Свенцки Инга : другие произведения.

Грош

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Стихотворение и обзор его метафор

   Грош
  
   Земное тщетно бытие
   В бесцельной фальши суете
   Обратны планам результаты
   Провалы мыслями богаты
   Унять бы их визгливый хор
   Но чем? Повсюду пошлый вздор
   Лишь лирики простая суть
   Душе позволит отдохнуть
   Забыв о сложностях до срока
   В руках- потёртый томик Блока
   Знакомый многим с юных лет
   Довольно недурной поэт
   Формальный стиль, но он высок
   Недостижимо совершенно
   Дух времени вином в песок
   Излил предчувствие инферно
   Чем дал поэту крупный шанс
   Собой украсить декаданс
   И мистика эпохи с ним
   Она- прозрений горький дым
   В котором сквозь метельный снег
   Идут двенадцать человек
   Пытаясь избежать беды
   Беда- по следу. А следы
   Словами по канве сюжета
   Двенадцать не дойдут до лета
   Они пропасть обречены
   Не зная бытия цены
   Ему цена- пропитый грош
   Он собственность, его не трожь
   Он, в три погибели согнув
   Войти позволит в театр буфф
   Там буффонады, карнавалы
   Сияют праздничные залы
   Идите, люди. Вам- туда
   Там прошлого темна вода
   На неуютных облаках
   Alarm!
   Вас ждёт гордыни крах
   А во небес высокой сини
   Вас ждёт кошмарный крах гордыни
  
   Данное стихотворение метафорически описывает сложное философское понятие 'Тщетность бытия'.
   Про само явление метафорической поэзии читайте в моей статье 'О метафорической поэзии'
   Вопрос о том, какое бытие является тщетным, а какое правильным, далеко не праздный.
   Личное время жизни- это главное и, по большому счёту, единственное богатство, которое есть у человека. Всё остальное- производная от этого невосполнимого ресурса. И тратить данный ресурс на пустопорожнюю ерунду совершенно нерационально.
   В широком философском рассмотрении не праздным является бытие, наполненное высшими смыслами. Смысл жизни человека- в исполнении воли Создателя мира сего.
   Он создал человеческую душу и послал её в этот мир, преследуя Ему лишь ведомые цели. Тот, чья жизнь лежит в русле подобного целеполагания, получает от жизни буквально всё, предусмотренное лично для него Свыше. Если цели, возложенные на него Создателем, человеку не ясны, то смыслом его жизни становится выяснение этих целей.
   Данная логическая конструкция выстроена вне какой- либо религиозной доктрины, исключительно в рамках деистического мировоззрения. Составить представление о деизме можно, найдя подробную информацию в интернете. В главном же это не религия, а религиозно- философское учение, в котором наука дала ответ на вопрос о том, как в её понимании выглядит Создатель мира сего. Философская максима деизма предельно проста: Наш мир создан разумной сущностью, созидательные возможности которой неизмеримо превосходят человеческие. Этические принципы, регулирующие взаимоотношения Создателя и человека изложена чуть выше. Это единственное, что можно сказать о существу о Создателе. На основе данной максимы каждый человек может выстроить свою собственную религиозную матрицу. Для этого он может использовать любую религиозную доктрину целиком либо частично, по своему рассмотрению Либо полностью отвергать любые религиозные доктрины и создать свою собственную с чистого листа.
   В рамках атеистического мировоззрения ответа на вопрос о смысле жизни не существует.
