Эддара: "Ради прогресса, сделай то-то..."). Насколько уместно спасать рабовладельческие миры? Не лучше ли предоставить им возможность своими силами развиться, дозреть до нужного уровня? И выйдет ли что-то хорошее из вынужденного прогресса при помощи излучений нейро-реактора? Не получим ли мы общество мирных и покорных зомби?.. Или, того хуже, покорных и не-мирных зомби?
Но поскольку пуск реактора отложен на вторую книгу, то и все эти вопросы адресованы ей. Первая книга - не совсем об этом, а, скорее, о приключениях попаданцев в мире рабовладельческого строя.
Итак, мир. Он расслоен на 2 слоя:
- космос с прогрессивным человечеством;
- рабовладельческий Зиккурат.
И вот что удивительно. Космический мир, казалось бы, должен быть ближе автору и читателю. Во-первых, по времени ближе - 22 век роднее нам, чем "до н.э.". Во-вторых, главные герои принадлежат как раз к космомиру. Но мир космоса, тем не менее, оказывается довольно шаблонен и тускл. Неуместно ставить Ст.1, поскольку там я вел речь лишь о средневековых шаблонах, однако, у космоса тоже есть свои шаблоны, и автор успешно использует их все. Бравый капитан - авантюрист - контрабандист (этакий Хан Соло); болтливый робот; маленький, но юркий и родно й кораблик; злобные пираты, бластеры в качестве оружия... Встречаются и очень безграмотные высказывания, как, например: "Планета в созвездии Волосы Вероники". Созвездие - это кусок пространства в сотни парсек, планетка - пылинка в сравнении с созвездием. Фраза звучит подобно адресу: дом на улице Пушкина в Евразии. Или, там, "кусок космической туманности, пойманный в сеть". Туманность - это облако ооооочень разреженного газа. Она в сотни раз менее плотна, чем обычный воздух. Как она может скрыть корабль, и как ее поймать в сеть?.. Впрочем, туманность в сети, хоть и безграмотна, но порадовала: прекрасно парадоксальный образ, прямо в традициях Лемовского юмора.
Так вот, мир космоса - стереотип. Практически не имеет отличий ото всех других миров космоса. Зато мир рабовладельчества очень и очень хорош! Своя, колоритная система названий и титулов; хорошо прорисованные сцены: наряды, лица, скульптуры, дома; ярко проступает культура и религия, нравы, в том числе и сексуальные. В космосе видишь голливудовскую картинку, на Зиккурате - реальную жизнь. Даже обидно становится, что автор не вынесла в синопсис сюжетную линию Зиккурата, только одною фразой обмолвилась. А меж тем, главы о Ньоле, Яклине, Иннтахе я читал с намного большим удовольствием, чем главы Тары и Эддара! Словом, за рабовладельческий мир мой искренний респект автору. Единственная придирка к нему - чуток бы меньше эпитетов, самую малость. Например, в описании Иннатхи ну слишком много "золоченых, прелестных, восхитительных, божественных" и т.д.
Сюжет.
Попаданцы-прогрессоры спасают мир путем сбора фрагментов могучего артефакта. Попутно приходится спасать и главную героиню, ибо на ее голову сваливаются всякие неприятности.
Минус. Как уже говорилось в начале, не вполне ясно, зачем этот мир спасать. Он эстетически великолепен! Ну, то есть, да: рабы, страдания, жертвы, все такое... Но акцент в главах Зиккурата не на страданиях, а на роскоши, а также - на отлаженности и четкости культурных и религиозных механизмов. Мир отлично функционирует, пускай и не обходится без жестокости. Вот яркий пример: две рабыни, кого взял с собою Яклин, очень расстроились, что он решил пойти в город без них, даже заплакали. Стало быть, они весьма привязаны к господину. А Иннатха путешествует в сопровождении десятков рабов - стало быть, очень доверяет им, не боится какого-нибудь бунта или восстания. Это как в Древнем Риме: рабы, рожденные в неволе, вполне адекватно принимали свою роль рабов... А будучи внезапно освобождены, пожалуй, оказались бы в шоке и растерянности. Опять же, см. приключения Дейнерис Таргариен в рабовладельческих городах, и чем окончились ее благие порывы...