   Но здесь следует различать атеизм научный и вульгарный. Научный атеизм- это эффективный метод познания окружающего мира. Вопрос о Создателе он выводит за скобки, адресую его деизму. В деизме же Создатель сотворил нашу вселенную, установив в ней незыблемые физические законы. Его творение является открытой книгой, изучение которой даёт человеку все знания необходимые для текущей жизни и эволюционного развития. Чем научный атеизм и занимается. Он как бы 'срезает' произвольно трактуемые категории, вроде чудесного вмешательства Свыше в текущую жизнь мира сего. Разумеется , возможности Создателя очень велики и не могут быть полностью поняты людьми никоими образом. Он, видимо, без труда сможет превратить воду в вино или дать людям способность к левитации. Но Он этого явно не делает, такого рода вмешательство Свыше в физическую картину мира не подтверждается научными фактами. Если Создатель решит изменить физические законы созданного Им мира, то людям на этот счёт будут даны ясные знамения. Поэтому научный атеизм выводит из рассмотрения возможность вмешательства Свыше и занимается изучением мира доступными на сегодня способами. Вульгарный же атеизм- это антирелигиозная ересь, которая развила здравые предпосылки научного атеизма до чего-то, этим предпосылкам прямо противоположного, дойдя в своих извращениях до отрицания самого наличия разумного Создателя в нашей объективной реальности. Причём сделано это без сколь- либо приемлемых логических оснований. Выдвигаемый вульгарным атеизмом тезис о самоорганизации вселенной из неразумной материи, которая сама себя породила, столь же безоснователен как и утверждение о том, что некие обезьяны нашли в джунглях запас строительных материалов и соорудили из них вполне человеческое жилище. А перед этим сами стройматериалы другие обезьяны изготовили неким чудесным образом. Объективная реальность таковую возможность полностью отрицает. Подобные чудеса возможны только в сказках. И вульгарный атеизм строит своё еретическое вероучение на лженаучной сказке. Он, как и любая ересь, обладает высокой притягательностью для массового сознание. Но рассмотрение феномена ересей не входит в мою задачу здесь и сейчас.
   Таким образом, вследствие рассмотренных выше причин, ни научный, ни вульгарный атеизм не отвечают на вопрос о смысле человеческой жизни. Поиск ответа на данный вопрос в рамках деистического либо религиозного формата- дело сугубо личное.
   И потому жизнь в русле поисков своего высшего предназначения не может быть принята в качестве логической аксиомы общественного явления. Но выстроенная выше логическая конструкция позволяет сделать предположение о том, что тщетно бытие, проистекающее в русле иллюзорного целеполагания. Звучит как некий силлогизм, но это не так. Данное утверждение представляет собой понятийно логическую аксиому, на основе которой можно выстроить цепь последующих суждений. А всякая аксиома выглядит очевидной после того, как она кем- то оглашена. До момента оглашения аксиомы совершенно не очевидны.
   Выдающийся пример метафорически выраженной темы тщетности бытия в русле иллюзорного целеполагания даёт поэма Блока 'Двенадцать'. Ключом к пониманию её смысловых рядов служит вольно цитированная фраза: 'Ветер, ветер, белый снег. Идут двенадцать человек. В белом венчике из роз, впереди Иисус Христос'.
   Здесь имеет место концептуальная парадигма революционного искусства в его паразитической приспособленческой форме.
   Революция решительно сломила и буквально развеяла в дым прежнюю культурную матрицу. По причине чего возникла острая необходимость в создании новой революционной культуры. Деятели прежней культуры увидели в этом для себя грандиозные перспективы. Они обладали умениями и навыками профессионального характера, которые выгодно выделяли их на фоне революционных неофитов.
   Для реализации открывшихся возможностей они решили прибегнуть к созданию дутых величии по принципу 'Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку.' Создаётся творческое объединение, которое выдвигает из своей среды новоявленного мессию.
   А другие члены объединения выступают в роли апостолов и всеми доступными способами пиарят дутую фигуру. Мессия же, получив свою долю популярности, пиарит апостолов, тем самым повышая их авторитет у потребителей культурной продукции. Профит. Циклический алгоритм, в циклах прокрутки создаёт крупное культурное явление.
   Это некий аналог творческих объединений современного интернета, в изобилии представленных на его литературных площадках. Принцип всё тот же: группа закулисных авторов работает на общий бренд и одновременно играет перед читателями роль поклонников, либо неадекватных критиков. Пиар прямой плюс пиар от обратного. Показательный пример такой дутой величины даёт творчество писателя- фантаста Василия Головачёва. Под этим брендом группировка гиперактивных графоманов собрала и многократно мультиплицировала буквально всё, что можно отнести к жанру альтернативно одарённой фантастики. Поначалу копипаста была вполне читабельной,
   но с годами закономерно скатилась в шаблонное УГ.
   Блок, будучи крупнейшим литератором Серебряного века, предупреждал творцов о бесперспективности такого рода деятельности и сообщил об этом в своей поэме 'Двенадцать'. Время полностью подтвердило пророчество Блока. Никто из дореволюционных деятелей культуры в новых условиях не преуспел сколь- либо заметным образом. Исключение составляет лишь декадент- модернист Маяковский, но
   с ним другая история. После написания 'Левого марша' Маяковский обрёл авторитет поэта- агитатора в среде революционных матросов. Матросы были влиятельным сообществом и в годы Гражданской войны активно привлекали Маяковского для работы в сфере агитации. Так произошла раскрутка бренда. То есть Маяковского сделали тем кто он несть на апостолы, а читатели его стихов. Но и как поэт Маяковский значительно выше видных декадентов вроде Николая Гумилёва или Велимира Хлебникова.