Плюс сюжета: он не линеен. Есть ярко выраженные повороты, открытия, взлеты и падения. Есть 2 сюжетных линии (Тара и Яклин), которые сперва развиваются независимо, но потом начинают оказывать друг на друга сильное влияние. Нелинейность сюжета - очень ценное качество, с лихвой перевешивает прогрессорские изъяны.
Действующие лица.
Героев (ст.1) нет. Ключевые персонажи - Тара и Эддар - к сожалению, из картона. Эддар был бы, возможно, неплох, если бы не попадал точнехонько в шаблон капитана-приключенца (от "Звездных войн" до "Стражей галактики"). А Тара - простите, она слишком блондинка. Не в смысле глупости - она, пожалуй, не глупа. Но в смысле того, что поверхностна, проста. Ее заботит внешность, отношения с мужчинами, немножко - общение с подругой и подругина научная работа, немножко - любопытство, связанное с кладоискательством. Более глубокие мысли и более сильные чувства, на беду, в дефиците. Культуролог и спец по ксеноцивилизациям не мог, как минимум, не задаться вопросом о допустимости и полезности вмешательства. А простая земная девушка не могла не испугаться до дрожи, когда дверь корабля вышибли взрывчаткой! Да, она могла собраться с духом и начать в кого-то палить, но так, чтобы даже сердце не екнуло...
Зато. Очень хороши второстепенные персонажи. По крайней мере, многие. Начать хотя бы с робота:
"- Человек. Человек, открой дверь своей каюты, тебе нужно получить пищу для того, чтобы жить.
...
- Человек, в твоих интонациях я слышу искажения, вызванные алкогольным воздействием. Между тем, ты должен принять пищу, и прекратить разрушать слабый человеческий мозг и печень. Хоть она у вас у людей, крепче, чем мозг, о чем свидетельствует конкретно твой случай...
- Должна, - перебила я робота.
- Что - должна?
- Ты должен говорить обо мне 'должна'. Я девушка.
- За стеной переборки это неочевидно, - не согласился робот, - Как и неочевидно то, что я, член экипажа, второй пилот и ответственный за связь, должен носить еду пьяному человеку."
И речевая модель, и характер, и колорит - все есть. Умница робот.
Жрец Ньол и его служанка Ишма. Даже короткий абзац отлично показывает характер Ишмы и то, как относится к ней Ньол:
" Пока он совершал восхваление, Ишма как раз окончила уборку и смотрела теперь на него влажными и преданными, как у коровы глазами. После того, как Ньол сказал ей, что в красном - любимом цвете богини - ее лицо светится, эта послушная овца одевалась только в него. Сегодня она была в розовом, но сверху непременно замотала красный шарф."
Рисунок взаимоотношений виден сразу, слету. И он намного менее тривиален, чем отношения Тары с Эддаром. Больше хочется следить за отношениями Ньола и Ишмы, Яклина и Иннатхи, чем за чувствами главных ФП.
Кстати, и Яклин тоже хорош. В особенности прекрасен тем, что по рисунку сюжета он - сила зла, похититель людей, работорговец. Однако действует вовсе не по причине абстрактной агрессии. Он влюбился в красавицу и хочет завоевать ее - человеческий, нормальный мотив. А его поступки - они только с точки зрения Тары зло, а по меркам Зиккурата - вполне норма. Словом, яркое исключение из Ст.1 :)
Еще о главных ФП.
Не нужно показывать в завязке брутального мужика, к которому героиня с первого взгляда питает отвращение. Это штамп. Опять-таки со времен "Звездных войн". Всякому ясно, что потом девушка "внезапно" изменит точку зрения и влюбится в дерзкого негодяя.
Гораздо интересней было бы, если б наоборот: сперва ей понравился Эддар, но потом по каким-то причинам разочаровалась, а влюбилась, скажем, в того же Яклина. Ну, то есть, о вкусах на мужчин не спорят... Но чисто с точки зрения нетривиальности, второй вариант мало предсказуем, а первый - очень предсказуем.
Резюме.
Мир Зиккурата и второстепенные персонажи очень украшают книгу.
Радует нелинейность сюжета.
Радует, что автор потрудилась создать систему верований, названий, имен, одежд - словом, колорит, атмосферу.
Печалят главные ФП и космошаблоны.
PS К вопросу о колорите, очень мне понравилась эта молитва, она же - список артефактов:
" На голове Несравненной - венец Эдена, 'Шугур'
'Прелестью чела' зовется налобная лента Ее
'Приди, приди' притираньем подведены глаза, что видят суть
Жезл и бич - вот два знака в бессмертных руках - 'Власть над миром' и 'Суд'
Изящную шею обрамляет ожерелье 'Лазурь'
Следом идет двойная подвеска священного камня 'Нумуз'
Руки украшены золотыми запястьями 'Нетти Нне'
Груди прикрыты сеткой прозрачной 'Ко мне, мужчина, ко мне'
На бедрах повязка 'Тамар', одеянье владычиц
Благословенная Мать, что все видит и слышит..."
Не избитые какие-нибудь доспехи из меча-кладенца, рубашки-непробивашки, арбалета-скорострела и шлема +12 к мудрости. Составной артефакт в виде женского наряда - отлично!
3. Стадник О.О., "Голубя тебе на грудь"
А вот и мой любимый "Голубь"! Чего говорить нельзя, ибо неполиткорректно по отношению к другим конкурсантам...
Для начала. У этой книги отличный синопсис. Замечательным образом показывает все ее достоинства:
- мир типа НП с интересными изюминками: оружие из людей, передача звука на расстояние;
- яркие и живые ФП - все четверо;
- нетривиальная завязка: не злобные пришельцы, не орды дикарей или мир под гнетом тиранов, а просто мальчик обиделся на девочку и написал песенку... из чего вытекли презанятные последствия;
- наконец, авторское здравомыслие: написать внятный синопсис весьма непросто, а здесь удалось.
Правда, и недостаток сразу ясен из синопсиса: нет ни кульминации, ни развязки. Первая книга дилогии заканчивается просто концовкой очередной главы.
Теперь о самой книге.
Главная и центральная характеристика: она - живая!
Живой мир.
Что это значит? Мир богатый, разнообразный, наполненный людьми, историями, взаимоотношениями, сущностями. Не сводимый к какой-нибудь основной проблеме, которую непременно надо решить, а живущий полнокровной и пестрой жизнью.
Тут разнообразные гильдии, барды, дворяне, телохранители, ищейки, служители культов, нелепые девицы и наводящие ужас салумы. Искусно чередуются сценки о разных людях. Разномастные истории сплетаются в цельный узор, из-за которого мир становится объемным, а не линейным.
Особенно нравится, как происходит вход в каждую отдельную ситуацию. Вот, например:
" В то же время карета королевской службы "Мирла" въезжала в ворота имения графа Рамзи Обриана. Внутри экипажа сидело двое: Тавис Давиот и его напарник Барре Камрон. Последний лениво поглаживал дремавшего у него на коленях пса - собачонку мелкую, некрасивую и беспородную, однако обладавшую, по словам людей осведомленных, острым нюхом.
- Вот мы и прибыли к его сиятельству графу Обриану, - прокомментировал Тавис Давиот, разглядывая поместье из окна кареты.
Спутник ничего не ответил. Он вообще очень редко обращал внимание на тех, кто его окружал. К примеру, весь путь до места вел себя так, словно находился в экипаже лишь вдвоем со своей собакой. Уполномоченный Давиот ненавидел работать с ним в паре. "
Сразу видишь и парней в карете, и собачонку, и рисунок взаимоотношений, и профессии. Указаны именно те детали, которые нужны, чтобы все увидеть.
Или такое:
" - Как же я рад тебя видеть, мой дорогой брат! - провозгласил он с порога, с грохотом распахивая дверь.