   А самый заметный пример раскрутки мессии апостолами даёт творчество Корнея Чуковского. Здесь во многом комичный случай. В стихах Чуковского прослеживаются характерные признаки наркоманского мышления. Видимо, группа поэтов- наркоманов, в тесном союзе с издателями- наркоманами таким образом зарабатывал себе на дозу. Аллюзии здесь читаются вполне явно. 'Мне недавно повстречался на бульваре крокодил. Он с Тотошей и Кокошей по бульвару проходил'. Кокоша- слэнговое название кокаина. Крокодил- драгдиллер, он злой, зубастый, вещества в долг снова не даст.
   '-А много ли нужно прислать? -Да пудов, эдак, пять или шесть, больше ему не съесть, он у меня ещё маленький'. Если заменить пуды на кубы опиатного раствора, то получится стандартная разовая доза системного наркомана.
   Тщетность жизненной стратегии- прилипалы проистекает из того, что прилипале неведомы во всей полноте цели процесса, на котором оно пытается паразитировать. Локомотив тянет вагоны, в одном из которых уютненько устроился прилипала.
   При этом машинист не докладывает пассажирам о маршруте следования. Прилипала резонно считает что едет в Париж, но может так оказаться, что конечной станцией путешествия будет. скажем, Салехард, где из станционных динамиков звучит приветственный гимн:
   Малиновый пиджак, ветер северный
   Этап на Салехард. Злонамеренный
   Ковойный пёс кусил меня
   И что ему с того, что крутым я был?
   Раз в зоновском клифте, по рамцам- дебил
   -Гав-гав, шагай-ка, нездоровая херня
   (Апокриф 90-х, слова народные)
   В этой связи творцы революционного времени потерпели фиаско по причине полного непонимания того, что создателем нового искусства является победивший пролетариат. Искусство принадлежит народу, любое творения становится предметом искусства только после того, как потребитель его оценил и ввёл в культурный оборот. В противном случае получается лишь более- менее годная поделка для личного пользования. А трудовой народ в плане искусства преследовал собственные цели, которые представителям дореволюционной богемы были неведомы. Страшно далеки были они от народа.
   Фиаско стратегии- прилипалы имело массовые проявления в 90-е годы на ниве коммерческой деятельности. Здесь лузерами выступали очень умные и дальновидные люди, имевшие выгодные им связи в бизнес- кругах. Типичная для того времени ситуация: Влиятельный родственник, хороший знакомый, друг семьи, однокурсник по институту открыл свой бизнес и взял прилипалу в штат хоть кем-то. Прилипала разумно считает, что он, благодаря такой удаче, освоится в новой для него сфере деятельности, увидит перспективное направления, откроет свой бизнес и сможет использовать ресурсы покровителя для своей пользы. Он как бы не халявщик, а ценный деловой партнёр. (Забытый сегодня мэм из рекламы финансовой пирамиды МММ). Это тщетные надежды.
   Лично я не знаю ни одного случая успешной реализации подобной стратегии.
   А вот примеров фейлов, в том числе и эпического характера, я знаю предостаточно. Причина фейла всё та же, изначально заложенная в проект неясность целей процесса- локомотива. Люди бизнеса тщательно охраняют свои коммерческие тайны и не стремятся поделиться ими с кем бы то ни было. Прилипала наивно считает что такие тайны станут ему известны естественным ходом вещей. Он же находится внутри процесса. Но это не так. В бизнесе самая важная информация передаётся с глазу на глаз, а самые значимые связи отнюдь не афишируются.