Не дожидаясь ответа, прошествовал в комнату и плюхнулся в кресло. Вытянул ноги, закинул руки за голову и сладко потянулся.
- Как добрался? - лорд Дайтон отошел от окна.
- Ты знаешь, лучше, чем мог ожидать, - Нериан поерзал на своем месте, нашарил под спиной мешавшую ему диванную подушечку, выдернул ее из-под себя и, не глядя, швырнул на пол. - Хавен, принеси мне выпить! Я устал с дороги.
Слуга неодобрительно поджал губы, с тревогой глянул на хозяина и, удостоив гостя неглубокого поклона, вышел."
Кто такие эти два брата, как относятся друг к другу - мигом становится ясно.
Живой сюжет.
Это что означает? А то, что на сюжет оказывают влияние поступки и желания массы людей, создавая непредсказуемые повороты. Ни персонажи, ни читатель не могут предсказать, что ждет за поворотом, поскольку действия людей влияют друг на друга и искривляют их пути. Более того: данная книга - редкий случай (хорошее исключение из Ст.1), когда персонажи позволяют себе передумать, поменять свое решение! Салум отшивает Риелей, но после, сообразив, что от нее будет польза, сам же преследует ее. Риелей хочет отомстить, но позже отказывается от мести. Кеане должен выполнить задание короля, но нарушает приказ из-за вспышки великодушия и дружеских чувств... Подобного здесь очень много. Даже мелкие второстепенные интриги очень оживляют повествование. Виконт, притворявшийся занудой, - это же прекрасно! Подлюга Шайн со своей историей, с надменным хозяином, с ищейками, идущими по следу, с помешательством - не менее прекрасно. Этот подонок введен в сюжет лишь для того, чтобы убить Риелей, однако он его с нею свела целая череда удивительных событий. Наконец, сама смерть Риелей, которая поначалу выглядит главнейшей героиней, - тоже прекрасный поворот!
Живые персонажи.
Это - вообще особое достоинство. Начиная от своих описаний в синопсисе, они очень объемны и ярки. Не только о главных героях речь, а и о второстепенных. Тут и хорошие описания персонажей:
"Титул виконта - единственное, что было в Дайтоне Валфриде замечательного. Человеке сером и невзрачном до крайности. Его можно было бы счесть привлекательным, но только обладая достаточным воображением для того, чтоб представить дворянина без старомодной, совершенно не шедшей ему прически. И не сутулящимся. И не в костюме столь любимого им покроя, скрывавшего все достоинства фигуры и выпячивавшего ее недостатки. Очень много разных "и". Однако новый виконт Гармангахиса не располагал к желанию копаться в его личности, выискивая редкие жемчуженки в мешке перловки."
И остроумные диалоги:
"- Смотри, - молодой человек поставил свой бокал на стол. - Пять наших прелестных гостий признались мне в любви, две из них согласны бежать со мной из дома без родительского благословения, жить впроголодь, скитаясь по гарнизонам, согреваясь лишь "нашей любовью". Остальные ничего конкретного не сказали, но там и без слов всё понятно. Так что выбирай любую!
Лорд Дайтон молчал, пытаясь вникнуть в логику брата. Тот, убедившись, что родственник не понимает, демонстративно вздохнул, словно дивясь его несообразительности.
- Мой обожаемый брат, - снизошел до пояснения Нериан. - Назови мне понравившуюся тебе девушку, я скажу ей, что, если она выйдет за тебя замуж, то мы с ней сможем регулярно видеться, не привлекая внимания общественности к нашим отношениям, и, вот увидишь, она тут же согласится за тебя пойти! Здорово я всё устроил, а? Правда, это значит, что мне придется чаще наведываться к тебе в гости, не то молодая жена почувствует себя обманутой, - он ласково улыбнулся."
И внезапные поступки по велению сердца, а не сюжета:
" - Ладно, предположим, я поверил. Что ты хочешь взамен?
- Ничего. Считай это моей данью памяти человеку, который ближе, чем кто-либо за всю мою жизнь, подошел к тому, чтоб стать мне другом.