   Фейлы закономерно приводят к краху гордыни, а она вызывает развитие комплекса лузера. Это сложная нервно- психическая абберация реактивно- суггестивного характера. Попав в психотравмирующую ситуацию, человек стремится избавиться от свойственных ситуации дискомфортных нервно- эмоциональных ощущений и прибегает к легкодоступному способу фантазийных построений. Он мысленно уносится в фантазии, где неприятная ситуация уже преодолена и всё само собой сложилось наилучшим образом. Это хорошей способ нервной релаксации, но он, как и любое болеутоляющее средство, опасен злоупотреблениями. Если потерпевший фейл человек злоупотребляет приятными фантазиями, то он как бы сам себя гипнотизирует и постепенно перемещается в композитную реальность, где факторы реального мира и фантазии гармонично сочетаются друг с другом. Причём фантазии однозначно более предпочтительны, чем пошлая реальность. Запущенный процесс порождает и развивает сверхценную идеологию, согласно которой лузера обязательно заметит и оценит по достоинству кто- нибудь из сильных мира сего. После чего жизнь изменится в лучшую сторону сказочным образом. Здесь главное- ничего не делать и сидеть на пятой точке ровно. Ибо какие- либо действия по улучшению своего текущего положения могут пошатнуть и разрушить фантазийную конструкцию. Лузер, для начала головокружительной карьеры, назначил себя ближайшим к себе начальником. А реальный начальник вдруг говорит:- Вот ты претендуешь на прибавку в зарплате, просишь дополнительную работу и в то же время, свою работу делаешь кое- как, цифры в отчёте на компьютере правильно сосчитать не можешь. Прибавки к зарплате не будет однозначно. Это болезненная ситуация, которую нужно всеми силами избегать. Для этого лузер выстраивает вокруг себя защитную оболочку, скрывая под ней свою тягу к фантазёрству. Он неуклонно демонстрирует окружающим иронично- критичное отношение к жизни. Он теоретически стремится
   к изменению своей жизни, что- то обдумывает, обсуждает с коллегами, предлагает их вниманию совершенно реальные прожекты. Но разницу между теорией и практикой хорошо описывает старый мудрый анекдот:
   Крошка- сын к отцу пришёл и спрашивает его, в чём разница между теорией и практикой.
   -Это просто. Для начала объяснения задаю вопрос твоей матери. Готова ли она отдаться со всеми извращениями за миллион рублей старому облезлому папику. Следует стандартный в таких случаях ответ.
   -Разумеется, от тебя нищеброда денег не дождёшься, ты ничтожество, на которое
   я зря потратила лучшие годы своей жизни и т.д.
   Та же ситуация повторяется и со старшей сестрой сына.
   -Вот видишь, сынок. Теоретически мы с тобой миллионеры. А на практике, у нас в квартире живут две бляди.
   В настоящее время комплекс лузера приобрёл характер психической пандемии.
   По крайне мере, в нашей стране. Связано это, видимо, с оголтелой буржуазной пропагандой в СМИ, которая усиленно насаждает пошлый фейк общества неограниченных, открытых для всех возможностей. Стандартный сюжет сериальной мелодрамы российского производства: Бедная, но гордая, относительно молодая женщина, психотип 'училка', с достоинством несёт тяжкий крест нищебродского существования. Но, в конечно итоге, обязательно появляется богатый принц на белом джипе, который увозит училку в новую прекрасную жизнь. Это готовое сюжетно- образное решение для фантазма. Типичная ситуация: Женский коллектив с его змеиными любезностями. Коллега пришла на работу в дорогостоящей обновке и живописно рассказывает присутствующим о том, как близкий ей мужчинка, по случаю покупки, пригласил даму сердца в приличное заведение общепита. Второе обстоятельство, как всегда, равновероятно. Но поймать в таких случаях фантазёрок с поличным пока ещё никому не удавалось. Это стресс для окружающих. Женская жаба верещит болезненно.
   От психотравмирующей ситуации можно легко убежать в фантазмы. Для этого нужно взять подходящий шаблон из сериала и поставить себя на место героини. Профит. Далее- эффект снежного кома. Случай с училками- типичный, но не единичный. Буржуазная пропаганда перекрывает весь спектр образно- сюжетных решений, способных активировать любые комплексы, инграммы, фобии и т.д. Её задача- увести людей от реальности в сферу иллюзий. В этом сила власти. -В иллюзиях вам хорошо? Вот там и живите, а на то, что происходит в реальности, особого внимания обращать не следует. Другой, вопиющий по своей сути, пример- оголтелый пиар российских ВУЗов. Которым мудрость народная дала ёмкое прозвище Ебёна Сорбонна. Был зачуханный пединститут областного центра, объявил себя гуманитарным университетом и, только благодаря этому, сравнялся с Сорбонной если не целиком, то в основном, в общем, в целом. В результате, студент, который на протяжении пяти лет подвергался интенсивному рекламному воздействию, выхолит в самостоятельную жизнь с критически завышенным представлением об уровне собственных возможностей. Он молодой, инициативный, блестяще образованный. И потому легко порвёт в карьерной конкуренции старых идиотов, которые закончили тот же самый ВУЗ тридцать лет назад. И у оторых,отличие от молодого специалиста, есть опыт и стаж практической деятельности.