- О. И этот кто-то настолько меня любил, что теперь ты собираешься безвозмездно спасать мою душу? - Айрел понимал, что рискует, провоцируя больного, но сдержаться не мог.
- Нет. Она уверяла, что ненавидит тебя всем сердцем. - Кеане упорно не провоцировался. - Поэтому особо настаивать на своем предложении я не буду. Решай. Альтернатива у тебя такая: принять оружие или стать сырьем для оного."
И даже просто яркие детальки, черточки:
" - Да не оставь без заботы своей и наущения рабу твою верную... - она привычно споткнулась на этом месте."
" Уиллард Хайг восседал в кресле и ласково улыбался. Напротив него стояли трое ребят. Он слышал их дыхание, ускоренное сердцебиение, шорох одежды, скрип половиц под ногами. Чуял запахи. Молоко и мед - слева, сосновая смола - справа. Центральный мальчишка пах сиренью."
А вот к чему хочу придраться напоследок, так это к чистоте речи.
Во-первых, в тексте нередко проскальзывают неологизмы, которым во времена ножей и карет совершенно не место. Всяческие "психологические особенности", "активации", "дипломные исследования", наконец, сленговые конструкции, вроде "чисто для поддержания образа".
Во-вторых, автор очень любит деепричастные обороты и сложноподчиненные предложения, иногда это весьма затрудняет восприятие.
"У Судьбы были серые глаза и каштановые с рыжиной волосы, и божественная фигура, и уверенная поступь, и испепеляющий душу взгляд, и все прочие достоинства, тут же щедро преувеличенные воспаленным разумом впечатлительной девушки.
Судьба прошла мимо что-то примирительно лопочущего трактирщика и застывшей с глупым выражением лица девицы, удостоив последнюю лишь мимолетного взгляда."
Или:
"Впрочем, уверениям, что об использовании вещицы в целях шпионажа, не могло быть и речи, королевский Особый комитет значения не придавал и не оставлял попыток склонить гильдию к сотрудничеству."
Резюме.
Остроумный, увлекательный роман с "эффектом погружения".
Единственный весомый недостаток - недостаточно проработанная речь.
Ну, и отсутствие концовки в рамках первой книги.
4. Алекс Реут, "Кинопольский волк"
Городское фэнтези об оборотнях. Скажем, фэнтезийный детектив с элементами боевика.
Действительно, от части штампов и стереотипов автору удалось уйти. В частности, мир не П, и не НП, а обычная наша современность. И фокальный персонаж - не молодчик-попаданец, и не какой-нибудь сверхвоин, а обычный студент... со временем, правда, превращенный в волка.
Да и оборотни в рамках данного конкурса - явление очень редкое, отнюдь не избитое.
Что радует в данном произведении?
1) Лакс (фокальный персонаж) весьма неглуп. Он способен наблюдать и делать выводы, анализировать ситуацию, высказывать интересные мысли, причем не только те, что нужны по сюжету, а и отвлеченные. Обладает эрудицией, начитан. Все это становится ясно из его слов и действий, то есть - доказано делом; а не только сказано авторской речью, что, мол, главный герой - умница.
2) Современный мир, причем не Москва или там Нью-Йорк, а провинциальный Кинополь. Нестандартно, и в то же время легко ощутимо, представимо, видимо читательскими глазами. Перенестись мысленно в Кинополь (хотя и не существующий в реальности) очень просто.
3) Хороший эпиграф.
Что не радует?
1) Сюжет. К сожалению, он таки следует ряду фэнтезийных сюжетных шаблонов (Ст.1). ФП попадает в сказочный мир (то бишь, в Кинополь, где живут оборотни), обретает сверхсилу (превращение в волка), находит подругу, которая вводит его в курс дела и во многом помогает (Копи), узнает о деятельности Темной силы (секта фанатиков, неведомый убийца), вступает в борьбу и одерживает победу.
Да, повороты сюжета есть, линейное течение событий несколько раз нарушается. Но общая схема - совершенно традиционна, хоть и перенесена в современность.