   Фейлы самоидентичности современных выпускников- пошлая рутина реального сектора экономики и структур государственного управления.
   Комплекс лузера эффективно лечиться психотерапевтическими методами. Но кому это нужно в колониальном бандустане Рашка?
   Люди с комплексом лузера весьма трудны в личном общении. Их жизнь описывается словами мутного персонажа из фильма 'Асса': 'Я живу в сказочном мире своих ослепительных снов. А в этот мир я выныриваю подышать'. Поэтому, в каком именно мире сейчас находится ближайший к вам лузер сказать невозможно. Установление эффективной коммуникации с такими личностями- дело несложное, но здесь главное точно распознать явление. Метафорическое стихотворение 'Грош' объективно помогает это сделать. Таковы особенности подсознательного мышления. Качественно изготовленная образно- логическая конструкция, будучи загруженной в долговременную память, работает как экспертная программа, выдающая на сознательный уровень некие интуитивные прозрения, которые можно взять за основу дальнейшей аналитики.
   Таков эффект, присущий мнемоническим стихам. Мнемонический стих это всем известное: А у нас в квартире газ. А у вас? Это навязчивый мэм, который в своё время пожарные загрузили в память школьникам, для того, что бы они, уходя из дома не забывали закрывать газовый кран.
   Метафорический стих значительно сложнее простого мнемонического по форме и смысловой наполненности. Но принципиально это одно и то же.
   Образ гроша содержит в себе отсылку к магическому культу пенни- одноцентовой монеты. Этот культ широко распространён в западной культуре, Он сложен, многообразен в своих фольклорных проявлениях и потому труден для понимания человеком из иной культурной среды. Общий смысл этого культа в том, что пенни является символом
   lucky strike, счастливой находки, благоприятного случая, который может кардинально изменить жизнь человека в лучшую сторону. В метафорическом ряду стихотворения 'Грош' образ пени символизирует обратную строну стратегии- прилипалы. Иметь среди своих знакомых влиятельного человека- реальная удача. Но выгоды из такого знакомства можно извлечь лишь при опоре на собственную самодостаточность. Применительно к бизнесу: человек начинает дело, исходя из наличных возможностей. А когда он в этом деле станет из себя что-то представлять, то полезное знакомство можно с выгодой для себя использовать в стратегии взаимодействия равных по достоинству профессионального статуса. - У меня сеть малый бизнес, он работает успешно на своём уровне. Рыночная ситуация даёт возможность для его расширения. У тебя есть возможность вложить в мой бизнес свои деньги ко взаимной выгоде. Вот бизнес- план. Такая стратегия, по сути, единственная возможность выгодно использовать для себя знакомство с влиятельным человеком. Малый бизнесмен- тоже бизнесмен, имеющий подтверждённую делами репутацию. Это совсем не то, что сотрудник фирмы, которого взяли на работу по знакомству. Но прилипала выше мелочной суеты малого бизнеса. Он, благодаря своему великому уму, выстроил свою стратегию на многие годы вперёд. А гордыня превознесения в собственной интеллектуальной исключительности мешает прилипале осознать простой факт: какой- нибудь мелкий рыночный торговец, в плане взаимопонимания и возможного сотрудничества, значительно ближе к его покровителю чем он сам, весь из себя такой умный и дальновидный. Отсюда закономерный итог карьеры: крах гордыни, комплекс лузера и т.д. по накатанному пути. Это многих трудный путь. Подводя итог сказанному выше: Тщетно бытие, проистекающее во гордыне превознесения и сопутствующем ей комплексе лузера. Это далеко не единственные признаки тщетности бытия, но они, в самоподобном применении, достаточно полно описывают всё явление целиком. Таковы ключи смыслов, открывающие путь к пониманию метафор данного стихотворения. Получив эти ключи, читатель сможет найти в нём что-то своё, замеченное и понятое в результате собственного жизненного опыта
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"