2) Диалоги. Их очень много, в разы больше, чем авторской речи. В чем беда диалогов?
А) В том, что персонажи говорят одинаково - не используют речевые модели, характерные обороты. Их реплики не колоритны, не выдают индивидуальность человека, потому скучноваты. К тому же, приходится отсчитывать реплики на "чет-нечет", чтобы понять, кто что сказал.
Б) В том, что диалоги очень тормозят действие. Они несут информацию - да. Но переживаний не несут, атмосферы не создают, не рисуют ярких образов (в данном конкретном произведении). То есть, многие диалоги здесь - как допросы свидетелей: только способ сообщить / получить сведения.
В) Бывают диалоги, где разнородные сведения идут плотно, кратко и сухо. Вываливаются на голову читателя плотным потоком:
-- Машины жалко. А с ним что?
-- Захлебнулся в пищевых отходах.
-- Достойное погребение! Кстати, а что с Церковью?
-- А Церковь сумела отмазаться, так что мечта Курочкина о христианском экстремизме пока остаётся несбыточной. Отец Вальтер Ким лежал с сердечным приступом, а Гудзенко действовал по своей инициативе. Его имени нет даже в официальных списках её служителей.
-- Кстати, о списках. Удалось вытащить таблицы Кинеля?
-- Память в смартфоне спеклась, а компьютер так и не вскрыли. По твоему совету перерыли весь стол, но бумажки с паролями не нашли. Помучались, помучились, а потом отец попросил просто взять и стереть диск начисто. Ему компьютер нужнее, чем компромат.
-- То есть, связь с Церковью Воссоединения не доказана?
-- Не была бы доказана, если бы отец Вальтер Ким не перепугался и не дал таких показаний, что их вся прокуратура читает и начитаться не может. Самое удивительное, утверждает, что сам в Церкви не состоял и всячески с ней боролся!
-- В его работе без наглости никуда. С Лучевским всё в порядке?
-- Выжил. Когда за нами гнались с дубинками, он их попытался отвлечь и вывести в другую сторону. И представляешь -- сам ухитрился заблудиться в заповеднике. Всю ночь их водил, в конце концов затащил их в болото, пытался потом оттуда вывести, но ничего не вышло. Оказывается, он тоже немного герой.
-- Мы все немного герои. А что с теми ребятами, которые из "Лесной Сказки"?
-- Лугаревич выжил.
-- Напомни, кто он внешне. Я их по фамилиям не знаю.
-- Который со светлыми волосами.
Это как у Гюго в "1793": вышли два парня на палубу корвета и вкратце обсудили всех персонажей французской революции, кого вспомнили. То есть, три страницы на голову читателя сыплются разнообразные фамилии с парой строк информации при каждой.
С другой стороны, отмечу, что содержание некоторых диалогов вполне увлекательно - к примеру, тот, где обсуждались альфа-самцы и ранговая иерархия.
3) Персонажи. Ну, о Лаксе оговорено выше - он, как раз, приятное исключение. Копи - тоже неплоха, хотя в своем роде традиционна. А остальные - чисто функциональные существа, призванные просто сыграть сюжетные роли. Характеров не видно (Ст.1). Поскольку львиная доля текста - это диалоги, то создание речевых моделей и оживило бы сцены, и помогло бы увидеть характеры персонажей.
4) Не всегда продуманные, шероховатые фразы. Вот, навскидку, в течение одной лишь сценки из главы "Троллейбус ненависти":
"Когда оперативник попытался на неё посмотреть, она зыркнула недобрым взглядом и повернулась спиной"
Попытался посмотреть?.. А как это? Попытался, но не смог?..
"Из коридорчика показалась Копи. Она, как ни в чём не бывало, несла тот самый сейф, который Лакс видел в комнате."
Сейф - тяжеленная дура! Даже если он невелик по размерам, то все равно тяжел. Положим, Копи могла его нести, поскольку очень сильна - волчица, все-таки. Но вот нести его "как ни в чем не бывало", не привлекая ничьего внимания, не вызывая удивления!..
"Средний рост, широкоплечий и лицо, которое казалось смутно знакомым."
Рост широкоплечий?.. Широкоплечий и лицо?.. Несколько раз запнешься прежде, чем поймешь смысл. "Средний рост, широкие плечи, смутно знакомые черты лица" - наверное, это имелось в виду.
Резюме.
Детективная интригующая завязка и умный главный герой дают хороший потенциал для увлекательного романа. К сожалению, автор не вполне реализовал этот потенциал. Главный камень преткновения, на мой взгляд, - недостаточно искусно построенные диалоги.
5. Кубрин М.С., "Одолженный меч, чужая магия"
Постараюсь проявить максимум уважения к смелости автора, который просил меня проанализировать роман, хотя и сам осознавал, что по большинству пунктов соответствует моей общей статье Ст.1.
Итак, максимум о хорошем.
1) Интересный взгляд на мир "Меча и Магии": не с позиций боевок и приключений, а с точки зрения геополитики. Непростые взаимодействия между королевствами людей и эльфов, и спорными землями, стремящимися обрести независимость. Интриги королевы в лучших традициях современного политикума: провокации, фиктивные договора, подстрекательства к мятежам, передел территорий... Словом, интеллектуальный уровень сюжета - значительно выше, чем просто "пришел и вломил", а заговоры, которые плетут власть имущие, действительно похожи на заговоры, а не детские игры в песочницы.
2) Не всемогущий главный герой. Конечно, он обрастает друзьями-помощниками, приобретает навыки и крутые артефакты, а также знает будущее (благодаря знакомству с сюжетом игры). Но не становится внезапно офигительным магом или лучником, или божьим сыном с соответствующими навыками. Чтобы колдовать - учится колдовать, чтобы стрелять - учится стрелять. И тем, и другим овладевает на довольно среднем уровне. Еще: он испытывает желание вернуться на Землю. Это редко случается с попаданцами.
3) Наличие метавселенной: Древние, Терра, космические полеты, передвижение во времени. Интриги и загадки более высокого порядка, чем те, что вплетены в структуру Эратии. Предполагаемое объяснение того, как связаны между собою миры.
4) Довольно живое повествование: активное, энергичное, без провисаний в диалогах или описаниях, или однотипных боевках. Хорошие отступления, которые показывают картинки из разных частей мира или даже из истории - они очень придают объемности и насыщенности миру.
5) Нетрадиционная концовка. Даже очень нетрадиционная.
Но, к сожалению, из песни слов не выкинешь. Теперь о штампах.
1) Мир по мотивам игры - тем более, такой знаменитой! - это уже штамп. Правда, приятный штамп: хорошо проработанный, заманчивый, красочный.
2) Герой попал в сказочный мир и, пусть не обрел всемогущество, но, однако же: а) сразу оказался в центре политической жизни, подружился с самой королевой; б) наделен сверхспособностями в виде знания будущего; в) пытается спасти мир... правда, не спасает, но все же на что-то меньшее, чем судьбы всего мира, не разменивается.
3) Действительно яркий и характерный персонаж - только королева Кэтрин: хитрая и дальновидная интриганка. ФП несколько уступает ей. Остальные - картинки из игры. У них есть, как в игре, расы, классы, навыки, таланты, истории жизни... но характеров все же нет. Вместо характеров - ТТХ. Ну и, стоит ли говорить, внутренних конфликтов ни у кого нет - все борются лишь со внешними врагами и обстоятельствами.
4) Не следует обманываться: гибель мира - это тоже штамп! В рамках данного конкурса, конечно, пока единственный встреченный мною апокалипсис... но это в рамках данного. А вообще, в литературе, гибель мира избита и изношена точно так же, как и спасение мира от неминуемой гибели. Как избежать этого штампа? Очень просто: вовсе не ставить мир на грань гибели. Спасать не весь мир, а что-нибудь помельче. Город там, Спорные земли... или просто харизматичную королеву - она того стоит.
Особая ремарка.